Папки-передвижки

Конспекты занятий «Обряды Адыгеи»

Надежда Панченко
Конспекты занятий «Обряды Адыгеи»

М Д О У № 22 «Сказка»

п. Каменномостский

АДЫГСКИЕ ОБРЯДЫ

Составитель:

Воспитатель

Панченко Н. А

2015 г.

Рецензия

на конспекты обряды Адыгеи

Дети любит узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Это позволяет воспитывать у них любовь к Родине, развивать интерес к своей республике, интерес к обычаям.

Публикация «Конспекты занятий „Обряды Адыгеи“» размещена в разделах

Для того чтобы, сохранить человеческое в наших детях, заложить направленные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям мы знакомим их с адыгскими обрядами.

Обряды адыгского народа переплетаются с обрядами народов России. В нравственном воспитании детей знакомство с обрядами помогает формированию любви к адыгскому народу и уважению к обычаям.

Разработанные конспекты на тему : «Знакомство с адыгскими обрядами» построены с учетом возрастных особенностей старших дошкольников они способствуют воспитанию нравственно - патриотических чувств.

В основу положено бережное, уважительное отношение к традициям показывающее высокую духовность национальной культурной доступности исторического материала учитывает приоритет ведущей деятельности дошкольной игре. Каждый из показанных обрядов дети неоднократно обыгрывают.

Материал, используемый в конспектах, помогает развивать активность творческого потенциала нравственных начал через осознание себя в поступках, чувствах, поведении.

Прилагаемые конспекты могут быть использованы воспитателями детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, они помогают приобщить детей к традициям и культуре родного народа.

Обряд первого шага

тлетегеуч – становление на ноги.

Программное содержание.

1. Продолжать развивать познавательную активность в процессе и

Формирования представлений о традиционных обрядах адыгов на примере обряда первого шага.

2. Познакомить детей с новым обрядом «тлетегеуч» - становление на ноги, продолжать приобщать детей к народной культуре адыгов.

3. Воспитывать любовь к малой родине и ее народу.

Методическое обеспечение.

1. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание

Нравственно - патриотических чувств. Назарова В. И.

2. Непсо М. С. Адыгская художественная культура.

3. Джандар М. А. «Песня в семейных обрядов адыгов»

Ход занятия

Воспитатель - По достижении ребенком года устраивали торжественный обряд первого шага тлетегеуч – становление на ноги. Для этого ребенка одевали в красную рубашку вышитую цветами нитками: яркие краски отгоняли «дурной глаз» на себя. Женщины и дети, пришедшие на «тлетегеуч», смотрели больше на красоту рубашки, нежели на ребенка. Торжественная обстановка, музыка, действия и слова участников обряда подчеркивали важность события. Ребенка ставили на прочные предметы, например на камень желая: - «Пусть твердо как камень стоит на ногах!» Имитировали перерезание ножницами невидимых пут, якобы до сих пор связывающих его ноги.

Обряд тлетегеуч не был простым развлечением, хоть в нем имелся развлекательный момент. Главное в нем символический выбор будущей профессии. Для этой цели на стол клали символы будущих почетных профессий: для малыша – кинжал, изображение коня, топор, молоток, нож, коран и т. д., а перед девочкой – иголку, нитки, ножницы и прочие вещи. Тот предмет, к которому притрагивался ребенок, определяли его будущее занятие. В богатых семьях, если мальчик выбирал кинжал, родители и аталык добывали такой же предмет их дорогой стали, если брал фигуру коня, то по достижении им юношеского возраста ему дарили лошадь с седлом с золотыми и серебряными украшениями.

Как показывает, само название, обряда и содержание приуроченной к нему песни, он устраивался для того, чтобы обеспечить ребенку возможность твердо стоять на ногах.

На празднике «Тлетегеуч» исполнялась песня «Лъабытий, тий, тий». с пожеланиями, обращенными к новорожденному:

Тий – тий делай, мой мальчик!

Тий – тий делай, мой сын!

Тлетегеуч большое счастье.

Сдвинься с этого места и шагни!

Твой дед этому радуется

Его санэ этого дня ждет.

Тий – тий делай моя звезда!

Тий – тий делай моя сладость

Где ты не появишься, чтобы своим становился.

Враг даже твоего имени чтобы боялся

Чтобы вести себя ты искусным был

В дорогу счастливую чтоб ты пошел.

Бабушка и дедушка тебе желают.

- А сейчас мы с вами разыграем обряд первого шага тлетегеуч.

Дети готовят подарки и атрибутику и обыгрывают обряд.

Первое укладывание

ребенка в колыбель (кущъэхапхэ)

Программное содержание

1. Познакомить детей с обрядом первого укладывания ребенка в колыбель (кущъэхапхэ).

2. Продолжать знакомить детей с традиционной – бытовой культурой адыгского народа.

3. Поддерживать и развивать интерес к традициям Малой родины.

Методическое обеспечение

1. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Назарова В. И.

2. Непсо М. С. Адыгская художественная культура.

3. Джандар М. А. «Песня в семейных обрядов адыгов.

Ход занятия

Воспитатель - ребята сегодня мы с вами познакомимся с обрядом первого укладывания в колыбель. Первое укладывание в колыбель совершалось приблизительно через 2 недели после его рождения. К этому дню семья готовила обильное угощение. Бабушка (мать молодой женщины) привозили люльку со всеми необходимыми принадлежностями. Очень важным считалась колыбель из боярышника – он назывался счастливым деревом. Люди верили что ребенок в такой колыбели вырастал здоровым красивым и крепким.

(Раздается стук в дверь) - входит бабушка

Бабушка - Добрый день! Пришло время нашего малыша укладывать в колыбель. Сейчас мы с вами будем её готовить.

(Бабушка достает яйцо и кота) и укладывает его в колыбель.

Воспитатель - Ребята, а вы знаете для чего их туда положили. Как вы думаете?

Ответы детей.

Бабушка - правильно ребята, если кот поспит в колыбели он оставит в люльке свой сон и ребенок будет хорошо спать. А яйцо предвещает ребенку долгую жизнь. В старину говорили, а «Пусть доживет до тех дней пока не побелеет как яйцо».

Воспитатель - и у русских укладывание в колыбель сопровождалось песней. Ребята давайте мы с вами споем русскую колыбельную.

«У кота, у кота

Колыбелька золота

А у сыночки моего

Да покраше твоего.

Кольцы, пробойцы серебряные

Крюк золотой, ремешки шелковые».

- Ребята, уложить ребенка в колыбель поручаем доброй многодетной женщине.

- Что значит многодетная?

Ответы детей.

Воспитатель: да многодетная – значит много детей. Смотрите, к нам в гости пришла женщина, сколько у неё детей?

Дети считают.

Воспитатель: может нам помочь эта женщина.

Дети – может у нее 3-ое детей. (женщина берет младенца в руки и поет)

Женщина: В люльке кот поспал,

Сон сладкий в ней оставил.

Что сон сладкий к нему придет,

Предрекая в люльку его укладывая

Изголовье твоей колыбели с луной играет

Твоя постель в люльке золотом вышита

На золотой подушке ты у меня спишь

И прекрасной лай-лай тебя укачивает.

(этой песне придавалась магическая благо предсказательная обрядовая семантика, но после обряда она становилась обычной колыбельной песней). Пелась она очень нежно, без скачков, в медленном темпе. Затем дули в колыбель, а на последних словах закрывали лицо младенца руками матери, та делала вид что не видит ребенка. После этой церемонии бабушки говорили:

Железную душу

Душу крепкую большую

Жизнь долгую

Пусть бог дает тебе.

Воспитатель - желая уберечь ребенка от дурного сглаза, адыги соблюдали ряд обычаев.

1. К голове в области темени ребенка привязывали комочек прополиса полагая, что «на лице и на голове малыша нужно что-то «испортить», (сопровождается показом) тогда смотрящий на ребенка первым делом обратит внимание на «дефект». Подумает «какой некрасивый». После этого дурной глаз не возьмет силу.

2. Около колыбели ставили чашку с освященной молитвой водой и туда клали яйцо, полагая что при появлении злого духа яйцо треснет. Поэтому каждый приходящий должен был намочить водой руку и потереть лобик ребенка напевая при этом:

Ребенку которому не окропили лоб

Водой, где держали яйцо,

Жизнь недолговечна.

Мальчики которому не мыли лоб

Жизнь коротка.

Воспитатель - Ребята, давайте мы с вами придем в гости к этому малышу. (дети выполняют обряд повторяя слова)

Воспитатель - Теперь, когда мы все сделали ребята, я считаю что вы присоединитесь ко всем моим пожеланиям и подарите подарки. (Дети дарят подарки)

Обряд

первого зуба

Программное содержание

1. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представление о традиционных обрядах адыгов.

2. Познакомить детей с обрядом появления первого зуба, продолжать приобщать к народной культуре адыгов.

3. Поддерживать и развивать интерес к малой родине Адыгея.

4. Воспитывать интерес к адыгскому народному творчеству.

Методическое обеспечение

1. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание

нравственно – патриотических чувств. Назарова В. И.

2. Непсо М. С. Адыгская художественная культура.

3. Джандар М. А. «Песня в семейных обрядов адыгов.

Ход занятия

Ребята мы с вами уже знакомились с бытом адыгских семей. Помните, какой обряд мы с вами прошлый раз посмотрели.

Ответы детей.

- Ребята, а кому из вас что-то особенно запомнилось.

Ответы детей.

Воспитатель: Красные двери в пещере моей

Белые звери сидят у дверей

И мясо и хлеб – всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю

Вы отгадали, что это? Правильно ребята – это зубы и рот. Мы с вами сегодня посмотрим как в адыгских семьях празднуется обряд первого зуба.

Стук в дверь. Входит бабушка.

Бабушка – здравствуйте ребята!

Дети – здравствуйте!

Воспитатель- Бабушка расскажите нам о том, как в адыгских семьях празднуют обряды «1зуба»

Бабушка – Матери малыша не разрешается следить за тем как у малыша появляются зубы, потому что считается, что это повышает болезненные ощущения у ребенка.

Воспитатель – Ребята! Сейчас мы с вами посмотрим, как это происходит (Инсценировка)

Мама гуляет с ребенком на руках. Подходит другая женщина с ребенком. Заговаривает с ним ребенок, улыбается.

Женщина – Ой, у Вашего малыша появился первый зубик. Нужно мне испечь пирог. (Женщина уходила домой). Приходила с пирогом с сыром. Давала ребенку попробовать кусочек пирога при этом напевала:

У мышки зуб крепкий

Железо точит,

Землю пашет

Исполнительница песни получала от матери подарок (отрез на платье, шелковую шаль)

Воспитательница - а если первый зуб замечал мужчина, то тогда он дарил подарок.

Воспитательница – ребята посмотрите какой мудрый народный обычай. Пирог пекся с сыром. Почему, как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитательница – правильно, потому что сыр – это продукт, изготавливаемый из молока он очень богат кальцием, а кальций нужен человеческому организму для строительства костей и зубов.

Ребята мы познакомились с новым адыгским обрядом, чем он вам запомнился, чем особенно заинтересовал.

Ответы детей.

Публикации по теме:

Методическая разработка для музыкальных руководителей «Знакомство с родителями» .

Методическая разработка «Инновационная деятельность в работе с родителями» Мы хотим вам рассказать об одном из видов арт-терапии, который мы используем в работе с детьми- это песочная терапия. Песочная терапия.

Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника?» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 муниципального образования Каневской район Доклад.

Сценарий спортивного праздника в детском саду на День защиты детей «Здравствуй, лето!» Сценарий спортивного праздника в детском саду на 1 июня – День защиты детей Автор:Подольская Елена Сергеевна, воспитатель детского сада.

Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий на занятии» Тема: «Использование физкультминуток на занятии» Цель: Снижение показателей заболеваемости обучающихся, приобщение к здоровому образу жизни,.

Методическая разработка «Музыка в жизни ребенка 1–2 лет» Музыка в жизни малыша 1-2 –х лет. Для развития человека самыми важными являются первые годы его жизни. От того, чем наполнены эти годы,.

Методическая разработка по правилам дорожного движения «Как дорожные знаки подружились с музыкальными» Музыкальная сказка для детей старшего дошкольного возраста. Однажды Скрипичный ключ со.

Методическая разработка проектной деятельности «Физическое воспитание» Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,.

Методическая разработка «Воспитательное значение народных игр»Методическая разработка «Воспитательное значение народных игр» .

Учебно–методическая разработка занятий для обучающихся с ОВЗ 5–7 лет Конспект логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя и связной речи с использованием здоровьесберегающих технологий.

Автор публикации:
Конспекты занятий «Обряды Адыгеи»
Опубликовано: 7 февраля 2016 в 10:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД