МААМ-картинки

Материалы к программе «Я — златоустовец» для детей 5–6 лет по теме «Знакомство с гончарным производством»

Елена Шакирова
Материалы к программе «Я — златоустовец» для детей 5–6 лет по теме «Знакомство с гончарным производством»

Предварительная работа в течение недели:

-знакомство детей с русскими народными сказками, потешками, небылицами;

-драматизация по мотивам русских сказок;

-рассматривание иллюстраций с домами, печкой, с хлебобулочными

изделиями;

-наблюдение за приготовлением теста, лепка из солёного теста баранок, печений разной формы;

-экскурсия в городской Краеведческий музей, фоторепортаж об экскурсии.

Формы взаимодействия с родителями:

-предложить детям и родителям вспомнить о том, как жили их предки, поделиться воспоминаниями, по возможности принести старинные предметы для выставки;

Публикация «Материалы к программе „Я — златоустовец“ для детей 5–6 лет по теме „Знакомство с гончарным производством“» размещена в разделах

-совместное оформление выставки русской старины в группе;

-проведение традиции «Встречи с интересными людьми» - слушание рассказов бабушек и дедушек детей группы, рассматривание старинных предметов, которые они принесли с собой.

Итоговое мероприятие. Традиция «Сладкий час».

Тема: «Жили - были дед и баба».

Цель: Дать представление о деревенском быте. Воспитывать любовь и уважение к народным традициям.

Задачи интегрируемых образовательных областей.

Познавательное развитие:

- познакомить детей с рукотворным миром прошлого - предметами быта коренных жителей Златоуста.

Социально-коммуникативное развитие:

-воспитывать любовь и уважение к старинным обычаям;

-воспитывать умение слушать друг друга, поддерживать дружеские

взаимоотношения со сверстниками и старшими детьми;

-воспитывать отзывчивость, желание заботиться и приходить на помощь к

тем, кто в ней нуждается;

-воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей.

Речевое развитие:

-пополнить словарный запас словами архаизмами: изба, печь, ухват, чугунок, лавка, кочерга, самовар, прялка, веретено, колыбелька (люлька, зыбка, лучина;

-совершенствовать умение рассказывать небылицу;

-продолжать учить детей согласовывать речь с движениями;

-формировать умение слушать и отгадывать несложные загадки;

-воспитывать вежливое общение со взрослыми и сверстниками.

Физическое развитие:

-продолжать развивать двигательную активность детей в малоподвижных играх.

Формируемые интегративные качества:

-физически развитый;

-любознательный, активный;

-эмоционально-отзывчивый;

-овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

-имеющий первичные представления о себе, семье, обществе;

-овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

-овладевший необходимыми умениями и навыками.

Методические приё мы:

Словесные: художественное слово, постановка вопросов, пояснение,

проговаривание за воспитателем, указания.

Игровые: Ввод игрового персонажа – бабушка Варвара, сюрпризный момент – инсценировка сказки «Курочка Ряба», поощрение, имитация движений в игре малой подвижности.

Наглядно действенные: манипулирующие движения с домашней утварью.

Материал, оборудование: Интерьер крестьянской избы ( печь с комплексом предметов: кочерга, ухват, чугунок, глиняный горшок, дрова; лавки, самовар, прялка с веретеном, колыбелька, лучина). Костюмы для бабушки и инсценировки сказки «Курочка ряба», фонограмма колыбельной.

Организационный момент.

Экскурсия в Краеведческий музей: «Как чашка в дом пришла».

Задачи:

• Дать детям представление о профессии гончара и гончарном производстве.

• Обратить внимание на пластичность материала из которого изготавливается посуда.

• Воспитывать уважение к данной профессии.

Декоративная лепка: «Кувшинчик» - познакомить детей со способом лепки из целого куска путём вытягивания, учить украшать готовое изделие с помощью различных материалов (бусин, пайеток, крупы, косточек, семечек и др.)

Фотоматериалы

Выставка кувшинчиков

Лепка блюда

Старшая группа.

Цель: Ознакомление детей с декоративной посудой, ее назначением, особенностями формы, украшения. Развитие умений лепить декоративное блюдо, используя приемы раскатывания глины между ладонями, сплющивания, оттягивания и уравнивания краев. Развивать умения сглаживать поверхность изделия мокрой салфеткой. Развивать умение наносить узоры налепами, или прорисовывать стекой. Развивать творческие способности.

Активизация словаря: блюдо, ваза, тарелка, миска, интерьер, гамма.

Материал : глина, стеки, мокрые тряпочки.

Выставка декоративной посуды (украинской, производства местного керамического завода)

Ход занятия:

Вступительная беседа.

- Для чего служит посуда? (ответы детей).

Посуда предназначена не только для еды, но и для украшения помещения. Эти красивые декоративные блюда, вазы украсят интерьер любого помещения.

- Чем отличается представленная на выставке посуда друг от друга? (формой, росписью).

- Это украинская посуда – тарелки, миски и расписные блюда, которые используются не только как вазы для фруктов, но и украшают комнату. Роспись украинской посуды яркая, но гамма (подбор цветов и оттенков) довольно сдержанная.

- Рассмотрите посуду, какие цвета можно встретить? (белый, коричневый, зеленый со всеми оттенками)

- Как украшены края тарелки? (полоски, круги, точки).

- Как украшена середина тарелки? (цветы, бутоны, листья).

- Посмотрите, с обратной стороны тарелка имеет углубление, благодаря чему ее можно подвесить на стенку как украшение.

Это изделие Екатеринбургского керамического завода. Они отличаются от украинской посуды своими формами, техникой декоративного оформления (рассматривание изделий).

- Расскажите, какую они имеют форму, размеры, как украшены.

Сегодня на занятии вы будете лепить декоративное блюдо. Подумайте о размерах блюда, о форме краев, способах лепки и оформления.

Самостоятельная работа детей.

Дети делают из глины диски толщиной один сантиметр, потом края поднимают вверх, оттягивают, производят формовку края (ровные или фигурные края). Вылепив блюдо, дети отглаживают его поверхность мокрой салфеткой, затем приступают к творческой работе – наносят узор налепами или прорисовывают стекой.

Руководство: Воспитатель помогает советами в отношении техники лепки, но не мешает детям использовать собственные изобразительные средства. В конце занятия с обратной стороны тарелки сделать отверстие для шнура. Изделие рассмотреть, сравнить с блюдами, представленными на выставке. Украсить групповую комнату расписными блюдами, изготовленными детьми.

Лепка кружки.

Старшая группа

Цель: Ознакомление детей с посудой, изготовленной на уральских заводах. Развитие умений детей создавать предметы посуды путем соединения лентообразной формы и диска; сопоставлять формы по пропорциям, прочно соединять их между собой с внешней и внутренней стороны; прочно прикреплять ручку к основной форме; заглаживать поверхность, пользуясь мокрой тряпкой. Развивать умение и желание украшать стенки сосудов расписным узором. Развивать творческие способности.

Материал : глина, стеки, мокрые салфетки, выставка кружек разной формы, размеров. Выставка кружек.

Ход занятия:

Вступительная беседа.

- Посмотрите, сколько разнообразных кружек представлено на выставке. Эти маленькие по размеру кружки кофейные, эти средние по размеру – чайные, в эти большие кружки можно наливать молоко, морс, кисель, а в эту – самую большую наливают квас, чтобы утолить в жару жажду (дети рассматривают посуду).

- Чем еще, кроме размера, отличаются эти кружки? (формой, толщиной стенок, характером узора).

Все эти кружки изготовлены на разных заводах, поэтому они отличаются друг от друга. У каждого завода есть свой товарный знак, его ставят на дне посуды. Посмотрите, на этой кружке белка – Сысертский завод, на этом блюдце ящерка – Богдановический завод, а на этой чайной паре – трехлепестковая лилия – Южно-Уральский фарфоровый завод.

Объяснение приемов лепки.

- Сегодня вы будете лепить такие кружки. Вылепить их можно ленточным способом. Для этого нужно вылепить части: диск - дно, длинную толстую ленту для стенки, которая получается из расплющенного валика глины, и соединить их, плотно примазывая одну часть к другой. Если лента окажется длиннее окружности дна, то лишняя часть срезается стекой, а если короче, то добавляется недостающий объем. Концы ленты соединяются как снаружи, так и внутри. Далее из глиняного валика делают ручку и прикрепляют ее к изделию. Теперь нужно обработать кружку мокрой салфеткой для получения гладкой поверхности, после чего можно приступить к украшению.

Повседневная посуда украшается на заводах с помощью набрызга, рисунка-штампа или наклейки. Праздничная посуда сделана из тонкого фарфора. Она более изящная, красочная, расписывается кистью.

Самостоятельная работа.

Дети самостоятельно определяют количество глины, придумывают элементы украшения или способ техники украшения.

Руководство: Воспитатель напоминает о плотном соединении частей, показывает способ соединения нуждающимся в помощи детям, подводит к выбору способа украшения – кружки могут быть оформлены рельефно или расписаны.

При анализе работ следует обратить внимание на соответствие высоты и ширины, прочность соединения частей, красоту узора.

Чайный сервиз.

Коллективная лепка и рисование.

Подготовительная группа.

Цель: Развитие представлений детей о художественно оформленной посуде, уточнить название предметов, из которых состоит сервиз, декоративные элементы, входящие в оформление. Расширить знания детей об особенностях росписи на посуде уральских заводов. Развитие умений детей, пользуясь натурой лепить чайный сервиз, анализировать форму, вычленять ее основные части, детали, самостоятельно выбирать способы изображения, передавая выразительные стороны каждого предмета. Развитие у детей чувства ответственности за выполненную ими работу. Развитие навыков кистевой росписи.

Активизация словаря: сервиз, эскиз.

Материал : глина, станки, стеки, мокрые тряпочки.

Выставка посуды одного завода (или промысла).

Ход занятия.

Беседа.

Такую красивую посуду делают у нас в Свердловской области в городе Богданович. Создают посуду мастера – художники. Сначала художники выполняют набросок, натирая уголь на эскиз, контур которого обозначен точками или дырочками, затем по этому рисунку расписывают кистью. Рассмотрите предметы сервиза, выделите их форму, основные части (рассказ детей).

Это чайник. Он дисковидной формы, с одной стороны красиво изогнутый носик, с другой – выгнутая для удобства ручка, сверху закрывается выпуклой крышкой.

Это сахарница. Сравните ее с чайником (она похожа на чайник, те же части, но вместо носика – вторая ручка, чтобы удобно было ставить на стол).

Это молочник. В нем ставят на стол молоко. Чем отличается он от чайника? (такая же дисковидная форма, но узкое горлышко, широкий, плавно изогнутый носик, красиво выгнутая ручка).

Это масленка. В ней хранят масло. На что она похожа по форме? (на миску с крышкой).

В чем сходство этих предметов? (назначение, одинаковое оформление украшений, орнамента)

Поэтому группа этих предметов называется – сервиз.

Иногда мастера – художники придумывают название сервизам, например «Незабудка», «Подарочный», «Калинка», «Уральская рябинушка» и др. Все предметы сервиза имеют одинаковую роспись, которая и определяет название сервиза.

- Какие элементы росписи используют уральские мастера – художники? (ягоды, цветы, листья, веточки деревьев и др.).

Каждый из вас должен выбрать один из предметов сервиза. Договоритесь, с кем вы будете выполнять работу. Важно выдержать все предметы по размеру и по украшению.

Руководство: В процессе работы воспитатель направляет внимание детей на более точную передачу формы посуды, на сглаживание поверхности (чтобы потом изделие можно было расписать, на слаженность работы.

На втором занятии сервиз украшается росписью. Готовое изделие можно использовать для игры в магазин, дом.

Публикации по теме:

Презентация «Изготовление дидактических игр по теме знакомство с городом» Для закрепления знаний, полученных на занятиях, в свободное время в совместной и самостоятельной деятельности детей нужно использовать разнообразные.

Дидактические материалы для детей старшего дошкольного возраста. Лэпбук «Малая Родина, милый наш Бор!»Дидактические материалы для детей старшего дошкольного возраста. Лэпбук «Малая Родина, милый наш Бор!» Дидактические материалы. Для детей старшего дошкольного возраста. Лэпбук «Малая Родина, милый наш Бор!» Воспитание патриотических чувств.

Ежедневное планирование в старшей группе по теме «Знакомство со свойствами материала» (старшая группа) Старшая гуппа. Тема недели: Знакомство со свойствами материала. Итоговое мероприятие: Изготовление поделок. Цели: 1. Продолжать знакомить.

Конспект фронтального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста по теме «Звук [у] (знакомство)» Конспект фронтального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста по теме «Звук У (знакомство)». Цель: Познакомить.

Конспект индивидуального занятия по развитию слуха и речи для детей 5–6 лет с нарушением слуха на тему «Материалы» Тема: Материалы (шерстяной, пластмассовый, деревянный, резиновый) Цель: Расширение знаний про материалы и развитие сенсорных способностей.

Конспект НОД «Знакомство с шахматной доской» по теме «Шахматы» на основе шахматно-задачной технологии И. Г. Сухина Цель: дать представление детям о шахматной доске, познакомить с волшебным миром шахмат. Задачи: развивать умение ориентироваться на плоскости.

Конспект открытого занятия «Знакомство с гончарным искусством Древней Греции» для ПДО «Древняя керамика» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества «Крылатый» План-конспект.

Материалы из опыта работы по экологическому проекту «Мой домашний любимец» для детей младшего и среднего возраста Вид: познавательно-исследовательский Тип: краткосрочный Участники проекта: дети разновозрастной группы младшего и среднего возраста, родители.

Материалы по теме самообразования «Игровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Содержание: 1. Актуальность, цель и задачи темы по самообразованию. 2. Индивидуальный план по теме самообразования. 3. Материалы по содержанию.

Презентация «Материалы предметов» Презентация на тему материалы предметов для средней группы Состав презентации: 1 слайд Из чего что сделано (Кринка, посуда из дерева, металлический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Материалы к программе «Я — златоустовец» для детей 5–6 лет по теме «Знакомство с гончарным производством»
Опубликовано: 24 августа 2019 в 20:55
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД