Золотухина Людмила
«Масленица широкая». Краткосрочный проект во второй младшей группе
Краткосрочный проект во второй младшей группе
«Масленица»
Актуальность:
Публикация «„Масленица широкая“, Краткосрочный проект во второй младшей группе» размещена в разделах
Масленица – один из древнейших славянских праздников, традиции которого зародились еще в языческой Руси. Считалось, что человек, весело проведший масленичную неделю, будет удачлив в течение всего года!
Подготовка к празднику развивает память и внимание, расширяет кругозор,
пробуждает фантазию, совершенствует речь и пластику движений.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для
творческого развития каждого ребенка.
Актуальность проекта по теме «Масленица» связана с несколькими факторами:
• Сохранение интереса к народным традициям. В современном мире, где преобладают прогресс и технологии, важно поддерживать интерес к обычаям, связанным с народными праздниками.
• Приобщение к культуре русского народа. Изучение традиций, в том числе Масленицы, помогает воспитать настоящего гражданина своей страны и патриота, привить любовь к родному краю.
• Изучение устного народного творчества. В праздновании Масленицы большое значение имеет устное народное творчество: обрядовые песни, пословицы, поговорки.
• Формирование патриотического сознания. Изучение народных обычаев, в том числе масленицы, способствует развитию любви к Родине.
Кроме того, актуальность проекта связана с тем, что традиции празднования масленицы пока не стали главными в современных семьях, и многие люди мало знакомы с масленичными гуляниями.
Праздник оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка.
А. П. Усова; К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт отмечали, что в народных праздниках ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями народа. Они считали народные праздники ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Ключевая роль дошкольного воспитания заключается в создании условий для формирования развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы- масленица. Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица -один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника.
Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья масленица силами педагогов, родителей и ребят.
Целевая группа : дети 2-й младшей группы «Теремок», воспитатель, музыкальный работник и родители.
Вид проекта : краткосрочный.
Тип проекта :
По числу детей – групповой (коллективный).
По доминирующему методу - игровой, позновательно-творческий.
По предметным областям - познание, социализация, художественное творчество, физическое развитие, безопасность, музыкальное развитие, коммуникация
Сроки реализации : одна неделя.
Цель проекта :
• Расширить знания детей о традициях русского народа;
• Сформировать у детей чувства патриотизма;
• Формировать представление о народных русских обрядовых праздниках;
• Воспитывать эстетическое и духовно - нравственное отношение к традициям своего народа.
Задачи проекта :
• Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
• Обогащать духовный мир детей.
• Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
• Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника масленицы.
• Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
План работы для воспитателя:
1. Сбор информации об истории праздника;
2. Подбор картинок с изображением «Масленичных забав», «Масленичных гуляний»;
3. Подготовить папку – передвижку «Как на масленой недели».
4. Организовать для родителей выставку детских работ;
5. Организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя»;
Формы организации:
1. Беседа, общение.
2. Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
3. Слушание и разучивание фольклорных произведений.
4. Рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства.
5. Совместные мероприятия педагогов, детей и родителей.
Формы реализации проекта :
• Беседы по теме;
• Совместная творческая деятельность;
• Создание творческих работ детей и родителей;
• Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр;
• Чтение стихотворений, художественных произведений;
• Тематическое занятие.
Продукты реализации проекта :
1. Выставка детских работ.
2. Развлечение «Масленица идет, блин да мед несет» с родителями;
3. Тематическое занятие «Масленица широкая».
Предполагаемый результат:
—расширение представлений детей о русских народных традициях;
—повышение уровня практических умений детей в художественном творчестве;
—установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами;
—пополнение методической «копилки» тематическими конспектами ОД с детьми младшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.
Форма презентации
Досуг «Широкая Масленица» с участием детей, родителей и педагогов.
Этапы реализации проекта «Масленица»
Подготовительный (организационный) этап: разработка содержания проекта, составление плана работы; подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (развивающие игры, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями и плясками); изготовление атрибутов для проведения подвижных игр; подбор материалов для продуктивной деятельности.
Основной этап:
Формы работы с детьми (схема реализации образовательных областей)
Познание: ОД с использованием ИКТ «Откуда к нам пришла Масленица?»; просмотр иллюстраций, фотографий в познавательных энциклопедиях о праздновании Масленицы; обследование материалов, применяемых в русских народных промыслах (разные виды посуды, игрушек-самоделок, деталей праздничной одежды и головных уборов, рассматривание репродукций картин русских художников: Б. М. Кустодиев. «Масленица», В. И. Суриков. «Взятие снежной крепости». знакомство с происхождением звука из разных народных музыкальных инструментов: дудочка, гусли, гармошка.
Речевое развитие
Чтение художественной литературы:К. Д. Ушинский. «Проказы старухи-Зимы», русские народные песенки, потешки, заклички, пословицы и поговорки, загадки о Масленице, блинах; рус. нар. сказка «Снегурочка».
Социализация: сюжетно-ролевые игры «Семья» (сюжет «готовим угощение», «Ждём гостей», «Мы идём в гости».
Художественное творчество:аппликация с элементами рисования «Рисуем блины»; оформление книжки-малышки со стихами, потешками, пословицами, поговорками, закличками, небылицами и иллюстрациями детей.
Труд: изготовление атрибутов для проведения подвижных игр и развлечений;
Безопасность: беседы — «Нам огонь не друг», «Правила обращения с острыми инструментами».
Здоровье: беседа о пользе для здоровья прогулок в любое время года.
Физическая культура: комплекс общеразвивающих упражнений «Хоть зима и хороша, в дверь стучит уже весна», хороводные игры: «Карусель с лентами», «Веснянка», «Ручеек«, «Масленица»; подвижные игры: «Петушки», «Ручеек», «Коленки», «Золотые ворота», эстафета с блинами.
Музыка: слушание аудиозаписей и разучивание русских народных песен: «Ой, блины, блины, блины», «Едет Масленица», «А мы масленицу дожидали», частушек и закличек.
Формы взаимодействия с родителями
— устный журнал «Здравствуй, Масленица»
— памятка «Масленичная неделя»
— папка- передвижка «Старинные обычаи и традиции»
— мастер- класс «Печь блины я мастерица», оформление и выпуск сборника рецептов «Блинный пир на весь мир»
— участие в совместном досуге детей, родителей и педагогов «Масленичные посиделки».
Физическое развитие:
- стимулирование двигательной активности детей совместными спортивными занятиями, подвижными играми.
- познакомить с правилами и научить играть в русские народные игры.
- формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Речевое развитие:
- воспитание любви к народным праздникам через произведения художественной литературы.
- чтение и заучивание произведений фольклора народного праздника
- учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.
- поощрение речевой активности, развитие свободного общения со взрослыми и детской аудиторией.
использование педагогами и родителями каждой возможности для общения с ребенком.
- обращение внимания родителей на возможность развития интереса ребенка к народным праздникам в ходе ознакомления с художественной литературой.
Художественно-эстетическое развитие:
- вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ народного праздника в произведениях великих художников.
- развивать эмоциональную отзывчивость при слушании классических произведений.
- стимулировать эмоционально-нравственную сферу, посредством различных видов музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально - ритмические движения.
- познакомить с русскими народными музыкальными инструментами.
- обучать обыгрывать воображаемые образы и предметы, развивать мелкую моторику, творческие способности;
Выполнение проекта
Образовательная область Виды детской деятельности
Формы работы
Познавательная, Социально-коммуникативная Познавательно-исследовательская продуктивная, коммуникативная
Приготовление теста для блинов. Помощь в расчистке территории от снега для проведения праздника.
речевая коммуникативная, восприятие худ. литературы, музыкально-игровая
Чтение русского фольклора, стихотворений о масленице. Заучивание приговорок, закличек, поговорок о Масленице, блинах. Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах, о зиме и весне. Разучивание пальчиковых игр.
Художественно-эстетическая
Рассматривание репродукции картины Б. М. Кустодиева «Масленица». Рисование на тему: «Масленица». Рассматривание мини-выставки иллюстраций на тему масленичных гуляний. Чайковского. Разучивание закличек: «Весна-весна красная», «А мы Масленицу дожидались» и др., разучивание русских народных песен: «К нам гости пришли», «Блины», «масленичных» частушек, русских народных заигрышей: «Масленица - кривошейка», «Ой, Масленица», «Веснянка».
Разучивание русских народных игр: «Масленица», «Звонарь», «Веселый бубен»
разучивание пословиц и поговорок со
словами Масленица и блин
Заключительный этап:
— проведение детско-родительского вечера досуга «Масленичные посиделки»;чай с блинами.
— оформление книги рецептов блинов;
— создание итоговой ИКТ-презентации «МАСЛЕНИЦА»
ЭТАПЫ ПРОЕКТА :
1. МОТИВАЦИОННЫЙ.
1.1. Разработка проекта
• Обсуждение вариантов проведения и возможностей участия в празднике родителей и детей
• Подготовка информации о народном празднике «Масленица»
• Планирование занятий совместной и игровой деятельности с детьми, родителями
• Обсуждение оформления группы
• Подбор необходимых атрибутов для игр на празднике
• Оформление уголка для родителей с информацией о народном празднике «Масленица»
• Оформление «блинного» уголка с рецептами блинов от родителей
2. МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ.
2.1. Совместная деятельность взрослых и детей:
• Беседы о празднике, о его праздновании на Руси
• Чтение и разучивание закличек, поговорок, стишков
• Разучивание хороводных и подвижных игр, знакомство со сказками про Масленицу
• Рисование по теме: «Масленица пришла»
• Лепка по теме «Солнышко»
• Ручной труд «Изготовление куклы-масленицы из лыка»
• Театрализованный праздник «Масленица»
• Участие в театрализованном праздничном гулянии во дворе детского сада
• Чаепитие с родителями в группе, проведение викторины
3. РЕФЛЕКСИВНЫЙ
• Оформление выставки рисунков на тему «Масленица пришла»
• Оформление «блинного» уголка с рецептами блинов от родителей
• Фотоотчет по итогам тематической недели
Ожидаемые результаты проекта :
• Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
• Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Ресурсы
Информационные: литературные источники, интернет-источники.
Человеческие: воспитанники 3-4 лет, родители (лица, их заменяющие, педагоги.
Финансовые: затраты на материалы для оформления выставки, для оформления уголка масленицы.
Материально-технические: компьютер, мультимедиа-комплект
Перспективы дальнейшего развития проекта
• Использование проекта как основы для ежегодного проведения Масленичной недели. Также проект может служить образцом для создания подобных проектов, основанных на изучении истории традиций и обрядов страны и родного края.
• Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми в условиях семьи и детского сада. Это поможет повысить компетентность педагогов и родителей по вопросам развития и воспитания детей через русские народные праздники.
• Развитие коммуникативных навыков, формирование умения помогать друг другу, общаться друг с другом.
• Воспитание нравственно-патриотических качеств, основанных на знании русских традиций, гордости за свой народ.
• Формирование интереса к русскому национальному фольклору, эмоционального сопереживания и желания участвовать в игре-действии.
• Формирование дружеских взаимоотношений между детьми, толерантности к особенностям национальной культуры каждого ребёнка.
Список использованной литературы
1. Вакуленко Ю. А. Игры, праздники и забавы в дошкольном образовательном учреждении для детей 4-6 лет: занятия, мероприятия, творческая деятельность. – Волгоград: Учитель, 2009. – 215 с.
2. Интернет ресурсы
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры - СПб, Детство-пресс, 1998
4. Лапшина Г. А. Календарные и народные праздники в детском саду –
Волгоград, 2007 – сценарии праздников.
5. Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и
сказках. Сборник фольклорных материалов. Центрполиграф, 2001
6. Соколова Л. В, Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. -
Москва, Айрис-пресс, 2003
Районный конкурс профессионального мастерства педагогических работников дошкольного образования
«Методическая разработка - 2025»
ПРОЕКТ
Тема__Масленица широкая
Автор : Золотухина Людмила Владимировна
Ф. И. О Воспитатель высшей квалификационной категории
(должность)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 18»
(ДОУ в соответствии с уставом)
2025 год