Ирина Горлова
Организация работы по физической культуре в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы по физической культуре в ДОУ
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский.
Горлова И. Я.,
Воспитатель 1 квалификационной категории
МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад №1»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИ
ПО ОРГАНИЗАЦИ РАБОТЫ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДОУ
Публикация «Организация работы по физической культуре в ДОУ» размещена в разделах
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи - все это не укрепляет здоровье ребенка, а наоборот. Многие родители чрезмерно увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о том, что укрепление их здоровья, содействие физическому и психическому развитию является в настоящее время особенно значимым.
Организованная образовательная деятельность по физической культуре В ДОУ – это основная форма развития оптимальной двигательной активности детей. К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании, некоторых видах спортивных упражнений и игр.
Недостаточное развитие какого-либо умения снижает способность ребенка к усвоению новых двигательных действий и навыков, а также его двигательную активность. В связи с этим при планировании непосредственно образовательной деятельности (НОД) по физической культуре необходимо учитывать взаимосвязь процесса обучения основным видам движений с развитием двигательных способностей детей.
Наряду с рациональной организацией (разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя и т. д.) важны определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующая творчество и инициативу детей. Например, во время НОД можно предоставить детям самостоятельно выбрать любимое пособие и выполнить с ним произвольные движения.
Каждое занятие по физической культуре должно приносить радость ребенку, пробуждать у него интерес, стимулировать творческую активность, развивать потребность в разных видах упражнений и подвижных играх. С этой целью воспитателю необходимо широко использовать разные приемы и методы, выбор которых определяется конкретной педагогической задачей, особенностями программного содержания, подготовленностью детей и другими условиями.
Эффективность НОД по физической культуре в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием основных целей, среди которых можно выделить:
Удовлетворение естественной биологической потребности у ребенка в движении;
Обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребенка через специально организованные оптимальные для данного возраста физические нагрузки;
Формирование двигательных умений и навыков;
Развитие необходимых физических качеств и двигательных способностей ребенка;
Активизация мыслительной деятельности, поиск адекватных форм поведения в необычных ситуациях;
Формирование положительных эмоций, проявление нравственных качеств и творческих способностей.
НОД по физкультуре в дошкольном учреждении необходимо проводить не менее 3-х раз в неделю (СанПиН). Продолжительность НОД для детей 2-3 лет – 15 мин., 3-4 лет – 15-20 мин., 4-5 лет – 20-25 мин., 5-6 лет – 25-30 мин., 6-7 лет – 30-35 мин. Одно занятие в неделю для детей 5-7 лет обязательно проводится на свежем воздухе и включает в себя подвижные игры и игровые упражнения (динамический час). В теплое время года большую часть НОД следует проводить на свежем воздухе.
Для обеспечения оптимальной моторной плотности НОД по физической культуре необходимо следующее:
Определить объем физической нагрузки для детей данного возраста и распределить ее с учетом состояния их здоровья и уровня физической подготовленности;
Предусмотреть достаточную площадь, рациональное размещение физкультурного оборудования и пособий, санитарно-гигиенические требования, следить за наличием соответствующей одежды и обуви;
Продумать задачи и программное содержание в соответствии с основными принципами обучения и воспитания;
Давать ясное, лаконичное объяснение заданий, четко показывать упражнения;
Продумать музыкальное сопровождение, которое должно сочетаться с движениями и создавать положительный эмоциональный настрой у детей;
Использовать разные способы организации детей : фронтальный, групповой, индивидуальный, посменный, круговую тренировку;
Во время выполнения комплекса упражнений общеразвивающего воздействия особое внимание обращать на осанку детей и их дыхание. Предусмотреть название упражнений, смену исходных положений для каждого упражнения, разнообразное использование методов (показ воспитателем или ребенком, словесное объяснение и т. д., ритмическое сопровождение (музыка, звук, счет, слово, свободный темп).
Стремиться осуществлять дифференцированный подход в основных видах движений и игровых упражнениях.
При изучении сложного материала следует создать целостное представление обо всем двигательном акте и выполнить упражнение в общих чертах. При этом необходим четкий показ в определенном темпе. Далее важно отработать технику выполнения каждого элемента движения и развить у детей чувство самоконтроля за свою двигательную активность.
С целью закрепления и совершенствования приобретенных двигательных навыков и умений предоставлять детям возможность самостоятельно воспроизводить упражнения.
Обращать особое внимание на создание высокой вариативности педагогических условий, что способствует более эффективной реализации двигательной активности детей (за счет новизны упражнений, внесения новых пособий и предметов, постепенного усложнения двигательных задач).
Активизировать мыслительную деятельность каждого ребенка. Для этого следует использовать пространственную терминологию, предоставлять ребенку самостоятельный выбор способа выполнения действий, задавать наводящие вопросы, создавать поисковые ситуации и т. д.
Создавать специальные ситуации для проявления волевых качеств ребенка, решительности, смелости, находчивости.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, развития и воспитания.