Получи документы

Методическая разработка «Игры и эксперименты как средство экологического развития дошкольников»

Елена Матыко
Методическая разработка «Игры и эксперименты как средство экологического развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

«Мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, здесь в природе, вечный источник детского разума»

В. А. Сухомлинский

Экологическое развитие дошкольников – новое, но уже широко распространённое направление в педагогике. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба.

Публикация «Методическая разработка „Игры и эксперименты как средство экологического развития дошкольников“» размещена в разделах

Наблюдая за детьми, я заметила снижение познавательной активности к восприятию окружающего мира: дети не хотят и не умеют задавать вопросы, осуществлять самостоятельный пойск ответов на них.

На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему миру и максимально эмоциональную активность, игровую деятельность я могу реализовать через экологическое развитие, в процессе игры и общения с природой.

Слайд 3

В своей работе использую ООП ДО, а также методики и технологии С. Н. Николаевой «Юный эколог», «Наш дом- природа» Н. Рыжовой, С. А. Савенков «Маленький исследователь», Т. А. Копцевой "Природа и художник"…., а также применяю различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей от 3- 5 лет.

Ведущая идея – моего опыта, это развитие игровой деятельности через экологическое развитие и экспериментирование дошкольников путем внедрения различных технологий, методик и разных видов деятельности.

Слайд 4

Продуманная организация и экологическое оборудование обеспечивают возможность осуществлять экологическое развитие детей разными методами: заочные путешествия, игры, дискусии, беседы, опыты и эксперименты.

Слайд 5

Одним из условий решения задач является развивающая среда по экологическому развитию как в группе так и на участке детского сада. Это уход за огородом, путешествие по экологической тропе. Экологическая среда окружает ребенка и оказывает влияние на ребенка с детства.

Слайд 6

Работая с детьми, мы создаем условия для организации самостоятельной поисково- исследовательской деятельности детей, и поэтому создаются уголки деятельности. Материалы находящиеся в уголке распределены по разделам: «Песок и вода», «Магниты», «Камни», Материалы», «Бумага»….

Также находятся различные приборы: стекло, микроскоп, весы, сосуды, муляжи, овощи, фрукты….

Слайд 7

Для поддержки интереса детей к игре и экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируется от сказочного героя.

Например: в игровых обучающих ситуациях использую кукольные персонажи: Буратино, Айболит, Лесовечок, Каркуша, Степашка, а также в уголке природы и исследования живут дед Федор и баба Маруся от их имени предлагаются задания – записки: «Расскажите, что появляется сначала: корешок или стебелек? «Сравни семена фасоли, гороха, редиски»;

«Изобрази схематически дерево (ствол, ветки, корни).

Все эти персонажи становятся непосредственными участниками наблюдений, игр, опытов. Это активизирует умственную активность детей.

Айболит «выписывает рецепты» по уходу за растениями, совместно с ребятами выполняем все рекомендации доктора.

Слайд 8

Исследовательско – поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать:

- рвет бумагу и смотрит, что получается;

- проводит опыты с разными предметами;

Слайд 9

- измеряет глубину снежного покрова на участке;

- измеряет объем воды.

- проращивание семян гороха, бобов в вате;

- наблюдение и опыты с комнатными растениями.

Все это объекты исследования. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок.

Слайд 10

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

В. А. Сухомлинский говорил о ней так: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития».

На мой взгляд, именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира.

Слайд 11

Игры я разделила на две основные группы:

1. Игры – возникающие по инициативе детей. Они являются своеобразной формой размышление ребенка об окружающем его мире. (Это эксперименты, сюжетные самостоятельные игры).

2. Игры – возникающие по инициативе взрослого. Это обучающие и досуговые игры.

Слайд 12

В своей работе использую подвиды игр:

Традиционные, народные игры – игры с природными объектами, животными и людьми. Это игры помогают понять взаимосвязь в природе, почувствовать свое отношение к природе и к живому.

Например «Тонет не тонет», «Кто скорее соберет в корзину», «Кто как одет», «Что мягкое, что твердое», «Сад, огород», «Кто, где живет?».

Слайд 13-14

Сюжетные – отобразительные и сюжетно – ролевые игры возникают по инициативе детей и носят творческий характер.

Например в игре «Консервный завод» - знакомятся с технологией производства, формируем трудовые умения и представление о том, что такое завод (фабрика) и что там производят. Эту игру мы объединяем с игрой «Магазин» (где продают готовую продукцию, а также играми «Дом», «Семья».

Слайд 15

В игре «Ветеринарная лечебница» - дети учатся лечить животных, знакомятся со строением животных и их особенности, воспитываем чуткое и гуманное отношение к животным, отзывчивость.

Слайд 16

Еще одним подвидом экологических игр является – театрализованные игры с использованием знакомых сказок

«Колобок путешествует», «Путешествуем с Машей и медведем»,

«Отдых на реке», «Вершки и корешки», «В гости к Водяному».

Слайд 17

Экологическим содержанием накапливаются и в подвижных играх. В них происходит закрепление знаний о живой природе, ее обитателей в игровой форме. Это игры: «Звери, птицы, рыбы», «Птицелов»,

«Цветочный магазин», «Летает, плавает, бегает», «Снежный ком».

Слайд 18

Интеллектуальные игры с использованием ТРИЗ – они развивают познавательный интерес, формируя знания о единстве природы.

«Волшебные превращения», «Приготовить лекарство»,

«Экологические кубики», «Корневая система».

Слайд 19

Основным из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Моделирование – это работа с календарем природы, фиксация опытов, использование моделей, мнемотаблицы. Например составление модели цветка, животных, птиц, явлений природы.

Слайд 20

Неотъемлемой частью работы по данному направлению – это работа с родителями.

Формы работы с родителями

- Коллективные

- Индивидуальные

- Досуговые

- Познавательные

- Наглядно-информационные

Слайд 21-22

Привлекаем родителей в участие в конкурсах, выставках, в мероприятиях: «Осенняя фантазия».

Слайд 23-24

Акции:

- «Елочка – живая иголочка»,

- «Смастери скворечник или кармушку»…

Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, поможет детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.

Слайд 25

Таким образом, приобщая детей к природе, знакомя их с разнообразием окружающего мира, мы стараемся воспитывать в них любознательность, отзывчивость, желание помочь, а это важное качество для развития ребенка дошкольника.

Свое выступление хочу закончить такими словами:

Будем же изучать родную природу, и сами у нее будем учиться!.

Будем воспитывать экологическую культуру у себя, детей и их родителей!

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников «Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников» Экологическое воспитание детей – современное направление педагогики,.

Дидактические игры как средство развития математических представлений дошкольников Основная деятельность детей дошкольного возраста – это игра. Через игру развиваются их мысли, умения, умственные способности. Она удовлетворяет.

Игры-головоломки как средство интеллектуального развития дошкольников педагог-психолог МБДОУ №47 пос. Эльбан В настоящее время повышается актуальность игры из-за перенасыщенности современного ребенка информацией.

Методическая разработка мастер-класса «Лэпбук как средство поддержки детской инициативы» Целевая аудитория: педагоги дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей дошкольного возраста. Цель: Повышение.

Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие.

Методическая разработка. Проектная деятельность как средство нравственно-трудового воспитания детей Проектная деятельность, как средство нравственно – трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста Содержание Введение 1. Взаимосвязь.

Методическая разработка «Театрализованная деятельность как средство воспитания творческой личности» АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «АЛЫЕ ПАРУСА» Методическая разработка «Театрализованная деятельность.

Мнемотехника как средство для развития речи, памяти и мышления. Методическая разработка (для детей 3–7 лет) Мнемотехника как средство для развития речи, памяти и мышления. Методическая разработка по речевому развитию с использованием мнемотехники.

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников Большой вклад в теорию игры внесли Е. А. Покровский, П. В. Иванова, В. Ф. Кудрявцева, В. Н. Харузина, А. Н. Соболева, О. И. Капица, Г. С. Виноградова.

Статья «Игры с элементами спорта как эффективное средство развития физических качеств дошкольников» Игры с элементами спорта как эффективное средство развития физических качеств дошкольников. Актуальность:• Дети отдают предпочтение малоподвижным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Игры и эксперименты как средство экологического развития дошкольников»
Опубликовано: 15 апреля 2017 в 15:54
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Игры и эксперименты как средство экологического развития дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Матыко (УИ 1067330) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД