Папки-передвижки

Медлительные и гипоактивные дети

шарапова юлия
Медлительные и гипоактивные дети

Медлительные и гипоактивные дети

«Ну, давай скорее! Сколько раз повторять! Все уже оделись! Ждём одного тебя! Считаю до трёх. Останешься в группе один!»

Иногда можно слышать такие уговоры и крики во время сбора на прогулку, переодевания на физкультуру и т. д. Нарастающее раздражение взрослого, сердитые окрики - всё разбивается о неторопливость ребёнка и не даёт ни малейшего эффекта. Малыш только ещё ниже опускает голову, сначала отвечает что-то, потом молчит, всё глубже погружаясь в пучину отчаяния, а сам действует всё медленнее и медленнее. И никак не одевается носок, не застёгиваются пуговицы, а когда, наконец, долгожданный результат достигнут, оказывается, что носок одет пяткой вверх, ботинок – не на ту ногу, а пуговицы застёгнуты криво.

Публикация «Медлительные и гипоактивные дети» размещена в разделах

Дальнейшее зависит от темперамента взрослого: кто-то, сокрушё нно вздохнув: «Ох, ты, горе моё», - одевает ребёнка сам; кто-то криками и угрозами пытается заставить его переделать всё заново самостоятельно. Но настроение надолго испорчено у обоих: ребёнок сознаёт свою неполноценность, да ещё перед лицом всей группы.

Ежедневно повторяясь, такие сцены ведут к постоянным конфликтам, росту внутреннего напряжения у ребёнка, а нередко и его невротизации.

Замедленная реакция на просьбы взрослого, да и вообще любые раздражители, трудность отвлечения и переключение внимания с одного дела на другое, неумение выполнять одновременно два простых дела (хотя бы одеваться и в то же время разговаривать, медлительность за едой, крепкий длительный сон, вялость – всё это показатели, характеризующие «замедленного», гипоактивного ребёнка.

Это вовсе не результат неправильного воспитания, упрямства или иной злонамеренности со стороны ребёнка, а особенность его психического развития, точнее показатель нарушения этого развития, его дисфункции.

Причинами подобной минимальной мозговой дисфункции (ММД) могут быть кислородное голодание головного мозга ребёнка ещё в период внутреннего развития; токсикозы у беременной матери, инфекции, перенесённые ею в этот период, особенно заболевания, связанные с нарушением деятельности кровеносной системы, печени, почек; постоянные либо разовые воздействия отравляющих веществ (ядов, табака, алкоголя, лакокрасочной продукции, некоторых лекарств) или неблагоприятных физических факторов (радиация, вибрация и т. п.); родовые травмы, асфиксия и задержки дыхания у самого новорождённого, а так же ранние травмы головы. Всё это нередко приводит к появлению ММД, и ребёнок рождается либо «шустриком» (гиперактивным, или «мямликом» (гипоактивным).

У ребёнка с гиподинамическим синдромом повреждены подкорковые структуры головного мозга, слаба стимуляция мозговых структур, он заторможен и вял. Его приходится тормошить, стимулировать извне, чтобы привлечь его внимание к чему-либо или побудить что-то сделать.

Часто такие дети и физически ослаблены, имеют лишний вес, у них плохо развита координация движений. Со сверстниками «мямлики» играют редко, так как не успевают за ходом игры, да и не очень интересуются общими играми. Хотя надо отметить, что интеллектуальное развитие гипоактивных детей не страдает : они бывают умны, наблюдательны, у них рано развивается и преобладает наглядно-образное, логическое и вербальное мышление. Но, к сожалению, это трудно заметить в непосредственной образовательной деятельности в детском саду, где эти дети не успевают за другими, односложно и вяло отвечают на вопросы и производят впечатление гораздо более «тупых» чем они на самом деле.

Педагог должен помнить, что «замедленный» ребёнок не виноват в своей нерасторопности. Постоянные окрики, насмешки, наказания способны сделать его невротиком, но никоим образом не ускорят работу его мозговых структур. Воспитатели должны прежде всего заинтересовать ребёнка, только в этом случае возможен положительный результат. При этом для поддержания быстро гаснущего интереса необходимы постоянный пример и постоянное содействие взрослого.

С ребёнком играют в игры, способствующие повышению активности (в доступном ему темпе). Но не стоит включать малыша в игры соревновательного типа, где он заранее обречён на неудачу. Лучше ободрять его, поощрять, хвалить его за те успехи, которые он сможет сравнить со своими собственными результатами: «Вот сегодня уже лучше, быстрее вышло, чем вчера», «Вот ты уже и научился быстро есть» и т. д.

Замедленным детям требуется постоянная ненавязчивая помощь взрослого, участие и сочувствие. Они, как правило, не уверены в себе и в отношении к ним людей, поэтому необходимо поддерживать их убеждённость в том, сто всё получается хорошо.

Если такой дошкольник не может справиться с заданием, то это вовсе не значит, что он не знает что и как нужно делать. Скорее всего, он просто не решается приступить к заданию, опасаясь неудачи. Достаточно предложить ему помощь, и он почти наверняка сделает всё сам, так как важнее всего ощущение, что он не один, что, оглянувшись, он получит одобрение и поддержку. Если же ругать и одёргивать, подгонять и торопить такого ребёнка, то он откажется от любых действий.

Необходимо помнить, что психофизические особенности гипоактивных детей определяют не только посильный темп выполнения задания, но и специфическую тактику его выполнения. При этом большая часть времени уходит на то, что ребёнок продумывает последовательность действий, пытается подробно их себе представить и лишь, потом решается реализовать. Именно это часто раздражает нетерпеливых взрослых, не представляющих, о чём так долго размышляет «мямлик» и почему ничего не делает.

Для большинства обычных детей доступнее пооперационный способ выполнения задания или решения задачи. Но особенности решения ребёнка-флегматика иногда позволяют ему выбирать более совершенный способ, хотя он и не может объяснить, как он это сделал. В этом случае помогают вопросы взрослого: «Да, правильно. Ты хорошо сделал. А как ты узнал? Ты сам понял? А как ты думал?» Такое «проговаривание» помогает ребёнку закрепить в уме и вербально обосновать проделанные действия.

Способность гипоактивных детей к действиям «в уме» - важная и полезная черта, и не надо переучивать её на принятый в детских садах пооперационный способ выполнения задания по образцу, показанному взрослым. Вполне допустимо показать ребёнку общепринятый способ и научить в случае необходимости им пользоваться, но если у него не получается, то достаточно, чтобы ребёнок действовал по-своему и только мог объяснить ход собственных мыслей и последовательность действий. Очень часто некоторые элементы медлительности связаны с наследственным флегматическим темпераментом. В этом случае они не являются последствия мозговой дисфункции, а представляют собой вариант нормального развития.

Задача воспитателя – объяснить родителям, что дети бывают разные и нужно обязательно учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Маме, если она приложит некоторые усилия и наберётся терпения, всё же легче выдержать медлительность ребёнка, помочь ему, вселить в него уверенность в себе, чем малышу переносить постоянный крик и упрёки в том, что он не такой, как все. В конце концов, самые вдумчивые, разумные, надёжные и спокойные люди, способные, хоть и неторопливо, но настойчиво, добиваются своей цели, вырастают именно из флегматичных, замедленных детей. Но при одном условии – если им не мешать развиваться в своём темпе.

Таким образом, следует внимательно разобраться в том, какие причины лежат в основе медлительности, гиподинамичности ребёнка. Если он вял, заторможен, сонлив, малоэмоционален, страдает вегетососудистыми расстройствами, связанными с нарушениями деятельности парасимпатической нервной системы (бледность, вялые, холодные, часто синюшные влажные руки, небольшие зрачки, плохой аппетит, избыточный вес, если у него длительные трудности с произношением («каша во рту», плохо развита мелкая моторика рук, - можно предполагать выраженную мозговую дисфункцию и посоветовать родителям постоянно поддерживать контакт с детским неврологом, одновременно усиленно занимаясь с ребёнком.

Если же медлительность проявляется как свойство флегматичного темперамента и не сопровождается перечисленными симптомами, а скорее относится к характерологическим особенностям, то занятия с ребёнком тоже необходимы, но никакой патологии здесь нет, и родителям бывает достаточно понять и принять характер ребёнка, помочь ему обрести уверенность в себе. Флегматики отличаются упорством, стремлением довести дело до конца (что часто недоступно ребёнку с ММД, у них сильные и очень стойкие интересы, большое терпение, трудолюбие, они умеют сами рассчитать силы, необходимые для достижения цели. Такие дети редко имеют много друзей, они самодостаточны и относительно мало страдали бы из-за своего отличия от других, если бы не постоянные окрики и упрёки нетерпеливых родителей. Эти особенности ребёнка-флегматика следует просто учитывать и подстраиваться к ним. Объединённые усилия психолога ДОУ, педагогов группы и родителей обязательно помогут замедленному ребёнку найти своё место в обществе других детей и жить спокойно и счастливо.

Публикации по теме:

Презентация «Медлительные дети. Игры, корректирующие медлительность» «Медлительные дети. Игры, корректирующие медлительность" Медлительность не является каким-то недостатком, но, как правило, доставляет немало.

Дети любят потешки С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь.

Презентация «Инновационный проект «Здоровые дети — счастливые дети» ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ – СЧАСТЛИВЫЕ ДЕТИ» Направление: «Современные модели организации дошкольного образования с учетом образовательных.

Консультация «Гиперактивные дети» Цель: познакомить педагогов с особенностями проявления гиперактивности у детей. Гиперактивных детей иначе еще называют: непоседы, шустрики,.

Консультация «Медлительные дети и коррекция медлительности с помощью игр» Консультация МЕДЛИТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ. КОРРЕКЦИИ МЕДЛИТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ИГР. В каждом детском коллективе есть дети, которые выполняют любые.

Медлительные дети Медлительные дети есть в каждом детском коллективе; все реакции таких детей имеют нечеткий характер: смеются негромко, плачут мало и тихо,.

Наши особые Дети «И бояться чего? Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит». Святитель Феофан Затворник Самые.

Проект «Дети и дорога»Проект «Дети и дорога» Педагогический проект «Дети и дорога» Автор: Козлова Татьяна Ивановна, воспитатель МКДОУ детский сад «Светлячок» Описание материала: проект.

Дети — цветы жизни «Дети – цветы жизни» Что бы эти цветы росли здоровыми и счастливыми, нам необходимо создать и поддерживать благоприятные условия. Вот.

Телевидение и дети Дети дошкольного возраста – одна из многочисленных аудиторий телевидения. Во многих семьях, как только ребенок научится сидеть, его устраивают.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Медлительные и гипоактивные дети
Опубликовано: 20 февраля 2019 в 04:33
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД