МААМ-картинки

Метод проектов в формировании основ безопасности жизнедеятельности

Наталья Ермолова
Метод проектов в формировании основ безопасности жизнедеятельности

Российская конференция

«Экологическое образование и воспитание в дошкольных образовательных учреждениях

и средней общеобразовательной школе»

8-9 декабря 2010 года. Г. Москва.

Метод проектов в формировании основ безопасности жизнедеятельности.

Ермолова Н. В., старший воспитатель

МДОУ «ЦРР -детский сад № 41 «Звездочка» г. Саров, Нижегородская обл.

Публикация «Метод проектов в формировании основ безопасности жизнедеятельности» размещена в разделах

Значимость данного направления подтверждается выделением в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования области «Безопасность», которая предусматривает, в частности, решение следующих задач:

формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Несколько лет наш детский сад являлся экспериментальной площадкой по проблеме обеспечения экологической безопасности ДОУ. Практика работы с детьми в режиме эксперимента показала, что наиболее оптимальной технологией в решении задач обучения детей экологически безопасному поведению является метод проектов.

Мы считаем, что девизом выбора и использования проектной деятельности в работе с детьми могут стать слова Ральфа У. Эмерсона «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».

Самый простой и самый нерезультативный путь – это прямая передача знаний. Во-первых, не факт, что эти знания вообще будут восприняты, во-вторых, столкнувшись с реальной проблемой в изменившихся условиях, ребенок вряд-ли сможет использовать полученные таким образом знания применительно к новой ситуации. Следование указаниям взрослых, опора на чужой опыт воспитывает личность пассивную, робкую, несамостоятельную.

В качестве примера и подтверждения нашего убеждения о результативности проектного метода мы предлагаем вашему вниманию несколько проектов.

С тем, что такое экологическая опасность и каковы ее последствия, столкнулись этим летом практически все жители России.

Одним из самых «горячих» мест оказался наш город – Саров. Дети стали очевидцами этих событий. Конечно, пожаров они не видели. Но, как и взрослые, а скорее даже больше них, страдали от дыма, просыпались и засыпали под гул огромных самолетов, своими газами видели, как черпают воду из местных водоемов вертолеты МЧС. Родители многих детей участвовали в тушении пожаров. Об этом писали газеты, рассказывали по телевидению, говорили по радио.

К сожалению, в возникновении пожаров зачастую были виновны люди. Наши дети имели возможность убедиться в этом, придя после отпусков на свою любимую полянку возле реки. Что же они увидели?

Следы отдыха людей на каждом шагу. Выжженная земля, мусор. Печальное зрелище…

И даже – сожженное дерево. Оно ведь не само загорелось… В ходе проекта «После костра» дети думали, как вернуть красоту любимой полянке. Они решили высадить на места костров саженцы ивы и ольхи.

Написали письмо лесникам и вместе с родителями и воспитателями посадили у реки девять молоденьких саженцев.

Проект «После костра» - призер Нижегородского областного конкурса «Единые дни действий в защиту рек»

Подчеркнем, что в основе каждого проекта лежит реально существующая проблема. Одна из них связана с теми, кого дети искренне любят, кого считают равными себе живыми существами. Речь идет о домашних животных – кошках и собаках.

Проблема эта, на наш взгляд, чрезвычайно актуальна. Эта тема неспроста волнует многих взрослых. У детей выработано два стойких убеждения: все собаки хорошие, всех можно ласкать и гладить, а в случае опасности всегда можно убежать самому или напугать собаку. …

Анализ методической литературы продемонстрировал практически полное отсутствие материалов, позволяющих воспитателю грамотно и последовательно осуществлять деятельность в названном направлении. Во многих пособиях даются некоторые общие сведения, рекомендации о содержании занятий, т. е. описывается то, о ЧЕМ должен говорить воспитатель, ЧТО должны знать дети. А вот того, КАК, с помощью КАКИХ МЕТОДОВ просто и доступно донести необходимые знания до детей, КАК научить их быть осторожными, КАК отработать навыки правильного поведения при взаимодействии с животными, в литературе нам обнаружить не удалось.

В ходе данного проекта мы использовали следующие методы и приемы :

Чтение художественных произведений о собаках; беседы;

Сбор детьми и родителями интересного материала о жизни собак;

Выставка книг и журналов о собаках;

Коллекционирование календариков и маленьких резиновых игрушек собак разных пород, их классификация по внешнему виду, составление морфотаблицы;

Сравнение живых объектов с игрушками;

Демонстрация агрессивного поведения животных (с помощью специально тренированных собак)

Инсценировки;

Придумывание концовок рассказов;

Игровые обучающие ситуации

Рассказы педагога из личного опыта;

Рассматривание картинок, изображающих различные варианты поведения людей в ситуации опасности;

Этюды «Я – бездомная собака», «Я жду хозяина у магазина», «Собака, которая потерялась», и т. д.

В результате проектной деятельности дети самостоятельно вывели правила обращения с собаками, которые говорят не только о том, как НЕЛЬЗЯ поступать, что может вызвать агрессию животного, но и о том, как поступать НУЖНО, ЧТО можно предпринять, чтоб избежать неприятности.

Дошкольники много времени проводят на улице, поэтому участки детских садов должны отвечать всем требованиям экологической безопасности. К сожалению, на многих участках, несмотря на прилагаемые усилия, остаются довольно большие островки голой земли. В сухую погоду с них поднимается пыль, а в дождливую появляются лужи, обувь детей после прогулки становится грязной. Обсуждение с детьми этой проблемы легло в основу проекта

"Расти, травка!"

На первом этапе дети с воспитателями внимательно рассмотрели каталоги, выбрали насколько сортов газонных трав, которые могли бы прижиться на солнечном участке.

Вместе с детьми заготовили землю в ящиках, посеяли семена и стали наблюдать за ростром травы.

С помощью линеек – ростомеров выяснили, какая трава растет быстрее, фиксируя результаты наблюдений в календарях.

В результате первого этапа деятельности отобрали два вида газонных трав, которые показали быструю и дружную всхожесть.

Следующим шагом было выявление реакции трав на "вытаптывание".

Весной с детьми засеяли свободные от растительности места на участке выбранной в ходе экспериментов травой и стали ждать результата. В результате участок зазеленел, стал ровным и красивым.

Дети в результате проекта "Расти, травка!" приобрели новые знания, умения, и понимание того, что решение экологических проблем возможно при вдумчивом и творческом подходе к делу.

В ходе проекта «Шапочка для лета» (призер российского конкурса исследовательских работ «Мой проект») дети выяснили не только то, отчего в одних головных уборах голова потеет, а в других – нет, но изобрели оптимальную модель шапочки. Дети исследовали ткани на продуваемость (с помощью фена, нагреваемость, составляли морфотаблицы, дополнили шапочку лучшей деталью от солнца - козырьком

Территорию нашего детского сада жители микрорайона называют благоухающим островом.

Дело в том, что, благодаря усилиям взрослых и детей, на нем произрастает большое количество разнообразных цветов. Они радуют глаз, издают чудесный аромат, и … привлекают ос и пчел. Особенно активно ведут себя насекомые, когда на улицу выносится сок, они жужжат над подносом, лезут в чашки. Гнезда ос, конечно, убираются работниками МЧС, а что делать с залетающими на территорию жалящими насекомыми? Дети и воспитатель Азмагулова Т. А. решали эту проблему вместе в ходе проекта «Как уберечься от ос?». Они пытались отвлечь ос с помощью ярких лоскутков, искусственных цветочков, конфет.

Выход оказался простым – осы слетались на блюдце с медом, воспитатель накрывала их на время большим чехлом, а дети могли выпить свой сок довольно спокойно. Это лето, к сожалению, было особым. Из-за пожаров, жары и дыма осы были необыкновенно агрессивны и сок приходилось пить в группе

Очень интересным и результативным оказался проект «Мы любим чистым воздухом дышать».

Проведен он был не просто так, а в связи с проблемой, которая волнует, как нам кажется, не только наш детский сад. Многие владельцы автомобилей считают, что территория у ворот детского сада – удобное место для стоянки машин. Это очень опасно, т. к. трогаясь с места, водители могут не заметить маленьких пешеходов. Кроме того, выхлопные газы отравляют воздух, которым дышат дети. Мы – взрослые - принимали разные меры: обращались к родителям на собраниях, повесили объявление на ворота… Плакат, который придумали сделать дети, оказался гораздо более результативным. Подъехав к воротам и увидев просьбу, написанную их же детьми, водители отгоняли машины на некоторое расстояние от ворот детского сада.

Детьми и педагогами нашего детского сада проведено много интересных проектов.

«Осторожно, ножки, - скользкие дорожки!», «Чистая вода», «Шум – это опасно», «Путешествие бумажного листочка», «Снежные сюрпризы», «Секреты дождя» и другие. Многие из них стали победителями и призерами различных конкурсов:

Завершая наше выступление, хочется сказать о том, что

проведение мониторинга в начале и конце каждого проекта демонстрирует результативность выбранного нами метода работы с детьми. В ходе проектов дети приобретают достаточно прочные знания, самостоятельность, ориентируются в способах защиты от экологических опасностей.

Мы убеждены в том, что проектная деятельность – одно из наиболее перспективных направлений в решении задач обучения детей безопасному поведению при взаимодействии с объектами природы

Публикации по теме:

«Дорожная азбука» Все стороны жизни человека связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам.

Участие в конференциях 2013 годаУчастие в конференциях 2013 года 2013 году я принимала очное и заочное участие в педагогических конференциях различного уровня. За участие получила Сертификаты и Дипломы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод проектов в формировании основ безопасности жизнедеятельности
Опубликовано: 2 декабря 2014 в 06:32
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД