Приложение МААМ

Материалы семинара «Социальное партнерство ДОУ и семьи»

Елена Попова
Материалы семинара «Социальное партнерство ДОУ и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар «Социальное партнёрство ДОУ и семьи"

На сегодняшний момент характер общения с современной семьёй осложнился. Это связано с тем, что изменился социальный облик семьи. Изучение форм работы с родителями в ДОУ позволило сделать вывод, что многие из них устарели, так как не учитывают изменения, произошедшие в современной семье :

• Рост образования родителей;

• Повышение материального достатка семей;

• Мобильность современных родителей;

Публикация «Материалы семинара „Социальное партнерство ДОУ и семьи“» размещена в разделах

• Уменьшение кол-ва детей в семье;

• Преобладание нуклеарной семьи;

• Доступность информации (сеть Интернет);

2. Оценочный стиль общения педагога и родителей (деление родителей на «благополучных», «неблагополучных», «активных», «пассивных»). Сегодня это реальный источник конфликтов, причина конфронтации, обмена претензиями в адрес друг друга.

В нормативно-правовых документах («Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года) указано, что родители – активные участники образовательного процесса наряду с педагогами. Это не работа с родителями, а социальное партнёрство, при котором родителям предоставляются равные условия или даже преимущества в решении образовательных задач. Позиция детского сада учить семью сегодня не актуальна.

Появление ст. 44 в ФЗ не случайно. На всех уровнях нормативно-правовая база построена таким образом, что родители ответственны за воспитание и обучение детей.

I уровень – международные документы (Конвенция о правах ребенка – ОУ в помощь родителям в воспитании и обучении детей).

II уровень – документы федеральные (родители – полноправные участники). В семейном кодексе появилось 6 статей – права и обязанности родителей.

III уровень – региональный. Нормативно-правовое обеспечение региональной политики.

IV уровень – договор с родителями.

В Договоре д. б. отражены все пункты ст. 44 ФЗ

П. 4. ст. 44 – Родители знакомятся с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями (86% родителей не знают программы д/с, что необходимо для ее реализации).

Родителей, как социальных заказчиков, необходимо готовить к переходу на 1 уровень образования. Образовательную программу и методическое обеспечение к ней выбирают родители!

Однако в этом имеются проблемы: детский сад переносит на семью те методы, которые используются в работе с детьми. Не учитывается образовательный, финансовый, интеллектуальный уровень родителей. Важно учитывать тот факт, что родители имеют большую возможность обеспечить собственному ребенку индивидуальный подход.

Д/С необходимо перестроиться. Если же будут использованы традиционные формы работы, то не добьемся эффективности. Главное во взаимодействии – ориентация на результат, который бы отразился на ребенке. Например, праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», организация вечерней совместной деятельности взрослых и детей ( 1-2 раза в месяц в вечернее время в группу приглашаются родители и организуются разные формы совместной деятельности с детьми: игры, викторины, работа в «мастерской», эстафеты, конкурсы)

В педагогике выделяется 4 общих направления работы с родителями:

1. Традиционное (родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы с родителями, педагогическая гостиная, День открытых дверей, семейный клуб, выявление лучшего опыта семейного воспитания).

Активное собрание родителей может включать:

• Элементы тренинга («Приветствие»)

• Мастер-класс

• Презентацию

• Видеозапись образовательной работы с детьми

• Разбор педагогических ситуаций

• Магнитофонная запись детей

Если организовывать родительские собрания по такой схеме, то родители становятся активными, заинтересованными.

Для педагогов, как и родителей, существуют определённые табуированные (запретные) слова.

Обвинения, жалобы, демонстрация детской неуспешности:

А знаете, ваш ребёнок…

Почему вы допускаете, чтобы…

Сегодня у вашего ребёнка не получилось…

Он сегодня опять…

Погружение родителей в свои проблемы, в своё плохое самочувствие…

Я сегодня очень устала …

Я себя плохо чувствую…

Вы знаете, я не могу ни о чём другом думать, кроме …

В общении с родителями Т. Н. Доронова предлагает придерживаться сл. правил:

- в любое время родители и близкие родственники могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным;

- воспитатель должен выполнять просьбы родителей относительно сна, питания, одежды ребёнка;

- все медицинские процедуры проводятся только с согласия родителей.

Данные правила очень актуальны для нашего времени и несомненно вызовут доверие родителей к детскому саду и воспитателям.

2. Информационно-просветительские (консультации, семинары, родительский всеобуч, вечер вопросов и ответов, реклама, газета детского сада, сайты, выпуск информационных буклетов, памяток, брошюр, стенды и уголки для родителей, использование СМИ для освещения проблем воспитания, библиотечка для родителей).

3. Развивающее общественное направление (участие родителей в педсоветах, родительский комитет, инициативная группа, творческая группа).

4. Интерактивное направление. В настоящее время оно считается приоритетным так как позволяет учитывать специфику и воспитательный потенциал каждой семьи.

Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме - один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.

Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие.

Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач:

Ставят родителей в активную позицию.

Ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится не просто местом, где сообщают оценки и собирают деньги на «нужды» группы, а особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием.

Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес.

Выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна.

Подготовка к применению интерактивных методов

на родительском собрании

1. Обеспечить безопасность участников. Педагог не должен оценивать правильность или неправильность родительских мнений и установок. Отмечать ценность обратной связи, полученной от родителей: «Очень важно, что вы об этом сказали».

2. Организовать пространство: изменить расстановку столов в группе (например, поставить их буквой «П» или полукругом) или выбрать другое помещение.

3. Предупредить родителей заранее. Сообщить о том, что на собрании будут применяться новые формы взаимодействия.

4. Выбрать оптимальное время на родительском собрании для применения активных форм взаимодействия - 20-30 минут. Если родители ранее не принимали участия в такой работе, то имеет смысл начинать с небольших по времени заданий, постепенно увеличивая их длительность.

• Круглый стол в форме дискуссии

• Тренинги для родителей – в ходе которых педагог создаёт условия для того, чтобы родители не только узнали свои педагогические возможности, но и могли использовать их в конкретных проблемных ситуациях. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Важно помнить, что тренинги имеет право организовывать только специалист (психолог).

• Моделирование игровых и проблемных ситуаций -

• Акции – комплекс мероприятий, помогающий родителям лучше понять возникшую проблему, определить отношение к ней и свою позицию в её решении:

- «Один день без телевизионного насилия и компьютера»,«Покормите птиц зимой!», "Ёлочка, ёлочка зелёная иголочка"

• Семейные проекты

• Мастер-классы – это активная форма обучения родителей, это способ взаимодействия с педагогом, обеспечивающим передачу родителям опыта, мастерства путём прямого и комментированного показа приёмов работы.

• Презентация ДОУ и группы – в результате такой формы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми. Содержание презентации должно отражать:

- программу, по которой работает педагог с детьми, задачи группы;

- информацию о специалистах, работающих с детьми;

- информацию о кружковой работе;

- фрагментарно можно показать все виды деятельности, можно использовать видеофрагмент.

• Представление семейного опыта воспитания – (изучение опыта родителей по приобщению к домашнему чтению в семье). Было установлено, что опыт других родителей является для остальных наиболее значимым (принести книги, рассказать о времени, когда они читают, об их общении с ребёнком до и после чтения, повторном обращении к чтению, выборе книг.).

• Родительские вечера – «Чайный вечер», Традиции нашей семьи» и др.

• Родительский клуб «Поговорим о папе», проект «Рюкзак для добрых пап».

Вручение медалей родительской гордости – «детская ладошка» после благополучного окончания периода адаптации к ДОУ (обводится реальная детская ладошка, указывается дата поступления в ДОУ).

«Медаль городости» - за успехи ребёнка.

«Волшебный цветок мудрости» - в приёмной выставляется стенд с пустыми лепестками цветка, куда родители сами вписывают советы, афоризмы, пожелания по обозначенной проблеме («Детские капризы», «Я знаю, как научить ребёнка помогать взрослым», «Чтобы ребёнок не болел», «В выходной можно пойти с ребёнком»).

Педагогическое интервью с родителями – записывается на диктофон, видеокамеру. Может быть использовано на родительских собраниях («Каким бы вы хотели видеть своего ребёнка?», «Каким должен быть идеальный воспитатель моего ребёнка», «Какой должна быть игровая среда в детском саду?»).

Портрет идеального родителя (воспитателя) – заполняется родителями в приёмной на специальном листе с контуром фигуры человека.

Так как родители должны стать активными участниками образовательного процесса наряду с педагогами. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами одно из направлений сотрудничества. Оно предполагает сл. формы взаимодействия:

• Участие в экскурсиях, поездках на природу, утренниках, праздниках, ремонте и благоустройству ДОУ (ставите вопрос перед родителями, что в течение месяца вы должны прочитать детям произведение одного из писателей. Затем организуется литературный праздник – «Мама, папа, я – самая читающая семья).

«Гость группы» (приглашается кто-либо из родителей, и проводят с детьми беседы на разные темы о профессиях, охране здоровья – «Мой папа служил в Армии»).

• Организация вечеров совместной деятельности с детьми – игры, чтение книг, творческая деятельность.

Публикации по теме:

Нетрадиционные формы работы с родителями Нетрадиционные формы работы с родителями в МКДОУ №22 п. Кавалерово Развитие системы дошкольного образования направлено на создание оптимальных.

План работы школы «Молодая семья» Цель: более глубокое знакомство с семьями воспитанников, выявление трудностей семейного воспитания, определение наиболее эффективных форм.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Материалы семинара «Социальное партнерство ДОУ и семьи»
Опубликовано: 6 ноября 2014 в 13:10
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Материалы семинара «Социальное партнерство ДОУ и семьи»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Попова (УИ 222741) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД