Получи документы

Методическая разработка «Тропа здоровья» (4 фото)

Екатерина Труханова
Методическая разработка «Тропа здоровья»

Методическая разработка

Методическая разработка «Тропа здоровья»
Фото «Тропа здоровья»
Методическая разработка - фото
Фото №1 Методическая разработка

Методическая разработка :

«Дорожка здоровья»

Разработала : Инструктор по физической культуре

Труханова Екатерина Васильевна

с. Дм. Помряскино

2020 г.

ВВЕДЕНИЕ.

Публикация «Методическая разработка „Тропа здоровья“» размещена в разделах

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. Анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях, что подтверждается рядом фактов.

По данным научно-исследовательского института гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых (с 23,2 до15,1%) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и хронические заболевания (с 15,9 до 17,3%).

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.

В последние 10-15 лет наблюдается резкое ухудшение в состоянии здоровья дошкольников. Снижение двигательной активности, увеличение умственной нагрузки в дошкольных учреждениях также отрицательно сказываются на

физическом развитии.

Одним из приоритетных направлений в деятельности МБОО Дмитриево Помряскинской СШ является оздоровительная работа : профилактика заболеваемости, укрепление здоровья детей и обеспечение их физического развития традиционными и нетрадиционными методами, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.

Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в 2020г. в МБОО Дмитриево Помряскинской СШ была организована "Дорожка здоровья".

"Дорожка здоровья" позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме.

Целью организации «Дорожки здоровья» является: организация физкультурно-оздоровительной работы в летний период.

Основными задачами организации "Дорожки здоровья" являются:

• профилактика плоскостопия;

• улучшить координацию движений;

• улучшить функцию сердечнососудистой и дыхательной систем;

• повысить сопротивляемость к инфекционным заболеваниям;

• улучшить эмоционально-психическое состояния детей;

• приобщить детей к здоровому образу жизни.

1. Организация "Дорожки здоровья".

Теплое время года прекрасная пора для укрепления здоровья и развития движений. Ребенок-дошкольник должен как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Для того чтобы это время провести с пользой для здоровья, мною была создана на участке детского сада «Дорожка здоровья». Создание "Дорожки здоровья" позволило проводить с детьми оздоровительную работу, а также через игровую деятельность дать возможность детям, укрепить свое здоровье.

«Дорожка здоровья» начинает функционировать во второй половине июня, когда дневная температура воздуха устанавливается от +18°C и нет ветра, температура земли - не ниже20 С-22 С, и заканчивает свою работу во второй половине августа. Начиная с трёхлетнего возраста на протяжении всего летнего периода, ребята выполняют различные по продолжительности прогулки на дорожке. "Дорожка здоровья имеет разное покрытие: большая часть поверхности представляет собой: травяной покров; песчаную поверхность; короба с галькой, пластмассовые бутылки с песком, искусственный газон, шишки; вкопанные деревянные полешки, вкопанные деревянные пеньки, деревянный мост, мягкая дорожка, коврик из палок, деревянная лежачая лестница, тазик с водой (приложение1).

"Дорожка здоровья" расположена в южной части территории МБОО Дмитриево Помряскинской СШ. Это наиболее подходящее для подобного объекта место на участке сада, одновременно хорошо освещается солнцем. На территории «Дорожки здоровья» дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но под прямыми солнечными лучами малыши должны находиться под наблюдением медицинского персонала.

В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической работы, приемы закаливания.

Комплекс закаливающих процедур имеет следующие составные:

• ходьба по разным рельефным поверхностям с дыхательной гимнастикой;

• хождение босиком по траве;

• принятие солнечных и воздушных ванн с одновременным выполнением общеразвивающих упражнений;

• принятие ножных ванн с выполнением упражнений «топтание» в воде;

• выполнение упражнений на осанку;

• выполнение закаливающего, точечного массажа.

На "Дорожке здоровья" используется различное оборудование: игровое (пеньки, мостик, брёвна, короба с камнями) – всё это способствует профилактике плоскостопия и закаливанию стопы. Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, "Дорожка здоровья" задействуется максимально в течение дня.

На ней дети выполняют следующие упражнения:

• упражнения без предметов : ходьба и бег по траве и песку; перекаты с пятки на носок; ходьба на внутреннем своде стопы; "Утиная ходьба" (ходьба в полуприсяде); "Журавль на болоте" (ходьба с высоким подниманием бедра); "Конькобежец" (ходьба со скользящим движением ног);

• упражнения с оборудованием, предметами, различными приспособлениями: ходьба по гимнастической скамейке, мостику; ходьба с 8 мячом на голове, ходьба и бег по гальке, шишкам, ходьба с препятствиями (бревна, пеньки); захват предметов стопами ног.

Планируется "Дорожку здоровья" использовать и в вечернее время, когда родители приходят за детьми. На информационном стенде, расположенном в группах, размещаются полезные материалы для взрослых: "Если у ребенка плоскостопие", "Какие упражнения нужны Вашему ребенку", "Мама и папа, поиграйте со мной". Родители и педагоги могут с удовольствием проводить вечерние часы на "Дорожке здоровья", выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня:

- посидеть на скамейке 2–3 мин с закрытыми глазами;

- вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;

- сделать несколько дыхательных упражнений;

- походить босиком по песку, траве;

- покатать шишки ступнями ног;

- полюбоваться красотой цветущих растений;

- просмотреть памятки и листовки.

Убеждаю воспитанников в том, что природные факторы помогают сохранять и укреплять здоровье на всю жизнь. Не просто учу детей правильно дышать, выполнять оздоровительные упражнения, а воспитываю у каждого из них потребность в движении, приобщая к здоровому образу жизни.

2. Система профилактической работы по оздоровлению работы.

В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической работы, комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам, приемы закаливания. Начиная с трёхлетнего возраста на протяжении всего летнего периода, ребята выполняют различные по продолжительности прогулки на дорожке. Температура воздуха для занятия должна быть не ниже +180, без ветра, температура земли – не ниже +200 – +220, скорость движения детей по дорожке связана с состоянием погоды – чем прохладнее, тем быстрее темп. Занятия на «Дорожке здоровья» проходят:

• 2 раза в неделю,

• с подгруппой детей 8-10 человек,

продолжительность: в младшей группе – 15 минут, в средней группе – 20 минут, в старшей группе – 25 минут, в подготовительной – 30 минут.

Занятие состоит из трё х частей:

• вводная,

• основная,

• заключительная.

Во вводной части нужно пробудить интерес к занятию, активизировать внимание, обеспечить постепенную подготовку организма к предстоящей физической нагрузке. С этой целью детям предлагаются знакомые им упражнения в ходьбе и беге, содействующие формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия, развитию ориентировке в пространстве. При обучении правильной ходьбе постоянно напоминается детям о том, что спина должна быть прямая, живот подтянут, голова приподнята. Обращается внимание на движение рук и постановку ног. Даются задания ходить как в одном определенном темпе, так и с изменениями темпа. Для выпрямления туловища используется ходьба на носках, на пятках с высоко поднятыми прямыми руками, руки за головой, за спиной, с мешочком на голове и т. д. Периодически водная часть физкультурного занятия начинается с упражнений у стены: внимание детей при выполнении упражнений направляется на сохранение правильной осанки: живот подтянут, голову держать прямо, плечи высоко не поднимать,

8

локти не сводить.

Ходьба и бег по траве осуществляются в течение 3-6 минут, в зависимости от возраста, затем дети переходят на открытую, свободную часть участка, здесь они выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Они подбираются для разных мышечных групп (плечевой пояс, руки, туловище, ноги) причем упражнения выполняются только из исходного положения стоя.

ОРУ проводятся как с предметами (старшие группы - мячи, гимнастические палки, гантели; платочки; младшие группы - погремушки, платочки, ленточки, малые мячи) так и без предметов. Подбор и дозировка упражнений зависят от возраста детей и степени освоения ими данного упражнения.

В основной части занятия дети обучаются общеразвивающим упражнениям и основным движениям: они знакомятся с новым двигательным материалом, повторяют уже известный с использованием различных вариантов совершенствования двигательных навыков, находящихся в стадии закрепления.

В заключительной части занятия обеспечивается постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к спокойному состоянию. Очень важно, чтобы дети сохраняли бодрое настроение; именно поэтому содержание заключительной части становятся разные виды ходьбы, дыхательная гимнастика, закаливающий массаж.

При проведении занятий с малышами на пособиях обязательно должна быть страховка со стороны воспитателя.

Эффект профилактических процедур будет еще выше, если в комплекс оздоровительных мероприятий включить закаливание. Закаливание является одной из форм физического воспитания детей. Под закаливанием понимают систему гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холода, тепла, солнечной радиации, атмосферного давления). Закаливание стоп позволяет не только улучшить региональное кровоснабжение, но и оздоровить организм в целом.

Одним из традиционных методов закаливания человека, известных с древности и широко практикуемых во многих странах, является босохождение. При этом имеет место, комбинированное воздействие на

9

термо- и механорецепторы наиболее активной рефлексогенной зоны - подошвенной поверхности стоп.

Чтобы подготовить организм ребёнка к хождению по различным видам почвы, работа по закаливанию начинается ранней весной:

- апрель: ходьба по комнате в носках (30-60 с, через две недели ходьба по ковру босиком (5-30с);

- май: ходьба босиком по полу (младший возраст от5-60минут, старший возраст от 1,5-2 часа, кратковременное выбегание босиком на нагретый асфальт, траву (от 1 до 4-5 минут);

- июнь-июль-август: постоянное хождение дома босиком, ходьба босиком по траве, песку, неровной земле, гальке (младший возраст от 5-30минут, старший возраст от 5-90 минут);

- сентябрь-март: постоянное хождение дома босиком, закаливающие процедуры в группе.

Вторым методом закаливания является принятие ножных ванн «топтание» в воде. Ребенок погружает ноги в бассейн с водой, начиная с температуры 26-28°С и постепенно снижая ее через каждые 10 дней на 1°С, доводя ее до 15°С. Длительность приема первых ванн - не более 1 минуты, постепенно увеличивая время принятия процедуры до 5 минут. Во время ванны рекомендуется слегка двигать пальцами ног и стопами, выполнять "топтание" в воде. После ванны ноги тщательно вытирают досуха, особенно в межпальцевых промежутках. Ножные ванны целесообразно проводить незадолго до сна.

Методика проведения всех видов массажа, упражнений на развитие дыхания соответствует существующим научно обоснованным оздоровительным системам.

При проведении закаливающего массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Делая массаж определённой части тела, ребёнок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, развивает у ребёнка позитивное ценностное отношение к собственному телу. При организации работы на дорожке здоровья планируются дыхательные

10

упражнения, которые способствуют:

• повышению общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;

• развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению лимфо- и кровообращения в легких, улучшению деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения. При проведении упражнений с детьми необходимо одновременно контролировать:

- правильность осанки и смыкание губ;

-делать активный короткий вдох носом;

-выдох через рот;

-вдох делать одновременно с движением.

Помимо занятий проводится индивидуальная работа с детьми. Длительность работы от 5 до 20минут, беру не более 3-х человек. Индивидуальная работа направлена на формирование двигательных умений и навыков, активизацию малоподвижных детей.

В те дни, когда нет физкультурного занятия, воспитатели могут планировать в свою работу комплексы упражнений в утренние и вечерние часы, с целью развития двигательных умений и навыков. Для повторения и закрепления ранее изученных упражнений.

И если занятия проходят в дружеской, доброжелательной атмосфере, то эффективность развивающей работы повышается.

Публикации по теме:

«Тропа здоровья и история её создания». Летнее оформление участка детского сада«Тропа здоровья и история её создания». Летнее оформление участка детского сада «Тропа здоровья и история её создания» В летний период заведующей детского сада перед воспитателями была поставлена задача – обновления.

Методическая разработка «Чистоговорки-фантазёрки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка – детский.

Методическая разработка ко Дню космонавтикиМетодическая разработка ко Дню космонавтики О полётах в космос мечтали всегда![/b] День Космонавтики – праздник, знаменующий собой открытие новой, космической эры в развитии человечества.

Методическая разработка «Наблюдение за росой»Методическая разработка «Наблюдение за росой» Добрый день, уважаемые гости моей странички! Большое значение для всестороннего развития детей имеют наблюдения, особенно на прогулках.

Методическая разработка цикла занятий «Неделя здоровья» для работы с детьми среднего дошкольного возрастаМетодическая разработка цикла занятий «Неделя здоровья» для работы с детьми среднего дошкольного возраста Образовательная область: «Познавательная», «Физическое развитие» Актуальность: В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка,.

Методическая разработка-территория здоровьяМетодическая разработка-территория здоровья «Группы дошкольного образования - территория здоровья» В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья, профилактика.

Методическая разработка «Весёлые фигуры»Методическая разработка «Весёлые фигуры» Появление персонажей на занятиях помогает мне привлечь внимание детей. Они с большим интересом выполняют просьбы персонажей, приходя им.

Методическая разработка «Экологическая тропа» (первая младшая группа)Методическая разработка «Экологическая тропа» (первая младшая группа) У нас в ДОУ прошел конкурс на тему " Экологическая тропа" Нужно было разработать что то, что можно выносить с собой на прогулку для ознакомления.

Тропа здоровьяТропа здоровья Одной из главнейших задач дошкольного образовательного учреждения является укрепление здоровья детей. Именно поэтому огромное внимание я.

Тропа здоровья — элемент физкультурно-оздоровительной работы в летний период времениТропа здоровья — элемент физкультурно-оздоровительной работы в летний период времени Уважаемые, коллеги!Скоро закончится учебный год и начнётся лето, прекрасная пора отдыха. Но наша с вами работа не заканчивается никогда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Тропа здоровья»
Опубликовано: 10 февраля 2021 в 10:25
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД