Игнатьева Таисия Викторовна
Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии «Круг»
Введение
С самого рождения ребенок испытывает потребность в общении с окружающими людьми. Ребенок растет, и эта потребность увеличивается. Младенцу достаточно для общения родителей и узкого круга родных и знакомых. С 2-3 лет ребенок стремится играть с другими детьми.
Во взаимодействии со сверстниками ребенок усваивает разные формы и правила поведения, учится общаться с другими детьми, добиваться того, что он хочет, и учитывать желания других. Во время общих игр происходит развитие эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, ребенок учится подражать другим, осваивает новые действия, игры, увеличиваются активный и пассивный словарь, развиваются коммуникативные навыки ребенка.
Публикация «Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии „Круг“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Круг, овал. Геометрические фигуры
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируются с запаздыванием, в том числе и навыки общения. Развитие общения у ребенка, имеющего какие- либо отклонения, может качественно отличаться от развития его в норме. Часто «особому» ребенку трудно установить эмоциональный контакт даже с родными, а тем более с другими детьми и взрослыми. Навыки взаимодействия и общения, которыми в норме ребенок овладевает сам, у «особого» ребенка могут сформироваться только в результате специальной работы. Отсутствие навыков общения, а также недостаточность механизмов в саморегуляции затрудняют интеграцию такого ребенка в детские группы.
Цели и задачи занятия Круг
Круг- это традиционное начало группового дня для детей, уже адаптированных к занятиям в группе и постоянно ее посещающих. Это занятие позволяет детям увидеть и поприветствовать друг друга, поднимает эмоциональный фон в группе, дает эмоциональную подпитку каждому ребенку. Участвуя по очереди или вместе в играх, прикасаясь друг к другу, дети лучше осознают свою причастность к коллективу, больше настраиваются на контакт.
Главная цель занятия Круг- дать каждому ребенку возможность получить опыт взаимодействия с другими детьми, освоить разные формы такого взаимодействия и, таким образом, почувствовать себя частью коллектива.
Основные задачи занятия :
- создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;
-формирование образа себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;
-стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка;
-развитие произвольной регуляции поведения;
-развитие познавательной сферы: зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти и др.
-формирование представлений об окружающем мире.
Организация занятия Круг
Характеристика занятия Круг как специфической среды
Название занятия Круг продиктовано расположением его участников. дети садятся в круг на стульчики или располагаются кружком на полу. Такое расположение ограничивает на время внешнее пространство, помогая детям сосредоточиться друг на друге и на предлагаемых играх. Форма круга объединяет группу, позволяет каждому испытывать единство с остальными участниками, почувствовать себя частью группы, не нарушая при этом личного пространства ребенка. Дети и взрослые выступают как равноправные участники группового занятия, все соблюдают очередность, и каждый становится участникам игры.
Структура занятия организована ритмически. Стихи и игры последовательно и ритмично сменяют друг друга. Кроме того, от занятия к занятию структура Круга остается неизменной, объединяя общим ритмом несколько занятий. Так, например, дети привыкают к тому, что после приветствия все играют в определенную сенсорную игру, следующая игра включает какие-то активные ритмичные движения и т. д., заканчивается занятие одинаково : например, все берутся за руки и говорят: «Молодцы!» Неизменность структуры позволяет детям запомнить последовательность игр и стихов, появляется возможность прогнозирования ситуации (ребенок может, например, ждать свою любимую игру или представляет себе, сколько времени осталось до конца занятия, когда можно будет встать и выйти из круга). Это помогает детям легче принять ситуацию и сохранить эмоциональный контакт с другими участниками. Общий ритм Круга опирается на ряд сообщающихся между собой ритмов:
-используя ритмичные стихи и упражнения;
-многие игры повторяются несколько раз, чтобы в роли водящего побывали разные дети;
-многие стихи повторяются несколько раз с небольшими изменениями;
-чередуются активные и спокойные игры;
- Круг начинается в одно и тоже время;
-содержание учитывает сезонные изменения в природе.
Для удержания внимания и интереса детей используются дополнительные средства. Среди таких средств особое место занимает мешочек. Это важный атрибут занятия. Яркий, привлекающий внимание мешочек вызывает интерес, желание открыть и познакомиться с его содержимым. В мешочке лежат приготовленные для Круга предметы, каждый из которых используется в определенной игре и упражнении. Педагог, акцентируя внимание детей на мешочке, достает из него то свечку, морскую раковину, то легкий платок, то веревочку с привязанной игрушкой… И игра начинается.
Другим способом сделать занятие более цельным является сюжет. Планируя Круг, педагог подбирает игры, связанные друг с другом по смыслу. При этом дети становятся участниками разворачивающегося сюжета.
Например, Круг начинается с игры «Утром солнышко встает», потом делают «Солнышко» из картонного круга, по очереди прикрепляя к нему прищепки-лучики. Потом ведущий говорит, что от яркого солнышка проснулся ежик. Следующая игра- ритмическая. Участники рассказывают стихотворение про ежика, сопровождая слова движениями. В стихотворении говорится, что ежик ударил в барабан. Ведущий достает барабан и все по очереди в него стучат. Ежик собирал в саду яблоки. Следующая игра-угощение. Ведущий достает корзину с кусочками яблока. Каждый берет себе кусочек и передает корзинку следующему. В конце Круга все берутся за руки и говорят «Молодцы».
Все это поддерживает в детях удовольствие от игр и общения, стимулирует их к активному участию в общих играх. Таким образом у детей формируются навыки взаимодействия друг с другом, интерес к общению.
Роль взрослых на занятиях Круг
Ведущий- ключевая фигура, на которого ориентируются все дети и педагоги, присутствующие на занятии Круг. Он организует весь ход занятия, предлагает игры, задает правила, которые выполняют все участники. Следить за выполнением правил может вся группа, и часто дети с особенным удовольствием смотрят друг за другом. Поначалу многим детям очень трудно соблюдать общие правила, и освоить их помогает взрослый, сидящий рядом: он может, тихо обращаясь к ребенку, повторить и объяснить слова ведущего, поддержать ребенка в ожидании и даже просто обнять, помогая усидеть на месте.
Структура и содержание занятия Круг
Основные составляющие Круга :
-приветствие;
-сенсорные игры;
-ритмические игры;
-игры по правилам;
-окончание Круга.
Приветствие
Круг начинается с приветствия. Например «Доброе утро»
Доброе утро, глазки! Вы проснулись? (Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга).
Доброе утро, ушки! Вы проснулись? Погладить ушки, приложить ладошки за ушками (изобразить уши слона).
Доброе утро, ручки! Вы проснулись? Погладить рука об руку, похлопать в ладоши.
Доброе утро, ножки! Вы проснулись? Погладить ножки, встать на коленки, руки – в упоре перед собой и постучать носочками по ковру.
Доброе утро, дети! Мы проснулись! (Поднять руки вверх)
Приветствие может проходить в разных формах, в группу детей младшего возраста или детей с глубокими нарушениями может «прийти», например, пушистый медвежонок с колокольчиком, «подойти» близко к каждому ребенку, чтобы его можно было услышать, увидеть и потрогать, поздороваться с каждым. Дети здороваются с Мишкой с помощью жеста (пожимают лапу, гладят по голове и т. п., а те, кто может, отвечают словами.
Другой вариант: каждый здоровается со своим правым соседом, хлопая его по коленке, передавая таким образом приветствие следующему. Если ребенок еще не может сам произнести слова приветствия, то это за него делает педагог.
В группе детей, свободно пользующихся речью, можно поздороваться хором, предложить участникам Круга рассказать про то, что с ними происходило утром или вечером после ухода домой. Также можно обратить внимание детей на то, что не все пришли в группу, вспомнить, кого нет, посочувствовать болеющим. Если есть именинники в этот, поздравить их.
Окончание Круга должно быть отмечено общим стихотворением, песенкой или кратким объявлением о предстоящих в течение дня событиях.
Сенсорные игры
Сенсорные игры- важна составляющая Круга. Они помогают создать благоприятный эмоциональный фон в группе, привлекают внимание и стимулируют активность ребенка. Сенсорные игры очень разнообразны. Можно, например, вместе рассматривать интересную игрушку. Более сложной для детей может быть задача передавать по кругу звучащую или вибрирующую игрушку, шишку, баночки с запахами, зеркальце и т. д. На занятии можно играть с солнечным зайчиком, фонариком. Можно слушать игру флейте, заводить и слушать музыкальную шкатулку, а потом прятать и искать ее, чтобы снова послушать. Ведущий приносить на Круг разнообразные материалы- листья, снег, сосульку- это особенно важно для детей с тяжелыми двигательными нарушениями, которые часто не могут получать такой опыт во время прогулки, как это происходит с обычными детьми. Интересную игру можно организовать, если принести на Круг тазик с водой- «озеро»- и предложить детям запускать рыбок, кораблики и вылавливать их. Из мешочка дети могут по очереди доставать платочки, шляпы или очки и наряжаться, а можно раскрашивать детей гримом и смотреться в зеркало.
Сенсорные игры в кругу помогают поднять эмоциональный тонус ребенка, позволяют ему увидеть эмоциональную реакцию сверстников и взрослых и, тем самым, развивают его коммуникативные возможности. Отдельная задача-ожидание своей очереди, способность передать привлекательную игрушку дальше по кругу.
Ритмические игры
Ритмические игры- основное наполнение Круга. Их цель- эмоциональное единение детей и взрослых, заряжая эмоциями.
Ритм играет важную роль в организации поведения ребенка. Вся наша жизнь организована ритмически: смена времен года, дня и ночи, события, составляющие наш обычный день-все они сменяют друг друга в определенной последовательности и наступают примерно в одно и тоже время. Похоже устроено занятие Круг : игры следуют одна за другой, ребенок быстро усваивает их последовательность, начинает ждать самую любимую игру, знает, когда занятие закончится.
С ритмом мы имеем дело и когда читаем стихи, поем песни, слушаем музыку. Внешний ритм, заданный педагогом помогает ребенку организовать собственную активность: многим легче хлопать в ладоши или качать головой в ритме звучащего стихотворения или песни. Если движения ребенка подчинено внешнему ритму ему легче изменять его по ходу выполнения упражнения: остановиться, когда замолчал педагог, читающий стихотворение, увеличить темп или сменить само движение. В условиях ритмически организованного действия мы не даем ребенку инструкций, а создаем такую среду, в которой он сам включается в игру и будет совершенствовать движения.
Таким образом, ритм как одна из обязательных характеристик игр занятия Круг выполняет как стимулирующую, так и регулирующую функцию, активизируя ребенка, побуждая его принять участие в предлагаемых ему игр, а также помогая организовать свою активность, соотнести ее с действиями других участников занятия.
Подражание- необходимая ступень в развитии игровой деятельности ребенка. Обычно ребенок осваивает множество игр в раннем возрасте, общаясь с мамой. Это известные всем «Ладушки», «Сорока- белобока» и другие несложные пальчиковые игры. Такие игры- важная часть общения и начало общей игры с родителями и близкими ребенку взрослыми. Эти игры подготавливают ребенка к более сложным играм, где требуется активное взаимодействие, усвоение игровых правил. Кроме того, они совершенно необходимы для речевого развития.
В группах детей раннего возраста и детей с тяжелыми нарушениями развития игры на подражание должны иметь несложный, ритмичный текст и простые движения. Например, «Так мы топаем ногами», «Гули-гули-гули-гоп», «Надувала кошка шар», «По болоту идти нелегко».
Для более старших детей подбираются игры с более сложным текстом, требующие разнообразных движений и жестов. Например, «Мы охотимся на льва», «Правая и левая», «Дождь идет», «Шагает слоненок».
Приложение 1. Список игр, используемых на занятиях круг
Волшебный мешочек
Сенсорная игра, которая кроме развития тактильной сферы и развития интермодальных связей позволяет работать над обогащением словаря и умением ждать своей очереди.
Из мешочка дети по очереди достают на ощупь предметы по просьбе педагога. Эти предметы могут соответствовать изучаемой в этот день.
Вышли мыши как-то раз
Ритмическая игра с высокой степенью эмоционального заряжения. Облегчает включение в деятельность. Может использоваться как игра для развития интонационной стороны речи (темп, громкость).
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз-два, три-четыре,
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон-
Убежали мыши вон.
Участники рассказывают стихотворение, сопровождая слова движениями (топают или хлопают ладонями по коленям поочередно правой и левой рукой). Со словами «страшный звон» можно, например, позвонить в колокольчик. Последняя строка произносится в быстром темпе.
Гули-гули-гули-гоп
Ритмическая игра, в которой тренируется переключаемость с одного действия на другое и внимание.
Гули-гули-гули-гоп
Сели Машеньке на лоб.
Крылышками хлоп-хлоп.
Гули-гули-гули-гоп.
Участники рассказывают стихотворение и показывают, где лоб и как машут крыльями, под соответствующие слова. Первая и последняя строка- хлопаем поочередно в ладоши и по коленкам.
Дедушка Егор
Ритмическая игра, в которой можно работать над темповыми характеристиками деятельности и переключаемостью с одного действия на другое.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Участники рассказывают стихотворение, постепенно увеличивая темп. При этом хлопают в ладоши, топают ногами или стучат руками по коленкам, ускоряя движения в ритме стихотворения.
Дождь идет
Ритмическая игра на подражание.
Дождь идет,
А мы бежим-
В домик спрятаться спешим.
Будет дождь стучать в окно-
Мы не пустим все равно.
Участники рассказывают стихотворение и выполняют соответствующие движения руками, топают ногами, делают «крышу», соединяя руки над головой, стучат указательным пальцем по коленке, мотают головой.
Дует ветер
Ритмическая сенсорная игра. Позволяет развивать тактильную серу, слуховое внимание, восприятие. Помогает в развитии эмоционального контакта.
Ветер по морю гуляет,
Ветер парус раздувает,
Парус Ваню накрывает.
Участники берутся за края платка. Поднимают и опускают его в ритме стихотворения. Платок накидывают по очереди на каждого из детей со словами «Раз, два, три- лети!» Дети «ищут» спрятанного, снимая с него платок.
Как на горке
Ритмическая игра с ярким изменением темпа.
Еду, еду к бабе, к деду,
На лошадке, в красной шапке,
В лапоточках,
По кочкам, по кочкам,
В ямку-бух!
Педагоги читают стихотворение, постепенно увеличивая темп. Все топают в ритме стихотворении, также ускоряясь, в конце игры наклоняются вниз.
Как на горке
Ритмическая игра на подражание. Помогает в освоении пространства.
Как на горке- снег, снег.
И под горкой- снег, снег.
Как на елке- снег, снег.
И под елкой- снег, снег.
А под снегом спит медведь,
Тише, тише, не шуметь.
Педагоги и дети рассказывают стихотворение и сопровождают его движениями рук вверх и вниз. На слова «снег, снег» хлопают руками по коленкам. Последние две строки: участники изображают, как спит медведь и прикладывают палец к губе.
Лови мячик
Игра по правилам. Учит ждать своей очереди, тренирует внимание. Дети кидают друг другу мягкий мячик со словами: «Саша, лови!» Каждый раз называют имя того ребенка, которому кидают мяч.
Мы охотимся на льва
Ритмическая игра на подражание.
Мы охотимся на льва.
Не боимся мы его,
Если встретимся мы с ним,
То, конечно, убежим!
А что там впереди?
Высокая гора.
Над ней не пролететь,
Под ней не проползти.
А только напрямик!
Все рассказывают стихотворение и сопровождают его движениями. Под слова пятой строки («А что впереди?») ставят руку козырьком ко лбу. Затем показывают, где нельзя пролететь и проползти, показывают вперед и изображают, как ползут по горе. После этого стихотворение повторяется, оно впереди оказывается «топкое болото», «широкая река» и т. п. Препятствие может предлагать ведущий или сами дети, уже освоившие правила этой игры.
Надувала кошка шар
Ритмическая игра-потешка, позволяет тренировать внимание и координацию движений.
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал.
Подошел и ножкой топ.
И у кошки шарик: «Хлоп!»
Участники берутся за руки и, поднимая их вверх, показывают, какой шар надувала кошка. Под словами второй и третьей строчки топают ногами, на слове «хлоп»- хлопают в ладоши.
Найди игрушку
Игра на взаимодействие и обогащение сенсорного опыта. Стимулирует собственную активность ребенка, способствует развитию эмоционального контакта.
Детям показывают привлекательную игрушку, потом один из них закрывает глаза, а ведущий в это время прячет игрушку у кого-нибудь из детей под одеждой. Водящий ребенок по сигналу открывает глаза и ищет игрушку, ощупывая детей. Следующим водящим становится тот, у кого нашлась игрушка.
Одеваем куклу
Игра по правилам. Расширяет представление об окружающем мире, позволяет тренировать мелкую моторику (застегивание пуговиц, молний, шнуровка).
Ведущий достает куклу и одежду для нее (по сезону). Каждому из играющих делается предмет одежды, дальше все по очереди одеваю куклу.
Правая рука
Игра на взаимодействие и развитие эмоционального контакта. Может использоваться для выявлений предпочтения в группе. Развивает внимание и пространственные представления, учит ждать своей очереди.
Тук, тук. правая рука.
Миша, сядь справа от меня.
В круг ставят лишний стул. Тот участник, справа от которого оказывается стул, стучит по нему правой рукой и произносит стихотворение, вставляя в него имя ребенка или взрослого, которого хочет позвать. Участник, чье имя назвали, пересаживается. Теперь роль водящего выполняет сидящий слева от стула.
Раз-два- три, посмотри
Раз-два-три, посмотри,
Это-я, это-ты.
Участники рассказывают стихотворение, хлопая в ладоши и показывая не себя и других.
Рыбка плавает в пруду
Ритмическая игра.
Рыбка плавала в пруд.
Папа выловил одну.
Мама жарила полдня.
Ну а съел, конечно я!
Участники рассказывают стихотворение, сопровождающими жестами.
Сижу, сижу на камушке
Игра на взаимодействие с сенсорным и ритмическим компонентами. Позволяет развивать эмоциональный контакт и способы выражения эмоций. Выявляет предпочтения среди детей в группе.
Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем.
А кто меня крепко любит?
Кто меня сменит?
Ребенок- водящий садится в центр круга на стульчик, ему на плечи или на голову надевают платочек. Все поют грустную народную песню. Тот, в конце песни погладил водящего, садится на его место.
Собираем пирамиду
Игра по правилам, которая учит ждать своей очереди. Способствует развитию зрительно- моторной координации и слухового внимания.
Детям раздают большие кольца от пирамиды. Педагог называет имя ребенка, после чего он встает и надевает свое кольцо на стержень.
Солнышко
Ритмическая игра на подражание, позволяет тренировать координацию движений.
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно.
Чтобы не погасло.
Побежал в лесу ручей.
Прилетели сто грачей.
А сугробы тают, тают.
А цветочки подрастают.
Участники берутся за руки, рассказывают стихотворение и сопровождают его движениями. Первая строка- тянутся вверх, вторая- опускают руки вниз. Третья и четвертая- поднимают руки вверх и раскачиваются. Далее изображают руками волны в ручье и крылья грачей. В конце каждый сначала медленно тянется до пола, а потом медленно поднимает руки вверх.
Так мы топаем ногами.
Ритмическая игра. Облегчает формирование образа себя, способствует развитию речи.
Так мы топаем ногами,
мы ногами, мы ногами,
Так мы топаем ногами
Солнечным весенним днем.
Так мы хлопаем в ладоши,
мы в ладоши, мы в ладоши,
Так мы хлопаем в ладоши
Солнечным весенним днем и т. д.
Участники рассказывают стихотворение и выполняют те действия, о которых говорят. Можно имитировать действия, которые ребенок делает по утрам («Так лицо мы умываем», «Так мы волосы причешем» и т. д.). Если возможно, то предлагаем детям самим придумать, что еще они хотят показать. В другое время года и в другую погоду меняют последнюю строчку (например, «пасмурным осеним днем» и т. д.).
Та-та- два кота
Ритмическая игра, способствующая формированию схемы тела.
Та-та- два кота.
Два оранжевых хвоста,
Один кот в стакане,
Весь живот в сметане.
Участники рассказывают стихотворение и одновременно хлопают в ладоши или по коленям. На последнюю строчку гладят живот. Игра повторяется для других частей тела.
Ты, веревочка, крутись…
Ритмическая игра с правилами. Позволяет решать следующие задачи: развитие координации и взаимодействие рук, умение ждать своей очереди, тренировка слухового внимания.
Ты, веревочка, крутись.
Заинька, остановись,
Мне в ладошку попадись.
Для игры нужна длинная веревка, концы которой связаны между собой- получается кольцо, за которое могут взяться все участники Круга. К веревке привязана игрушка. Обычно используют игрушку, у которой с помощью простого действия можно получить интересный результат (например, мышонок, который пищит, если нажать ему на живот; лягушка, которая дрожит, если ее потянуть за «хвост», и др.). Все перебирают руками веревочку, передвигая игрушку по кругу, читая стихотворение. Тот, у кого оказалась игрушка, когда стихотворение закончилось, играет с ней.
У Маруси две ноги
Ритмическая игра, направленная на развитие речи координации, внимания и формирования интонационной стороны речи, чувства ритма.
У Маруси две ноги:
раз, два.
Значит, и ботинок надо:
раз, два.
Ботинки одинаковые, новенькие, лаковые.
С белыми носочками, с красными шнурочками.
Обуть, нарядиться, в дорогу пуститься.
Участники рассказывают стихотворение и одновременно хлопают себя по коленкам. На «Раз, два» выставляют вперед ноги по одной и затем прячут. Если участникам это трудно, можно добавлять слово: «Спрятали». Пятую и шестую строчки проговариваются медленно.
У оленя дом большой
Ритмическая игра на подражание. Позволяют работать над темпом.
У оленя дом большой,
Он глядит в свое окно.
Заяц по лесу бежит,
В дверь к нему стучит:
«Тук, тук, дверь открой!»
«Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне давай!»
Рассказывая стихотворение, участники сопровождают его соответствующими движениями.
Угадай, чей голосок
Игра на взаимодействие и развитие эмоционального контакта. Может использоваться для выявления предпочтений в группе. Развивает слуховое внимание, восприятие.
Водящий садится в центр круга и закрывает глаза. Кто- нибудь из детей зовет его по имени. Водящий отгадывает, кто его позвал.
Цирк
Игра по правилам, которая учит детей ждать свое очереди, развивает внимание. Может использоваться для закрепления нового внимания. Может использоваться для закрепления нового лексического материала.
Детям раздают игрушечных зверей, в центре круга ставят тазик- «бассейн».По команде «Слон, прыгай!» тот ребенок, у кого в руках слон, кидает его в тазик.
Чей ботинок?
Игра по правилам, позволяет развивать внимание, речевую активность.
Ведущий (им может быть как педагог, так и ребенок) просит детей снять по одному ботинку и собирает всю обувь в мешок. Потом достает по одному и спрашивает: «Чей ботинок?» Хозяин ботинка говорит: «Мой!», «Дай!» или просит жестом. Если ребенок не может сам сориентироваться. педагог помогает ему. Если хозяин ботинка не нашелся сразу, ботинок кладут обратно.
Черепаха
Ритмическая игра, направленная на развитие сенсорной сферы и обогащение сенсорного опыта. Помогает развитию слухового внимания, формированию схемы тела.
Шла большая черепеха
И кусала всех со страха.
За плечи (ножки/бока/ спинку/).
Кусь- кусь-кусь- кусь-
Никого я не боюсь!
Участники рассказывают стихотворение и одновременно стучат руками по коленкам или по полу. Когда ведущий называет часть тела, которую «кусает» черепаха (например, ножки, все прячут свои ножки от черепахи. Со словами «Кусь- кусь-кусь-кусь- никого я не боюсь!» ведущий и другие взрослые щипают за ножки тех детей, которые их не спрятали, привлекая внимание к соответствующей части тела, дожидаясь эмоциональной реакции. Игра повторяется, а водящий называет другие части тела.
Шагает слоненок
Ритмическая игра на подражание. Помогает освоению пространства.
Шагает слоненок, скорей погляди.
Хобот большой у него впереди,
Хвостик смешной у него позади.
Две толстых ноги идут позади.
О нем я спою, а ты погляди.
Участник рассказывают стихотворение и сопровождают его движениями: изображают хвост, хобот, «топают» руками, топают ногами, показывают на себя и на любого из играющих.
Литература: Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ/ Зарубина Ю. Г., Константиновна И. С., Бондарь Т. А., Попова М. Г.