МААМ-картинки

Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников в технике песочной терапии (2 фото)

Юлия Николаевна Старожук
Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников в технике песочной терапии
▼ Скачать + Заказать документы

1. Введение

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Публикация «Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников в технике песочной терапии» размещена в разделах

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника сегодня весьма актуально, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят процесс развития.

Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.

Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных проблем психологии и педагогики.

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

• Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

• Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, ваши нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу.

• В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.

• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

• В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Новизна техники состоит в использовании метода песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста с целью коррекции и развития эмоционально – волевой сферы.

Ведущей психолого-педагогической идеей деятельности является создание условий для развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста через использование метода песочной терапии.

2. Основная часть. Сценарий образовательной деятельности «Ладошки на песке»

Противопоказания для песочной терапии :

-уровень тревожности очень высок;

- аллергия и астма на мелкие частицы и пыль;

- кожные заболевания и порезы на руках.

Целью деятельности является коррекция эмоционально-волевой сферы воспитанников старшего дошкольного возраста через использование песочной терапии.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- создать максимально спокойную и доброжелательную атмосферу для свободного общения, игры и воображения, открытого выражения своих чувств, богатого эмоционального мира;

- учить различать основные эмоции и состояния;

- актуализировать желание умения регулировать настроение, улучшать настрой себе и другим;

-содействовать снятию эмоционального и мышечного напряжения, гармонизации внутреннего состояния и получению позитивного эффекта деятельности воспитанников.

Форма занятий:

Групповая (микрогруппы, индивидуальная.

Методы проведения занятий:

Игры, упражнения, музыкотерапия, сказкотерапия.

Структура коррекционно-развивающего занятия с использованием песочной терапии :

Этап Назначение

1 Ритуал «входа» в песочную страну Создать настрой на совместную работу

2 Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились

3 Расширение Психолог задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз

4 Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью

5 Рефлексия занятия Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся

6 Ритуал «выхода» из песочной страны Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде

Все дети с удовольствием посещают занятия, с нетерпением ожидают продолжения, с восторгом делятся впечатлениями с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения, что свидетельствует о заинтересованности и мотивации к изменениям.

Чтобы вместе с детьми отправиться в увлекательное путешествие в волшебную Песочную страну, необходима песочница.

Оборудование:

Песочница с сухим песком (перед использованием песок должен быть просеян, обеззаражен,бессейн с кинетическим песком, также цветной песок, коллекция миниатюрных фигурок, наборы диких, домашних животных, морских обитателей

Ход занятия

1. Приветствие 1 мин

Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. Для начала давайте поприветствуем наших гостей улыбкой и поздороваемся, а теперь поприветствуем друг друга.

Молодцы.

Предлагаю теперь присесть на стулья

Ребята. А теперь давайте познакомимся с миром эмоций. Как вы думаете, что это за эмоции?

На одной стороне доски уже приклеены грустные эмоции.

Как вы думаете что обозначает первая эмоция?

Давайте попробуем ее изобразить?

А как вы думаете, а какие эмоции можно назвать хорошими?

А какие вы считаете, можно все эмоции сделать положительными? Как сделать?

Какие вы молодцы, все эмоции стали положительными!

2. Упражнение «Знакомство с песочницей»или (Приветствие)

Психолог:

Ребята, вы любите путешествовать? Я тоже люблю! Давайте совершим волшебное путешествие. В этой стране все из песка. Наше пребывание в этой стране ограничено временем, за которым следят волшебные песочные часы.

Но для того чтобы оказаться в песочной стране, нужно выполнить определенный ритуал.

Раз, два три, вокруг себя обернись и в песочной стране окажись!

Песочная страна находится здесь - в этой песочнице.

Психолог указывает рукой на стоящую на столе песочницу, снимает покрывало.

Психолог: А для того, чтобы познакомиться с этой удивительной страной Песка, давайте встанем вокруг неё. Опускаем ладони глубоко-глубоко в песок, закрываем глаза, и, прислушайтесь к своим ощущениям /5-10 сек. Можно помолчать/.

Психолог: Теперь, ребята можно открыть глаза. Как вы думаете, ощутил ли песок теплоту ваших рук? A какие эмоции вы испытали?

Дети: ответы детей.

Психолог: Давайте перемешаем его. Перетирайте его между ладошками, пересыпьте из руки в руку, потрогайте его пещинки. Какой он на ощупь?

Дети: мягкий, холодный и т. д.

Психолог: вам нравится, то что вы ощущаете?

Дети: Да!

Психолог: Тогда теперь давайте с ним поиграем.

3. Игровой комплекс из пальчиковых игр

«Грабельки» (Положили «грабельки на песок»)

Листья падают в саду,

Я их граблями гребу.

(Дети растопырив пальцы и слегка согнув, гребут по песку поочередно обеими руками)

«Пароход» (подняли трубу)

Пароход плывет по речке

И пыхтит он словно печка: «Пых, пых, пых»,

(Дети выполняют имитационные движения)

«Осьминожки» /Теперь наши руки - осьминожки. /

Мы морские осьминожки.

Разминаем дружно ножки.

Психолог: Закончили.

А сейчас мы с вами будем рисовать.

4. Упражнение «Рисование на песке». (На протяжении всего упражнения звучит медитативная музыка)

Психолог: Для этого необходимо разровнять песок руками, чтобы он был гладким и ровным. Возьмите палочку в руку и обведите свою ладонь. Чтобы было удобнее рисовать, пальцы расставьте шире и обведите их. Ребята, для того, чтобы никакая песчаная буря не смогла разрушить наш рисунок, давайте выложим его контур фасолью.

/Психолог предлагает детям взять фасоль с подноса/

Психолог: Посмотрите, какие у вас получились портреты ваших ладошек! А теперь, давайте оживим наши ладошки : (Как…сделаем глаза, нос, рот.

/Дети украшают из разнообразного бросового материала (пуговицы, бусинки, камушки, ракушки и т. п.) свои рисунки на песке/

Психолог: Какие замечательные, веселые, симпатичные у вас получились ладошки!

Психолог: Ребята, скажите, пожалуйста, какие эмоции испытывают ваши ладошки?

/ Ответы детей: веселое, радостное и т. п. /

/После завершения работы с песком психолог предлагает детям вытереть руки влажными салфетками/

Ну а теперь нам нужно выйти из волшебной страны песка. Раз, два, три вокруг себя обернись и в детский сад вернись.

Психолог: какие помощники нам помогают узнавать наши эмоции?

Ответы детей: нос, рот, брови, глаза

5. Рефлексия.

Психолог: Ребята, скажите, вам понравилось играть с песком?

Дети: Да!

Психолог: какие эмоции вы испытывали? Вам было приятно?

Дети: Да!

6. Ритуал прощания.

Психолог: Ребята наше занятие подошло к концу. Давайте ласково улыбнемся друг другу!Молодцы! До свидания!

3. Заключение.

В результате использования техники песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста с целью коррекции и развития эмоционально – волевой сферыя наблюдаю положительные изменения у детей:

- эмоции приобретают значительно большую глубину и устойчивость, преобладают положительные эмоции;

- развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;

- эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации; наблюдается изменение характера детских рисунков (уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок);

- появляется постоянная дружба со сверстниками;

- снизился уровень агрессии.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что результативность опыта доказывает эффективность системного использования метода песочной терапии для эмоционально – волевого развития детей старшего дошкольного возраста.

а, 4. Литература

1. Большебратская Э. Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.

2. Вайнер М. Э. Эмоциональное развитие детей : возрастные особенности, диагностика и критерии оценки / М. Э. Вайнер // Коррекционно-развивающее образование. - 2008. - №4. - С. 64.

3. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб. : «Детство-Пресс», 2011. – 80 с.

4. СоринА. В. Практика использования методов песочной терапии. Справочник педагога – психолога. Детский сад. № 7 2012.

5. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М. : Генезис, 2003. – 176 с.

6. Шубина Т. Б. Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с использованием сказкотерапевтической песочной терапии : Опыт работы, 2011. – 40 с.

Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников в технике песочной терапии
Фото №1 Введение Игра с песком это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности
Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапииКонспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапии Конспект педагога-психолога Левченкова Владимира Владимировича (при использовании данного материала обязательна ссылка на автора, сайт.

Дидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферыДидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферы Развитие эмоционально-волевой в настоящее время приобретает особое значения. Дети плохо дифференцируют эмоции, с трудом рефлексируют собственные.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии «На помощь Песочной Фее» Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии во II младшей группе «На помощь Песочной Фее»Тип занятия: закрепление изученного.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапииРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии Самая актуальная и значимая задача на сегодняшний день для педагогов это научить воспитанников осознавать свои внутренние состояния, уметь.

Тренажёр по песочной терапии «Волшебный песок»Тренажёр по песочной терапии «Волшебный песок» Попова Валентина Тренажёр по песочной терапии "Волшебный песок" Цель: психотерапевтическое воздействие на детей Задачи: развивать мелкую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников в технике песочной терапии
Опубликовано: 3 ноября 2021 в 09:29
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников в технике песочной терапии» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Николаевна Старожук (УИ 412183) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД