Елена Гаранина
Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка "Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста. "
Автор-составитель:
Гаранина Елена Михайловна
Пояснительная записка
Самые простые и привычные предметы таят в себе массу необычного, нужно лишь уметь это увидеть. Для этого необходимо, прежде всего, научить детей различать объекты, познавать их через признаки и их проявления.
Публикация «Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Авторами теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) разработаны технологии обучения детей познанию мира, его преобразованию и решению возникающих проблем. Одной из методик, способствующих формированию у детей данных качеств, являются игры на основе кругов Луллия и разнообразных картинок.
Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (IV в., Италия) и получила название «Круги Луллия». На стержень нанизывают несколько кругов разного диаметра, разделённых на одинаковое количество секторов. Сверху устанавливают стрелку. В каждом секторе располагают картинки, слова, изречения. Круги и стрелка свободно двигаются. Останавливая их, можно получить любые комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые признаки объектов.
Изобретение Р. Луллия и взято за основу игровых упражнений. Оно позволяет формировать у детей понятие «объект» - «признак» - «проявление признака»; гибкость мышления.
Цель: формировать у ребёнка качества активного созидателя, навыки, позволяющие видеть суть проблемы и самостоятельно решать свои проблемы, развивать воображение, умение думать.
Задачи:
Формировать у детей умение различать признаки и сравнивать предметы;
Выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия;
Обогащать и активизировать словарь детей;
Совершенствовать навыки устной речи;
Развивать логическое мышление, внимание, воображение;
Развивать познавательную активность детей.
Особенности использования с детьми кругов Луллия.
Многообразный мир состоит из объектов. Любой реальный объект имеет признаки: цвет, форму (объёмную или плоскостную, количество, части, изменения во времени, материал, место и др. С помощью кругов Луллия мы формируем у детей понятие «признак», умение находить причинно-следственные связи между объектами.
Авторы методики выделяют четыре типа тренингов.
• 1-й тип: «Найти реальное сочетание». Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.
• 2-й тип: «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия.
• 3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.
• 4-й тип: «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
Рассмотрим данные типы тренингов на конкретном примере.
Тренинг «Всё состоит из частей»
Цель: формировать обобщённое понятие о том, что:
- каждый объект состоит из частей;
- число частей и сами части могут меняться в разных условиях;
- при изменении частей объекта и их числа возникают проблемы, которые необходимо решать.
Оборудование: два круга разного диаметра и стрелка.
1-й круг - объекты (чайник, вертолёт, дерево, река, книга, шуба, телевизор, кошка).
2-й круг – части этих объектов (крышка от чайника, колесо, ветка, рыба, буква, пуговица, антенна, хвост).
1. «Найди реальное сочетание – соедини правильно»
Под стрелкой необходимо соединить объект и его часть, рассказать, какую часть объекта показывает стрелка; предложить ребёнку назвать другие части объекта, не нарисованные на картинке. Например: котёнок – хвост. У котёнка есть хвост, и это его часть. У него есть ещё части: голова, туловище, лапы; телевизор – антенна. Антенна – это часть телевизора. Частями телевизора являются также кнопки, экран, ножки и т. д.
Вывод: у любого объекта есть часть.
2. «Объясни необычное сочетание»
После раскручивания кругов рассматриваем полученное сочетание и предлагаем ребёнку достоверно объяснить это объединение.
(Река – крышка от чайника. Бывает, что люди бросают мусор в реку, вот крышка от чайника и осталась на дне реки. В этом случае крышка от чайника – часть реки).
При получении под стрелкой различных комбинаций предлагаем ребёнку объяснять необычные соединения, которые получаются случайно.
3. «Придумай фантастическую историю или сказку»
После соединения под стрелкой объекта и частей от другого объекта ребёнку предлагается составить фантастический рассказ или сказку. Например:
«Однажды туристы решили поужинать около реки. Один мальчик пошёл к воде и нечаянно уронил крышку от чайника в реку. Лежит крышка на дне реки и «плачет». Рыбки плавают рядом и хотят помочь ей выбраться из воды.»
4. «Реши проблему»
В этом тренинге решаются реальные задачи, например: если крышка от чайника останется в воде, какие проблемы появятся у реки?
- В воду крышка покроется ржавчиной, вода будет от этого портиться и плохо будет всем жителям.
- Как можно достать крышку из воды?
- Всё железное из воды можно доставать магнитом.
Варианты тренингов для детей 3-7 лет.
Круги Луллия представляют детям как чудесные кольца или загадочные круги. С детьми 4-го года жизни целесообразно использовать только 2 круга разных диаметров на одном стержне с четырьмя секторами. На пятом году жизни можно использовать три круга с четырьмя секторами. На шестом и седьмом году жизни используется 3 или 4 круга, разделённых на восемь секторов каждый.
«Мамы и детки»
На 1-м круге – картинки с изображением представителей животного мира (собака, кошка, лиса и т. д.); на 2-м круге – детёныши этих животных.
Ребёнку предлагают найти маму детёнышу.
Реальное сочетание: собака – щенок. Ребёнок должен сопоставить изображения взрослого животного и его детёныша.
Фантастическое сочетание: собака – цыплёнок. Ребёнок рассказывает, каким образом мама-собачка будет ухаживать за одиноким цыплёнком (кормить, согревать, гулять).
Тренинги по признаку «Цвет».
Цель: формировать обобщённое понятие о том, что у каждого объекта есть цвет, он может меняться в результате разных условий; формировать интерес ребёнка к проблемам, связанным с изменением цвета.
1 круг – объекты разного цвета (жёлтый цыплёнок, оранжевый апельсин, чёрная кошка, красное яблоко и т. д.);
2 круг – кляксы разного цвета (оранжевая, жёлтая, чёрная, белая, красная, голубая, зелёная, фиолетовая).
Реальное сочетание: выбери объект и подбери к нему цвет. (Цыпленок – клякса жёлтого цвета, цыплёнок жёлтого цвета).
Фантастическое сочетание: объясни необычность цвета. (Яблоко – чёрный цвет. Яблоко может быть чёрным в темноте или когда испортилось).
Придумай фантастическую историю или сказку. Придумай фантастическую историю про фиолетовые яблоки. (Одна принцесса очень любила фиолетовый цвет и просила вырастить для неё фиолетовые яблоки. Выращивались обычные яблоки и потом красились в фиолетовый цвет, или подавались при определённым освещении).
Реши проблему. Дети отвечают на вопросы: У яблока появился необычный фиолетовый цвет. Что хорошего в том, что яблоки фиолетовые? А что в этом хорошего? Как собрать яблоки в засохшей листве, ведь их плохо видно?
Тренинги по признаку «Количество».
Цель: формировать обобщённое понятие о том, что у каждого объекта есть признак «количество», формировать интерес ребёнка к проблемам, связанным с изменением количества объектов либо с изменением количества их частей.
1 круг – числа, расположенные не по порядку;
2 круг – объекты (одна кукла, восемь карандашей, пять лягушек и т. д.)
Реальное сочетание: подбери число под картинку. (два ведёрка – цифра 2).
Фантастическое сочетание: соедини любые числа и картинки. (цифра 7 и картинка кукла. У куклы 7 частей тела: две ноги, две руки, голова, живот, спина).
Придумай фантастическую историю или сказку: добавляется третий круг – место (болото, пустыня, аквариум, море и др.). Придумай историю. (цифра 7 – пчёлы – море. История о том, как пчелиная семья из семи пчёл построила себе подводный замок).
Реши проблему. Расскажи, как пчёлы решают проблему сбора мёда и питания.
Тренинги по признаку «Части».
Цель: формировать обобщённое понятие о том, что каждый объект состоит из частей, а количество частей и сами части могут меняться в зависимости т разных условий.
1 круг – объекты (настольная лампа, дерево, автомобиль, дом, часы и др.).
2 круг – части этих объектов (абажур, корни, руль, окно и др.).
Реальное сочетание: найди реальную часть объекта (дом – окно. В каждом доме есть окна.)
Фантастическое сочетание: объясни необычное сочетание объектов и частей других объектов. (дерево – кирпич. Вокруг дерева можно выложить «заборчик» из кирпичей).
Придумай фантастическую историю или сказку: (Например, история о том, как волшебник заколдовал будильник, и у него вместо стрелок стали расти ветки).
Реши проблему: какие проблемы появятся у будильника, если у него вместо стрелок появятся ветки? (он должен за ними ухаживать, осенью убирать листья).
Тренинги по признаку «Материал».
На круги накладываются кусочки разных материалов, которые надо дать детям пощупать, ощутить их температуру, твёрдость, рассмотреть структуру. ( например: пластмасса – это материал, который на ощупь гладкий, твёрдый, прохладный; бумага – на ощупь мягкая, шершавая, легко мнётся, не холодная).
Цель: формировать обобщённое понятие о том, что каждый объект создан из какого-либо материала. (Живая природа – это живой материал, который растёт, нуждается в пище, воде, тепле, свете и т. д. Неживая природа – это газ, вода, твёрдое вещество; материалы рукотворных объектов взяты человеком из природного мира и обработаны). Вызвать интерес ребёнка к разным свойствам объектов в зависимости от материала, из которого они состоят.
1 круг – образцы материалов: стекло, пластмасса, дерево, резина, металл, бумага, ткань, кожа.
2 круг – картинки с изображением предметов, сделанных из этих материалов.
Реальное сочетание: Найди материал, из которого сделан объект. (Портфель – кожа. Портфель сделан из кожи).
Может быть усложнение: введение 3-го круга с образцами материалов. Найди материал, из которого сделана часть предмета. (Сам портфель кожаный, а застёжка сделана из металла).
Фантастическое сочетание: Соедини объекты. (Стекло – утка. Утка может быть стеклянной, если это сувенир. Стекло – утка – ткань. Сувенирная утка завёрнута в упаковку из ткани).
Придумай фантастическую историю или сказку о любом из объектов 2-го круга, например, сказку о том, как портфель захотел стать стеклянным, чтобы его хозяин сразу видел все предметы и мог быстро доставать их из портфеля.
Реши проблему: Реши проблемы стеклянного портфеля. Например, как открывать стеклянный портфель? Ведь стекло твёрдое и не гнётся. (Сделать крышку портфеля из более гибкого материала).
Хозяину не всегда хочется, чтобы все видели вещи, хранящиеся в стеклянном портфеле. Как этого избежать? (Стекло должно быть тусклым, матовым. Непрозрачным для всех и прозрачным для хозяина).
Тренинги по признаку «Место».
Цель: формировать обобщённое понятие о том, что каждый объект имеет своё местонахождение и расположен определённым образом по отношению к другим объектам; вызвать интерес ребёнка к изменению объекта по признаку «место» и ориентировке.
1-й круг - картинки с изображением различных мест: болото, пустыня, лес, саванна, море, ледяная пустыня, город, аквариум.
2-й круг – картинки объектов – представителей этих мест: лягушка, пингвин, золотая рыбка, слон и др.
Реальное сочетание: Соедини место и объекты, которые там обитают. (Болото – лягушка. Лягушка живет в болте и прыгает с кочки на кочку. Город – стадион. Стадион находится в городе. Ледяная пустыня – пингвин. Пингвины обитают в ледяной пустыне, ныряют в воду и т. д.)
Фантастическое сочетание: Соедини несовместимое и дай этому объяснение. (Ледяная пустыня – золотая рыбка. Такое место обитания золотой рыбки возможно, если её привезли с собой полярники и она живёт в тёплом доме).
Придумай фантастическую историю или сказку: (Придумай сказку о том, как гриб обиделся на лесных жителей и попросился жить к мальчику, который предложил ему поселиться в аквариуме.)
Реши проблему: Какие проблемы нужно решить мальчику, чтобы гриб смог жить в аквариуме?
Тренинг «Сказочные превращения»
Цель: развивать у детей воображение на примерах изменения места действия в сказке.
1-й круг – место, где происходят сказочные действия: лес, кукольный театр, болото, избушка на курьих ножках, замок людоеда, заколдованный сад, бал.
2-й круг – сказочные герои : Красная Шапочка, Буратино, царевна – лягушка, Баба – яга, кот в сапогах, чудище, Золушка.
3-й круг – сказочные предметы: красная шапочка, золотой ключик, стрела, ступа и метла, сапоги, аленький цветочек, хрустальная туфелька.
Реальное сочетание: Соедини картинки. Угадай сказку, расскажи в каких местах происходит действие и с какими предметами.
Фантастическое сочетание: Соедини картинки и объясни необычное сочетание. (Избушка на курьих ножках – Кот в сапогах – аленький цветочек. Всё это может быть в одном месте, если это сборник мультфильмов или сказок).
Решение сказочных проблем: Придумай историю о том, как Кот в сапогах оказался в избушке на курьих ножках, а аленький цветочек помог ему спастись о Бабы-Яги.
Тренинг «Изменения предметов».
Цель: развивать у детей воображение на примерах изменения предметов во времени.
1-й круг – семя подсолнечника, яйцо, головастик, гусеница, помидор, ягода, кирпич, мясо, молоко, вода, жёлудь, рожь.
2-й круг – подсолнух, цыплёнок, лягушка, бабочка, кетчуп, варенье, дом, сосиски, сыр, лёд, дуб, хлеб.
Реальное сочетание: Соедини картинки. Расскажи во что превращается данный предмет с течением времени и какие условия нужны для этого.
Фантастическое сочетание: Соедини картинки и объясни необычное сочетание.
(Ягода – дом. Сочини сказу о том, как гусеницы построили дом из ягод и лета у них было и жильё и еда).
Решение сказочных проблем: Расскажи о том, какие проблемы пришлось решать гусеницам, когда они жили в таком доме.
Тренинг «Дорожные знаки».
Цель: углублять знания детей о правилах дорожного движения, формировать умение ориентироваться на дорожные знаки.
1-й круг – дорожные знаки : пешеходный переход, остановка автобуса, больница, пункт питания, велосипедная дорожка, заправочная станция, «Осторожно, дети», стоянка.
2-й круг – место, где можно встретить такой знак.
Реальное сочетание: Соедини картинки. Расскажи, как называются знаки, где мы их можем встретить, для чего их там устанавливают.
Фантастическое сочетание: Соедини картинки и объясни необычное сочетание.
Заключение.
При проведении тренингов дети должны быть свободны в своих высказываниях, а взрослые – приветствовать самые неожиданные предложения детей. Тогда результаты тренингов будут заметны сразу. В ответах ребёнка Вы увидите постепенный переход от односложных предложений к развёрнутым текстам, в которых ребёнок сам произносит название признаков, самостоятельно создаёт фантастические тексты, с удовольствием формулирует и решает проблемы. В этом и заключается главный результат использования кругов Луллия.
Великие педагоги прошлого доказали, что обучение и воспитание во сто крат эффективнее, если затрагивает сокровенные уголки сердца ребёнка и тесно связано с игрой и творчеством. Решая свои проблемы, малыш учится жить, а не только получает знания. Когда он творит, то растёт в самом высоком смысле этого слова.