МААМ-картинки

Формирование представлений о русском народном узоре у детей средней группы посредством декоративного рисования

Ирина Тузова
Формирование представлений о русском народном узоре у детей средней группы посредством декоративного рисования

Методическая разработка «Формирование представлений о русском народном узоре у детей средней группы посредством декоративного рисован ия».

Актуальность проблемы сохранения национальной культуры и декоративного рисования.

На рубеже XX — XXI веков российское общество пережило глобальные изменения, а именно кризис национального самосознания. Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания национального самосознания. Проблема национального самосознания стала особенно актуальной сейчас, когда усилилась тенденция культурных особенностей регионов, вплоть до уничтожения культурных отличий наций, народов и народностей, живущих в этих регионах. А поскольку национальная специфика, прежде всего, есть категория духовной культуры, то разрушению подвергнутся глубинные основы культуры и, в первую очередь, национальное самосознание.

Публикация «Формирование представлений о русском народном узоре у детей средней группы посредством декоративного рисования» размещена в разделах

Народная культура – это опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания является использование народного декоративно-прикладного искусства в педагогической работе с детьми. Народное декоративно-прикладное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Воспитать любовь к прекрасному — это значит, ознакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества.

Актуальность данной темы побудила меня провести работу по выявлению уровня развития детей в данном направлении. Я провела обследование детей своей группы (средний возраст). Из полученных результатов я сделала вывод, что дети не проявляют интерес к предметам декоративно-прикладного искусства, у детей низкий уровень представлений о характерных особенностях видов декоративного искусства; у детей отмечаются слабые навыки в создании выразительных узоров, отсутствует чувства формы, ритма. Анализируя причины и изучив подходы, столкнулась с тем, что задача по приобщению детей к русскому народному узору и орнаменту, через ознакомление с декоративно-прикладным искусством ставится уже на ступени дошкольного возраста.

Перед собой я поставила цель: формировать представления о русском народном узоре у детей посредствами декоративно рисования.

В соответствии с целью своей работы я поставила следующие задачи:

Формировать у детей представления об основных элементах и характерных особенностях русского геометрического узора, в том числе в дымковской росписи; умение создавать элементарные узоры и орнаменты.

• Развивать восприятие формы, цвета, композиции русского декоративного узора.

• Развивать умения в ритмичном, симметричном, повторяющемся расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге.

• Воспитывать интерес и бережное отношение к творческому наследию народных умельцев.

Я изучила психолого – педагогическую литературу по данной теме, которая легла в основу методического обеспечения моей системы работы.

А именно исследователи народного искусства Комарова Т. С., В. Н. Василенко, Грибовская А. А., Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина,Т. Н. Доронова и др. отмечали значение искусства в развитии человека. Источниками народного творчества являются родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни и повседневного быта.

При изучении психолого- педагогической литературы сделала теоретические выводы по ознакомлению воспитанников с элементами русской народной культуры.

Народный узор бывает разный : растительный, животный, для детей более доступным будет геометрический узор. Геометрический узор всегда состоит из отдельных мелких частей такие части узора, которые с изменением или без них повторяются в многих узорах называются основными элементами узора. В русском народном узоре, самым распространенном основным элементом является: елочка, крыша, крестик, солнышко и т. п.

Узор – это рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней и т. п.

Орнамент — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов, архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства. Орнамент считается одним из средств оформления произведений декоративно-прикладного искусства. Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, и именно это производит эстетическое впечатление

Мною был составлен план, в котором были отражены задачи и совместная деятельность во всех формах образовательного процесса. Так, например дети учились рисовать элементы мазков и точек. В начале дети заполняли пространство листа этими элементами, а потом мазки и точки переходили в узор на полосе украшая орнамент «Узор на сарафане Машеньки»

Из плана видно, что ознакомление детей с русским геометрическим узором проходило поэтапную технологию.

На первом этапе я знакомила детей с элементами узора (точки, мазки, полоски, круги колечки) такими элементами заполняли все пространство листа, пред упражнениями я проводила дидактическую игру «Самые красивые коврики» т. е. выкладывали разные узоры из геометрических фигур на коврографе.

Так же использовала игровой персонаж «Королева кисточка». Я показывала, как нужно держать кисть руки по отношению к бумаге, и объясняла, что при рисовании широких линий и мазков оно может быть наклонное, а при рисовании тонких линий и точек вертикальное.

мазок - самым легким для исполнения декоративным элементом, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Для закрепления элементов узора упражнялись на мокром песке,на земле,выкладывали из бросового материала, из шишек, пуговиц которые заменяли элементы узора.

На втором этапе я предлагала детям выполнять узор на полосках бумаги.

Моей задачей было показать ритмичность и чередование узора на полосе.

При этом я указывала на то, что полосы бывают разные в одном случае

полосы узкие, в другом широкие. Вначале я детям напомнила, как выполняется прием мазка: путем прикладывания ворса кисти к бумаге и отрывания ее (прием «примакивания»). Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки, круги, колечки, полоски. Так же такие элементы использовали в «дымковской росписи». Так же я предлагала дидактические игры и упражнения из разных образовательных областей

Упражнения на чередование («Прохлопай, как нарисовано», «Шагай, как я», «Куда спряталась фигура?», «Сыграй рисунок на музыкальном инструменте», «Дорисуй элемент», «Выложи орнамент по образцу», «Выбери юбку для барыни»);

моделирование узора из природного (листочки, ягодки, арбузные семечки, и из бросового материала (пуговки, бусинки, кусочки ткани) сначала выкладывали, а потом рисовали.

Упражнения на цвет:

показ одежды с русским орнаментом;

упражнения типа «Какого цвета потерялась фигурка?», «Подбери по цвету», «Нарисуй одним цветом».

После того как дети научились наносить узор на полосу я предложила составлять узор на более сложных формах.

Узор на квадрате : Сначала я дала представление о свойствах данной формы что у нее четыре угла и все стороны равны,потом я показала последовательность построения узора, и объяснила, что его нужно наносить по углам, и повторение одного рисунка должно быть во всех углах, Постепенно при освоении композиции на квадрате я стала усложнять и последовательность его выполнения.

В целях акцентирования внимания на красоте симметричных узоров я показала им разные образцы для выкладывания узора, например, в одном узор выполнен по сторонам и углам квадрата, в другом- в середине крупный узор,а по углам мелкий, при этом середину я отмечала заранее.

Узор на круге : прежде чем рисовать на круге я сделала схемы расположение узоров, так как узоры могут располагаться по-разному:

1) узор может расположен по краю с ритмичным повторением или чередованием элементов (точка, мазок);

2) узор может располагаться в центре (симметричное расположение элементов во все стороны);

3) по всему кругу: узор строится по краю и в центре.

Так же использовали моделирование из готовых моделей (из сухих листьев, ягод) так же делали оформление на квадрате и полосе из кубиков Никитиных.

Элементы узоров очень просты, я предложила рассмотреть, как насыщается узор цветом.

Такой прием я использовала на упражнениях «Салфеточка», сначала рисовали используя один цвет, потом использовали сочетании двух цветов.

На квадрате удобно было использовать 3цвета (элементы середины закрашивали 3 –им цветом, только потом я предлагала использовать всю палитру.

Работа велась не только так я уже сказала в организованной образовательной деятельности образовательной и режимных моментах, но и в самостоятельной деятельности.

Для того чтобы у детей повышался интерес к декоративному рисованию, закреплялись умения, полученные на занятиях в свободной изобразительной деятельности, были созданы условия для самостоятельного экспериментирования с новыми изоматериалами. Для этого в центр ИЗО добавила разнообразный нетрадиционный материал (трафареты из геометрических форм, печатки из пробки, ластика, поролона, пенопласта, ватными палочками, тычками, штемпельными подушечками, свечами, штампиками из овощей, альбомы по декоративному рисованию, задания типа «Продолжи узор», «Составь узор».

Дети могут самостоятельно придумывать, составлять и выкладывать геометрический орнамент узоры из разных геометрических форм.

Большую роль в творческом развитии играет опыт, полученный ребенком в семье. Поэтому, одной из задач образовательной работы по приобщению детей к народной культуре является повышение педагогической просвещенности родителей о роли декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии детей. Очень эффективным воздействием на родителей считаю проведение совместных занятий по декоративному рисованию детей и родителей, в результате которых родители не только знакомятся с теорией того или иного вопроса, но и имеют возможность совместно со своими детьми попробовать все возможные техники декоративного рисования, поиграть в игры и т. д. А так же мастер класс где я рассказывала об элементах русского народного узора,и учила изображать на разных формах. Родители, стали активнее участвовать в групповых мероприятиях, принимают участие выставках, поделку и. Также рекомендую родителям совместно с детьми посещать мини- выставки, приобретать народные игрушки, читать сказки, рассматривать книги и иллюстрации о русском народном узоре. Рассказывать об игрушках – кто их делал и как.

В конце учебного года я провела мониторинг по тем же показателям и критериям. Результаты показали положительную динамику.

По результатам своей работе я сделал выводы что:

Дети 4-5 лет овладели представлениями о русском геометрическом узоре, некоторых его элементах-символах на высоком и среднем уровнях.

Проявляют интерес к предметам декоративно-прикладного творчества, рассматривают, задают вопросы, так, например, когда посещали мини-выставку «Человек и время» дети уже показывали на знакомые им игрушки и называли их (барыня, водоноска).

Применяют цвет как средство художественной выразительности, понимают, красиво получилось или нет.

Умеют чередовать узор по форме и цвету.

Умеют создавать простую геометрическую композицию по образцу или схеме.

Публикации по теме:

Формирование представлений здорового образа жизни у детей средней группы посредством внедрения дидактических игр Проблема становления ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования»,.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 156» Тема проекта: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы РАЗ, ДВА, ТРИ ИЩИ Цель: научить детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях. Материал. Одноцветные.

Формирование естественно — научных представлений у детей дошкольного возраста посредством технологии моделирования В наших современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания приобретает.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений, которая включает в себя несколько элементов:.

Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Опыт работы по теме: «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами дидактических игр.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре. Автор статьи: Романова Елена Викторовна,.

Куклы в русском народном костюмеКуклы в русском народном костюме Как то обдумывая, как мне лучше познакомить деток с русским народным костюмом, захотелось мне создать, что нибудь своими руками. Просмотрев.

Презентация на тему «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Презентация на тему: «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений» Слайд 1.

Занятие по аппликации в младшей группе «Лошадка в русском народном стиле»Занятие по аппликации в младшей группе «Лошадка в русском народном стиле» ЗАНЯТИЕ ПО АППЛИКАЦИИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ "ЛОШАДКА В РУССКОМ НАРОДНОМ СТИЛЕ"Цели и задачи:- Учить детей последовательно наклеивать готовые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о русском народном узоре у детей средней группы посредством декоративного рисования
Опубликовано: 3 октября 2018 в 21:38
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД