Зухра Каретникова
Теоретические основы освещения проблемы нарушения и коррекции мелкой моторики пальцев рук у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
1. Теоретические основы освещения проблемы нарушения и коррекции мелкой моторики пальцев рук у детей с тяжелыми нарушениями речи
1. 1. История изучения проблемы.
Изучение письменных памятников древности даёт нам представления о культуре, быте, мировоззрениях народов той эпохи. В этих памятниках упоминается о расстройствах в виде описания случаев потери человеком, контроля над движениями рук, ног. В одном из трактатов (папирусе Эдвида Смита) впервые упоминается о головном мозге и локализации мозговых функций, управляющих движениями человеческого тела.
Публикация «Теоретические основы освещения проблемы нарушения и коррекции мелкой моторики пальцев рук у детей с ТНР» размещена в разделах
Клавдий Гален (ок. 130 – 200 г.) - древнегреческий врач и естествоиспытатель установил, что перерезка спинного мозга на определённом уровне ведёт к нарушению двигательных функций (паралич конечностей).
Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”. И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи — это два. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму
Российская логопедия стала развиваться лишь после Великой Октябрьской социалистической революции. Уже в первые годы после революции (1918 г.) по инициативе доктора Бонч - Бруевича организуются обязательные для всех воспитателей дошкольных учреждений логопедические курсы.
По данным Министерства здравоохранения РФ, в настоящее время только 15% детей рождаются здоровыми, у остальных отмечаются те или иные патологии. По статистике, 70-90% детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют проблемы с речевым развитием – от темповой задержки, нарушения звукопроизношения (дислалия, дизартрия) до моторной алалии. Обследование детей в массовых детских садах показало, что в старших и подготовительных к школе группах отклонений в речевом развитии имеют от 40 до 60% дошкольников. Наиболее распространенные нарушения : дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие, стертая дизартрия.
До 50% детей с ОНР и 35% детей с фонетико-фонематическим недоразвитием имеют стертую дизартрию. Увеличивается количество детей с речевой патологией центрального генеза.
У детей с дизартрией вследствие органического поражения ЦНС нарушаются двигательные механизмы, не развивается общая и мелкая моторика, что ведет за собой нарушение речи. Несмотря на то, что у детей с легкой формой дизартрией не наблюдается выраженных параличей и парезов, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, у них плохо развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности (Л. А Данилова, Л. В Лопатина, Н. В Серебрякова и др.).
Следовательно, проблема преодоления недоразвития ручного праксиса в плане подготовки дошкольников с ТНР к школьному обучению и успешной коррекции звукопроизношения – одна из важнейших для специальной педагогики.
Логопедическая помощь населению у нас в настоящее время занимает видное место. Наиболее рациональным способом борьбы с тяжёлыми нарушениями речи является логопедическая работа непосредственно в детском саду.
Тяжелые нарушения речи - это расстройства, при которых зачастую нарушается формирование всех компонентов речевой системы. К ТНР относятся дислалия и дизартрия.
Дислалия - нарушение звукопроизношения. Ведущим дефектом при дисламии является нарушение звукопроизношения вследствие органического дефекта периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения (механическая дислалия). Сравнительно часто причиной механической дислалии является укороченная уздечка языка, слишком большой или слишком маленький язык, что так же затрудняет артикуляцию. Отрицательно сказывается и неправильное строение неба.
Функциональной дислалией, называется такой вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата.
Одной из основных причин функциональной дислалии является неправильное воспитание ребёнка в семье.
Это подражание, двуязычие в семье, педагогическая запущенность, недоразвитие фонематического слуха, недостаточная подвижность органов артикуляции. Необходимо учесть, что сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты, такие как общее недоразвитие речи
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции, нарушениях голосообразования, а так же в изменениях темпа речи, ритма и интонации. Клиническое, психологическое и логопедическое изучение детей с дизартрией показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений.
Данные нарушения речи характеризуются рядом речевых и не речевых расстройств, среди которых при дислалии и дизартрии выделяются моторные, сенсорные симптомы.