Папки-передвижки

Методическая разработка «Использование пескотерапии в коррекционно-образовательной деятельности» (2 фото)

Елена Прокопьева
Методическая разработка «Использование пескотерапии в коррекционно-образовательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

«Искусство всегда несёт в себе нечто, преодолевающее обыкновенное чувство».

Цель методической разработки, представленной в данной работе,

- показать использование пескотерапии в образовательной деятельности дошкольников на примере своего обобщенного опыта.

Для достижения цели определены задачи:

- проанализировать состояние проблемы в научно-методической литературе;

- систематизировать используемые в работе методические материалы.

- описать опыт использования пескотерапии ;

- сформулировать основные функции, принципы, условия эффективного использования пескотерапии;

Публикация «Методическая разработка „Использование пескотерапии в коррекционно-образовательной деятельности“» размещена в разделах

- раскрыть особенности внедрения и реализации пескотерапии на практике;

- систематизировать методы и приёмы игр с песком в образовании, воспитании и коррекции дошкольников.

Чудеснее песка нет для детей забавы, Его всегда имеется в достатке, Течет он нежно так сквозь руки, Что не сравнить его ни с чем… Иоахим Рингельнац - «Детский песок»

Пескотерапия (sand-play) - игра с песком – важный способ развития ребенка. Играть с песком можно не только на улице, но и в логопедическом кабинете. В своей работе использую пескотерапию с сентября 2017 года. Благодаря играм с песком, развиваю у детей тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимают мышечную напряжённость; развиваю мотивацию речевого общения; формирую первичные произносительные умения и навыки; пополняю словарь; формирую связную речь; обучаю чтению и письму. Как показывает мой личный опыт, использование пескотерапии в работе с детьми развивает у них мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения и мн. др. Дети с искренним удовольствием рисуют, строят, изображают в песочнице следы зверей, предметы на заданные звуки, сюжеты различных рассказов, сопровождая свои действия речью, что, безусловно, способствует развитию и речевой сферы.

Игры с песком я использую:

- в качестве ведущего метода коррекционного воздействия;

- в развивающих и обучающих занятиях;

- в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки;

- в качестве диагностики и психопрофилактики и др.

Использование в ходе логопедических занятий пескотерапии, как показал анализ моего опыта, даёт значительно больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. Опираясь на приёмы работы с песком, мы стараемся разнообразить традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей, сделать ее более интересной, увлекательной и продуктивной.

1. Виды игр с песком:

В своей работе игры с песком я использую их как форму, если провожу отдельное самостоятельное занятие или как метод - этап занятия в индивидуальной и подгрупповой работе. Все игры, с использованием песка, можно разделить на группы:

• Адаптационные игры: игры помогающие адаптироваться к новым условиям пребывания детей в саду, усвоить нормы и правила поведения, и общения в группе. Игры: «Прятки», «Отпечатки», «Тучки», «Угостим друга», «Дом для друга», «Дорожки к домикам друзей», «Найди игрушку»

• Обучающие игры, обеспечивающие процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; такие игры направлены на развитие тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь и словарный запас. Игры: «Угадай, какая цифра, буква», «Найди нужное количество», «Пекарня», «Угадай по описанию», «Ищи по инструкции».

• Познавательные игры, с помощью которых мы помогаем познавать многогранность нашего мира. Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям. Игры: «Путешествие», «Загадки», «Песочная арифметика».

• Логопедические игры, помогающие устранить дефекты и не сформированность речи: -игры на развитие диафрагмального дыхания («Песочный ветер», «Выровняй дрогу», «Что под песком», «Замети следы», «Ямки», «Дорога к другу»); -артикуляционные упражнения с движениями по песку («Лошадки», «Индюки», «Часики»); -автоматизация звуков («Моторчик», «Горочка», «Дорожка») -развитие фонематического слуха и восприятия («Два города», «Кто в городе живёт?»); - совершенствование лексических и грамматических средств языка и навыков связной речи («Чего не стало», «Подбери слово», «Зверюшки на дорожках», «Дорисуй картинку»); -слоговая структура слова («Исправь ошибку», «Засели города», «Цветы на клумбе»).

• Графомоторные игры, направленные на развитие координации движения и графомоторных навыков, восприятие пространства и двуручных движений:

1. Упражнения на развитие мелкой мускулатуры пальцев. Игры: «Необыкновенные следы», щепоть, отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, «Кроты», «По камешкам».

2. Зрительный анализ и синтез:-упражнения на определение правых и левых частей тела - задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам - задания с условиями по выбору нужных направлений Игры: «Песочные строители», «Разложи по местам»

3. Рисование: - занятия по штриховке по контуру, обводка - срисовывание геометрических фигур, букв - задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры - дорисовывание незаконченных рисунков; - дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями); - упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей - задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти Игры: «Напиши на песке», «Дорисуй», «Запомни и повтори», «Укрась», «Узоры», «Потрогай-нарисуй», «Нарисуй по контуру», «Сказочная линия».

4. Графическая символика: - Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов)

Игры: «Секретики», «Нащупай букву», «Веселые превращения», «Автогонки», «Узоры на песке»

5. Упражнения на ознакомления детей с принципами зеркального отражения, позволяет им экспериментально изучить закон симметричности отражения. Игры: «Буквы зазеркалья», «Узоры», «Бабочки».

• Проективные игры, открывающие потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию. С их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка. Игры: «Нарисуй картину», «Песочная аппликация», «Волшебная страна», «Сказка».

•Творческие игры, развивающие воображение, эмоциональную отзывчивость, а также формирование потребности в творчестве и общении с искусством: - конструирование из песка; - песок в бутылке; - рисование песком и на песке; - составление узоров на песке; - создание картин на песке и «песочного мира»; - создание песочных композиций.

• Анимационные игры: игры по созданию анимации на песке. Игры: «Весёлые превращения». Упражнения с песком, используемые мной на логопедических занятиях («Чувствительные ладошки» (по Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевна)

- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.

- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).

- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях. ак быстрый зайчик.

- солнышко, бабочка, буква А или целое слово, высеять дорожку из контрастного по фактуре песка. структуре и размеру камни и природные материалы.

-лабиринтам. узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т. д. клавиатуре компьютера. предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек"). собрать камешки и решить на песке математическую задачку. сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

«Деление слов на слоги» осваивается с помощью игры "Построй ступеньки". На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами – трехсложные.

«Ударение» обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке "Волшебную палочку", он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения. «Мой город» Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

«Археология» Закопать игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это. «Чей это след?» На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни. от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть малыш, попробует отгадать, где чей отпечаток? песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.

«Дорожки из песка» Покажите ребёнку. как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка). откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.

«Назови звук» (Н. В. Дурова) Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т. д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру- ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.

«Песочный дождик» (Н. Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.

«Найди друга» (Н. В. Дурова) Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям. - Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка). - Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к'] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к'] – братцы. Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют 23 первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)

«Кто это был?» (Р. Г. Голубева) Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м- м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.

«Какой звук лишний?» - А сейчас животные поиграют в игру

«Кто лишний?». Давайте вспомним, какие звуки издают животные? (Дети повторяют звуки.) - А теперь я буду называть звуки (смотри игру «Кто это был?», а те животные, звуки которых я не назову, должны будут спрятаться в песок: - р, л, д, ж, с, т, к, м, ш (ф) - д, в, р, с, ш, н, ж, л, х (м) - ч, т, л, д, ш, в, ж, к (р) - з, ш, к, п, л, д, б, с, в (ж).

«Эхо» Педагог произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке. - та-ка-па - па-ка-та - ка-на-па - га-ба-да - па-ба-па 24 - по-бо-по - пу-бу-пу - пы-бы-пы - та-да-та - да-та-да - ла-га-ка - га-ка-га С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.

«Песочный ветер» (дыхательное) Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок; можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля. При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

«Какой отличается?» (Р. Г. Голубева) Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.

«Необыкновенные следы» "Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. "Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). "Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение 25 насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются"). Закончить игры с песком можно тоже стихами:

В ладошки наши посмотри — Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

2. Способы рисования песком

• Первым делом надо предложить детям воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся.

• Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами;

• Руки могут работать и как «бульдозер», разгребая песок вокруг;

• Пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нем;

• Пропускать песок между пальцами;

• Использовать указательный палец, так удобнее и привычнее;

• Для изображений можно использовать кулачок;

• Для изображения волны в рисунке можно использовать кисть руки;

• Осваивать новый способ рисования песком, путём отсечения лишнего.

3. Общие рекомендации по проведению песочных игр

1. Игры в песочнице проводятся с подгруппой или индивидуально.

2. До занятия и после занятия моются руки.

3. Перед занятием в «песочнице» желательно провести пальчиковые игры-разминки.

4. При работе с песком соблюдать определённые правила: - песок не должен высыпаться из песочницы; - нельзя брать песок в рот и кидаться песком; - отряхивать руки и играть можно только над песочницей; - после игры надо убрать за собой рабочее место, убрать все игрушки на свои места.

- Не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно также продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние детей.

- Взрослый должен внимательно следить за реакцией детей при работе с песком. В случае появления у детей негативного отношения или усталости игра-занятие ненавязчиво завершается.

- Педагог вначале показывает способы действия в играх с песком, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.

- Для начала и окончания игр-занятий в песочнице вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и т. д.)

- Детям не показывают сразу весь набор игрушек, они должны освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук и инструментов.

- В играх с песком все правила поведения, запреты, поощрения осуществляются через игрушку-посредника (Песочная Фея, Хозяйка песочницы, Королева песочного мира и т. п.).

-.Педагог (воспитатель, психолог) выполняет роль внимательного зрителя. Позиция педагога - это «активное присутствие, я- рядом». Перед ребёнком ставится проблемная ситуация, с которой ему предлагается справиться самостоятельно. Взрослый направляет рассуждения ребёнка, обращает внимание на наиболее значимые моменты.

Заключение

«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум. К. Г. Юнг»

Использование пескотерапии как вида современной арт-педагогики в образовательной деятельности школьников, как показывает мой опыт, является уникальным средством развития ребёнка. У учащихся быстрее формируется произвольное поведение, активно развивается воображение, инициативность, повышается интерес и любознательность; стабилизируется эмоциональное состояние; наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, школьники учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Наша практика использования пескотерапия показала, что она способствует формированию не только физического, но и умственного (интеллектуального) здоровья детей. Уникальность пескотерапии как вида современной арт-терапии и арт- педагогики состоит в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, поскольку способствует повышению адаптационных способностей ребенка, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе. Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, т. к. песочный мир – это мир под его контролем. Опыт моей работы показал, что использование пескотерапии дает положительные результаты: у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; повышается мотивация речевого общения; обучающиеся чувствуют себя более успешными; пополняется и активизируется словарь; развивается мелкая моторика, зрительное восприятие; формируются навыки чтения и письма; корректируется грамматический строй речи, связная речь; развиваются первичные произносительные умения и навыки. Я убедилась в правоте слов К. Юнга, что «всё, что проходит через руки и ощущения ребнка - помогает познать и узнать этот мир. всё, что можно потрогать - оставляет в голове всю доносимую до него информацию». Поэтому считаю обоснованным освоение и внедрение педагогами образовательных учреждений пескотерапии как эффективной современной арт- педагогической технологии, в т. ч. и в практику работы учителей-логопедов.

Новизна данной разработки, на наш взгляд, определяется показом актуальности проблемы использования пескотерапии как современной арт-педагогической технологий в работе современных учителей-логопедов.

Практическая значимость. Представленный материал будет полезен учителям-логопедам, педагогам, специалистам, работающим в образовательных организациях, при освоении ими и внедрении пескотерапии в коррекционно- образовательном и образовательном процессе, а также родителям, поскольку содержит конкретные методические рекомендации по использованию игр с песком для обучения, воспитания и коррекции школьников.

Глоссарий

Арт-педагогика (искусство + педагогика) – технология обучения и развития детей, формирование основ художественной культуры через искусство и художественно- творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно- речевую, театрализовано-игровую и др.)

Арт-терапия (буквально «терапия искусством» от лат. ars – искусство и греч. therapeia – лечение) – технология (методика) лечения и развития при помощи искусства, творчества.

Дидактика – наука об обучении.

Здоровьесбережение – ключевой элемент нового мышления, требующий пересмотра, переоценки всех компонентов образовательного процесса, поскольку радикально меняет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его здоровье ребенка.

Здоровье – это гармоничное, оптимальное проявление всех функций организма (физических, психических, интеллектуальных и духовных) во взаимодействии с предметной, природной, социальной средой обитания; - это сложное интегрированное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационных возможности его организма, социальную активность, которые в итоге обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

Мотивация - внутреннее состояние, которое побуждает, направляет и сохраняет у педагогов стремление достичь определенной цели; совокупность внутренних и внешних движущихся сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл.

Навык – умение, доведённое до автоматизма.

Новация – новшество, т. е. новые формы, способы, методики, технологии организации и содержания нового.

Оздоровительная деятельность - это интеграция профилактического и организационного направления, педагогического и физически - формирующего воздействия на ребенка специфическими и неспецифическими средствами, целостной организацией педагогического процесса.

Оптимизация (от лат. optimum – наилучшее) — процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных.

Педагогическое общение – это система взаимодействия педагога с детьми и родителями с целью познания их, оказания воспитательного воздействия, формирования благоприятного микроклимата.

Пескотерапия, или песоочная терапия – лечение песком.

Умственное (интеллектуальное) здоровье – это состояние готовности человека к обучению и самоообразованию, умственному развитию и саморазвитию, открытости ума новым идеям и опыту (И. В. Никишина).

Физическое здоровье – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды; совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение).

Эффективность – рациональное достижение целей.

Методическая разработка «Использование пескотерапии в коррекционно-образовательной деятельности»
Фото «Использование пескотерапии в коррекционно-образовательной деятельности»
Публикации по теме:

Методическая разработка образовательной деятельности с воспитанниками среднего дошкольного возраста «Ямал—мой край» Конкурсное задание «Педагогическая находка» Методическая разработка образовательной деятельности с воспитанниками среднего дошкольного.

Методическая разработка образовательной деятельности «Корзинка грибов для Белочки» Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Корзинка грибов для Белочки» Возраст воспитанников: средний дошкольный возраст.

Методическая разработка образовательной деятельности по теме «Мои любимые игрушки» Мелешкина Татьяна Сергеевна Возраст воспитанников: Младший дошкольный возраст (третий год жизни) Образовательные области: социальное-комуникативное.

Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности «Морские глубины» Цель: систематизировать знания детей о морях, реках и их обитателях. Задачи: Обучающие: - расширить знания детей об обитателях морей и.

Методическая разработка «Использование метода релаксации в работе воспитателя» Мастер - класс для педагогов ДОУ «Использование метода релаксации в работе воспитателя» Цель: научить педагогов навыкам психологической.

Методическая разработка Непосредственно образовательной деятельности (познавательно — исследовательская деятельность) Тема недели: «Международный день театра» Тема деятельности: «Домик для Лунтика» Задачи для педагога: Обучающие Закрепить.

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Бусы» Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Бусы» Возраст воспитанников: младший (третий год жизни) Виды деятельности:.

Методическая разработка по образовательной деятельности в ДОУ. Дидактические игры по речевому развитию в средней группе Методическая разработка по образовательной деятельности с детьми в ДОУ. Дидактические игры по речевому развитию в средней группе. Шаповалова.

Методическая разработка образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Приключение котенка Кузи» Методическая разработка образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию на тему «Приключение котенка Кузи» (для детей.

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности «Путешествие на планету Математику. Счёт в пределах 10» Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по теме: «Путешествие на планету Математика» Возраст воспитанников:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методическая разработка «Использование пескотерапии в коррекционно-образовательной деятельности»
Опубликовано: 2 марта 2018 в 11:19
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Использование пескотерапии в коррекционно-образовательной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Прокопьева (УИ 1493119) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД