МААМ-картинки

Конспект занятия «Медведь-священное животное народов ханты и манси»

Вера Смольникова
Конспект занятия «Медведь-священное животное народов ханты и манси»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси.

Цель:

1. Продолжать знакомить детей с обрядовой культурой коренных народов ханты.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- учить медленно, но чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы;

- познакомить детей с обрядом медвежьего праздника и дать понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси.

- уточнить знания о животных нашего края.

Публикация «Конспект занятия „Медведь-священное животное народов ханты и манси“» размещена в разделах

- продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать познавательные способности, любознательность.

3. Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к занятию, активность, дисциплинированность, дружелюбие в коллективной деятельности.

Методы: словесный, практический, наглядный, игры, коррекционно - развивающего воздействия на развитие ребенка.

Материал: презентация с иллюстрациями с изображением животных наших лесов, картина Курмаева «Медвежий праздник». Листы бумаги с силуэтами медведя, коричневая бумага, кисти, клей, салфетки, шапочка медведя; мультимедийная система,

Ход занятия

1. Беседа о нашем крае.

Воспитатель : - Ребята, сегодня мы познакомимся с одним из очень интересных праздников местных жителей. Для этого мы вспомним в каком городе мы живем? (в Урае) А в каком округе находится наш город (в ХМАО). Люди каких коренных национальностей живут в нашем округе (ханты и манси). (Слайд 3 – карта)Постараемся быть внимательными и рассудительными, чтобы всем стало интересно. Что окружает города нашего края? (тайга) (Слайд 4 - тайга)

- Ребята, представьте, что вы живете в тайге, а в тайге живет много разных зверей и птиц. Местные жители - ханты, узнают зверя по следам.

– Каких животных нашего края вы знаете? (слайд 5 –животные)

(олень, волк, лиса, песец, заяц)

2. Игра «Про кого так говорят?»

Воспитатель. – Сейчас мы с вами поиграем в игру «Про кого так говорят?»

«Трусливый как….» (заяц)

«Злой как…» (волк)

«Проворная как…» (белка)

«Хитрая как…» (лиса)

«Сильный как…» (медведь)

«Колючий как…» (ёж)

Воспитатель. - Сможете ли вы отгадать про кого из этих зверей загадка:

«По неведомой тайге

Идёт мужчина

В суконных штанах». (медведь)

Артикуляционная гимнастика (Слайд 6)

Сам медведь большой, ленивый

И язык большой ленивый.

Чтобы смог заговорить, «Лопаточка»

Будем мы его учить.

Вправо- влево, вправо-влево «Часики»

Двигай языком ты смело.

А потом не ленись «Качели»

Вверх и вниз, вверх и вниз.

Постарайся-ка, дружок, (Слайд 7)

Сделай по губам кружок.

Раз, кружок, два кружок, «Бегом по стадиону»

Посмотри! Ты уже смог.

А теперь, без сожаленья, «Вкусное варенье»

Подбери-ка с губ варенье,

Из малины, из черники.

И конечно, голубики.

Нас язык почти готов, «Барабанщик»

Но начнем пока без слов,

По зубам мы постучим

И тихонько зарычим –РРРРРРР!

Воспитатель. - Правильно, это медведь. Посмотрите на картину и скажите, какой он? (Слайд№ 8 медведь) (он большой, сильный, мохнатый, коричневого цвета) Какие повадки медведя вы знаете? (он любит полакомиться мёдом, малиной) В чем внешнее сходство человека и медведя? (умеет ходить на задних лапах, как человек)

Воспитатель. – Да ребята, вы правы.

Рассказ воспитателя. У каждого народа есть свои : обряды, праздники, язык. У хантов и манси все обряды и праздники связаны с матушкой-природой. Вот сегодня я расскажу вам, как местные жители отмечают «Медвежий праздник»

«Медвежий праздник»

У русского народа медведь, считается «хозяином тайги». Медведь у хантов и манси считается священным животным. Ханты считали, что медведь – это человек – богатырь.

Медведь поражал этих людей тем, что мог становиться на задние лапы и ходить, как человек на «двух ногах», чего не умели делать другие животные. Интересно и то, что ступни задних лап медведя похожи на человеческую.

(Слайд №9 медведь стоит с лапой)

Все это и наводило на мысль о родстве медведя и человека. (Слайд № 10 медведь стоит с лапой). Охота на медведя – это всегда большое событие. На нее приглашались все желающие. Раньше на такую охоту ходили и женщины. Они должны были срубить дерево так, чтобы оно упало на берлогу медведя.

Медведя ханты боялись как грозного хищника и верили, что после смерти он может возродиться. Чтобы душа убитого зверя не принесла людям вреда, нужно было ее задобрить. Так возник «Медвежий праздник», самый яркий и самый давний.

Вот что рассказывает хантыйская легенда : «Жил один богатырь, который любил ходить в лес. Однажды пошел он в лес и заблудился: зашел так далеко вглубь леса, в такое непроходимое место, из которого можно было выйти, только если перелезешь через колоду, поросшую мхом. Богатырь не смог перелезть через нее в одежде и ему пришлось снять с себя одежду. Когда он перелез без одежды через колоду, то почувствовал, что тело его покрылось шерстью. Не найдя своей одежды покрытый шерстью богатырь пошел скитаться по лесу и питаться тем, что найдет в лесу»

По другой легенде «Когда то в детстве он жил на небе, но ему очень хотелось попасть на землю. Отец – верховный бог – уступил просьбам сына и опустил его в люльке на землю. При этом поручил ему следить здесь за порядком и не причинять людям вреда. Однако медведь нарушил некоторые правила и охотники убили медведя. Они устраивают в честь небесного зверя обрядовый праздник

Медвежий праздник считается самым красочным праздником у народов ханты и манси. Он считается одним из древних по своему происхождению, по сохранению традиций и ритуалов. У хантов и манси нет особого дня для празднования «Медвежьего праздника». Данный праздник связан с успешной охотой на медведя.

Убитого зверя помещают в переднем почетном углу на столе (или скамейке). На глаза кладут монеты, чтобы медведь «не видел» присутствующих на торжестве и не причинил им вреда. Перед ним ставят угощенье. Охотник, убивший медведя, садится по правую сторону от его головы, слева садится музыкант и начинается праздник. Люди в танце показывают, как они охотились, другие поют песни о жизни медведя в лесу. Представления чередовались плясками, разыгрывались сцены из повседневной жизни хантов. Этот праздник продолжался много дней. Когда праздник заканчивается - череп медвежьей головы выносят и вешают на ближайшее дерево. Считалось, что этот череп будет приносить людям удачу.

(музыка ханты (Слайд № 17 – стихотворение)

По тайге летают сказки,

По тайге легенды бродят,

Как охотники медведя,

Встретив, хитростью «низводят».

В деревнях расскажут манси,

Как медведя «опускают».

Но никто сказать не смеет,

Что медведя - убивают…

«Низведен» медведь, «опущен», -

Он поддался ненароком, -

Голова его большая…

На столе лежит широком.

И тогда его мужчины…

Как героя восхваляют,

Духом леса называют,

Куньей песней развлекают,

Птичьей пляской провожают.

Ю. Шесталов

Физкультмимнутка.

Воспитатель предлагает детям изобразить мишку, читает стихотворение и показывает движения, которые дети повторяют:

Мишка по лесу гулял, Шагают на месте

Мишка шишки собирал, «Собирают шишки с пола»

Очень мишка наш устал, Наклоняют голову влево-вправо.

Сел мишутка задремал. Прикладывают сложенные вместе ладони к щеке.

3. Подвижная игра «Медведь и охотники».

Воспитатель. –А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Медведь и охотники».

Правила игры: охотники вооружаются «камнями» (мягкие мячи, медведь лежит в берлоге. Охотники бросают «камни» в берлогу, медведь, рассерженный, рыча, вылезает из берлоги и бросается на охотников. Они убегают, медведь пытается их догнать.

Воспитатель. – Малик у нас будет медведем, а мы все охотники.

4. Подготовительная работа к аппликации.

Воспитатель. – Ребята, я предлагаю вам присесть за столы. Сегодня мы будем выполнять аппликацию на тему: «Младший брат ханты».

Воспитатель. – Кого ханты называли младшим братом? (медведя)

Воспитатель. – Правильно медведя. Вспомним способ аппликации – обрывание. С чего начинаем работу?

(намазываем основу клеем, обрываем небольшие кусочки бумаги и наклеиваем их на основу, лишний клей промакиваем салфеткой).

Воспитатель. – Правильно. Перед вами лежат листы бумаги с контуром медведя. Приступаем к работе. Работаем аккуратно, клей наносим равномерно.

5. Самостоятельная работа.

6. Итог занятия.

Воспитатель. – Что нового вы узнали сегодня на занятии?

(хантыйскую легенду о богатыре, который превратился в медведя).

Воспитатель. – Что еще вы сделали на занятии?

(аппликацию «Младший брат ханты»).

Воспитатель. –Ребята, выберите сейчас работы, которые вам больше всего понравились. И расскажите, чем именно они вам понравились?

Воспитатель. – Спасибо за работу.

Публикации по теме:

Игры и игрушки народов ханты и манси Игры и игрушки народов ханты и манси Мой народ, в каком краю земли Ты рождён природою предвечной? Сквозь туман веков тебя вели Труд и сила.

Конспект занятия «Интерактивное путешествие в город Ханты-Мансийск» Тема «Интерактивное путешествие в город Ханты- Мансийск» Цель: пробуждение у детей интереса и любви к родному краю, знакомство с Ханты-Мансийском.

Конспект занятия по речевому развитию в первой младшей группе «Домашнее животное  кошка» Конспект занятия по речевому развитию в первой младшей группе «Домашнее животное – кошка». Цель: развитие познавательного интереса к окружающему.

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике в средней группе «Домашнее животное-кошка» Цель: совершенствовать навыки нетрадиционного рисования. Закреплять знания о нетрадиционной технике изображения тычком жёсткой полусухой.

Конспект занятия в старшей группе по ИЗО «Моё любимое животное» Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Моё любимое домашнее животное» Программное содержание:. Закрепить знания о домашних животных,.

Мастер-класс «Орнаменты народов ханты и манси»Мастер-класс «Орнаменты народов ханты и манси» Мастер-классАвтор: Веснина Оксана Викторовна. Воспитатель МБДОУ д/с «Рябинушка» Тема: «Орнаменты народов Ханты и Манси».Предлагаю вашему.

Конспект занятия «Праздники и игры народов ханты и манси» Цель: Знакомить детей национальными праздниками и играми народов ханты и манси. Задачи: Расширять знания детей о коренном населении Ханты-Мансийского.

Проектная деятельность «Бурый медведь — дикое животное»Проектная деятельность «Бурый медведь — дикое животное» Мини - проект: "Бурый медведь — дикое животное" Цель :создание условий для развития познавательной активности детей. Задачи: Развитие познавательной.

Сценарий развлечения в рамках реализации национального компонента ханты и манси в подготовительной группе «Вороний день»Сценарий развлечения в рамках реализации национального компонента ханты и манси в подготовительной группе «Вороний день» Добрый день, уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию сценарий развлечения "Вороний день", который основан на традициях народа ханты.

Жизнь-игра народов Ханты-Манси Конспект совместного спортивного мероприятия с родителями — праздник подвижных игр. “ Жизнь-игра народов Ханты, Манси. ” конспект праздника спортивных игр с родителями Цель: знакомить детей с играми народов Севера. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Медведь-священное животное народов ханты и манси»
Опубликовано: 26 февраля 2017 в 18:50
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Медведь-священное животное народов ханты и манси»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Смольникова (УИ 104596) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД