МААМ-картинки

Метод проектов, как средство достижения образовательных результатов в рамках социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ

Ольга Чернухина
Метод проектов, как средство достижения образовательных результатов в рамках социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения должны перестраивать свою работу в соответствии с новыми требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Становление новой системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и практики ДOУ, а также педагогических технологиях. Следовательно, педагогический процесс в ДOУ должен быть организован через выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что, в свою очередь, требует широкого внедрения инновационных форм и способов в образовательную деятельность, которая осуществляется в стенах детского сада.

Публикация «Метод проектов, как средство достижения образовательных результатов в рамках социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ» размещена в разделах

Сегодня традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основная цель которого является развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Именно поэтому одним из методов, способствующим решению данного вопроса, является проектный метод. Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Проблемы

• недостаточная осведомленность педагогов о специфике использования проектного метода в рамках социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ.

• несоответствие между традиционной формой организации образовательной деятельности и характером проектной деятельности.

Цель: адаптировать метод проектов, как средство достижения образовательных результатов в рамках социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ.

Задачи:

1. Проанализировать методическую литературу, опыт коллег и интернет ресурсы по вопросу использования проектного метода в рамках социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ.

2. Повысить профессиональную компетенцию участников сопровождения в вопросах особенностей организации проектной деятельности при работе с дошкольниками с ОВЗ.

3. Провести первичную и итоговую диагностику воспитанников для определения уровня развития их социально-коммуникативных и проектных умений.

4. Провести диагностику социальной активности родителей.

5. Пополнить предметно-развивающую среду наглядно-дидактическим материалом.

6. Разработать методическую документацию по использованию проектного метода в работе с дошкольниками с ОВЗ.

Проектный метод - это одно из приоритетных направлений современной системы образования, где важной задачей является формирование творческой личности, направленной на самостоятельный поиск нового, решение проблем в нестандартной ситуации.

Раскрыть и развить творческие способности не только здорового, но и имеющего ограниченные возможности здоровья ребенка, возможно с применением в практике обучения проектного метода.

В ФГОС социально-коммуникативная область направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

На основе вышесказанного, можно сделать вывод о возможности применения технологии метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья с учетом социального заказа общества.

Использование проектного метода, как деятельности, должно осуществляется дозировано:

• занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д. ;

• комплексные блочно-тематические занятия;

• интеграция:

o частичная

o полная интеграция

• метод проектов:

o форма организации образовательного пространства;

o метод развития творческого познавательного мышления.

Метод проекта направлен на предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Этапы реализации проекта.

1. Информационно – аналитический

Задачи:

1. Проанализировать методическую литературу, опыт коллег и интернет ресурсы по вопросу организации проектной деятельности при работе с детьми с ОВЗ.

2. Провести первичную диагностику социальной активности родителей и уровня развития социально-коммуникативных и проектных умений дошкольников.

Мероприятия:

1. Педагогические и просветительские:

- систематизация и анализ педагогической и специальной методической литературы и интернет ресурсов;

-изучение и анализ опыта коллег.

2. Педагогические и коррекционно-диагностические.

Работа с коллегами:

1. Консультирование педагогов по использованию метода проектов в работе с дошкольниками с ОВЗ.

2. Семинары-практикумы с целью повышения творческого потенциала педагогов

3. Изучение и анализ специальной литературы и интернет ресурсов.

4. Изучение опыта коллег.

Работа с родителями:

1. Индивидуальные педагогические консультирования с целью формирования адекватного восприятия родителями своего ребенка

2. Образовательные семинары с целью личностного и социального развития родителей, формирования навыков социальной активности

Работа с детьми:

1. Мониторинг с целью выявления уровни развития проектных умений у дошкольников (по Е. Евдокимовой).

2. Мониторинг с целью выявления уровня сформированности социально-коммуникативных умений дошкольников.

Ожидаемые результаты:

1. Повысилась компетентность педагогов в вопросах использования проектного метода в работе с детьми с ОВЗ.

2. Разработана и размещена на сайте ДОУ памятка для родителей «Я и мой ребенок»

3. Повысилась компетентность родителей в вопросах использования проектного метода при работе с детьми.

4. Выявлен уровень сформированности проектных умений дошкольников

5. Выявлен уровень социальной активности и педагогической культуры родителей.

2. Конструктивно-практический

Задачи:

1. Повысить профессиональную компетенцию участников сопровождения в вопросах особенностей организации проектной деятельности при работе с дошкольниками с ОВЗ.

2. Повысить социально-коммуникативную и педагогическую компетентность педагогов и родителей.

4. Повысить уровень социально-коммуникативных и проектных умений воспитанников с ОВЗ.

Мероприятия:

1. Разработать модель взаимодействия участников сопровождения и семьи.

2. Пополнить предметно – развивающую среду наглядно-дидактическим материалом.

3. Разработать методическую документацию по использованию проектного метода в работе с дошкольниками с ОВЗ.

Работа с коллегами:

1. Разработка тематического планирования проектной деятельности в рамках коррекционно-развивающей программы

2. Разработать план мероприятий по социально-коммуникативному развитию воспитанников.

3. Разработать стратегию взаимодействия всех участников сопровождения при организации проектной деятельности.

4. Подобрать тематический дидактический материал

для разработки проектов: «Азбука здоровья», «Мир театра», «Книжная неделя», «Мои друзья», «Познай себя», «Я и моя семья», «Дыхание и жизнь» и др.

Работа с родителями:

1. Организация и проведение тренингов с целью обучения родителей адекватным и эффективным формам поведения в различных социальных ситуациях и отношениях.

2. Консультирование родителей об особенностях и возможностях проведения с детьми игр по развитию социально-коммуникативных умений в других условиях.

3. Помощь родителям в создании презентации семейных проектов.

Работа с детьми:

1. Насыщение детей наглядным материалом согласно тематике проектов (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии, и т. д.);

2. Организация бесед, драматизаций, с целью научить воспитанников получать необходимую информацию в общении, научить слушать другого человека, с уважением относиться к его мнению и интересам.

3. Обыгрывание различных конфликтных и проблемных ситуаций с целью научить воспитанников спокойно отстаивать свое мнение и соотносить свои желания и стремления с интересами других людей

4. Организация и проведение различных коллективных мероприятий.

Ожидаемые результаты:

1. Разработаны тематические планы проектной деятельности в рамках коррекционно-развивающей программы

2. Разработан план мероприятий по социально-коммуникативному развитию воспитанников посредством использования проектного метода.

3. Улучшились коммуникативные способности детей с ограниченными возможностями здоровья

4. Разработан план индивидуальной работы с детьми и родителями, нуждающимися в сопровождении психолога.

5. Подобран тематический дидактический материал для разработки проектов.

3. Оценочно – результативный

Задачи:

1. Проанализировать проведенные коррекционно-педагогические мероприятия.

2. Выявить динамику социальной активности родителей, и их педагогической компетентности.

3. Выявить динамику развития социально-коммуникативных и проектных умений дошкольников с ОВЗ.

Мероприятия:

1. Оценка деятельности коррекционно-педагогической эффективности.

2. Анализ продуктов деятельности.

Работа с коллегами:

Выставка различных программ, планов, разработок проектов диагностического инструментария, наглядных пособий.

Работа с родителями:

Анкетирование родителей с целью прослеживания динамики социальной активности родителей и повышения их педагогической культуры.

Работа с детьми:

1. Мониторинг с целью определения повышения уровня развития проектных умений у дошкольников (по Е. Евдокимовой).

2. Мониторинг с целью выявления уровня сформированности социально-коммуникативных умений дошкольников.

Ожидаемые результаты:

1. Повысилась компетентность педагогов по вопросу использования проектного метода в работе с дошкольниками с ОВЗ.

2. Повысилась социальная активность родителей, их педагогическая грамотность.

3. Повысился уровень социально-коммуникативных и проектных умений дошкольников с ОВЗ.

4. Разработан профиль динамики развития проектных умений дошкольников.

Публикации по теме:

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов В условиях модернизации отечественного образования российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивали собственную работу.

Презентация «В ногу со временем: изучаем проект ФГОС» Данная презентация представляет собой осмысленное, переработанное нами изложение проекта Федерального государственного образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод проектов, как средство достижения образовательных результатов в рамках социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ
Опубликовано: 13 марта 2014 в 22:45
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метод проектов, как средство достижения образовательных результатов в рамках социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Чернухина (УИ 81196) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД