татьяна кондрашова
Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в творческих объединениях Дома творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Среди воспитательных задач, которые стоят перед учреждением дополнительного образования детей, одной из основополагающих является задача духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать свой творческий потенциал в интересах личности, общества, государства. Именно воспитание такой личности является целью деятельности Дома творчества
Публикация «Опыт работы „Духовно-нравственное воспитание детей в творческих объединениях Дома творчества“» размещена в разделах
Мы стремимся формировать у наших учащихся основы морали через воспитание таких чувств, как забота, уважение, взаимопомощь, доверие. Идеальный воспитанник обладает культурой чувств, скромностью, тактичностью, добротой, состраданием, но при этом - способный к развитию творческих способностей, самосовершенствованию и успешной социализации в жизни, способный сохранять и продолжать традиции своей семьи, любящий свою Родину.
Нашими педагогами проводится много мероприятий, способствующих духовно-нравственному воспитанию, - мероприятия для воспитанников Дома творчества, посвященные памятным датам, государственным праздникам, семейным и историческим традициям нашего города и страны, многочисленные концерты (День матери, 23 февраля,8 Марта, День города, День защиты детей, праздники знакомств в начале учебного года и итоговое в конце года) Уже два года наши ребята активные участники ярмарки - выставки «Пасхальные дни милосердия», который непосредственно направлен на духовно-нравственное воспитание молодого поколения. Почти все мероприятия проводятся с участием родителей и служат объединению семьи, учат детей дарить свое творчество людям. В нашем учреждении особо ценным является совместная деятельность детей и родителей : «День семьи», «Мама, папа, я - счастливая семья».
Мы уверены, что такое сотрудничество приносит большую пользу. Мы видим трепет и волнение, сопереживание и сострадание наших воспитанников перед выходом на сцену и во время выступления. Для ребят - это моменты высшего духовного и нравственного становления и формирования их характеров.
Так же духовно-нравственное воспитание осуществляется непосредственно через образовательную деятельность.
В школе раннего развития на занятиях по изодеятельности дети рисуют природу родного города, портреты родных людей, участвуют в конкурсах «Рождественские чудеса», «Мой родной город», «Природа родного края»
Ребята из объединений «Марья искусница», «Радуга творчества», «Искусство керамики», изучают и хранят традиции родного края.
Наши педагоги активно участвуют во всех мероприятиях, конкурсах, фестивалях. Являются победителями и призёрами районных и областных конкурсов. Сам педагог должен быть примером духовности и примером высоконравственных дел.
Одна из задач педагогов дать не только знания и умения, но и передать детям свою любовь к живописи, литературе, истории родного края.
Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются в процессе обучения и воспитания. Нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность. Нравственность заключается в современном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро ”, - писал И. Песталоцци. Дети с радостью участвуют во многих благотворительных акциях, организуемых нашим Домом творчества, отделом образования Руднянского района. Перед такими праздниками, как Новый год, Пасха, 8ое Марта обучающиеся изготавливают подарки, которые вручаются пожилым людям, проживающим в Доме престарелых, так же подарки изготавливаются для болеющих детей, находящимся на лечении в детском отделении районной больницы, с пожеланиями скорейшего выздоровления
Одна из важнейших задач, стоящих пред нашими педагогами, стоит задача эстетического воспитания, развития личности, формирования её эстетической культуры. В жизни ребёнка имеет воспитательное значение буквально всё : убранство помещения, опрятность костюма, условия труда и развлечений – всё это либо привлекает детей, либо отталкивает. Задача не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту окружающей среды, в которой они живут, учатся, отдыхают, а в том чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты. Уже стало традицией в течение всего года проводить конкурсы среди детей и родителей такие как: «Осенниие фантазии», «Символ Нового года», «Дизайнерская ёлка», «Лучший подарок для мамы и папы». Родители и дети являются активными участниками этих конкурсов и выставок. На занятиях творческих объединений : «Вокальное пение», «Золотой ключик» дети глубже окунаются в музыку, искусство. Именно занятия в Доме творчества дают детям реальную возможность познакомиться с искусством шире. Большое и разностороннее влияние на личность ребёнка оказывают театрализованные игры, сценки, постановка сказок. Обучающиеся творческого объединения «Золотой ключик», являются активными участниками всех праздников и мероприятий. Ребята частые гости на праздниках у малышей, не один раз выступали перед воспитанниками детского сада. Подготовка к спектаклю и сам спектакль дают возможность ребёнку проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка. Благодаря детскому воображению ребёнок воспринимает происходящее в сказке, в постановке как реальность, он сопереживает разыгрываемые события, сочувствует, переживает и радуется за героев, даёт моральные оценки их действиям и поступкам. Благодаря сказке дети познают мир не только умом, но и сердцем. Занятия театрализованной деятельностью способствуют формированию положительных черт характера (щедрость, смелость, верность, сочувствие, трудолюбие….) и отрицательного отношения к проявлению негативных черт характера.
Таким образом, занятия театрализованной деятельностью помогают всесторонне развивать ребёнка.
Учитывая эстетическую сущность самого искусства и то, что именно программы по предметам художественного цикла ставят перед собой задачи эстетического развития ребёнка, можно сделать вывод, что в учреждениях дополнительного образования искусство является основным средством эстетического воспитания.