Могильникова Людмила
Методическая разработка дидактической игры «Волшебный чемоданчик»
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебный чемоданчик
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Предисловие 3 стр.
2. Введение 4 стр.
3. Основная часть 5 стр.
3.1. Цель. Задачи. 5стр.
3.2. Варианты игр 6 стр.
3.3. Перспективный план мероприятий с использованием многофункциональной дидактической игры «Волшебный чемоданчик» 7 стр.
3.4. Условия реализации 9 стр.
3.5. Технология изготовления 9 стр.
4. Заключение 10 стр.
5. Список использованной литературы 10 стр.
6. Приложение 11 стр.
Предисловие
Публикация «Методическая разработка дидактической игры „Волшебный чемоданчик“» размещена в разделах
Методическая разработка авторской дидактической игры «Волшебный чемоданчик» содержит: - теоретические основы игрового вида деятельности. -разработанные авторские конспекты непрерывной образовательной деятельности и системно-деятельностного подхода. -картотека дидактических игр. -фотоотчёт.
Данная методическая разработка поможет педагогам планомерно и последовательно использовать предложенный материал для развития интеллектуальных и творческих способностей у детей раннего возраста (2- 3 лет).
Она может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования.
Нами представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с дидактической игрой «Волшебный чемоданчик».
Данная разработка предполагает системную работу, и позволит в результате ее использования развивать восприятие и сформировать представление о внешних свойствах предметов.
Ожидаемые результаты:
Формируются представления о цвете, размере и форме предметов;
Развивается умение соотносить цвета, группировать предметы по цвету;
Формируются понятия много, мало, ни одного, один, большой-маленький;
У детей накапливается интеллектуальный опыт, развивается любозна-тельность, внимание, связная речь;
Идет развитие познавательных и творческих способностей;
Формируются навыки: составлять рассказ опираясь на полученные знания;
Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по воспитанию экологической культуры у детей;
Проявляет интерес к стихам, песням, сказкам; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
С пониманием следит за действиями героев театра, проявляет желание участвовать в театрализованных играх;
Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, апплика-ция, конструирование).
Введение
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда».
Древняя мудрость.
Актуальность проблемы: Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учиться, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.
Разработанная нами дидактическая игра «Волшебный чемоданчик» характеризуется тем, что она содержит готовый игровой замысел, предложенный ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий). Все это определяется целью игры, т. е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена.
Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.
Предлагаемая игра поможет сформировать умение у детей различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении.
Чтобы малыши успешно различали цветовые тона, необходимо соблюдать следующие требования к материалам из которых было изготовлено дидактическое пособие. 1. Предметы должны быть привлекательными для ребенка, вызывать эстетическое отношение. 2. Они должны быть окрашены в чистые цветовые тона средней светлости и яркости. Этим требованиям отвечают нами окрашенные морские ракушки и камни
Восприятие формы предметов является сенсорной основой любой практической деятельности. Без выделения формы нельзя правильно увидеть, а значит, и изобразить окружающие предметы. Большинство детей трехлетнего возраста еще не определяют форму от предмета, не осознают ее как отличительный признак объектов. Вот почему малыши рисуют не конкретные предметы, а заполняют бумагу штрихами и каракулями.
В воспитания детей раннего дошкольного возраста важную роль играет театрализованная деятельность, так как именно в эти годы закладывается основы личности, ее вкусы и предпочтения. Одним из главных аспектов в воспитании ребенка является театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение те-атрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс "я не умею" - все это удивляет и привлекает.
Основная часть
Природный материал – это кладовая для развития фантазии и игры воображения, творчества. Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения человека с родной природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней, и формирование первых трудовых навыков. Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала - труд кропотливый, интересный, необходимый и очень приятный. Природный материал сам по себе кладезь для фантазии и игры воображения. А если соединить его с ловкостью рук, то все можно оживить, дать вторую жизнь.
Цель:
Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные природные материалы (морские камни и ракушки) у детей раннего возраста.
Активизировать родителей на совместное время препровождение с детьми при сборе камней и ракушек на свежем воздухе на берегу моря (оздоровительный аспект)
Задачи: Обучающие:
• Знакомить детей с природным материалом (морские камни и ракушки).
• Сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).
• Формировать умение составлять целое из частей.
• Формировать умение собирать пирамидку (башенку) из камней разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур.
• Способствовать проявлению самостоятельности, инициативы, активности в игре с персонажами-героями сказок.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивающие:
• Развивать воображение детей, умение вглядываться в окружающий мир, видеть в природных материалах интересные образы.
Воспитательные:
• Способствовать созданию новых игровых ситуаций (новых сказок).
• Расширять коммуникативные способности детей.
• Побуждать детей к совместной поисковой деятельности.
Дидактическая игра «Волшебный чемоданчик» доступна для самостоятельной деятельности детей, проста в использовании, одновременно её могут использовать большое количество детей, так как представленное дидактическое пособие имеет множество вариантов игр.
Варианты игр:
• Настольная театрализованная игра по сказкам: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и медведь»
• Дидактические игры : «Пирамида», «Один-много», «Солнышко», «Разноцветные цветочки», «Большой - маленький», «Разноцветные круги», «Подбери форму», «Отремонтируй светофор».
• Создание собственной сказки или известной сказки со своим концом. (Приложение №1)
При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Перспективный план мероприятий с использованием многофункцио-нальной дидактической игры «Волшебный чемоданчик»
День неде-ли
Дата
Тема
Задачи
понедельник 10.09.19 1. Художественное слово «О морских ракушках и камушках». (Приложение № 2) 2. Просмотр мультфильма по теме «Ракушки, камушки» (флешнакопи-тель) 3. Раскрашивание раскрасок по теме «Морские ракушки, камушки» (Приложение № 3) 1. Дать общее представление о морских ракушках и камушках. 2. Развить интерес к играм-действиям с морскими ракушками и камушками. 3. Вызвать у детей интерес к рас-крашиванию. 4. Формировать умение держать карандаш в руке, замечать следы от карандаша, рисовать на бумаге. 5. Вызвать эмоциональный отклик от проделанной работы.
вторник 11.09.19 1. Чтение сказки «Один день из жизни ракушки». (Приложение № 4) 2. Фузкультминутка : пальчиковая гимнастика «Ракушки» (Приложение № 5) 3. Творческая мастерская «В царстве красок» (Приложение № 6) 1. Воспитывать желание слушать авторское произведение, сопровождая чтение показом иллюстраций. 2. Профилактика психо-эмоционального перенапряжения. 3. Познакомить детей с различными материалами для творчества. 4. Формировать умение экспери-ментировать с цветом, передавать различные изображения при помо-щи кисти, красок, пальчиков. 5. Формировать интерес к творчеству.
среда 12.09.19 1. Дидактическая игра «Разноцветные круги» (Приложение № 7). 2. Конспект НОД «Игра-инсценировка по сказке «Маша и медведь» (Приложение № 8) 3. Создание шаблонов к дидактической игре «Волшебный чемоданчик» в технике аппликация. (Приложение № 9) 1. Формировать восприятие цвета ( основные цвета: зеленый, желтый, красный, синий). 2. Формировать умение различать и называть форму предмета. 3. Вспомнить с детьми знакомую сказку «Маша и медведь» (обр. М. Булатова) использую театр на кам-нях. 4. Формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы. 5. Развивать умение внимательно слушать сказку, понимать о ком она, и эмоционально реагировать на содержание. 6. Формировать умение наклеивать готовые формы в определенных частях листа. 7. Развивать мелкую моторику и зрительную ориентацию.
четверг 13.09.19 1. Дидактическая игра «Пирамида», «Солнышко», «Разноцветные цветоч-ки». (Приложение № 10). 2. Конспект НОД «Игра-инсценировка по сказке «Теремок». (Приложение № 11). 3. Дидактическая игра «Один-много» (Приложение № 12). 1. Формировать умение соотносить части с целой картинкой (путем наложения). 2. Формировать умение соотносить предмет и его изображение, соблюдать простейшую последовательность действий (подбор по чередованию цветов). 3. Помочь детям вспомнить знако-мую сказку и развивать умение сопереживать персонажам сказки. 4. Закреплять навыки драматизации. 5. Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов : «один-много».
пятница 14.09.19 1. Конспект НОД «Игра-инсценировка по сказке «Репка». (Приложение № 13). 2. Дидактическая игра «Подбери форму». (Приложение № 14). 3. Дидактическая игра «Отремонтируй светофор». (Приложение № 15). 1. Предоставлять возможность договаривать слова, фразы при игре - инсценировки знакомой сказки. 2. Формироваие умения различать предметы по форме и называть их. 3. Закрепления умения различать цвета. 4. Закрепление знаний детей о сиг-налах светофора, его предназначе-нии.
Условия реализации
Многофункциональная дидактическая игра «Волшебный чемоданчик» ориентирована на ранний дошкольный возраст, может решать множество задач в воспитательно-образовательном процессе. Игра обладает целым рядом достоинств позволяющих широко применять данный материал как в самостоятельной деятельности детей, так и на практике педагога в коллективных, на подгрупповых и индивидуальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, художественно-эстетическом развитии, ручном труде, для формирования элементарных математических представлений и логического мышления, развитии познавательной деятельности, развитии мелкой моторики и сенсорном развитии, а также может применяться в работе с родителями.
Дидактическая игра изготовлена в совместной деятельности детей, воспи-тателей и родителей.
Технология изготовления
дидактической игры «Волшебный чемоданчик» из природного материала: морские камни и ракушку были вымыты, высушены. Изображения нанесены акриловыми художественными красками, это современные краски на водной основе с добавлением связующего вещества - акриловой смолы. Основное преимущество акриловых красок - входящие в их состав компоненты растворены в воде, а не во вредных растворителях. Эти краски не содержат вредных для здоровья химических растворителей, которые испаряются при высыхании. Акриловые краски – это универсальный материал для детского творчества, после высыхания воды не боятся!
Поверхность аккуратно и равномерно покрывается бесцветным акриловым лаком, при загрязнении их можно мыть или протирать влажной тряпкой.
Лакировку делают для того, чтобы камень или ракушка выглядели привлекательно и были прочнее.
Ламинированные изображения пирамид, солнышка, цветов, геометрических форм позволяют использовать их многократно, не нарушая их эстетический внешний вид. Все выполнено красочно и эстетично, тем еще привлекательнее для дошкольников. Разнообразный материал (раковины различной формы, ракушки, камушки) был привезен с берега Черного моря, где собирали дети с родителями во время совместного отдыха. Сотрудничество с родителями группы дает положительный результат в организации развивающей среды для игровой деятельности, который они видят в ходе воспитательно-образовательного процесса.
Заключение
Детям очень нравится «Волшебный чемоданчик», это одно из любимых пособий, которое стало ярким элементом предметно-развивающей среды.
Анализ мнений родителей показал, что, приняв участие в создании ди-дактической игры «Волшебный чемоданчик» они могут обучать своих детей, не имея под рукой специализированного пособия. Достаточно совместно с ребенком прогуляться по берегу моря, и природа сама подскажет интересные, необычные способы обучения и воспитания наших детей.
Список использованной литературы
1. Интернет ресурс: friendmama.ru. «Раннее развитие»
2. Интернет ресурс: ru.wikipedia.«Дидактические игры».
3. К. Л. Печора «Развиваем детей раннего возраста». Москва «Творческий Центр Сфера» 2012г.
4. О. Э. Литвинова «Речевое развитие детей раннего развития. Воспри-ятие художественной литературы» Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2016.
5. С. В. Воронина Р. Ю. Кухаренко «Тренинг раннего развития в паре мама-ребенок» Санкт-Петербург «Речь» 2008г.