Папки-передвижки

Методическая разработка «Педагогика безопасности» по номинации «Педагогические технологии образовательного процесса»

Саглар Чимидова
Методическая разработка «Педагогика безопасности» по номинации «Педагогические технологии образовательного процесса»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

Методическая разработка «Педагогика безопасности» по номинации «Педагогические технологии образовательного процесса»

выполнила воспитатель МКДОУ детский сад «Солнышко» п. Яшкуль,2018г

Чимидова Саглар Викторовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная методическая работа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах.

Публикация «Методическая разработка „Педагогика безопасности“ по номинации „Педагогические технологии образовательного процесса“» размещена в разделах

Но, как правильно, родители не всегда знают правила дорожного движения или не всегда выполняют их, имеют смутное представление о проблеме детского дорожного-транспортного травматизма. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей - доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Предложенная методическая разработка – попытка показать на практике систему деятельности воспитателя по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

Основные направления разработки :

Профилактическое:

— Обеспечение знаний о транспортной среде поселка;

— Предупреждение попаданий детей в различные «дорожные ловушки»;

— Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий

Организационное:

— Организация предметно-развивающей среды в ДОУ (по ПДД);

— Определение уровней сформированности умений и навыков по ПДД методами диагностики;

— Пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов.

Актуальность:

Особенно актуальна данная проблема в области, где всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна давать ощутимые результаты. Поэтому необходим поиск новых форм, приемов работы, способствующих организации взаимодействия педагогов с родителями в практическом обучении своих детей.

Педагогическая целесообразность :

Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «Чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте.

Цель методической разработки :

Создание в группе условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах поселка.

Задачи:

1. Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.

2. Организация предметно-развивающей среды ДОУ по проблеме.

3. Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения.

5. Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.

6. Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

Принципы организации образовательного процесса :

— Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

— Наглядности — дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

— Деятельности — включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

— Интеграции — интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

— Дифференцированного подхода — решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

— Возрастной адресности — одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

— Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи — ничто не убеждает лучше примера родителей.

Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:

— Интерактивный метод обучения.

— Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.

— Личностно-ориентированная технология.

Технология игрового обучения.

Метод наблюдения и беседы.

Ожидаемые результаты:

Образовательный :

— Овладение базовыми правилами поведения по дороге в детский сад;

— Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;

— Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;

— Развитие творческих способностей;

— Формирование устойчивого познавательного интереса.

Воспитательный:

— Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;

— Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Социальный:

— Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;

— Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :

— Диагностика знаний, умений и навыков детей по ПДД в конце учебного года

— Выставки рисунков, поделок, творческих работ, атрибутов

— Участие в соревнование.

Описание педагогических методов и приемов в работе педагога.

Предлагаю рассмотреть те инновационные педагогические технологии, которые использую в детском саду с целью более успешного ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения.

Технология «ТРИЗ»

"ТРИЗ - это теория, основанная на объективных закономерностях развития техники и описывающая процесс создания человеком ее новых образцов".

(теория решения изобретательских задач, создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером.)

Тризовские методы и приемы мною используются в своей работе по обучению детей правил дорожного движения. Например, давая детям задание о работе светофора, начинают с вопроса: «Что было бы, если б в городах не было светофоров?». Дети предлагают свои варианты суждений. Затем спрашиваем: «Чем же полезен светофор? Если светофор так полезен, зачем регулировщик на перекрестке или пешеходный переход? Чем светофор неудобен? Может ли он быть деревянным? Почему светофор трехглазый? И др. Далее проводим экспериментирование или игровой тренинг, во время которых выясняем функции светофора, как средства регулирования движения пешеходов и транспорта на перекрестках. Следующий этап – это выявление противоречий в объекте, явлении. Выясняем с детьми, что в предмете (объекте) хорошо, что плохо, что вредно, что мешает, а что нужно. Проводим этот этап в виде игры «Хорошо – плохо». Например: автомобиль – это хорошо, потому что перевозит людей и грузы; удобное средство передвижения, красивый, скоростной. Но автомобиль – это плохо, потому что он ломается, на нем опасно ездить, если не соблюдать правила дорожного движения, можно попасть в автомобильную катастрофу; он заправляется бензином, может взорваться; он загрязняет воздух и т. д. Побуждаем ребенка находить противоречия в том или ином объекте, явлении, учит их разрешать.

Игровые технологии

Игровые технологии - это современные образовательные технологии, основанные на активизации деятельности воспитанников.

Они являются основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. При обучении детей правилам дорожной безопасности я широко используют самые разнообразные игры :

- с элементами физических упражнений и спорта;

- ролевые игры;

- театрализованные и игры-драматизации;

- дидактические;

- с использованием макетов;

- компьютерные;

- интеллектуально-познавательные

Ценность многих игр заключается в том, что их можно изготовить своими руками вместе с детьми из разного материала, а также придумать разные варианты игр.

Сюжетно - ролевая игра – форма моделирования ребенком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям. В ситуативных и ролевых играх дети разыгрывают самые разнообразные проблемные ситуации. («Пешеходы и водители», «Мы - пассажиры», «Регулируемый перекресток» и др., в которых могут показать практические навыки и умения. Дети придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, ГАИ, интервью журналиста опрос инспектором).

Например, сюжетно-ролевая игра «Пассажиры».

Между детьми распределяются роли. Одни дети выступают в роли пассажиров, другие - взрослых, которые держат их за руку. В определенном порядке отрабатываются следующие действия:

1) нахождение на посадочной площадке; 2) вход в автобус; 3) нахождение в салоне автобуса; 4) высадка из автобуса; 5) переход на противоположную сторону дороги при высадке из автобуса.

В игре отрабатываются следующие правила поведения:

1. На остановке маршрутного транспорта стоять надо на тротуаре, не близко к проезжей части. Ногами не наступать и не заходить за бордюр. Объясняю, почему именно так надо стоять. Потому что, если близко стоять к проезжей части, переступить бордюр или стоять на нем, может задеть проезжающий транспорт.

2. Во время посадки входить в автобус следует со стороны тротуара. Входить надо первым, потом идет взрослый. Чтобы не остаться на улице одному, если взрослый уедет, а водитель закроет дверь, не заметив ребенка.

3. Войдя в салон нельзя толкаться, громко разговаривать, стоять в проходе. Потому что это мешает другим пассажирам. При наличии мест следует сесть. Стоять нужно, держась за поручни.

4. В процессе поездки нельзя отвлекать водителя разговорами, нельзя высовывать руки и голову из окон. Может произойти авария. Руки может оторвать встречный транспорт.

5. При высадке первым должен выходить взрослый и держать ребенка за руку. До полной остановки выходить нельзя. Чтобы ребенок не остался один в салоне, если водитель закроет дверь, не заметив ребенка, и чтобы не упал под колеса автобуса. Все эти действия в сюжетно-ролевой игре отрабатываются до автоматизма - приобретения навыка.

Дети с удовольствием играют в пальчиковый театр «Давайте познакомимся», рассказывают о дорожных знаках в определенной последовательности: как называется дорожный знак, как узнать (геометрическая форма, цвет, символ, его назначение. Такие игры способствуют развитию речи, моторики, эмоциональному восприятию.

Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место отводиться играм: «Подбери символ к дорожному знаку», «Собери дорожный знак», такие игры, где из мелких частей нужно собрать одно целое (транспорт, светофор, дорожный знак); на классификацию: «Распредели знаки по группам», «Дорожный узелок» (пособие из картона с прорезями, в него дети собирают дорожные знаки, это могут быть определенные группы знаков, знаки для пешехода, знакомство с новым знаком и другие. Компьютерные игры развивают быстроту мысли, способствуют закреплению пройденного материала: «Раскраска дорожных знаков», «Викторина» и т. д.

Игры преподношу детям в интересной, игровой форме, с участием героев мультфильмов. Дети получают не только удовольствие, но и обучаются.

Проявить себя, показать чему научились, дети могут в интеллектуально-познавательных играх, игровых программах. Подбор игр объединяем одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, занимательные викторины др.) : «Безопасная прогулка», «Самый умный на дороге»

Огромной популярностью у воспитанников нашего детского сада пользуются такие мероприятия, различные викторины, «минутки», путешествия, в процессе которых происходит закрепление полученных знаний по воспитанию культуры поведения на дорогах.

К игровым технологиям относим также моделирование дорожных ситуаций. В каждой группе имеются макеты улиц села. Используя фигурки пешеходов и транспорта, педагоги наглядно показывают, что может произойти, если нарушать ПДД. Объясняют, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показывают опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д. В дальнейшем дети самостоятельно моделируют разнообразные дорожные ситуации.

Информационно – коммуникативные технологии

ИКТ - позволяет организовать детскую деятельность более интересной и динамичной, помогает «погрузить» ребенка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений. Занятия с использованием презентаций являются одним из важных и интересных результатов работы. В программе Рower Рoint созданы различные презентации, которые в дальнейшем используем с целью ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения. Когда даем новые знания детям, их восприятие происходит быстрее, т. к. весь материал сопровождается сказочными героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Для большей эффективности презентации построены с учетом возрастных особенностей дошкольников, в них включены занимательные вопросы, анимационные картинки, игры. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленных целей. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД:

- виды транспортных средств, их классификация

- группы дорожных знаков

- участники дорожного движения

- сведения о дороге и ее главных составных частях

- светофор, история его развития

- назначение дорожных знаков и указателей, их группы

- виды транспорта

- дидактические игры, ребусы.

Мультипликация

Мультипликация – это вид современного искусства, который обладает высоким потенциалом нравственно – эмоционального воздействия на дошкольников. Восприятие мультипликационного фильма оказывает развивающее воздействие на разные стороны развития ребенка, среди которых выделяются этический, познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты. Воспринимая художественный текст, ребенок не только подражает герою, но и сопереживает ему, проходит вместе с ним через разные опасности и испытания. Через сравнения себя с героями мультфильма ребенок имеет возможность позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами, уважительно относиться к другим. Дошкольник воспринимает мультипликационный фильм как своеобразную действительность. Чем сильнее выражена эта установка, тем ярче эмоциональная отзывчивость, тем активнее его сопереживания и соучастие в том, что показал автор, тем очевиднее его «перенесение» в мир, изображенный в мультфильме. Мультфильм к тому же сочетает в себе слово и картинку, т. е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.

Мнемотехника

Мнемотехника — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания.

В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников становится все более актуальным, так как она помогает развивать

мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь. Такая инновационная технология увеличивает объем памяти детей путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информации).

Данную технологию начинаем вводить с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас. Дети составляют сказки и рассказы на темы по правилам дорожного движения, используя лексику и соблюдая общие принципы построения сюжета, разучивают стихотворения. В результате использования технологии дети преодолевают робость и застенчивость, у них увеличивается круг знаний и дорожных знаках, о светофоре, о правилах поведения на улице и в транспорте, словарный запас выходит на более высокий уровень.

7. Разноуровневое обучение

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала.

В своей работе по ПДД огромное внимание уделяем технологии разноуровневого обучения. Организовываю работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала. Это дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника. Основу технологии разноуровневого обучения в детском саду составляют: психолого-педагогическая диагностика воспитанников знаний правил дорожного движения; планирование ; разноуровневый дидактический материал по обучению детей правил дорожного движения.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.

При обучении детей с правилами дорожного движения в своей работе используем здоровьесберегающие технологии, а именно физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств. Хочу рассмотреть использование двигательных игр на занятиях физической культуры. Одни игры развивают моторику рук, другие - координацию движений и т. д. Например, можно отрабатывать путем многократных упражнений действия с поворотами головы при переходе проезжей части. Воспитатель определяет с детьми, где левая и где правая сторона (обычно по руке). Затем рисуется мелом на полу пешеходный переход «зебра» или изображается с помощью нарезанных детьми белых полос из бумаги. Дети воображают, что они стоят на тротуаре и собираются перейти на противоположную сторону дороги по пешеходному переходу «зебра». Делают повороты налево, направо, опять налево, идут, доходят до середины, делают поворот направо, осматривают дорогу со всех сторон и продолжают движение до конца. Двигательная игра может быть использована и при объяснении детям, почему автомобиль не может сразу остановиться, если на его пути появился пешеход или какое-либо препятствие. Сначала воспитатель объясняет название (виды) транспорта, используя игрушки, и показывает разницу при движении: игрушка-автомобиль останавливается мгновенно. Настоящий автомобиль мгновенно остановить нельзя, и в этом главная опасность транспорта при его движении. С детьми организуется игра, когда один ребенок бежит, а другой встает на его пути. В результате первый ребенок не ожидает появления другого и по инерции продолжает движение. Дети видят, что движущиеся предметы не могут сразу остановиться. Автомобиль - это техническое средство. При торможении водитель пытается его остановить, но какое-то время продолжает движение по закону инерции.

Для закрепления пройденного материала, например, «Дорожные знаки», команды детей участвуют в эстафетах с преодолением препятствий (бег, прыжки в обруч, перепрыгивание, перешагивание предметов, метание мячей, выполняют различные задания: кто быстрее соберет дорожный знак и больше их назовет и другие.

Выводы.

Безопасность жизни наших детей – главная и первостепенная задача окружающих взрослых. В современной ситуации становится особо опасно маленькому пешеходу находиться на дороге, количество транспортных средств увеличивается изо дня в день, и их владельцы не осознают всей ответственности за то, что происходит на дороге. Пешеходу в этом случае остаётся рассчитывать только на свои силы и быть особо внимательным, выходя на дорогу. Мы – пешеходы должны быть подготовлены к ситуациям различного рода. Поэтому вырабатывать навыки безопасного поведения на дороге необходимо с детства!

Обучая ребенка правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях. То, чему и, главное, как хорошо мы научим ребенка, какие навыки безопасного поведения на улице привьем ему, и будет оберегать его всю жизнь.

Только наша культура поведения, строгое выполнение правил движения, терпение и ответственность за жизнь и здоровье ребенка поможет нам вместе воспитать у него навыки и привычку безопасного поведения на улице!

Предложенная методическая разработка – попытка показать на практике систему деятельности МКДОУ по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Надеюсь, что данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов МКДОУ района, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям правила дорожного движения.

Публикации по теме:

Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения «Азбука безопасности» для учащихся 11–13 лет «Азбука безопасности» Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения. Воспитанники 11-13 лет. Воспитатель: Пасько О. Ю..

Модель образовательного процесса в средней группе «Дорога безопасности» в условиях введения ФГОС  Тема: «Модель образовательного процесса образовательного процесса в средней группе по теме «Дорога безопасности» в условиях введения ФГОС.

Методическая разработка «Игровые технологии» (Шмаков С. А., Никитина Б. П., Эльконин Д. Б., Выготский Л. С.) Игровая деятельность. Игра наряду с трудом и учением — один из основных.

Мастер-класс «Использование лего-технологии в совместной проектной деятельности с участниками образовательного процесса» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» ул. Калинина,.

Методическая разработка «Игровые технологии и их использование в ДОУ» Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного.

Методическая разработка «Игры с элементами технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возраста» «Игры с элементами технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возраста» Паровозик (с 3-х летнего возраста). Цель: учить выстраивать.

Методическая разработка квест-игры «Азбука безопасности» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Иркутска Дом детского творчества №2 Методическая разработка квест-игры.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного.

Методическая разработка образовательного проекта по социально-коммуникативномуразвитию дошкольников «Одногруппники»Методическая разработка образовательного проекта по социально-коммуникативному развитию дошкольников «Одногруппники» Сегодня современные дети действительно значительно отличаются от предыдущего поколения — и это не просто слова. Инновационные технологии.

Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии» № п/п МЕРОПРИЯТИЕ Сроки реализации Ответственный Результаты здоровьесберегающей деятельности 1. Создание современных условий, обеспечивающих.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методическая разработка «Педагогика безопасности» по номинации «Педагогические технологии образовательного процесса»
Опубликовано: 27 марта 2019 в 20:22
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Педагогика безопасности» по номинации «Педагогические технологии образовательного процесса»» (включая файлы) размещена пользователем Саглар Чимидова (УИ 250017) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД