Анастасия Ковалёва
Краткосрочный проект в старшей группе «Традиции и обычаи коми народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
педагога дошкольного образовательного учреждения
«Краткосрочный проект
«Традиции и обычаи коми народа»
Составила: Ковалёва А. А. ,
воспитатель ДОУ
Благоево, 2017
Проблема.
Коми культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Коми народные традиции и праздники – это отражение взглядов предков на быт, труд и природу; это нить, связывающая нас с прошлым.
Публикация «Краткосрочный проект в старшей группе „Традиции и обычаи коми народа“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Коми
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Сегодня, рассматривая коми наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл коми праздников, старинных традиций, отражавших важные стороны жизни народа. Конечно, не все традиции дошли до наших дней, многие из них полностью утрачены. Но те, что сохранились, даёт возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали. Только бережное отношение к наследию предков может сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость. Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Меняются времена, но вечным остается стремление человека к добру, свету, любви, красоте.
Актуальность: поверхностные знания у детей о традициях и быте Республики Коми, в которой они проживают.
Цель:
Формирование у детей представлений о традициях и обычаях коми народа.
Задачи:
-Образовательные:знакомить детей с традициями и обычаями коми народа,
- Развивающие:развивать память, воображение, речь.
-Воспитательные:воспитывать уважение к коми культуре.
Методы и формы работы:
-Словесные методы: метод творческой беседы; рассказ;
-Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию);
-Практические методы: создание вместе с детьми сюжетов моделей, ситуаций моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности, интегрированные творческие задания, разрешение проблемных ситуаций;посещение музея с последующим анализом, рисование иллюстраций к художественным произведениям, изображение героев в разных видах изобразительной деятельности, участие в ролевых играх, творческих заданиях и упражнениях;все виды игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, сюжетно-ролевые);
Тип проекта :
- по продолжительности: краткосрочный
-по виду деятельности:творческий, познавательный
-по количеству деятельности: коллективный
-по профилю знаний: межпредметный
Участники проекта : дети старшей группы «Сказка», воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта : одна неделя.
Новизна проекта и практическое значение:
Новизна и инновация выражается в создание в дошкольном образовательном учреждении системы работы по развитию интереса детей дошкольного возраста к истории родного края, которая позволит сделать работу с семьёй более интересной и эффективной. Будет способствовать погружению родителей в процесс воспитания у детей любви к своему народу.
Установление тесного сотрудничества между социальными партнё рами: педагогами, родителями в вопросах воспитания у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории, традициям, быту родного края.
Обеспечение проекта :
Информационные: кабинет старшего воспитателя оснащен методической литературой, разработаны ООП ДО, рабочие учебные программы по реализации ООП ДО, в части, формируемой участниками образовательных отношений, направленной на реализацию этнокультурного компонента,функционирует сайт ДОУ, наработана база образовательных ресурсов.
Материально – технические: в ДОУ кабинете старшего педагога имеются наглядные, дидактические пособия по различным линиям развития детей, имеется мультимедийное оборудование,принтер,компьютер с доступом к сети Интернет.
Этапы проекта деятельности
1 этап – подготовительный.
1. Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала по теме.
2. Составление перспективного плана.
3. Пополнение центра ряженья коми народных костюмов.
4. Пополнение фонотеки коми народными мелодиями и песнями.
5. Пополнение книжного уголка новыми книгами с коми народными сказками, потешками.
6. Подбор предметов коми быта.
7. Выбор формы работы с родителями.
8. Выбор основных мероприятий.
Работа с родителями.
1. Анкетирование родителей.
2. Консультация для родителей «Приобщение детей к коми народным традициям».
3. Выставка детских поделок.
4. Выставка работ родителей.
2 этап – практический.
1-ый день «Коми народные сказки».
1. Дидактическая игра «Ты кто?». Активизировать в речи глаголы и прилагательные. Закрепить знание героев коми народных сказок, их отличительные признаки.
2. Аудиозапись «Пера- Богатырь» (коми сказка).
3. Дидактическая игра «Составь сказку». Учить составлять на фланелеграфе сказку из серии картинок. Развивать детское творчество.
4. Чтение коми сказки «Яг – Морт».
5. Малоподвижная игра «Звериная зарядка». Снятие эмоционального напряжения.
6. Коми народная игра «Невод». Развивать физические качества через народные игры.
2-ой день «Быт коми народа».
1. Презентация «Быт и жизнь коми народа». Обогащать словарный запас новыми словами. Воспитывать интерес к коми народной культуре.
2. Игра «Стой, олень».Прививать любовь к коми культуре, развивать творческие способности детей.
3. Слушание мелодии о родном Коми крае». Продолжать знакомить детей с обычаями итрадициями коми народа.
4. Посещение мини музея «Коми изба».
5. Познавательно – творческий вечер «Об обычаях и традициях коми народа». Формировать представление о самобытных традициях народа коми.
3–й день «Национальный костюм коми народа».
1. Беседа на тему «Что носили наши предки». Познакомить детей с коми народным костюмом. Прививать уважение к коми народной культуре.
2. Дидактическая игра «Разноцветный сарафан» Показать изменение цветов, переход от одного цвета к другому.
3. Рисование на тему: «Роспись кокошника». Познакомить детей с традиционным коми костюмом и украшениями одежды. Воспитывать желание творить самим.
4. Заучивание потешки «Посылали молодицу». Учить запоминать небольшие по объему стихотворения. Развивать память детей.
5. Чтение песенок, потешек, закличек.
4-ый день «Родная природа».
1. Чтение рассказов С. Пылаевой «Шанежка». Воспитывать любовь к родной природе на основе произведений автора.
2. Презентация «Дары Республики Коми».Воспитывать любовь к родному краю, природе.
3. Чтение стихов коми поэтов Е. Габовой, А. Журавлёвой, С. Поповой.
4. Игра «Рыбаки».
5. Продуктивная деятельность «Я рисую солнце…»
6. Вечер загадок про зимний период. Закрепить знания детей о приметах зимы, зимних забавах. Учить понимать смысл загадок.
5-ый день «Коми народные игры».
1. Игра «Ловля оленей». Продолжать знакомить детей с народными играми. Воспитывать интерес к народному творчеству.
2. Хоровод «Ходит Ваня». Обогащать представление о традициях коми народа.
3. Малоподвижная игра «Пышкай» («Воробей»).
3. Спортивное развлечение совместно с детьми и родителями «Коми народные игрища». Развивать двигательную активность. Прививать любовь к коми культуре.
3 этап – заключительный.
1. Анализ проведё нных мероприятий: эффективность реализации проекта, плюсы и минусы организации проекта.
2. Выставка детских работ по проекту.
3. Фото отчёт с участием родителей.
Результаты реализации проекта
1. Расширение представлений о коми культуре, обогащение представлений о традициях коми народа, обогащение жизненного опыта.
2. Знание коми народных подвижных игр.
3. Знание коми ремесел.
4. Знание коми народных сказок, потешек, закличек.
5. Уважение к традициям и культуре коми народа, интерес к культурным традициям.
Результаты деятельности педагога
1. Систематизация работы по разработанной теме.
2. Повышение информационной культуры педагога.
3. Развитие технических умений по использованию информационно-коммуникационных технологий.
Список используемой литературы
1. Вавилова Л. Д. «Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем» Сыктывкар, 1993.
2. Вавилова Л. Д., Рочева О. И. «Дидактические игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к коми культуре»
3. Клейман Т. В. «Детям о культуре народа коми» (часть1, часть2).Сыктывкар,1994.
4. Кудряшова В. М. «Коми народные загадки» Сыктывкар, 2008.
5. Пантелеева Е. И. «Родник» Сыктывкар, 1998.
6. Потолицына Н. Б. «Приобщение дошкольников к коми национальной культуре на основе музейной педагогики» Сыктывкар, 2009.
7. Программа «Парма» под редакцией С. С. Белых