Папки-передвижки

Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания у детей 4–5 лет

Ойгул Кадырова
Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания у детей 4–5 лет

Лечебная физкультура – важнейший лечебный и профилактический метод при всех заболеваниях органов дыхания у детей. Особенно велико значение этого метода влечении хронических заболеваний органов дыхания, которые, как известно, трудно поддаются медикаментозной и другой терапии. Эти трудности часто усугубляются тем, что у детей причиной или следствием многих заболеваний органов дыхания является неправильная постановка дыхания, расстройство его нормального механизма, функциональная слабость дыхательной системы.

Публикация «Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания у детей 4–5 лет» размещена в разделах

У детей, в связи с повышенной реактивностью организма, любое заболевание органов дыхания быстро приводит к общим расстройствам жизнедеятельности организма, нарушениям функций всех систем и органов. Поэтому действие дыхательных упражнений будет эффективно в том случае, если применять их на фоне упражнений с общим воздействием. Постепенная тренировка организма, построенная с учетом физиологических возможностей больного ребенка, – наиболее правильный путь использования физических упражнений с лечебной целью.

Каждое занятие лечебной гимнастикой должно быть оформлено таким образом, чтобы ребенок занимался с охотой и интересом, а не по принуждению. Несложные игры и упражнения, носящие подражательный характер, очень нравятся малышам, и они с удовольствием их выполняют. При этом следите за тем, чтобы во время занятий ребенок не задерживал дыхание, чтобы четко и энергично, но без крика произносил нужные при выполнении упражнения звуки, чтобы делал вдох при выпрямлении туловища, когда грудная клетка расширяется, а выдох – при сжимании грудной клетки.

В основе терапевтического действия ЛФК лежит строго дозированная тренировка.

Лечебные физические упражнения проводятся в комплексе с медикаментозной терапией и после нормализации температуры тела.

Плеврит

Плеврит – это воспаление плевральной оболочки легких. Большинство заболеваний органов дыхания могут привести к развитию плеврита. Однако чаще всего плеврит у детей является осложнением острой пневмонии.

Различают сухой и выпотной (экссудативный) плеврит, когда в плевральной полости скапливается прозрачная (серозная) или гнойная жидкость.

При сухом плеврите ребенок жалуется на боли в области грудной клетки. Иногда боль локализуется в области мышц плечевого пояса, иногда – в области правого подреберья (в зависимости от места поражения плевры).

Болевой синдром сопровождается кашлем. Кашель сухой или с выделением небольшого количества мокроты.

Часто ребенка беспокоят быстрая утомляемость, повышенная потливость, слабость.

Очень важным симптомом сухого плеврита является «шум трения плевры». Его можно услышать при глубоком вдохе, если приложить ухо к больной половине грудной клетки. Он похож на мягкий шум трения шероховатой бумажки.

При плеврите больной ребенок иногда принимает вынужденное положение на больном боку, так как этим он уменьшает трение плевральных листков при дыхании и снимает боль.

Температура при сухом плеврите колеблется в пределах 37,3–37,5 °C. Общее состояние ребенка остается удовлетворительным. При своевременном лечении основные симптомы проходят через 10–12 дней.

Выпотной (экссудативный) плеврит

Более тяжелым заболеванием является выпотной (экссудативный) плеврит. Он требует серьезного и довольно длительного лечения. Тяжесть состояния ребенка при экссудативном плеврите зависит от выраженности воспалительного процесса и объема жидкости в плевральной полости. Экссудативный плеврит начинается остро. Температура тела поднимается до 39–40 °C и держится на протяжении 3–4 х дней. Значительно ухудшается общее состояние ребенка. Он становится вялым, бледным, постоянно жалуется на боли в боку, усиливающиеся при каждом вдохе. Практически всегда отмечается кашель с выделением мокроты. По мере накопления экссудата развивается и нарастает одышка. Чем больше скапливается экссудата в плевральной полости, тем сильнее дыхательная недостаточность.

При осмотре больного ребенка можно заметить, что одна половина грудной клетки отстает при дыхании.

Утренняя гигиеническая гимнастика для дошкольников. Комплекс I

Начинать занятия ЛФК необходимо с ежедневной утренней гигиенической гимнастики. Она стимулирует деятельность головного мозга, улучшает работу сердца и легких, укрепляет мышцы, повышает обмен веществ в организме и создает бодрое, жизнерадостное настроение, как бы «заряжая» ребенка энергией на весь день, что крайне важно для скорейшего его выздоровления.

Продолжительность утренней гигиенической гимнастики обычно составляет от 5 до 15 минут. Она включает простые гимнастические и дыхательные упражнения, а также упражнения на расслабление.

Комплекс I – наиболее простой и легкий, с него надо начинать зарядку.

Ходьба (1)

Ходьба по комнате или на месте с ускорением и замедлением темпа в течение минуты. Голову и корпус стараться держать прямо.

«Сильные руки» (2)

Исходное положение (ИП) – стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки, сжав пальцы в кулаки (вдох). При опускании рук разжать пальцы (выдох). Темп медленный. Повторить 4–6 раз.

«Часики» (3)

ИП – стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить: «Тик так». Темп средний. Дыхание произвольное. Повторить 10–12 раз.

«Пчелка» (4)

ИП – стоя; ноги вместе, руки опущены. Присесть, подняв руки вперед (выдох, затем выпрямиться, опустить руки и отвести их назад (вдох). Темп медленный. Повторить 4–6 раз.

«Регулировщик» (5)

ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Сделать вдох через нос, затем на выдохе поменять положение рук и одновременно произносить: «Р р р р». Темп средний. Повторить 5–6 раз.

«Дровокол» (6)

ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Поднять вверх сцепленные руки, слегка согнув их в локтях (вдох). Наклониться, одновременно опустив руки между коленями, стараясь не сгибать ноги в коленях (выдох). Темп средний. Повторить 5–6 раз.

«Согревание рук» (7)

ИП – стоя; слегка расставить ноги. Поднять руки в стороны, затем сделать несколько хлопков перед грудью согнутыми в локтях руками, развести их в стороны и опустить вниз. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5–6 раз.

«Семафор»(8)

ИП – сидя на полу; ноги сдвинуты вместе. Поднять руки в стороны (вдох, медленно опустить их вниз (длительный выдох, одновременно произносить: «С с с с». Повторить 4–5 раз.

«Кузнечик» (9)

ИП – сидя на полу; руки опираются на пол сзади, ноги вытянуты. Согнуть ноги, скользя ступнями по полу; обхватить голени руками (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Темп медленный. Повторить 4–5 раз.

«Трубач» (10)

ИП – сидя на полу; кисти сложены «трубочкой» и приставлены к губам (рис. 18).

Медленно выдыхая, громко произносить:

«П ф ф ф». Повторить 4–5 раз.

Рис. 18

Бег (11)

Бег по комнате с ускорением и замедлением.

Медленная ходьба (12)

Медленная ходьба по комнате на носках, головой и туловищем тянуться вверх. Закончить ходьбой на всей ступне.

Утренняя гигиеническая гимнастика для дошкольников. Комплекс II

Комплекс II – более сложный, к нему можно переходить через две недели, когда хорошо освоены упражнения I комплекса.

Ходьба (1)

Ходьба по комнате с разным положением рук (вверх, в стороны, назад). Продолжительность ходьбы – 1 минута. Голову и корпус стараться держать прямо.

«Петушок» (2)

ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки в стороны (вдох, опустить вниз (выдох) и похлопать прямыми руками по бедрам. Темп медленный. Повторить 4–6 раз.

«Журавль на болоте» (3)

ИП – стоя; пятки вместе, носки врозь, руки опущены. Поднять согнутую в колене ногу повыше и сделать хлопок ладонями под коленом. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить то же другой ногой. Выполнить упражнение 4–5 раз.

«Катание на лыжах» (4)

ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Руки, слегка согнутые в локтях, поднять вперед на уровень плеч, пальцы сжать в кулаки (вдох). Наклонить туловище вперед, не опуская головы, согнуть колени и опустить руки вниз и назад (выдох). Затем выпрямиться. Повторить упражнение 5–7 раз. Темп средний.

«Пришей пуговицу» (5)

ИП – стоя; ноги вместе, руки согнуты на уровне груди. Попеременно отводить в сторону то одну, то другую руку, как бы прошивая материю иглой с ниткой. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5–6 раз.

«Вертушка» (6)

ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Левую руку положить на правое плечо, правую заложить за спину. Поворачивать туловище налево и направо, меняя положение рук (свободно «перебрасывая» их). Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 6–7 раз.

«Цапля» (7)

ИП – стоя; ноги вместе, руки на поясе. Поднять ногу, согнутую в колене, вытянуть ее вперед и опустить, прямую, на место. Дыхание произвольное. Темп медленный. Повторить то же другой ногой. Выполнить упражнение 4–5 раз.

«Мельница» (8)

ИП – стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклонить туловище влево, одновременно поднять правую руку вверх и опустить левую вниз. Затем выпрямиться и повторить в другую сторону. Дыхание произвольное. Темп медленный. Выполнить 5–6 раз.

«На турнике» (9)

ИП – стоя; ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки (вдох, палку опустить назад на лопатки (выдох). Темп медленный. Повторить 5–6 раз.

«Маятник» (10)

ИП – стоя; ноги на ширине плеч, палку держать в согнутых руках за плечами. Наклоны туловища в стороны. Темп медленный. При наклоне – выдох. Выполнить 3–4 наклона в каждую сторону.

Прыжки (11)

ИП – стоя; ноги вместе, руки на поясе. Передвигаться по комнате мелкими прыжками на двух ногах, слегка сгибая колени.

Медленная ходьба (12)

Медленная ходьба по комнате, сопровождаемая хлопками в ладоши: руки спереди, над головой, за спиной.

Утренняя гигиеническая гимнастика для школьников. Комплекс I

Ходьба (1)

Ходьба на месте или по комнате в быстром темпе с высоким подниманием колен и энергичным движением рук в течение минуты. Голову и корпус все время держать прямо.

Потягивания (2)

Исходное положение (ИП) – стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Поднять прямые руки через стороны вверх, поднимаясь на носки, и энергично потянуться (вдох). Опустить руки вниз (выдох, вернувшись в ИП. Темп медленный. Повторить 6–8 раз. Особые указания: потягиваясь, нужно поднимать голову и выпрямлять спину.

Наклоны вперед (3)

ИП – стоя; ноги шире плеч, руки опущены вниз. Быстро наклониться вперед, стараясь коснуться пола пальцами, а еще лучше – ладонями (выдох). Медленно, с глубоким вдохом вернуться в ИП. Темп средний. Повторить 6–8 раз.

Особые указания: ноги все время держать прямыми. Выпрямляя туловище, плечи нужно отводить назад.

Наклоны в стороны (4)

ИП – стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Наклониться влево, скользя ладонями по туловищу: левая опускается к колену, а правая поднимается к подмышечной впадине. Выпрямиться в ИП и, не останавливаясь, наклониться вправо, меняя положение рук. Темп средний. Повторить 8–12 раз в каждую сторону.

Особые указания: дыхание произвольное. Ноги не сгибать, не отрывать пяток от пола. Голову и корпус держать прямо, не наклоняясь вперед.

Приседания (5)

ИП – стоя; слегка расставить ноги и поставить ступни параллельно. Руки подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Быстро присесть на всей ступне, наклоняясь вперед, опустить руки вниз и энергично отвести их назад, подражая отталкиванию палками при ходьбе на лыжах (выдох). Медленно выпрямиться в ИП (вдох). Темп средний. Повторить 10–15 раз.

Особые указания: приседая, пятки нужно держать прижатыми к полу, голову не опускать.

«Лодочка» (6)

ИП – лежа на коврике лицом вниз. Согнуть руки, разведя локти в стороны, и положить ладони на пол под подбородок. Прогнуть спину, приподнимая грудь от пола и отводя голову назад. Локти прижать к бокам, а кисти рук привести к плечам ладонями вперед (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6–8 раз.

Особые указания: прогибая спину, плечи нужно отвести назад, сближая лопатки.

Сгибание ног (7)

ИП – лежа на спине; ноги выпрямлены, руки вытянуты вдоль туловища ладонями вверх, плечи плотно прижаты к полу. Согнуть ноги, притягивая бедра к животу (выдох). Выпрямляя ноги, вернуться в ИП (вдох). Темп медленный. Повторить 6–8 раз.

Особые указания: не отрывать затылок и таз от пола.

«Самолетик» (8)

ИП – стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Развести руки в стороны ладонями вверх (вдох). Опустить руки, принять ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6–8 раз.

Особые указания: выполняя упражнение, ребенок должен прогибать спину, отводя голову назад и сближая лопатки.

Поднимание ноги (9)

ИП – стоя; ноги вместе, руки на поясе. Поднять вытянутую левую ногу вперед, затем опустить ее в ИП. Дыхание произвольное. Повторить 6–8 раз каждой ногой.

Особые указания: не сгибать ноги; голову и корпус держать прямо.

Повороты туловища (10)

ИП – стоя; ноги на ширине плеч, ступни параллельны, стороны. Повернуть туловище влево, разгибая и отводя левую руку в сторону – назад ладонью вверх (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6–8 раз в каждую сторону. Особые указания: ступни при поворотах не сдвигать, голову и туловище держать прямо, плечи отводить назад.

Прыжки (11)

ИП – стоя; ноги вместе, руки на поясе. Делать быстрые мелкие прыжки (подскоки) на носках, подпрыгивая на 5– 10 см от пола. Выполнить от 30 до 60 прыжков. Особые указания: голову и туловище все время держать прямо.

Ходьба по комнате (12)

Ходьба по комнате в среднем темпе, с переходом на медленный, в течение минуты.

Утренняя гигиеническая гимнастика для школьников. Комплекс II

Ходьба на месте (1)

Ходьба на месте или по комнате в быстром темпе с высоким подниманием колен и сильными движениями рук в течение минуты. Голову и корпус все время держать прямо.

Потягивания (2)

ИП – стоя; ноги вместе, руки согнуты перед грудью, пальцы сцеплены, ладони обращены вниз, локти разведены в стороны. Вытянуть руки вверх, поворачивая ладони кверху, и, поднимаясь на носки, сильно потянуться (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6–8 раз.

Особые указания: потягиваясь, нужно закидывать голову и выпрямлять спину.

Наклоны вперед (3)

ИП – стоя; ноги шире плеч, руки опущены вниз. Повернуться влево, быстро наклониться вперед к левой ноге, стараясь коснуться ладонями пола (выдох). Медленно вернуться в ИП (вдох). Повторить 6–8 раз в каждую сторону.

Особые указания: ноги все время держать прямыми; выпрямляясь, ребенок должен отводить плечи назад.

Наклоны в стороны (4)

ИП – стоя; ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони на затылке. Наклониться влево, отставляя левую ногу в сторону на носок. Вернуться в ИП. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 8–12 раз в каждую сторону.

Особые указания: ноги не сгибать, голову и корпус держать прямо, локти оттягивать назад.

Приседания (5)

ИП – стоя; ноги вместе, руки опущены вниз. Присесть на носках, разводя колени в стороны и поднимая руки вперед. Вернуться в ИП. Дыхание произвольное. Темп медленный. Повторить 10–12 раз. Особые указания: стараться сохранять прямое положение корпуса.

«Лодочка» (6)

ИП – лежа на коврике лицом вниз. Согнуть руки

и, сцепив пальцы, положить их на поясницу ладонями вверх. Прогнуть спину, приподнимая грудь от пола и поднимая голову вверх. Вытянуть руки назад, поворачивая ладони внутрь (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6–8 раз. Особые указания: вытягивая руки, плечи нужно отводить назад, сводя лопатки.

«Велосипед» (7)

ИП – лежа на спине; руки вытянуты вдоль туловища ладонями вверх, плечи плотно прижаты к полу. Слегка приподняв ноги, попеременно сгибать и разгибать их, имитируя езду на велосипеде. Дыхание произвольное. Темп средний. Выполнять упражнение в течение 20–30 секунд.

Особые указания: не отрывать затылок и таз от пола.

Потягивания (8)

ИП – стоя; ноги вместе, руки опущены вниз. Согнуть руки, положив ладони на затылок, и, поднимаясь на носки, прогнуть спину (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6–8 раз. Особые указания: прогибаясь, нужно отводить голову и локти назад, сводя лопатки.

«Ласточка» (9)

ИП – стоя; ноги вместе, руки на поясе. Отвести и поднять вытянутую левую ногу назад, выпрямляя спину Поставить ногу в ИП. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 6–8 раз каждой ногой. Особые указания: ноги держать прямыми.

Повороты (10)

ИП – стоя; ноги шире плеч, ступни параллельны, руки опущены вниз. Повернуть корпус влево, поднимая кисти к плечам и прижимая локти к бокам, сводя лопатки (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6–8 раз в каждую сторону. Особые указания: при поворотах не сдвигать ступни и не отрывать пятки от пола.

Прыжки (11)

ИП – стоя; ноги вместе, руки на поясе. Делать быстрыепрыжки (подскоки) на носках, разводя ноги в стороны и снова сводя их. Дыхание произвольное. Выполнить от 30 до 60 прыжков.

Особые указания: стараться держаться прямо.

Ходьба (12)

Ходьба по комнате в среднем темпе с переходом на медленный, в течение минуты.

ЛФК и массаж при насморке

Лечебная гимнастика способствует восстановлению нормального носового дыхания, ускоряет ликвидацию хронически протекающих воспалительных процессов в носоглотке и придаточных полостях носа, помогает устранить вторичные патологические изменения со стороны различных систем и органов.

Комплекс упражнений «Носовая дыхательная гимнастика»

Особое внимание при заболеваниях носоглотки нужно уделять специальным дыхательным упражнениям, направленным на то, чтобы ребенок научился правильному дыханию через нос. Хорошие результаты дает носовая дыхательная гимнастика, очень полезная как при насморке, аденоидах, так и при фарингите.

Прежде чем делать комплекс упражнений носовой дыхательной гимнастики, необходимо очистить нос ребенка от слизи. При сильной заложенности носа надо за 2–3 минуты до выполнения упражнения закапать в нос любые сосудосуживающие капли (нафтизин, галазолин или санорин).

Носовую дыхательную гимнастику можно делать в исходном положении стоя, сидя или лежа, в зависимости от состояния ребенка.

1. Плотно сжать губы. Равномерно и спокойно дышать обеими половинами носа в течение 30–60 секунд.

2. Плотно сжать губы. Прижать правую ноздрю к носовой перегородке указательным пальцем правой руки и равномерно, спокойно дышать левой половиной носа в течение 30–60 секунд.

3. Повторить упражнение 1.

4. Плотно сжать губы. Прижать левую ноздрю к носовой перегородке указательным пальцем левой руки и равномерно, спокойно дышать правой половиной носа в течение 30–60 секунд.

5. Повторить упражнение 1.

Как только носовое дыхание улучшится, от равномерного и спокойного ритма нужно перейти к форсированному (усиленному) носовому дыханию. При этом желательно, чтобы активно работали мышцы шеи, плечевого пояса и грудной клетки.

У некоторых детей форсированное носовое дыхание может вызвать головокружение и головную боль. Таким детям после 3–5 усиленных вдохов необходимо переходить на обычное дыхание.

Чтобы добиться быстрого лечебного эффекта, носовой дыхательной гимнастикой следует заниматься 3–4 раза вдень.

Для контроля за эффективностью лечения спустя 2–3 недели после начала занятий рекомендуется к кончику носа поднести зеркало. На нем при дыхании должно образоваться запотевшее пятно, по величине которого можно сделать заключение о том, как подействовала на ребенка носовая гимнастика. Если справа или слева пятно меньше, значит, эта половина носа меньше участвует в дыхании. Занятия нужно продолжать до тех пор, пока запотевание с обеих сторон не станет равномерным.

Для развития и улучшения носового дыхания можно использовать еще одно лечебное упражнение : проводить указательным пальцем по крыльям носа во время вдоха и постукивать по ним во время выдоха. Самомассаж крыльев носа особенно хорошо помогает при хроническом насморке.

Точечный массаж лица

При остром насморке, особенно в первой его стадии, а также при гайморите и фарингите полезен точечный массаж лица. Он помогает снять или уменьшить отек слизистой оболочки носоглотки, очищает придаточные пазухи носа от патологического секрета, ликвидирует ощущение болезненности и першения в горле, нормализует дыхание через нос.

Точечный массаж лица проводится 3–4 раза в день. Каждую точку массируют указательным или большим пальцем кисти в течение 2–3 х минут, вращательными движениями по часовой стрелке, постепенно надавливая до появления легкой болезненности. Расположение биологически активных точек на лице показано на рисунке 19.

Первая точка – несимметричная, находится на лбу, в центре границы волосистой части головы. Вторая точка – симметричная, расположена у внутреннего конца брови.

Третья точка – несимметричная, расположена в центре переносицы.

Четвертая точка – симметричная, находится на боковой стороне носа, у края носовой кости.

Пятая точка – несимметричная, расположена на спинке носа, у края носовой кости.

Шестая точка – симметричная, ее местоположение – у верхнего конца борозды крыла носа. Седьмая точка – несимметричная, расположена над верхней губой, прямо под носом.

Восьмая точка – несимметричная, находится в центре подбородочного выступа, снизу.

Девятая точка – симметричная, расположена у заднего края сосцевидного отростка, за ушной раковиной, на 1–2 см кверху от нижней границы волосистой части головы.

При выполнении точечного массажа старайтесь не нарушать указанной последовательности воздействия на точки. Для более быстрого выздоровления ребенка точечный массаж лица необходимо чередовать с носовой дыхательной гимнастикой.

ЛФК при заболеваниях горла

Комплекс упражнений

1. «Наклон головы назад – вперед». ИП – стоя (или сидя). Ноги вместе, руки свободно опущены вдоль туловища (или лежат на коленях). Откинуть голову назад (вдох, наклонить вперед (выдох). Повторить 5–7 раз.

2. «Поглаживание шеи». ИП – то же. Поглаживать шею правой рукой спереди в направлении к левому уху до затылка, с поворотом головы вправо. Поменять направление и руку. Повторить 8 –10 раз в каждую сторону.

3. «Гордый поворот головы». ИП – то же. Поднять подбородок, повернуть голову вправо, посмотреть вверх – назад, через плечо (вдох). Повторить

4–6 раз в каждую сторону.

4. «Сжатие губ». ИП – тоже. Плотно сжать губы, чуть округлив их в трубочку (будто они удерживают карандаш). На 1–2 минуты прижать их к передним зубам. После этого губы расслабить на несколько секунд и снова сжать. Повторить 7–8 раз.

5. «Поглаживание горла». ИП – то же. Поглаживать горло и верх груди то левой, то правой рукой вверх и вниз. Вверх чуть сильнее, вниз – слабее. Повторить 8–10 раз.

6. «Полукруговые движения головой». ИП – то же. Повороты головы: вправо – назад – в исходное положение – влево – назад. Дыхание произвольное. Повторить 5–6 раз в каждую сторону.

7. «Похлопывание шеи». ИП – тоже. Слегка похлопывать ладонью шею и верх груди.

8. «Поднимание и опускание плеч». ИП – стоя; ноги на ширине плеч, руки на поясе ладонями вперед. Поднять плечи вверх (вдох, вернуться в ИП (выдох). Повторить 6–8 раз.

9. ИП – стоя; руки опущены, расслаблены. Повторять громко гласные звуки «A Я», «О Е», «У Ю», «Ы И», «Э Е». Выполнить упражнение 5–6 раз.

Комплекс упражнений для дошкольников

1. Ходьба по комнате в сочетании с движениями рук. При вдохе – руки в стороны, при выдохе – руки «по швам». Дыхание через нос. Рот закрыт. Ходьба может переходить в медленный бег. При беге на 3 счета – вдох, на 3 счета – выдох.

2. «Наклон вперед». ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх (вдох носом, выполнить низкий наклон туловища вперед (выдох ртом). Повторить 6–8 раз.

3. «Вырасти большой». ИП – стоя; ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки (вдох носом). Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох ртом). Повторить 5–6 раз.

4. «Дотянемся до пяток». ИП – сидя на скамейке. Спина прямая, ноги вместе, руки на поясе. Выпрямить ноги, ладонями вытянутых вперед рук достать тыльную поверхность стоп (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 5–6 раз.

5. «Сигнальщик». ИП – сидя на стуле, откинувшись на его спинку. Поднять руки в стороны – вверх, скрещивая их над головой, как бы подавая сигнал флажками (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6–8 раз.

6. «Пружинка». ИП – лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6–8 раз.

7. «Тюлень». ИП – лежа на животе; руки вытянуты вдоль туловища. Положить руки на пояс, приподнять верхнюю часть груди, плечи и голову, потянуться (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6–8 раз.

8. «Прямая спинка». ИП – сидя на стуле; руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох полной грудью, выпрямляя спину. Лопатки и плечи опустить вниз (плавный выдох носом). Повторить 6–8 раз.

9. «Чистый носик». ИП – сидя на стуле. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.

10. Ходьба по комнате, сопровождаемая хлопками в ладоши: спереди, над головой и за спиной. Рот плотно закрыт. Дыхание произвольное, через нос.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей 3–7 лет по развитию внеречевого дыхания «Кто там?»Дидактическая игра для детей 3–7 лет по развитию внеречевого дыхания «Кто там?» Игра может быть полезна воспитателям, логопедам, психологам. Цель: развивать внеречевое дыхание. Задачи: - учить выполнять разные виды.

Фотоотчет об выставке плакатов, рисунков, стенгазет «Физкультура, спорт-залог здоровья детей!»Фотоотчет об выставке плакатов, рисунков, стенгазет «Физкультура, спорт-залог здоровья детей!» Доброе время суток, уважаемые коллеги, гости моего блога. Представляю Вашему вниманию фотоотчет об выставке плакатов, рисунков, стенгазет.

Фотоотчёт о мероприятии «День сотрудника органов внутренних дел» в подготовительной группеФотоотчёт о мероприятии «День сотрудника органов внутренних дел» в подготовительной группе 10 ноября отмечается "День сотрудника органов внутренних дел" - так полностью стал называться этот праздник после переименования милиции.

Игры для развития речевого дыхания у детейИгры для развития речевого дыхания у детей Игры для развития речевого дыхания у детей Правильное дыхание – залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Вопросы воспитания и.

Игры на развитие речевого дыхания для детей ДОУИгры на развитие речевого дыхания для детей ДОУ Что такое речевое дыхание? Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух.

Проект «Азбука дыхания» для детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Сказка» Музыкальный руководитель.

Роль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детейРоль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детей Попова Валентина Работа по развитию речевого дыхания очень важна с детьми дошкольниками, особенно с теми, у кого существуют проблемы с.

Самомассаж лица и артикуляционных органовСамомассаж лица и артикуляционных органов На протяжении многих веков китайские целители учились бороться с болезнями, не прибегая к помощи лекарственных средств. Одним из таких методов.

Стихотворения для детей от 4 до 8 лет «Физкультура всем нужна, помогает нам она» Когда не хватает силы, выносливости и ловкости детям бывает очень обидно. Зато, когда они бывают «чемпионами», занимают первые места в соревнованиях,.

Стихотворения «Здоровье. Гигиена. Закаливание организма. Физкультура» для детей от 5–12. Часть 5 Здравствуйте уважаемые товарищи педагоги. Чтобы вырастить и воспитать человека необходимо сохранить его здоровье. В программе детских садов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания у детей 4–5 лет
Опубликовано: 30 октября 2022 в 20:10
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД