Ирина Шлык
Методическая разработка НОД по познавательному развитию детей с ТНР с элементами песочной терапии «На помощь весне»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной нами темы, обуславливается тем, что познавательное развитие является одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) говорится о том, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Исходя из выше сказанного, мы стараемся включать в свою работу новые, интересные методы, приемы, средства по познавательному развитию дошкольников.
Публикация «Методическая разработка НОД по познавательному развитию детей с ТНР с элементами песочной терапии „На помощь весне“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
Данная методическая разработка по познавательному развитию разработана для детей с ТНР. Именно поэтому включение в данное занятие элементов песочной терапии, для нас являлось необходимым условием эффективной работы с детьми.
Бесспорным является тот факт, что песочная игротерапия для детей - это прекрасная возможность для самовыражения. Игры с песком замечательно развивают мелкую моторику рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Мы считаем, что работа с песком на данном занятии в качестве вспомогательного средства, помогла стимулировать детей к дальнейшей деятельности, значительно снизило эмоциональное напряжение, а также способствовала развитию сенсомоторных навыков и повышению познавательной активности детей.
НОД «На помощь весне»
Цель: Организовать познавательную деятельность детей, направленную на закрепление умения группировать приметы времен года (лето, осень, зима, весна, и умения подбирать приметы времени года к заданному сезону (весна); создать условия для активизации словаря, совершенствованию словообразования; развития мыслительных операций сравнения и анализа; способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу.
Задачи: Организовать мотивацию детей к группировке примет времен года (лето, осень, зима, весна, и подбору приметы времени года к заданному сезону (весна);
Организовать практическую деятельность детей по группировке примет времен года (лето, осень, зима, весна, и подбору приметы времени года к заданному сезону (весна); создать условия для активизации словаря, совершенствованию словообразования;
Организовать контроль усвоенных знаний детьми и рефлексивную оценку детьми своей деятельности.
Мотивационный.
Воспитатель:
-Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости, пожелаем всем доброго дня.
Дети: - Всем, всем, добрый день!
- Ребята, чтобы у всех сегодня было хорошее настроение, мы поиграем в игру «Комплименты» (проводится игра).
Воспитатель:
- Ребята, я вам хочу рассказать историю, которая приключилась со мной утром, когда я пришла в группу. Послушайте, пожалуйста.
На экране дети смотрят видео под рассказ воспитателя.
(Воспитатель приходит в группу, ничего не подозревает, и слышит стук в окно. Подходит и видит, что в окно стучится сорока с письмом. Воспитатель открывает окно, сорока дает ему письмо и что – то говорит. Воспитатель удивлен).
Воспитатель:
- Ребята, сорока очень просила прочитать вам это письмо. Послушайте:
«Ребята, ребята, поспешите, помогите! У вас в городе уже весна, а у нас в лесу беда! Зима никак не хочет уходить, весне дорогу уступить, и спрятала зима весеннее солнышко, чтобы не было тепла. Помогите, поспешите, весеннее солнышко нам найдите. Зима спрятало солнце далеко, найти его будет нелегко, нужно испытания пройти, быть смелым, сообразительным в пути. Если правильно пойдете, лучик солнышка найдёте, значит, верный путь тогда, вам удачи детвора!»
Воспитатель:
- Ребята, поможем вернуть в лес весеннее солнышко и весну?
Дети:
- Да!
Ориентировочный.
Воспитатель:
-Тогда отправляемся в дорогу, вперед, в лес!
Перед детьми две тропинки
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, перед нами две тропинки. Какая же из них приведет нас в лес? Нам нужно выбрать только одну тропинку, по которой мы начнем путешествие. А поможет нам в этом музыка. Но музыка эта особенная, она связана со временем года.
- Как вы думаете, с каким временем года связана будет музыка?
Дети:
- С весной!
Воспитатель:
- Почему вы так решили?
Дети:
- Потому что время года весна.
Воспитатель:
- Время года весна, значит, музыка должна быть какая?
Дети:
- Весенняя!
Воспитатель:
-Тогда слушаем! Интересно, какая музыка раздается со стороны первой тропинки? (аудиозапись – музыка, неритмичная, грубая)
- Ребята, как вы думаете, это музыка похожа на весну?
Дети:
- Нет.
- Можно ли сказать, что в этой стороне находится весенний лес?
Дети:
- Нет.
Воспитатель:
- Почему?
Дети:
- Потому, что музыка грубая.
Воспитатель:
- Давайте послушаем, какая же музыка слышна у второй тропинки. (аудиозапись – музыка, красивая, легкая, нежная). Как вы думаете, можно ли сравнить эту музыку с весной?
Дети:
- Да.
-Почему?
Дети:
- Потому, что музыка звучит нежно.
Воспитатель:
- По какой тропинке мы пойдем?
Дети:
- По второй.
Воспитатель:
- Вы отлично справились с заданием, смотрите, солнышко оставило вам свой лучик, значит мы на правильном пути.
Идут по дорожке и попадают в лес. На экране картина зимнего леса.
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, в лесу действительно правит зима. Как вы думаете это правильно?
Дети:
- Нет, время года весна.
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, у весны есть свои приметы?
Дети:
-Да.
Воспитатель:
- Тогда нам нужно их найти и рассказать, что должно происходить весной в природе. Посмотрите, на этой полянке приметы зимы, осени, лето и весны перемешались, вам нужно найти только те приметы, которые относятся к весне. Подходите к полянке, будьте внимательны.
(Ребята выбирают из множества примет времен года, приметы весны)
Воспитатель:
-Давайте, посмотрим, что у вас получилось. Саша, расскажи о примете, которую ты нашел.
Ответ ребенка.
Воспитатель:
- Молодец! Все правильно. Милана слушаем, какая у тебя примета.
Ответ ребенка.
Опрос всех детей.
Воспитатель:
- Вы отлично справились с заданием, смотрите, солнышко оставило вам еще один свой лучик, значит мы на правильном пути.
Воспитатель: (у воспитателя в руках картина с изображением проталины)
- Ребята, я хочу вас познакомить еще с одной приметой весны, которую можно увидеть в лесу.
- Скажите, что происходит со снегом весной?
Дети:
- Снег тает.
Воспитатель:
- Ребята, подумайте, снег одинаково тает или нет?
Дети:
- Где – то снег лежит, а где – то уже растаял. Не одинаково.
Слайд на экране. Проталины в лесу.
- Правильно, не одинаково. В одних местах снег еще лежит, а где – то уже растаял и в этом месте появляются маленькие черные островки земли. А называются такие островки – проталинами. Почему так называют? Послушайте - проталины. (Воспитатель медленно произносит слово). Похоже на слово таять, растаять. Посмотрим на проталину. (Дети рассматривают). Снег растаял, появилась проталина.
- Давайте скажем вместе это слово – ПРОТАЛИНА, ПРОТАЛИНА.
(Воспитатель просит произнести слово проталина индивидуально нескольких детей).
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, кто запомнил, что такое проталина?
Воспитатель:
-И это задание мы выполнили, солнышко оставило вам еще один свой лучик.
Воспитатель:
-Ребята, слышите, что это за шум? (звучит запись шума реки весной)
- Это же шум реки, значит от нас недалеко река, давайте посмотрим, что происходит весной с рекой.
(Дети смотрят видео весна на реке, тает лед, начинается ледоход)
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, и река просыпается весной, что происходит?
Дети:
- Весной на реке тает лед, плывут льдины, начинается ледоход.
Воспитатель:
- Правильно, какое интересное слово ЛЕДОХОД. Послушаем как это слово звучит, скажем вместе ЛЕДОХОД, ЛЕДОХОД. Подумайте, какие слова вы в нем слышите: ЛЕДоХОД.
Дети:
-Лед, ход.
Воспитатель:
-Правильно, В слове ЛЕДОХОД живут две маленьких слова – Это лед и ход, т. е. ходит. Это мы с вами и наблюдаем весной, лед ходит по реке. Так и получилось слово ЛЕДОХОД.
-Вы отлично справились с заданием, смотрите, солнышко оставило вам еще один свой лучик, значит мы на правильном пути в поисках солнышка.
Воспитатель:
- Молодцы! Предлагаю вам поиграть, присаживайтесь. Игра называется «Один – много» (с помощью мячика)
Дети становятся в круг. Проводится игра.
Одна проталина – много.? (Проталин)
Одна лужа – много? (Луж)
Одна сосулька – много? (Сосулек)
Одна река – много (Рек).
Воспитатель:
- Вы отлично справились с заданием, смотрите, солнышко оставило вам еще один свой лучик, значит мы на правильном пути в поисках солнышка.
- Ребята, вы выполнили много заданий, предлагаю вам немного отдохнуть, чтобы у вас были силы искать солнышко дальше.
Воспитатель проводит с детьми упражнения. «Солнечный зайчик» Игра – релаксация. Дарит лучик.
После упражнения воспитатель приглашает детей на песочную полянку, обращ ает внимание на то, что снег на полянке уже растаял.
Воспитатель:
- Посмотрите ребята, что это?
Дети:
- Песок.
- Правильно, это настоящий песок. Поиграем с песочком?
Давайте опустим ладошки в песочек, погладим его, переберём пальчиками. Какой он на ощупь?
Дети:
- Тёплый, сыпучий, интересный, мокрый, холодный.
Воспитатель:
- Давайте аккуратно пересыплем песочек из одной ладошки в другую и почувствуем, как приятно стало нашим ладошкам. А теперь давайте представим, что наши пальчики, как ножки, пойдут гулять по тёплому песочку от края стола к центру и затем обратно.
Пошли пальчики гулять,
Долго, долго шли пешком,
А затем бегом, бегом,
Немного поскакали
И в конце пути упали.
Игра «Необыкновенные следы».
«Идёт медведь» : ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
Мишка косолапый
По лесу идёт,
Топ-топ-топ.
«Прыгают зайцы» : кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!
Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.
«Ползёт змея» : ребёнок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
Змея очковая в песке
Очки вдруг потеряла.
Ползёт она в большой тоске,
Ползёт куда попало.
«Бежит сороконожка» : ребёнок двигает всеми пальцами, имитируя движения сороконожки.
У сороконожки заболели ножки.
Видишь на дорожке снятые сапожки?
Воспитатель:
- Вот мы с вами ребята и подружились с песком. Я вижу у вас солнечные лучики, а солнышко нашли?
Дети:
- Нет
Воспитатель:
- Ребята, давайте попробуем сделать из песка солнышки для наших лучиков?
Дети выполняют, делают себе солнышко.
Воспитатель:
- Посмотрите ребята, солнышек у нас много, но лучиков на все не хватит. Как же нам быть? Что мы можем сделать, чтобы лучиков хватило?
(Подводит к мысли о том, что нужно сделать одно общее солнце и лучики подарить ему)
- Правильно, давайте сделаем одно большое солнышко, соединяйте свой песочек.
Все вместе выполняют задание и распределяют лучики по солнышку.
Воспитатель:
- Ребята, да ведь это то самое весеннее солнышко, которое мы искали, и лучики к нему подошли.
На экране появляется солнышко.
- Мы нашли весеннее солнышко, что произойдет в лесу с появлением солнца?
Дети:
- В лес придет весна.
Воспитатель:
- Ребята, чтобы весна пришла быстрее, давайте ее позовё м:
Весна-Красна приходи
В лес тепло принеси
Снег холодный растопи
Деревья зеленью одень
Пусть теплее будет день
Звучит песня. Дети вместе с воспитателем выполняют ритмические движения.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, в лес пришла весна (на экране весенний лес, мы выполнили просьбу сороки, пришло время возвращаться в детский сад. Идем обратно по нашей тропинке.
Опять звучит музыка, дети и воспитатель проходят по тропинке.
Воспитатель:
- Вот мы с вами снова в саду. Саша, какую просьбу мы выполняли?
- Даша, где мы побывали?
- Милана, какие приметы весны ты можешь назвать?
- Полина, с каким новым словом ты познакомилась?
- Кто мне скажет, какое слово состоит из двух слов?
Рефлексивный:
-Что больше всего понравилось? Какое у вас настроение после нашей прогулки?
Перспективный.
(раздается стук в окно)
- Слышите, кто – то стучится.
(Воспитатель подходит к окну за окном сорока, а на подоконнике стоит корзиночка с подарками и запиской).
Воспитатель (читает)
«Спасибо вам, ребята, за то, что вернули в лес весеннее солнышко и весну. А это вам за помощь от всех лесных жителей. Угощайтесь»
Воспитатель:
- Сорока принесла вам угощение, мы отнесем его в группу и там угостимся. Ребята, а кому вы сможете рассказать о нашей прогулке?
Дети:
- Родителям, друзьям
Воспитатель:
- А еще я предлагаю вечером, нарисовать весеннее солнышко и украсить группу, и в нашей группе будет весна. Давайте скажем друг другу спасибо за приятное общение.
Литература :
1.«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. – М. : Мозаика-Синтез, 2014 – 336 с.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб. : Речь, 2005 -340 с.
3. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду:
М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
4. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей. Альбом 3
Из-во: Гном, 2019 г.