Наталья Гомидзе
Методическая разработка-территория здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
«Группы дошкольного образования - территория здоровья»
В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных национальных проектов «Образование» и «Здоровье».
ГДО являясь открытой социальной системой, не может быть вне процессов обновления, которые влекут за собой повышение требований к качеству образовательных услуг по различным направлениям развития и воспитания ребенка.
Публикация «Методическая разработка-территория здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения.
Начинать решать эту важную проблему необходимо с самых первых дней жизни ребенка. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. По данным, опубликованным в государственном докладе о состоянии
здоровья населения Российской Федерации, 60% детей в возрасте от 3 до 7
лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только
10% приходят в школу абсолютно здоровыми. Исследования отечественных и зарубежных учёных показали, что здоровье человека на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы
Проведя анализ системы физкультурно-оздоровительной работы в ГДО по данным направлениям:
- анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, участие в инновациях, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала, творческие объединения педагогов);
- научно – методическое обеспечение (программы, технологии, методические рекомендации, наработанный опыт в ГДО);
- конкурентное преимущество ГДО по физкультурно – оздоровительной работе;
- материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование);
- финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации проекта);
- комплексная оценка здоровья дошкольников ( анализ заболеваемости: в случаях, днях, в днях на одного ребенка, индекс здоровья);
- анализ результатов физической подготовленности детей;
- характеристика физкультурно – оздоровительной работы в ГДО (непосредственно образовательная деятельность, внедрение системы здоровьесберегающих технологий, руководители ГДО пришли к выводу, о необходимости создания системы физического воспитания, которая включала бы инновационные формы и методы работы, органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия, взаимодействовала с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям.
Проект «Детский сад – территория здоровья», разработанный педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения, - это комплексная система воспитания ребенка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.
Цель проекта:
Создание необходимых условий, направленных на создание здоровьесберегающего образовательного пространства, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса на здоровый образ жизни, обучению средствам и методам использования возможностей своего организма для поддержания здоровья и развития личности, умение трансформировать в профессиональной деятельности условия для сохранения и укрепления здоровья детей на основе традиций детского сада и современного опыта педагогов, родителей.
Задачи проекта:
- охрана жизни и здоровья детей, создание безопасных условий пребывания в ГДО;
- обеспечение оптимального уровня физической подготовленности ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностью в двигательной активности;
- повышение сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка, профилактика заболеваний;
- воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни;
- повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов и родителей по вопросу здоровьесбережения.
Стратегия и механизмы реализации проекта:
Проектная деятельность осуществляется по трем этапам:
Организационный: 1-2 неделя марта
Основной: (3-4 неделя марта- 1-2 неделя мая)
Итоговый : (3-4 неделя мая.)
Основной этап:
№ Формы работы Дата проведения
1 Рекомендации для педагогов и родителей по вопросам гигиены и одежды детей на физкультурных занятиях и закаливании детей март
2 Проведение бесед с родителями по физическому воспитанию детей, закаливанию март-май
3 Рекомендации родителям часто болеющих детей по оздоровлению в летний период (закаливание, питание, одежда) март - май
4 Разработка и реализация рекомендаций для воспитателей по организации двигательного режима в течение дня. март-май
5 Разработка и реализация мероприятий по предупреждению вирусных и респираторных заболеваний В соответствии с сеткой
6 Установление взаимосвязи медперсонала с детской поликлиникой:
• консультирование родителей детей
• ведение листов здоровья март-май
7 Организация непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Физическая культура» в каждой возрастной группе По плану воспитателя
8 Введение цикла бесед, деловых игр, оздоровительных минуток с детьми ежедневно
9 Включение в непосредственно-образовательную деятельность динамических пауз для смены статического положения детей. март-май
10 Проведение корригирующей гимнастики в группах детей старшего дошкольного возраста. По плану воспитателя
11 Проведение ежедневной утренней гимнастики в облегченной одежде, босиком по плану воспитателя март-май
12 Осуществление полоскания рта и горла водой комнатной температуры в старшем возрасте. 1раз в день после еды
13 Соблюдение щадящего режима физкультурно - оздоровительной работы(15-тидневный мед. отвод после болезни, неполный объем нагрузки на занятиях по физкультуре и корригирующей гимнастике при полной физкультурной форме. март-май
14 Проведение воздушного закаливания в группе после динамического часа. март-май
15 Использование комплекса, направленного на укрепление дыхательной и иммунной систем: дыхательная гимнастика, игра на дудочках, точечный массаж, массаж стоп март
16 Организация оздоровительного бега для детей старших и подготовительных групп март-май
17 Проведение дозирующих упражнений и игр: тренирующие речевые зоны, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика. ежедневно
18 Психогимнастика март-май
19 Проведение физкультурных досугов и развлечений 1раз в месяц
20 Проведение месячника здоровья
- Конкурс среди родителей воспитанников на лучшую сказку по соблюдению правил гигиены. апрель
21 Витаминизация третьего блюда, использование фитонцидов, сироп шиповника март-май
22 Использование йодированной соли для приготовления блюд. март-май
Итоговый(3-4 неделя мая.)
№ Формы работы Дата проведения
1 Оценка модели здоровьесберегающей среды. 3 неделя мая
2 Изучение состояния здоровья детей группы и состояние заболеваемости (система мониторинга здоровья детей) 3-4неделя мая
3 Анкетирование родителей об удовлетворенности реализации проекта и их результатов. 4неделя мая
4 Презентация проекта на педагогическом совете 4 неделя мая
Ожидаемые результаты реализации проекта:
создание модели здоровьесберегающей среды ГДО;
снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний;
улучшение показателей физического и психического здоровья детей;
повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников;
стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
Основные направления реализации проекта:
воспитательно – оздоровительное;
лечебно – профилактическое;
коррекционно – педагогическое;
Проект реализуется через следующие разделы:
совершенствование материально – технической базы ГДО
работа с детьми
работа с педагогами
работа с родителями
Совершенствование материально – технической базы:
на территории детского сада оборудована спортивная площадка для занятий на воздухе, которая оснащена необходимым инвентарем и оборудованием: спортивным комплексом, баскетбольными стойками, стенками для метания и перелезания.
в каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные уголки, как для самостоятельных занятий, так и под наблюдением педагогов;
Работа с детьми:
Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области «Физическая культура»;
Беседы: «Как живет мое тело», «Внутренняя кухня человека», «Как стать Геркулесом», «От простой воды и мыла, у микробов тают силы», «Шаги воздуха в организме»…;
Познавательное чтение «Букварь здоровья», «Разговор о правильном питании», «Уроки Знайки. Воспитай себя»;
Выставки детских рисунков: «Дети и спорт», «Чтобы не было беды, осторожны я и ты»;
Дидактические игры «Собери фигуру человека», «Пирамида здоровья», «Удивительное лицо», «Вредно - полезно»;
Работа с родителями:
Анкетирование родителей «Семья в информационном поле ГДО»;
Консультации для родителей: «Гигиена одежды», «Закаливание, или первый шаг на пути к здоровью», «Роль семьи в сохранении и укреплении здоровья детей» «Здоровье. Безопасность Развитие» «Роль дыхательной гимнастики в оздоровлении детей»;
Спортивный праздник «Папа, мама, я спортивная семья» «В здоровом теле – здоровый дух», «Всей семьей в турпоход»;
Конкурс среди родителей воспитанников на лучшую сказку по соблюдению правил гигиены;
Открытые просмотры режимных моментов: динамический час, утренняя гимнастика;
Составление совместно с детьми сказок по соблюдению правил гигиены «Путешествие королевы Зубной щетки», «Сказка про носовой платочек»;
Памятка для родителей «В здоровом теле - здоровый дух!»;
Работа с педагогами:
Педагогические чтения на тему:
«Организация работы по развитию физической активности дошкольников и формированию потребности в здоровом образе жизни»,
«Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ГДО»
Практическая ценность проекта:
Создание картотеки пальчиковых игр с учетом возрастных особенностей детей;
Разработка картотеки прогулок, утренней гимнастики, динамического часа с учетом возрастных особенностей детей;
Разработка картотеки подвижных игр с учетом возрастных особенностей детей;
Выпуск сборника «Секреты здорового питания»;
Оформление стенда для родителей «Забота о здоровье детей – дело общее»;
Разработка и выпуск конспектов бесед, деловых игр