Папки-передвижки

Методическая разработка «Дом, в котором мы живем»

Александра Федорова
Методическая разработка «Дом, в котором мы живем»
▼ Скачать + Заказать документы

Методические рекомендации "Дом,в котором мы живем"

Пояснительная записка

С 2012 года вступил в силу ФЗ «Об образовании в РФ», согласно которому активными участниками образовательного процесса являются не только педагоги, но и родители воспитанников ДОУ. Многие современные педагоги и родители, зная о растущих познавательных способностях детей, делают акцент на их всестороннем развитии.

Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития.

Публикация «Методическая разработка „Дом, в котором мы живем“» размещена в разделах

В дошкольном учреждении основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. ФГОС ДО призывает к организации деятельного обучения и воспитания детей дошкольного возраста. А для этого необходимо создать такие условия, которые способствуют реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам: создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.

Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда - важнейшее условие воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, основа для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.

Построение предметной среды, является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Цель методических рекомендаций: описание опыта работы по созданию развивающей предметно-пространственной среды для детей - дошкольников в тесном сотрудничестве с их родителями в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Задачи:

1. Изучить теорию по данному направлению.

2. Описать свой опыт работы по формированию развивающей предметно-пространственной среды в сотрудничестве с родителями.

3. Предложить свои наработки для использования педагогическому сообществу.

Создание РППС в ДОУ должно строиться с учетом нормативно-правовых документов федерального, регионального и муниципального уровней:

Федеральный уровень:

•Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»

•Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

•Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013г. №1014 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования».

Региональный уровень:

•Закон об образовании в Кемеровской области № 86-ОЗ (в ред. Закона Кемеровской области от 26.12.2013 N 147-ОЗ).

• Приказ департамента образования и науки Кемеровской области от 12.03.2014 г. №517 «Об утверждении состава рабочей группы по введению ФГОС ДО».

Основные нормативно-правовые документы ДОУ:

•Устав ДОУ.

•Программа развития ДОУ.

Роль РППС в воспитании дошкольника

Развивающая предметно – пространственная среда (РППС) - это:

- система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

- это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами.

В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное, происходит развитие личности.

Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны требования к развивающей предметно-развивающей образовательной среде. Почему же именно к развивающей среде ДОУ предъявляются такие высокие требования?

Источником знаний, социального опыта и развития ребенка-дошкольника является среда его пребывания. Поэтому очень важно, чтобы эта среда была именно развивающей.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития, поэтому в целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников, предметно-развивающая среда должна обеспечивать каждому ребёнку право и свободу выбора деятельности.

Насыщенная предметно-пространственная развивающая среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. РППС является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью РППС групп и детского сада в целом. Это означает, что для всестороннего развития ребёнка организуются несколько «сред»: для речевого, познавательного, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребёнок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения с взрослыми.

Создавая РППС необходимо помнить:

• РППС должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.

• Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка.

• Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

• Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

• В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

• Организуя РППС в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

• Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

• При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

• Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода воспитания и обучения, образовательной программы.

Важно, что РППС имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:

• содержательно-насыщенной, развивающей;

• трансформируемой;

• полифункциональной;

• вариативной;

• доступной;

• безопасной;

• здоровьесберегающей;

• эстетически-привлекательной.

Описание опыта работы по созданию РППС в средней группе МБДОУ ДС №27 г. Юрги

Активными участниками, преобразователями и помощниками в обогащении развивающей среды группы являются родители.

Педагоги и родители - партнеры в деле воспитания детей, в освоении ими образовательной программы.

Работу по формированию РППС мы начали еще в то время, когда дети были в младшей группе. Приступая к работе по формированию, обогащению РППС в группе был проведен опрос – анкетирование «Что Вы знаете о развивающей среде?» с родителями воспитанников нашей группы. По результатам анкетирования мы сделали следующие выводы:

1. Родители плохо осведомлены, что такое РППС.

2. Имеют мало представлений о содержании РППС.

3. Не удовлетворены материальным оснащением группы.

Все родители высказали свое желание сформировать РППС в соответствии с современными требованиями.

Было проведено родительское собрание в форме круглого стола на тему: «Особенности организации образовательной деятельности ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО». Родителям представлена презентация «Современная предметно-развивающая среда в ДОО», в которой обозначены все основные требования и условия по формированию и содержанию РППС для воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Сделали выводы о развивающей среде в соответствии с требованиями ФГОС ДО, она должна быть:

• содержательно-насыщенной,

• трансформируемой,

• полифункциональной,

• вариативной,

• доступной,

• безопасной,

• эстетичной

После долгих дискуссий по созданию предметно-развивающей среды, был сформирован план дел.

1. Изучение требований к созданию РППС. Изготовление буклетов, памяток для родителей

2. Презентация «Современная предметно-развивающая среда»

3. Организация и проведение родительских собраний

4. Организация и проведение мастер-классов

5. Участие в совместных акциях

6. Проведение совместных мероприятий

7. Приглашение родителей на ООД (занятия) с целью демонстрации использования РППС

8. Создание рабочей группы (родители-активисты)

9. Проектная деятельность

10. Конкурсы в ДОУ

11. Детско-родительские выставки

В работе с родителями необходимо использовать различные формы и методы, содержательные, интересные, соответствующие современным требованиям:

• беседы,

• консультации,

• собрания,

• дискуссии «Круглый стол»,

• мастер- класс,

• презентации,

• совместный труд,

• семинары-практикумы,

• музыкальные гостиные,

• благотворительные марафоны,

• совместный досуг,

• наглядная педагогическая пропаганда,

• открытые занятия,

• выставки,

• конкурсы.

Самой эффективной формой взаимодействия оказались деятельные формы работы, в которых родители имели возможность получить непосредственно какой-либо продукт.

«Вечерние посиделки» - на которых мы обсуждали проекты создания физкультурного центра, центра природы, мини музея.

«Мастерилки» - это творческие мероприятия, на которых педагоги вместе с родителями изготавливали нетрадиционное оборудование для физкультурного уголка, куклы для мини музея. Вместе изготавливали атрибуты к сюжетно-отобразительным играм и развивающие пособия для сенсомоторного уголка. Из бросового материала делали функциональные атрибуты для наших детей.

В результате совместной творческой работы с родителями были обустроены тематические игровые уголки (центры) в соответствии с требованиями ФГОС ДО, учитывая принципы формирования предметно – пространственной среды.

Центр творчества «Фантазеры»

Центр творчества оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.). Центр гармонично дополняют работы, которые меняются в зависимости от времени года, от тематики недели.

- Совместная образовательная деятельность по приобщению дошкольников к изобразительному искусству.

- Организация продуктивной деятельности детей (лепка, рисование, художественный труд).

- Самостоятельная деятельность детей.

- Индивидуальная работа по развитию творческих способностей детей.

-Удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Центр здоровья.

«В здоровом теле – здоровый дух»

Физкультурный центр оснащен необходимым материалом и оборудованием для двигательной деятельности. Благодаря родителям приобрели и закрепили физкультурный уголок с лестницей, канатами и кольцами. Изготовили мешочки с песком, массажные следочки, разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: султанчики, флажки, ленты, набивные мячи.

- Занятия физкультурой

- Самостоятельная деятельность детей.

- Совместная деятельность с педагогом.

- Совместные мероприятия с родителями.

- Индивидуальная работа по развитию основных видов движений

- Удовлетворение потребности детей в самовыражении

Мини-музей «Тряпичная кукла»

Ознакомление детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами, традициями. Приобщение детей к традиционной культуре России. Формирование эстетического вкуса. Мини музей оснащен экспонатами тряпичных кукол, изготовленных руками родителей, воспитателей и детей. В мини музее имеется практический материал: из истории тряпичной куклы. Описание обрядовых, игровых кукол, а также описание мастер класса по изготовлению любой куклы.

- Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности.

- Совместная деятельность по приобщению воспитанников к русской национальной культуре, ознакомлению с народным бытом: беседы, досуги, конкурсы, викторины, выставки.

- Самостоятельная деятельность детей.

- Индивидуальная работа.

Центр театра

«В гостях у сказки»

Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. С помощью родителей пополнили пальчиковый театр, фланелевый театр, приобрели новые маски к сказкам. Обновили театральную ширму и вместе с родителями изготовили атрибуты и театр на деревянных лопатках. В центре театра имеются сказочные игры, картотека театральных игр, этюдов, сказок и загадок. А еще нашим детям очень нравится наш клоун «Тантамареска» - это кукла с помощью, которой отрабатывается мимика, эмоциональная выразительность речи.

-Самостоятельная и совместная с воспитателем деятельность: игровая (игры-драматизации с пальчиками и с куклами бибабо, игры импровизации, режиссерские игры, настольные и стендовые театрализованные игры);

-Музыкально-художественная деятельность,

-Продуктивная деятельность (изготовление атрибутов и персонажей к театрализованным играм,

-Проектная деятельность,

-Ознакомление с художественной литературой.

-Совместная деятельность детей с педагогом

- Индивидуальная работа.

Центр природы

Уголок природы – знакомит детей с доступными явлениями природы. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Имеется центр экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов. Совместно с усилиями родителей разбили огород на подоконнике, где дети выращивают и ухаживают за рассадой цветов, предназначенные для высадки на клумбу.

- Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтения.

- Совместная деятельность по приобщению воспитанников к природе, формированию основ экологического сознания: беседы, наблюдения за живыми объектами.

- Экологические досуги, конкурсы, викторины, выставки.

- Экспериментальная и опытническая деятельность.

Центр книги «Моя любимая книжка»

Развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы.

Совместно с родителями приобрели и установили книжный стеллаж. Пополнили центр книги новыми иллюстрациями, сказками, альбомами для рассматривания, родители в дар приносят энциклопедии

-Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности.

-Совместная деятельность детей с педагогом.

-Индивидуальная работа

Работа проведена огромная, но и польза и удовлетворение родителей – налицо.

Мы стали победителями в смотре - конкурсе ДОУ «Центр творчества», заняли почетное первое место.

В конкурсе физкультурных центров мы также заняли почетное первое место.

Наш мини-музей «Тряпичная кукла» стал победителем в ДОУ и занял первое место.

Благодаря нашим родителям мы обогащаем развивающую предметно-пространственную среду для всестороннего развития мальчиков и девочек группы.

Мы провели совместные мероприятия с родителями:

•развлечения «В гостях у Лесовичка», «Моя мама лучшая на свете», «Мой папа самый - самый»;

•совместные досуги «Дружная семейка» - физкультурный досуг, «Зимние забавы», где мы играли с детьми и делали снежные постройки на участке.

и др.

Вся работа сплотила детей и взрослых, активизировала их на творческую деятельность. В совместной творческой деятельности с родителями мы используем инновационные формы работы - это мастер-классы.

Театральная деятельность:мастер-класс «Кукла на лопатке», пополнение театрального уголка

Физическое развитие: мастер-класс «Нетрадиционное оборудование»

Художественно-эстетическое развитие: мастер-класс «Рисуем пальчиками»

Нравственно-патриотическое развитие:мастер-класс «Кукла – «Куватка», создание мини музея "Тряпичная кукла"

Игровая деятельность: мастер-класс макет «Улица города» пополнение уголка сюжетно-ролевых игр

Одной из прогрессивных форм работы в соответствии с современными требованиями является проектная деятельность. Она готовит детей к следующей ступени образования, формирует познавательный интерес и т. д. В нашей группе эта форма работы используется очень активно, в том числе и для обогащения РППС.

Речевое развитие:«Моя любимая книжка» - Книжный уголок

Трудовая деятельность:«Огород на подоконнике» - Центр природы

Физическое развитие: «Чтоб здоровье сохранить» - Выпуск газеты, оформление информационного стенда

Опытническая деятельность: «Мир бумаги» - Мастер – класс «Водяная лилия»

Совместные усилия, разные формы работы с родителями положительно сказываются на результатах работы группы в целом.

Большой интерес вызывает совместная продуктивная деятельность родителей и детей. Это детско-родительские выставки. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые стали традиционными.

Наши дети являются участниками городских конкурсов и конкурсов ДОУ

Мы обобщаем и распространяем свой опыт на различных уровнях:

• областной семинар «Дополнительное образование дошкольников»,

• муниципальные методические объединения,

• методические объединения ДОУ.

Заключение

РППС, созданная в соответствии с принципами, определёнными ФГОС ДО, становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребёнка, основным средством формирования личности ребёнка и является источником его знаний и социального опыта.

Введение ФГОС ДО создаёт благоприятные условия для ребёнка-дошкольника и активизирует переход дошкольного образования на новый высокий уровень организации деятельности в целом.

Создание предметно-пространственной развивающей среды для детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО - ответственный и трудоёмкий участок деятельности педагога ДОО, который даёт возможность профессионального и творческого развития.

Методические рекомендации составлены на основе опыта работы педагога МБДОУ «Детский сад №27 «Семицветик» г. Юрга», содержат описание различных форм и методов работы, соответствующие современным требованиям.

В приложениях к методическим рекомендациям представлены: мониторинг, конспекты открытых занятий и развлечений, проведение мастер – классов с родителями, организация тематических центров.

Список литературы

1. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка [Текст] / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. - №6. - С. 66-70.

2. Арнаутова Е. П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей [Текст] / Е. П. Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. - №9. - С. 52-58.

3. Белоногова Г. Педагогические знания – родителям [Текст] / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2003. - №1. - С. 82-92.

4. Бутырина Н. М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб. -метод. Пособие [Текст] / Н. М. Бутырина, С. Ю. Боруха, Т. Ю. Гущина и др. - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. - 177 с.

5. Виноградова, Н. А., Микляева, Н. В. Интерактивная предметно - развивающая и игровая среда детского сада [Текст] / Н. А. Виноградова и др. - М. : УЦ "Перспектива", 2011–197 с.

6. Григорьева Н. Как мы работаем с родителями [Текст] / Н. Григорьева, Л. Козлова // Дошкольное воспитание, 2006. - №9. - С. 23-31.

7. Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду [Текст] / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.

8. Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] / Т. А. Данилина // Дошкольное воспитание, 2005. - №1. - С. 41-49.

9. Доронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей [Текст] / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. - М. : Просвещение, 2005. - 190 с.

10. Зверева О. Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / О. Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 4. - С. 74-83.

11. Козлова А. В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг [Текст] / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. - М. : ТЦ «Сфера», 2000. - 112 с.

12. Новоселова, С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах [Текст] / под ред. Л. Н. Павлова. 2-е изд. – М. : Айресс Пресс, 2007. - 119 с.

13. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] - М., 2003.

14. Смирнова Е. О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды [Текст] //Дошкольное воспитание. - №4, 2010

Публикации по теме:

Конспект занятия «Наш край, в котором мы живем» Тема: «Наш край, в котором мы живем» (Занятие вводное, ознакомительное). Образовательные задачи : -закреплять знания детей по теме «Россия»,.

«Дом, в котором мы живем». Пособие для сюжетно-ролевых игр«Дом, в котором мы живем». Пособие для сюжетно-ролевых игр Ни для кого не секрет, что в три года у детей преобладает игра рядом, механическое повторение действий с предметами. Чтобы создать предпосылки.

Конспект НОД по познавательному развитию «Район, в котором мы живем» Конспект НОД по познавательному развитию «Район, в котором мы живем» Цель: Формировать осознанное отношение к родному краю, родному городу,.

Конспект НОД в средней группе «Земля-наш дом, в котором мы живем»Конспект НОД в средней группе «Земля-наш дом, в котором мы живем» Конспект НОД в средней группе, посвященный Дню Земли. «Земля – наш дом, в котором мы живем». Составила воспитатель высшей категории Николаева.

Познавательное развитие «Дом, в котором мы живем» Цель: расширить представление детей об окружающем мире. Закрепить понятия: гнездо, дупло, берлога, нора и скворечник. Воспитывать любовь.

Проект «Край, в котором мы живем» Пояснительная записка Представляю опыт своей работы по ознакомлению дошкольников с малой родиной. Направление работы было выбрано не случайно,.

Проект «Край, в котором мы живем» Автор проекта: Михнёва И. Н. - старший воспитатель 1-й кв. категории Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, специалисты,.

Программа кружка «Дом, в котором мы живем» Пояснительная записка «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,.

Родительское собрание «Дом, в котором мы живем» Предварительная работа: 1. Провести опрос среди родителей на кануне собрания. 2. Подготовить большой ватман с названием стенгазеты. Ножницы,.

С юбилеем дом, в котором мы живем… «Детский сад – профессия, детский сад – семья, детский сад – это жизнь моя…» 50-летний юбилей - это радостный праздник, время подведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Дом, в котором мы живем»
Опубликовано: 27 сентября 2016 в 15:13
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Дом, в котором мы живем»» (включая файлы) размещена пользователем Александра Федорова (УИ 812597) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД