Лучший педагог года

Материалы семинара «Социальное партнерство ДОУ и семьи»

Елена Попова
Материалы семинара «Социальное партнерство ДОУ и семьи»

Семинар «Социальное партнёрство ДОУ и семьи"

На сегодняшний момент характер общения с современной семьёй осложнился. Это связано с тем, что изменился социальный облик семьи. Изучение форм работы с родителями в ДОУ позволило сделать вывод, что многие из них устарели, так как не учитывают изменения, произошедшие в современной семье :

• Рост образования родителей;

• Повышение материального достатка семей;

• Мобильность современных родителей;

Публикация «Материалы семинара „Социальное партнерство ДОУ и семьи“» размещена в разделах

• Уменьшение кол-ва детей в семье;

• Преобладание нуклеарной семьи;

• Доступность информации (сеть Интернет);

2. Оценочный стиль общения педагога и родителей (деление родителей на «благополучных», «неблагополучных», «активных», «пассивных»). Сегодня это реальный источник конфликтов, причина конфронтации, обмена претензиями в адрес друг друга.

В нормативно-правовых документах («Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года) указано, что родители – активные участники образовательного процесса наряду с педагогами. Это не работа с родителями, а социальное партнёрство, при котором родителям предоставляются равные условия или даже преимущества в решении образовательных задач. Позиция детского сада учить семью сегодня не актуальна.

Появление ст. 44 в ФЗ не случайно. На всех уровнях нормативно-правовая база построена таким образом, что родители ответственны за воспитание и обучение детей.

I уровень – международные документы (Конвенция о правах ребенка – ОУ в помощь родителям в воспитании и обучении детей).

II уровень – документы федеральные (родители – полноправные участники). В семейном кодексе появилось 6 статей – права и обязанности родителей.

III уровень – региональный. Нормативно-правовое обеспечение региональной политики.

IV уровень – договор с родителями.

В Договоре д. б. отражены все пункты ст. 44 ФЗ

П. 4. ст. 44 – Родители знакомятся с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями (86% родителей не знают программы д/с, что необходимо для ее реализации).

Родителей, как социальных заказчиков, необходимо готовить к переходу на 1 уровень образования. Образовательную программу и методическое обеспечение к ней выбирают родители!

Однако в этом имеются проблемы: детский сад переносит на семью те методы, которые используются в работе с детьми. Не учитывается образовательный, финансовый, интеллектуальный уровень родителей. Важно учитывать тот факт, что родители имеют большую возможность обеспечить собственному ребенку индивидуальный подход.

Д/С необходимо перестроиться. Если же будут использованы традиционные формы работы, то не добьемся эффективности. Главное во взаимодействии – ориентация на результат, который бы отразился на ребенке. Например, праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», организация вечерней совместной деятельности взрослых и детей ( 1-2 раза в месяц в вечернее время в группу приглашаются родители и организуются разные формы совместной деятельности с детьми: игры, викторины, работа в «мастерской», эстафеты, конкурсы)

В педагогике выделяется 4 общих направления работы с родителями:

1. Традиционное (родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы с родителями, педагогическая гостиная, День открытых дверей, семейный клуб, выявление лучшего опыта семейного воспитания).

Активное собрание родителей может включать:

• Элементы тренинга («Приветствие»)

• Мастер-класс

• Презентацию

• Видеозапись образовательной работы с детьми

• Разбор педагогических ситуаций

• Магнитофонная запись детей

Если организовывать родительские собрания по такой схеме, то родители становятся активными, заинтересованными.

Для педагогов, как и родителей, существуют определённые табуированные (запретные) слова.

Обвинения, жалобы, демонстрация детской неуспешности:

А знаете, ваш ребёнок…

Почему вы допускаете, чтобы…

Сегодня у вашего ребёнка не получилось…

Он сегодня опять…

Погружение родителей в свои проблемы, в своё плохое самочувствие…

Я сегодня очень устала …

Я себя плохо чувствую…

Вы знаете, я не могу ни о чём другом думать, кроме …

В общении с родителями Т. Н. Доронова предлагает придерживаться сл. правил:

- в любое время родители и близкие родственники могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным;

- воспитатель должен выполнять просьбы родителей относительно сна, питания, одежды ребёнка;

- все медицинские процедуры проводятся только с согласия родителей.

Данные правила очень актуальны для нашего времени и несомненно вызовут доверие родителей к детскому саду и воспитателям.

2. Информационно-просветительские (консультации, семинары, родительский всеобуч, вечер вопросов и ответов, реклама, газета детского сада, сайты, выпуск информационных буклетов, памяток, брошюр, стенды и уголки для родителей, использование СМИ для освещения проблем воспитания, библиотечка для родителей).

3. Развивающее общественное направление (участие родителей в педсоветах, родительский комитет, инициативная группа, творческая группа).

4. Интерактивное направление. В настоящее время оно считается приоритетным так как позволяет учитывать специфику и воспитательный потенциал каждой семьи.

Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме - один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.

Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие.

Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач:

Ставят родителей в активную позицию.

Ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится не просто местом, где сообщают оценки и собирают деньги на «нужды» группы, а особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием.

Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес.

Выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна.

Подготовка к применению интерактивных методов

на родительском собрании

1. Обеспечить безопасность участников. Педагог не должен оценивать правильность или неправильность родительских мнений и установок. Отмечать ценность обратной связи, полученной от родителей: «Очень важно, что вы об этом сказали».

2. Организовать пространство: изменить расстановку столов в группе (например, поставить их буквой «П» или полукругом) или выбрать другое помещение.

3. Предупредить родителей заранее. Сообщить о том, что на собрании будут применяться новые формы взаимодействия.

4. Выбрать оптимальное время на родительском собрании для применения активных форм взаимодействия - 20-30 минут. Если родители ранее не принимали участия в такой работе, то имеет смысл начинать с небольших по времени заданий, постепенно увеличивая их длительность.

• Круглый стол в форме дискуссии

• Тренинги для родителей – в ходе которых педагог создаёт условия для того, чтобы родители не только узнали свои педагогические возможности, но и могли использовать их в конкретных проблемных ситуациях. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Важно помнить, что тренинги имеет право организовывать только специалист (психолог).

• Моделирование игровых и проблемных ситуаций -

• Акции – комплекс мероприятий, помогающий родителям лучше понять возникшую проблему, определить отношение к ней и свою позицию в её решении:

- «Один день без телевизионного насилия и компьютера»,«Покормите птиц зимой!», "Ёлочка, ёлочка зелёная иголочка"

• Семейные проекты

• Мастер-классы – это активная форма обучения родителей, это способ взаимодействия с педагогом, обеспечивающим передачу родителям опыта, мастерства путём прямого и комментированного показа приёмов работы.

• Презентация ДОУ и группы – в результате такой формы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми. Содержание презентации должно отражать:

- программу, по которой работает педагог с детьми, задачи группы;

- информацию о специалистах, работающих с детьми;

- информацию о кружковой работе;

- фрагментарно можно показать все виды деятельности, можно использовать видеофрагмент.

• Представление семейного опыта воспитания – (изучение опыта родителей по приобщению к домашнему чтению в семье). Было установлено, что опыт других родителей является для остальных наиболее значимым (принести книги, рассказать о времени, когда они читают, об их общении с ребёнком до и после чтения, повторном обращении к чтению, выборе книг.).

• Родительские вечера – «Чайный вечер», Традиции нашей семьи» и др.

• Родительский клуб «Поговорим о папе», проект «Рюкзак для добрых пап».

Вручение медалей родительской гордости – «детская ладошка» после благополучного окончания периода адаптации к ДОУ (обводится реальная детская ладошка, указывается дата поступления в ДОУ).

«Медаль городости» - за успехи ребёнка.

«Волшебный цветок мудрости» - в приёмной выставляется стенд с пустыми лепестками цветка, куда родители сами вписывают советы, афоризмы, пожелания по обозначенной проблеме («Детские капризы», «Я знаю, как научить ребёнка помогать взрослым», «Чтобы ребёнок не болел», «В выходной можно пойти с ребёнком»).

Педагогическое интервью с родителями – записывается на диктофон, видеокамеру. Может быть использовано на родительских собраниях («Каким бы вы хотели видеть своего ребёнка?», «Каким должен быть идеальный воспитатель моего ребёнка», «Какой должна быть игровая среда в детском саду?»).

Портрет идеального родителя (воспитателя) – заполняется родителями в приёмной на специальном листе с контуром фигуры человека.

Так как родители должны стать активными участниками образовательного процесса наряду с педагогами. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами одно из направлений сотрудничества. Оно предполагает сл. формы взаимодействия:

• Участие в экскурсиях, поездках на природу, утренниках, праздниках, ремонте и благоустройству ДОУ (ставите вопрос перед родителями, что в течение месяца вы должны прочитать детям произведение одного из писателей. Затем организуется литературный праздник – «Мама, папа, я – самая читающая семья).

«Гость группы» (приглашается кто-либо из родителей, и проводят с детьми беседы на разные темы о профессиях, охране здоровья – «Мой папа служил в Армии»).

• Организация вечеров совместной деятельности с детьми – игры, чтение книг, творческая деятельность.

Публикации по теме:

Нетрадиционные формы работы с родителями Нетрадиционные формы работы с родителями в МКДОУ №22 п. Кавалерово Развитие системы дошкольного образования направлено на создание оптимальных.

План работы школы «Молодая семья» Цель: более глубокое знакомство с семьями воспитанников, выявление трудностей семейного воспитания, определение наиболее эффективных форм.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Материалы семинара «Социальное партнерство ДОУ и семьи»
Опубликовано: 6 ноября 2014 в 13:10
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД