Надежда Михайловна Сивергина
Обучение коми языку детей дошкольного возраста через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Сивергина Надежда Михайловна –
воспитатель
Дуркина Нина Николаевна –
воспитатель
МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида» с. Пажга.
Методическая разработка по теме:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ИЗ ФЕТРА В ОБУЧЕНИИ КОМИ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Настольные игры детей 5-6 лет.
Игра: «Чей хвост?»
Цель: Учить детей правильно подбирать хвост, проговаривать чей.
Публикация «Обучение коми языку детей дошкольного возраста через дидактические игры» размещена в разделах
Словарный запас: мос, порсь,кань, руч, коч,ош,ур,пон, вов; корова, свинья, кошка, лиса, заяц,медведь, белка, собака, лошадь.
Материал: конверт с шитый из фетра фигуры животных да зверей, отдельно хвосты.
Ход игры : Воспитатель ставит на стол фигуры животных и их хвосты.
Воспитатель берет одну фигуру: Тайо код1? (Кто это?)
Ребенок отвечает (коч)
Воспитатель спрашивает: Найди хвост у зайца? (Корсь бож кочлысь)
Ребенок находит и отвечает: Это хвост у зайца! (Тайо бож кочлон)
Игра продолжается.
Игра «Узнай дерево и где растет?»
Цель: Учить детей говорить на коми языке деревья и определить место где оно растет.
Словарный запас: ыджыд, джуджыд, дженьыд, ичот, пожом, коз, пипу, кыдз. (большой, высокий, маленький, сосна, ель, осина, береза).
Материал: Сделанный макет Республики Коми, фигуры деревьев сшитые из фетра.
Ход игры : Воспитатель расставляет на столе фигуры деревьев. Ребенок берет любое дерево и говорит: «Это высокая береза.» (Тайо джуджыд кыдз)
Воспитатель: Где растет? Покажи? (Кон1 быдмо? Петкодлы)
Ребенок ставит дерево на южную сторону на макет и объясняет, что тут на теплее и дерево растет высоко. (Тан1 шоныдджык, и пу быдмо джуджыда.
Воспитатель: А где растет карликовая береза? (А кон1 быдмо ичот кыдз)
Ребенок: Карликовая береза растет на севере. (Ичот кыдз быдмо войвылын).
Игра продолжается.
Игра «Коми ягоды»
Цель: Учить называть ягоды и определять их цвет.
Словарный запас: Мырпом, пув, оз, чод, чодлач, турипув. (морошка, брусника, земляника, голубика, черника, клюква). Горд, лоз, виж, биагорд, гордовлоз, кельыдлоз (красный, синий, желтый, оранжевый, фиолетовый, голубой)
Материал: Макет Коми Республики сшитый из фетра, ягоды из фетра.
Ход игры : На столе макет рядом лежат ягоды.
Воспитатель: Какие ягоды растут на коми земле?
Ребенок выбирает и показывает: Это брусника, она красная. (Тайо пув, с1йо горд.) (ставит на макет.).
Игра продолжается.
Игра: «Дикие звери».
Цель: Учить называть диких животных.
Словарный запас: Коч, йора, коин, ош, ур, руч, сан, кынь (заяц, лось, волк, медведь, белка, лиса, песец, россомаха, Мудер, скор, полысь, ен, еджыд, тэрыб, ичот. (хитрый, злой, сильный, большой, быстрый, маленький)
Материал: макет коми республики сшитый из фетра, фигурки лесных животных, сшитые из фетра.
Ход игры:
Воспитатель: Наша Республика чем богата?
Дети перечисляют…. много зверей.
Воспитатель: а какие звери живут в наших лесах?
Ребенок выбирает на столе, берет фигуру животного и говорит:
-Это лиса, она хитрая. (Тайо руч, с1йо мудер) и крепит на макет.
И т д. Игра продолжается.
Игра «Кто что ест»
Цель: Учить детей проговаривать на коми языке,
чем питаются животные: дикие, домашние, животные южных стран.
Материал: Круглый макет, животные и чем они питаются все сшитое из фетра.
Ход игры:
На столе лежит макет, рядом фигуры животных и чем они питаются.
Ребенок выбирает любое животное, находит еду и ставит на круглый макет.
Говорит: Тайо пон –с1йо сейо лы, тайо ур –с1йо сейо тшак….
Игра продолжается.
Игра «Найди пару».
Цель: Находить пару для варежек, проговорить какого цвета, найти такой же орнамент.
Материал: Варежки из фетра (красные, розовые, синие, голубые, зеленые, желтые, свело желтые, (горд, кельыдгорд, лоз, кельыдлоз, турунвиж, кольквиж, югыдвиж, силуэты коми орнамента : меж сюр (рога барана, коз (ель, кор видзысь (оленевод, пуысь сьыл1 дом (деревянный ошейник) чери (рыба) чом (чум).
Ход игры:
Воспитатель расставляет варежки с орнаментом на стол, в стороне лежат варежки без узора и силуэты коми орнамента. Ребенку надо взять варежки с орнаментом проговорить какого цвета, подобрать такие же варежки и найти такой же орнамент и проговорить.
Игра продолжается.
Детям 6-7 лет игра «Соберем Коми республику».
Цель: Учить детей собрать Коми республику игрой пазл. Закрепить названия районных центров.
Материал: Макет Коми Республики, пазлы, каждый пазл определенного цвета, и у каждого района свой районный центр.
Ход игры : Перед ребенком макет – образец, и кусочки пазлов. Ребенку надо собрать карту Республики Коми, и назвать районный центр.
Игра продолжается.
Литература:
1. Пемос, быдмог да тшак серпаса комиа-роча экологическ й кывчукор. Иллюстрированный коми-русский словарь животных, растений и грибов. Сыктывкар: ООО «Издательство «Кола», 2010г. -228с.
2. Книжка-раскраска. Серпасалан небог «Золотое лукошко. Коми национальный орнамент. Зарни куд. Коит сер» : ООО «Коми республиканская типография»,-Сыктывкар, 2017г.