Елена Кирякова
Математическое занятие «Путешествие в сказочную страну»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- Познакомить ребят с числом «0» и способом его записи. Закрепить умение сравнивать числа.
- Создать благоприятные условия для формирования элементарных математических представлений дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
- Создать условия для формирования представлений детей о числе ноль как отсутствии объектов пересчета, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умение писать цифру ноль.
Публикация «Математическое занятие „Путешествие в сказочную страну“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
- Обобщить знания и закрепить умения детей по всему пройденному материалу : умение считать, сравнивать числа, решать задачи, умение ориентироваться во времени и пространстве.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, внимание, математическую речь, тренировать мыслительные операции;
- развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету.
Материал к занятию :
демонстрационный – карта; изображения сказочных героев; картинка с заданием «Найди отличия»; числовой отрезок; числовые домики.
раздаточный – простые карандаши, тетрадь в клетку, пропись.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, как много у нас гостей, давайте поздороваемся с ними (дети проходят и здороваются).
Воспитатель: Ребята подойдите ко мне, встаньте в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем
И занятие начнем.
Дети, вы любите слушать сказки? А сами не хотели бы попасть в сказку и помочь нашим героям? Хорошо. Я предлагаю совершить удивительное путешествие в сказочную страну, путешествие не простое, волшебное, с математическими заданиями. Злая колдунья спрятала волшебные предметы у сказочных героев. Необходимо помочь найти эти предметы и вернуть персонажам сказок.
Добрый волшебник, оставил нам подсказку, это карта, но она заколдована, открывать мы ее будем по ходу выполнения заданий.
Путь будет труден, чтобы пройти испытания, надо показать свою выносливость, знания, смекалку, внимание, сообразительность.
И так, посмотрите на карту, первый пункт прибытия – Волшебный дворец
А что бы попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова “ 1, 2, 3 обернись, в сказке окажись”. Открываем глаза.
Волшебный Дворец
«Путешествие по клеточкам»
Вот перед нами волшебный дворец, но мы не можем попасть туда, дверь охраняет невидимый стражник. Надо узнать, кто это и назвать его.
Рисование по клеткам под диктовку воспитателя:
2 – вверх, 2 – вправо, 1 – вверх, 2 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 4 – вниз, 6 – вправо, 2 – вверх, 1 – вправо, 8 – вниз, 1 – влево, 3 – вверх, 1 – влево, 3 – вниз, 1 – влево, 3 – вверх, 4 – влево, 3 – вниз, 1 – влево, 3 – вверх, 1 – влево, 3 – вниз, 1 – влево, 6 – вверх, 2 - влево
Воспитатель: Кто же это охраняет дворец?
Дети: Это собака.
Ребята, прохлопайте столько раз, сколько в слове собака слогов. А давайте вспомним, в каких сказках нам встречается собака?
- РЕБЯТА ВЫ ОТЛИЧНО СПРАВИЛИСЬ С ЗАДАНИЕМ, ПОСМОТРИТЕ НА КАРТЕ ПОЯВИЛСЯ НОВЫЙ ПУНКТ…
Лабиринт ЗНАНИЙ
Загадка
Повезло опять Егорке,
У реки он сел не зря:
Два карасика в ведёрке
И четыре пескаря.
Но смотрите - у ведёрка
Появился хитрый кот,
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесёт?
Ничего не принесёт, всё съест хитрый кот.
– По-моему, на математических занятиях мы еще не встречали отсутствие предметов. Как же нам его обозначить?
- Каким числом можно выразить число рыб, которые остались у Егорки? (числом 0)
- Как сказать по другому? (Ничего или ни одного).
Воспитатель: Ребята, все вы дали разные ответы, но ответили правильно. Выражения «нисколько», «ничего», «ни одного» можно заменить выражением «ноль предметов» или просто «ноль». Число «ноль» графически выражается такой цифрой – 0. (показывает цифру «0»)
Воспитатель: (воспитатель показывает, как пишется ноль) Покажите движением руки, как пишется (дети берут из стаканчика карандаши и в воздухе прописывают ноль под комментированием воспитателя).
Воспитатель: Запомнили, как пишется ноль?
Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
- Вы так же думаете, что 0 не играет никакой роли? Зачем тогда он нужен?
- Зря многие думают, что ноль не играет никакой роли.
Посмотрите к нам пришли гости, и они расскажут вам очень интересную историю
Сказал весёлый, круглый ноль
Соседке-единице:
Ноль:
С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице.
Ведущий: Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
Единица:
Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом.
Ведущий: Ответил ноль.
Ноль.
Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.
(Встаёт справа от единицы.)
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
– Кто знает, когда говорят?
• Ноль без палочки (разг. шутл.) – о том, кто не имеет никакого влияния, значения.
• С нуля начинать (разг.) – на пустом месте, когда ничего ещё нет.
• Ноль внимания (разг.) – никакого внимания.
- Давайте присядем за столы, и научимся писать цифру 0
Ноль – это важная цифра! Ребята я вижу, что на карте появилось новое обозначение на карте – это Озеро! А на что оно похоже? (Правильно, на 0) Давайте попробуем выложить цифру на ковре с помощью ракушек. Озеро мы с вами расколдовали, можно двигаться дальше.
Ребята отгадайте о ком идет речь в этой загадке.
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник. Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей, Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут? (Буратино)
Ребята, а похлопайте столько раз, сколько гласных в слове (имени) Буратино – 4 гл.
Нужно помочь Буратино вернуть золотой ключик, ДАВАЙТЕ РАЗДЕЛИМСЯ НА ДВЕ ПОДГРУППЫ (по 5 чел). Посмотрите внимательно на картинку, ваша задача найти отличия. Следующее задание: на доске изображение домиков с числами 8, 9, в доме есть свободные комнаты, давайте заселим их числами.
- Молодцы, вы прекрасно справились с заданием и помогли Буратино вернуть «Золотой ключик»
Посмотрите, на карте новое обозначение: «Волшебные часы» нужно их найти
«Волшебные часы»
Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. (Золушка)
Ребята, Золушка потеряла свою хрустальную туфельку. Нам нужно помочь ей. А для этого, мы должны расколдовать «Волшебные часы»
Зачем нужны часы? Что есть на часах? (циферблат, стрелки). Что показывает короткая стрелка? Что показывает маленькая стрелка? Ребята, предлагаю вам установить стрелки на часах и показать время время: ровно 5, 7, 10 часов.
Мы справились с заданием и помогли найти Золушке её хрустальную туфельку.
Идем дальше, а на карте у нас появился новый пункт прибытий: ЦИФЛОГРАД, там живут цифры.
«Цифры заблудились»
Кто волшебницу узнает?
Над землей она летает,
Чудеса творить умея,
Всем в беде поможет … (Фея).
Ребята, к нам за помощью обращается фея. И просит вас расколдовать волшебную палочку. А для этого вам нужно выполнить следующее задание.
Задание «Загадки»
На магнитной доске выложен цифровой ряд от «1» до «10» с неправильным расположением чисел. Над каждым числом карточка с изображением ответа на загадку. Детям предлагается исправить ошибку в цифровом ряду, отгадать загадку и назвать место ее нахождения в числовом ряду.
Загадки
а) Сама пестрая, есть зеленое, дает белое (корова).
б) Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается (собака).
в) Меня не растили, из снега слепили.
Глаза угольки, ручки – сучки,
Вместо носа ловко вставили морковку (снеговик).
г) Красные лапки, щиплет за пятки (гусь).
д) Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище (кошка).
е) Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой спит холодною зимой (медведь).
ж) Пятак есть, а ничего не купит (свинья).
з) Блещет в реке чистой спинкой серебристой (рыба).
и) Что видно только ночью (звезды).
к) Ночью по небу гуляю, тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной, а зовут меня (луной).
- Какие вы молодцы, помогли феи выложить правильно числовой ряд, и расколдовать её волшебную палочку, она вам очень благодарна.
А мы идем дальше, посмотрите на карте, появился новый пункт прибытия - «Лесная полянка»
РЕЛАКСАЦИЯ
Ребята, я предлагаю немного отдохнуть, присесть на ковер и закрыть глаза, послушаем тишину. (Слушание записи «голоса птиц») Откройте глаза. Поднимаемся. Кто, что услышал?
Дети: Голоса птиц. Может быть кто то узнал чей-нибудь голос?
- Ребята, сейчас я буду называть перелетных, зимующих и домашних птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками, а если домашнюю птицу, то прыгайте на двух ногах.
Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, гусь, синица, грач, скворец, снегирь, лебедь, утка, курица.
«Математическая разминка»
Немного отдохнули, теперь предлагаю размяться. Я буду бросать мяч каждому и задавать вопрос.
Сколько месяцев в году?
Какой день недели стоит между понедельником и средой?
Назови столицу нашей Родины
Назови соседей числа 8.
Назовите дни недели, в которых присутствует звук «С»
В каком месяце 28 дней?
Назовите последний месяц года.
Назовите противоположное значение слова «широкий»
Назови первый месяц года.
Назовите соседей числа 8 (7 и 9)
Колобок квадратный или треугольный?
Вот мы немного размялись, отправляемся в путь дальше. На карте появились дома, скорее всего это какая-то деревня, интересно кто там живет. Послушайте загадку
Уплетая калачи,
Едет парень на печи,
Едет прямо во дворец,
Кто же этот молодец? (Емеля)
Емеле нужно помочь найти щуку, а для этого отгадайте еще одну загадку
У неё нет ничего:
Нет ни глаз, ни рук, ни носа,
Состоит она всего
Из условия с вопросом (задача).
Чтобы помочь найти Емеле щуку, вам нужно решить математическую задачу.
«Математическая задача»
На озере плавали гуси, когда два гуся вышли на берег, то в воде осталось 7 гусей. Сколько гусей плавало в озере?
Придумайте задачку вот по этому примеру 6 + 2 = ?
(Воспитатель читает условие задачи, используя демонстрационный материал, предлагает детям выложить при помощи цифр решение и прочитать его)
Ребята, мы помогли всем сказочным героям найти потерянные вещи, теперь мы спокойно можем возвратиться в детский сад.
-Для этого мы скажем, все те же волшебные слова: «1, 2, 3 обернись, в детский сад вернись»
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Ребята, а что мы делали сегодня?
Воспитатель: Да, а для чего мы это делали?
Зачем мы учимся считать и писать?
Дети: Потому что мы пойдём скоро в школу. Воспитатель: Правильно, скоро вы пойдёте в школу, узнаете много нового и интересного, а те знания, которые вы уже получили, обязательно вам пригодятся.