Папки-передвижки

Теоретические основы освещения проблемы нарушения и коррекции мелкой моторики пальцев рук у детей с ТНР

Зухра Каретникова
Теоретические основы освещения проблемы нарушения и коррекции мелкой моторики пальцев рук у детей с ТНР

1. Теоретические основы освещения проблемы нарушения и коррекции мелкой моторики пальцев рук у детей с тяжелыми нарушениями речи

1. 1. История изучения проблемы.

Изучение письменных памятников древности даёт нам представления о культуре, быте, мировоззрениях народов той эпохи. В этих памятниках упоминается о расстройствах в виде описания случаев потери человеком, контроля над движениями рук, ног. В одном из трактатов (папирусе Эдвида Смита) впервые упоминается о головном мозге и локализации мозговых функций, управляющих движениями человеческого тела.

Публикация «Теоретические основы освещения проблемы нарушения и коррекции мелкой моторики пальцев рук у детей с ТНР» размещена в разделах

Клавдий Гален (ок. 130 – 200 г.) - древнегреческий врач и естествоиспытатель установил, что перерезка спинного мозга на определённом уровне ведёт к нарушению двигательных функций (паралич конечностей).

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”. И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи — это два. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму

Российская логопедия стала развиваться лишь после Великой Октябрьской социалистической революции. Уже в первые годы после революции (1918 г.) по инициативе доктора Бонч - Бруевича организуются обязательные для всех воспитателей дошкольных учреждений логопедические курсы.

По данным Министерства здравоохранения РФ, в настоящее время только 15% детей рождаются здоровыми, у остальных отмечаются те или иные патологии. По статистике, 70-90% детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют проблемы с речевым развитием – от темповой задержки, нарушения звукопроизношения (дислалия, дизартрия) до моторной алалии. Обследование детей в массовых детских садах показало, что в старших и подготовительных к школе группах отклонений в речевом развитии имеют от 40 до 60% дошкольников. Наиболее распространенные нарушения : дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие, стертая дизартрия.

До 50% детей с ОНР и 35% детей с фонетико-фонематическим недоразвитием имеют стертую дизартрию. Увеличивается количество детей с речевой патологией центрального генеза.

У детей с дизартрией вследствие органического поражения ЦНС нарушаются двигательные механизмы, не развивается общая и мелкая моторика, что ведет за собой нарушение речи. Несмотря на то, что у детей с легкой формой дизартрией не наблюдается выраженных параличей и парезов, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, у них плохо развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности (Л. А Данилова, Л. В Лопатина, Н. В Серебрякова и др.).

Следовательно, проблема преодоления недоразвития ручного праксиса в плане подготовки дошкольников с ТНР к школьному обучению и успешной коррекции звукопроизношения – одна из важнейших для специальной педагогики.

Логопедическая помощь населению у нас в настоящее время занимает видное место. Наиболее рациональным способом борьбы с тяжёлыми нарушениями речи является логопедическая работа непосредственно в детском саду.

Тяжелые нарушения речи - это расстройства, при которых зачастую нарушается формирование всех компонентов речевой системы. К ТНР относятся дислалия и дизартрия.

Дислалия - нарушение звукопроизношения. Ведущим дефектом при дисламии является нарушение звукопроизношения вследствие органического дефекта периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения (механическая дислалия). Сравнительно часто причиной механической дислалии является укороченная уздечка языка, слишком большой или слишком маленький язык, что так же затрудняет артикуляцию. Отрицательно сказывается и неправильное строение неба.

Функциональной дислалией, называется такой вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата.

Одной из основных причин функциональной дислалии является неправильное воспитание ребёнка в семье.

Это подражание, двуязычие в семье, педагогическая запущенность, недоразвитие фонематического слуха, недостаточная подвижность органов артикуляции. Необходимо учесть, что сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты, такие как общее недоразвитие речи

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции, нарушениях голосообразования, а так же в изменениях темпа речи, ритма и интонации. Клиническое, психологическое и логопедическое изучение детей с дизартрией показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений.

Данные нарушения речи характеризуются рядом речевых и не речевых расстройств, среди которых при дислалии и дизартрии выделяются моторные, сенсорные симптомы.

Публикации по теме:

Дифференцированный подход при коррекции невротической и неврозоподобной форм заикания Проблема исследования:поиск и выбор особого дифференцированного подхода, способствующего формированию коммуникативной компетентности у младших.

Сделать родителей единомышленниками? Это легко! «СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ? ЭТО ЛЕГКО!» (Из опыта работы педагогов группы №1 для детей с тяжелыми нарушениями речи) Тарасенко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические основы освещения проблемы нарушения и коррекции мелкой моторики пальцев рук у детей с ТНР
Опубликовано: 21 апреля 2014 в 23:12
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД