Анна Терво
Методическая разработка «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии.
Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учрежде-ния могут быть:
• Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспи-тания;
• Изучение учебной и научно-методической литературы;
Публикация «Методическая разработка „Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ“» размещена в разделах
• Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, фи-зиологии;
• Изучение новых программ и педагогических технологий;
• Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
• Повышение общекультурного уровня.
Оценить потребность педагогов в развитии возможно с помощью опроса (ссылка на анкетирование
https://detsad2-kalevala.ru/4368744153/2908544413/).
Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами, решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Темы подбираются так же с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства воспитателя.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
• осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
• формирование основ педагогического мастерства;
• развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет :
• овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
• формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей :
• проявление творческого потенциала педагога;
• трансляция своего педагогического опыта;
• развитие исследовательской деятельности.
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи методиста :
-в определении темы, целей и задач;
-в планировании работы по самообразованию;
-в ходе реализации плана;
-в изучении и анализе результативности своей работы.
Структура определения темы по самообразованию педагога :
После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы. В нем указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом из них,предполагаемый результат и формы его представления.
Длительность этапов можно варьировать в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практики дошкольного воспитания, опыта самого педагога. Сроки реализации плана, педагог определяет сам, но, как правило, они рассчитываются от одного года до трех лет.
Этапы работы по самообразованию :
• 1 этап – организационно-ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала. Формы представления результатов работы : консультации, доклады, наглядно-иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы.
• 2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результатов работы : проведение мероприятий по теме самообразования.
• 3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.
По окончании каждого этапа проводится рефлексия (самоанализ).
Памятка для осуществления самоанализа
1. Оправдал ли себя план самообразования? Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования? Как сформированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования? Планировалась ли исследовательская работа?
2. Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования? Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и др.
3. Практические выводы после проработки каждой темы.
4. Творческое сотрудничество (с методистом, узкими специалистами, другими педагогами).
5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.
Информация для отслеживания результативности работы педагога :
• Сведения о самообразовании – индивидуальные планы педагогов с указанием темы, проблемы самообразования, конкретных форм отчетности.
• Информация об участии педагога в методической работе.
• Сведения о награждениях, поощрениях, материальном стимулировании с указанием причин поощрения.
• Сведения о повышении квалификации сотрудников.
• Сведения об аттестации сотрудников.
• Результаты оценки потребности педагогов в саморазвитии.