Папки-передвижки

Методическая разработка «Душу лечим сказкой»

Ольга Лачугина
Методическая разработка «Душу лечим сказкой»

ДУШУ ЛЕЧИМ СКАЗКОЙ

Лачугина Ольга Валентиновна, педагог-психолог муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №40» г. Усолье-Сибирское, 2018г.

Методическая разработка для педагогов-психологов, воспитателей «Душу лечим сказкой»

Методическая разработка предназначена для педагогов – психологов ДОУ, а также, может быть использована в работе воспитателя, педагога дополнительного образования.

Публикация «Методическая разработка „Душу лечим сказкой“» размещена в разделах

Чтение довольно простых, но поучительных сказок является одним из ресурсов образовательного процесса, направленных на профилактику нарушений психологического здоровья. Сегодня, к сожалению, уровень развития человека не является в нашем обществе ценностью. Преобладают совсем иные ценности. Очень многие даже не задумываются над смыслом собственной жизни, живут без веры во что – либо или в кого – либо. А жизнь человека без веры подобна блужданию в потемках со страхом в душе.

Очень важно заложить у воспитанников основы веры в общечеловеческие ценности, пробудить стремление становиться с каждым днем лучше, умнее, добрее и т. д. В качестве примера может служить сказка. Она позволяет говорить об очень важных вещах без назидания, которое вызывает у детей отторжение. Монолог о состоянии души человеческой глубоко затрагивает каждого в группе и оставляет заметный след.

Сказочная метафора непосредственно воздействует на сознание ребенка. Воздействие сказки оказывается глубинным и устойчивым, оно активизирует ресурсы личности и выводит ребенка на путь самостоятельных открытий.

На начальном этапе работы, помимо знакомства детей с новыми сказками, развиваю диалогическую и монологическую речь. Для этого использую речевые игры:

«Длинные и короткие слова» (ребенок придумывает, проговаривает и одновременно синхронно разводит ладони в стороны для сравнения слов);

«Красивые слова» (совместное придумывание необычных, новых слов и так далее);

«Скажи наоборот» (ребенок подбирает антонимы к данному слову со сказочной тематикой).

От игр и упражнений перехожу к играм и упражнениям на развитие связной речи:

«А если бы» (дети стремятся фантазировать, высказывают свои желания, представив себя в необычном месте, сказке);

«Угадай предмет» (ребенок описывает предмет, сказочного героя);

«Цепочка слов» (ребенок придумывает предложение по нескольким данным словам).

Особое место среди речевых игр в работе со сказкой с детьми применяю игры, направленные на развитие качеств голоса (высота, сила, выразительность):

«Громко-тихо» (ребенок изображает голоса животных с различной силой);

«Узнай меня» (дети по различной интонации, мимике угадывают различных сказочных героев, животных).

Так постепенно подвожу детей к умению и желанию творить в сказочном мире, таком знакомом и таком неизвестном.

На следующем этапе идет обучение ребенка нахождению связи между предложениями:

«Доскажи сказку» (дети досказывают предложения или начатую сказку);

«Логический поезд» (дети устанавливают логическую связь между двумя-тремя предложениями одной сказки).

Для преодоления трудностей в составлении и развертывании программы высказывания использую приемы:

составление плана сказки при помощи картинок;

составление сказки по серии сюжетных картинок.

В дальнейшем, необходимо использовать с детьми и другие различные приёмы в работе по составлению сказок, досказыванию знакомых. В результате будут получатся новые, замечательные сказки.

Сказки, написанные совместно с детьми

Колобок и Мальчик

Катится Колобок по тропинке, а навстречу ему маленький Мальчик. Идут они вместе. Наступила ночь, легли они спать. Прибежал голодный волк и съел их. Сидят Колобок и Мальчик в животе у волка и думают, как же им выбраться. Подкрался волк к стаду овец, а Колобок и Мальчик запели: Уходите, овечки, Уходите, бедные.

Убежали овцы, а волк остался голодный. Просит он Колобка и Мальчика, чтоб вылезли из его живота. А они и отвечают: «Отведи нас в деревню к дедушке с бабушкой. Тогда вылезем». Побежал волк в деревню, а там поймали его жители. Спасли Колобка и Мальчика.

Сказка "Радостная елочка"

Жили-были на лесной поляне две ёлочки-сестрички. Они радовались каждому дню, смотрели друг на друга и любовались друг другом. Летом они могли укрыть своими ветками любого зверя от жары и сильного дождя. А зимой они могли спрятать зайца от лисы и волка.

Но вот в одно зимнее утро пришел нехороший человек и срубил одну из этих ёлок. И вместо ёлочки остался один маленький пенёчек. Долго и очень горько плакала другая ёлочка-сестричка, ведь ей было одиноко и скучно на этой поляне.

Но вдруг подул сильный и теплый ветер. Ёлочка от радости раскидала вокруг себя много семян. А весной стали вокруг неё прорастать много маленьких ёлочек. Как ёлочка была рада! Теперь никогда не будет ей скучно и одиноко!

Взрослые! Не рубите ёлочки!

«Роза» (сказка из «Тайн пирамиды здоровья» А. К. Лаптева)

Степан почувствовал легкое дуновение свежего ветра, который принес с собой приятный аромат. Степан принюхался и пошел на этот необыкновенный запах. Пройдя немного, он увидел нечто яркое и прекрасное. Это была Роза. Она сияла белоснежным светом в лучах Солнца, и от нее исходил приятный аромат. Степан залюбовался такой красотой и решил поговорить с Розой:

- Здравствуй, Роза, какое приятное утро!

Роза ответила ему легким движением лепестков. Степан продолжил:

- Роза, ты очень красивая и, конечно, счастливая. Тобой все любуются и тебе радуются. Скажи, Роза, как, по-твоему, почему люди, тоже красивые, имеют много болезней и не всегда веселые?

Роза сразу ответила:

- Ко мне приходит много людей, и все они разные. Люди, которые замечают мою красоту, радуются и забывают о болезни. Есть люди, которые красоту не видят, так как у них в душе красивого мало. Такие люди кричат, ругаются. Я думаю, что в тех местах, где красиво, там нет болезней. Так и в человеке. Если человек хороший, и дела его хорошие, то и болеть он не будет. Вот моему Садовнику более ста лет. Он очень добрый и ухаживает за мной каждый день. Поэтому сам он здоровый, и я красивая. Если бы все люди были такими, то они стали бы красивыми, как мы, Розы, и здоровыми, как мой Садовник.

Степан послушал удивительную Розу и представил, как было бы хорошо, если бы все ребята любили и помогали друг другу. Тогда все стали бы счастливыми и радостными. А Степан уже хорошо понял, что Радость - это особая Мудрость и болезни ее боятся.

- Спасибо, Роза, за твою красоту и слова. Надо все это рассказать ребятам, - сказал Степан и пошел вперед.

«Звездочка» (сказка из «Как сохранить психологическое здоровье детей» О. В. Хухлаевой)

В далеком – далеком темно – фиолетовом, почти черном, небе жили две звездочки – подружки. Они жили совсем рядышком и были очень дружны. Одна звездочка очень старалась и светила ярко – ярко. Ее свет разливался по всему небу.

Ее подружка Звездочка, о которой я хочу вам рассказать, была совсем другая. Она не была такой яркой, к тому же совсем не старалась и спала не только днем, но частенько даже и ночью.

- Зачем мне стараться! – говорила она. – Тратить силы, чтобы быть лучше, светить ярче. Ведь все звезды одинаковые. За меня посветят другие. От меня одной все равно пользы нет. Пойду - ка я лучше посплю.

И вот однажды, когда она в очередной раз, позабыв обо всем, тихонько дремала, укрывшись пушистым облачком, ее разбудил сильный ветер. Она приоткрыла глазки и увидела очень яркое сияние. Звездочка присела на облачко и увидела большую, яркую сияющую Комету. Она была так прекрасна, что от восхищения у Звездочки перехватило дыхание:

- Какая ты красивая!- воскликнула Звездочка. - Я знаю, ты быстро сгораешь, твое сияние недолговечно, но я бы все отдала, лишь бы хоть ненадолго стать такой же яркой, как ты. Комета приостановилась, слушая Звездочку, и ответила:

- Милая Звездочка, задумайся о том, что у каждого существа своя жизнь. Мне дана короткая жизнь, и я должна успеть показать все, на что я способна, но и ты не теряй времени даром. А то можешь проспать всю свою жизнь. Спать и лениться можно и днем. Когда все звезды отдыхают, и ты, конечно, отдыхай и набирайся сил, но, если ты хочешь быть такой же яркой, как я, надо очень стараться сиять ночью. И если ты так и поступишь, когда – нибудь кто – то назовет тебя «своей звездой».

И с этими словами, махнув горящим, огненным хвостом, Комета скрылась из виду, а Звездочка так и осталась сидеть на облачке, задумчиво склонив головку набок.

- Действительно, у кометы такая короткая жизнь, - думала Звездочка. - Но она, наверное, приложила очень много усилий, чтобы за такую короткую жизнь научиться сиять так ярко. Вот и я не хочу всю жизнь быть какой – то бледной и тусклой, мне надо многому научиться.

За этими размышлениями Звездочка и не заметила, как наступило утро. Все звезды укладывались спать.

- Сейчас я хорошо высплюсь, а ночью я буду сиять ярче всех, - улыбнувшись, подумала Звездочка.

Когда Солнышко пряталось за горизонт, оно подарило Звездочке на счастье один из своих маленьких золотых лучиков. И вот, когда наступила ночь, полная сил и жизнерадостная Звездочка тщательно начистила свои острые кончики и стала сиять изо всех сил. Она сияла так ярко, ярче своих подружек – звездочек. А Мама – Луна и Папа – Месяц были очень горды своей звездочкой, и в тот день они в очередной раз убедились, какое у них замечательное и особенное дитя. В эту ночь у Звездочки царило веселье и радость.

А на далекой Земле была прекрасная звездная ночь. Веселый легкий ветерок нежно ласкал деревья. В парке пахло свежестью. Под огромным дубом сидели двое влюбленных и смотрели в небо.

- Какая красивая звезда! – воскликнула девушка.

- Я дарю ее тебе, - ответил ее спутник. – Пусть это будет наша звезда, и пусть она освещает нашу жизнь и будет символом нашей любви.

Звездочка услышала это и поняла, что, для того чтобы добиться чего – то, нужно обязательно стараться, и все обязательно получится. И она засияла еще ярче, освещая любовь двух сердец.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Играя, обучаем» Уважаемые коллеги! Я работаю учителем-логопедом в ДОУ. Стаж педагогической деятельности - 32 года. За годы работы мною накоплен богатый.

Методическая разработка «Играем в «Классики»Методическая разработка «Играем в «Классики» Классики – детская подвижная игра. У современных детей другие приоритеты – они заняты телевизором, компьютером и прочими благами техники.

Методическая разработка «До свидания, ясельки» Методическая разработка «До свидания, ясельки!» Для детей первой младшей группы. Дети под музыку входят в зал. Становятся полукругом,.

Методическая разработка «Бизиборд»Методическая разработка «Бизиборд» Ознакомившись с методикой Монтессори захотелось создать одно из пособий предлагаемых ею. Это бизиборд. Итальянский педагог и учёный Мария.

Методическая разработка «Бодрящая зарядка»Методическая разработка «Бодрящая зарядка» Наступило такое долгожданное лето. В детских садах началась летнее – оздоровительная работа. С чего же начинается день в детском саду.

Методическая разработка «Пластилинография»Методическая разработка «Пластилинография» Царьковой Анастасии ВВЕДЕНИЕ Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках.

Методическая разработка «Тематические физкультминутки» Методическая разработка Тематические физкультминутки Выполнила воспитатель Гончарова К. С. г. НОВОСИБИРСК 2017.

Методическая разработка «Тетрадь по самообразованию» .

Методическая разработка «Портфолио воспитателя» ФИО педагога Лесникова Елена Владимировна Место работы МАДОУ д/с «Улыбка» Занимаемая должность воспитатель Отчетный год 2015-2017 учебный.

Методическая разработка «Занятие по изодеятельности» Интегрированные области: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие. Цель: Продолжать формировать представление детей о разнообразии.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методическая разработка «Душу лечим сказкой»
Опубликовано: 8 декабря 2018 в 16:12
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД