Наталья Корчагина
Методическая разработка по организации сюжетно-ролевых игр в старшей и подготовительной группе в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - от 3 -7 лет - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении с взрослыми и сверстниками.
Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах с взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре. Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению, готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь. Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит ее освоение в период раннего возраста.
Публикация «Методическая разработка по организации сюжетно-ролевых игр в старшей и подготовительной группе в детском саду» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
Цель: Обогащение игрового опыта детей, расширение сюжета игры, подведение детей к созданию собственных игровых замыслов.
Задачи:
• Способствовать обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.
• Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. (врач - пациент).
• Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли.
• Воспитывать интерес к игре.
Структура работы
1. Подготовка к игре : изготовить атрибуты игры- градусники,горчичники,рецепты, мед. карты,таблички и т. д; познакомить с деятельностью медицинских работников, спецификой работы медсестры; обучить игровым приемам и соответствующим речевым оборотам, обозначить схему игрового пространства.
1. Ход игры.
а) Приемы создания интереса к игре: Для создания интереса к игре используется сюрпризный момент. На данном этапе воспитатель сначала берет роль врача на себя, после чего предлагает эту роль сыграть детям.
б) Сговор на игру: определение плана сюжета, планирование игры, распределение ролей, создание воображаемой ситуации (место игры, атрибуты, костюмы)
3. Приемы обучения игровым действиям
Воспитатель предлагает игровые ситуации, инсценировать которые помогают дети. На этапе обучения игре, воспитатель, при инсценировке, берет на себя ведущие роли (врач, медсестра, регистратор).
1. Приемы поддержания и развития игры.
2. Приемы формирования взаимоотношений в игре.
3. Окончание игры.
4. Оценка игры: воспитатель подводит итог игры, выслушивает высказывания детей
1. Задачи:
1)-расширить представления о работе врача, медсестры, фармацевта, регистратора в больнице, о действиях пациента;
-расширять представление об оборудовании кабинета врача;
-расширять словарный запас: ввести понятие пациент, фармацевт, процедурный кабинет, больной, лечение, лекарства.
1. -учить проектировать сюжет игры;
-обучать игровым действиям, взаимодействовать в игре, распределять роли, подбирать необходимое оборудование для игры.
1. -развивать навыки взаимовыручки;
-развивать культуру общения в общественных местах (больнице);
-учить детей уступать в ходе игры, уметь договариваться, находить выход из конфликтной ситуации
2. Подготовка к игре
1)
Дата Изготовление атрибутов Обогащение впечатлениями Обучение игровым приемам
Сентябрь Изготовление градусников из картона Просмотр мультфильма «Айболит»;
Познакомить с деятельностью медицинской сестры:
• обмакивать вату в спирт;
• протирать место для укола;
• научить пользоваться фанендос-
копом;
• измерять температуру;
• накладывать повязку;
• набирать шприцом лекарство из флакона.
Изготовление горчичников из цветной бумаги Экскурсия в медицинский кабинет;
Изготовление медицинских карт Наблюдение за работой медицинской сестры в ДОУ;
Изготовление рецептов Беседа с медицинским работником ДОУ о профессии «Врач», «Педиатр», об организации работы больницы;
Изготовление табличек:
-больница;
-регистратура;
-педиатр;
-аптека. Беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах: в больнице, регистратуре, очереди, в кабинете врача;
Изготовление палеток «Таблетки» Рассматривание сюжетных картинок и составление рассказов «На приеме у врача»;
Чтение произведения М. Познанской «Если внезапно случится беда, врач медсестра вам помогут всегда.»
Д/и «Ежели вы вежливы» (правила поведения в больнице)
2)
Сюжеты Роли Атрибуты Игровые действия Речевые обороты
Больница Регистратор Табличка «Регистратура», бейджик «Регистратор» Выдает медицинские карты для приема к врачу; Здравствуйте. Пожалуйста. Спасибо.
Педиатр, медсестра, пациент Халат, медицинский инвентарь (градусник, шприц, вата, флаконы, бинт, фанендоскоп, рецепты, медицинские карты Педиатр осматривает больного, выслушивает жалобы, прослушивает фанендоскопом, мерит температуру. Медсестра выписывает рецепты, которые подписывает педиатр, отправляет в аптеку. Что вас беспокоит?
Давайте измерим температуру.
Дыхание жесткое.
Нужно посидеть дома и подлечиться.
Сопутствующие сюжеты
Аптека Фармацевт, клиент Лекарственные препараты, витамины, касса, халат По рецепту выдает лекарства, дает советы по пременению препаратов, берет деньги, сдает сдачу. Здравствуйте. Пожалуйста. Спасибо.
Не болейте.
Процедурный кабинет Медсестра Шприц, вата, флаконы, халат Смотрит решение педиатра, делает прививку. Здравствуйте. Не бойся, как комарик укусит!
Не болей!
1. Cхема игрового пространства
1. Вход в больницу
2. Регистратура
3. Кабинет врача
4. Процедурный кабинет
1. Аптека
3. Ход игры.
1. Приемы создания интереса к игре.
Стук в дверь. Воспитатель открывает дверь и вносит чемодан с изображением красного креста и надписью «Доктор Айболит».
• Ой, что это? Давайте откроем чемодан и посмотрим, что там!
Воспитатель достает содержимое чемодана, среди которого находит письмо.
• Ребята, в письме Доктор Айболит пишет, что передает мне необычный халат, в котором я смогу творить чудеса! Давайте же скорее я его одену! Посмотрите- видели ли вы когда нибудь людей в таких халатах? Правильно, в больнице врачи ходят именно в таких белых халатах. Так почему же в этом халате можно творить чудеса? (дети отвечают, что врач может вылечить разные болезни, тем самым сделав чудо). Давайте же теперь посмотрим, что нам положил Доктор Айболит в чемоданчик и для чего это может пригодиться.
Дети называют предметы, демонстрируемые воспитателем: бинт, таблетки, шприц, вата, витамины, пипетка, градусник, пинцет, фанендоскоп, мази. Воспитатель спрашивает, для чего нужны эти предметы, а также дает дополнительную информацию.
• Ребята, каким одним словом можно назвать все эти предметы? Этот чемодан мне прислал Доктор Айболит, он заботится о нашем здоровье, и прислал нам эти медикаменты, что бы мы не болели.
• Когда мы болеем, куда мы идем? Когда мы попадаем в больницу, куда мы попадаем в первую очередь? Для начала нужно обратиться в регистратуру к регистратору, и назвав свою фамилию, имя и адрес, взять карточку.
• Скажите, а кто-то хотел бы примерить этот халат на себя? Кто хотел бы побыть доктором?
(Для создания интереса к игре используется сюрпризный момент. На данном этапе воспитатель сначала берет роль врача на себя, после чего предлагает эту роль сыграть детям.)
1. Сговор на игру.
а) определение плана сюжета :
Воспитатель беседует с ребятами о том, что они знают об устройстве больницы, рассказывает об устройстве регистратуры, процедурного кабинета, кабинета врача, аптеки, тем самым подводит детей к возможным сюжетам игры, в данном случае это больница, и сопутствующие сюжеты аптека и процедурный кабинет.
б) планирование игры:
Воспитатель беседует с детьми, каким образом можно организовать игру, совместно с ребятами обсуждается вопрос о возможных ролях и атрибутах, необходимых при игре. Дети готовят необходимы для игры предметы (халаты, игрушки и т. д)
в) распределение ролей:
Воспитатель предлагает при помощи считалки распределить роли врача, медсестры, регистратора, фармацевта:
Шел мужик мимо больницы,
Нашел новы рукавицы.
Думал, думал, куда деть,
Решил на ногу надеть.
г) создание воображаемой ситуации (место игры, атрибуты, костюмы) :
Воспитатель показывает детям где будет находиться вход в больницу, регистратуру, где располагается кабинет врача, аптека и процедурный кабинет. В ходе беседы с детьми определяет необходимые атрибуты для каждой роли, модель поведения героев, указывает на культуру общения и вежливый тон во время игры.
1. Приемы обучения игровым действиям
Воспитатель предлагает игровые ситуации, инсценировать которые помогают дети. На этапе обучения игре, воспитатель, при инсценировке, берет на себя ведущие роли (врач, медсестра, регистратор).
Игровые ситуации:
Дети с игрушками подходят в регистратуру, здороваются, называют имя, фамилию, адрес. Регистратор выдает карточку, затем пациенты идут к кабинету врача и занимают очередь.
Медсестра приглашает пациентов на прием:
-Здравствуйте, проходите пожалуйста!
Пациент проходит в кабинет, где его встречает доктор:
• здравствуйте! Что случилось с малышом? Когда заболели? Давайте померим температуру, поставьте градусник. Открой ротик — ААА. Подними маечку, я тебя послушаю. Дыхание жсткое, горло красное, придется вам посидеть дома и подлечиться. Прописываю вам постельный режим, витамины, таблетки от кашля, и пить больше житкости. Сейчас медсестра выпишет рецепт в аптеку, и вы купите лекарства у фармацевта. Пациент благодарит доктора и выходит из кабинета.
Медсестра зовет следующего пациента.
• Здравствуйте, у нас направление на прививку от гриппа.
Доктор осматривает ребенка, мерит температуру, смотрит горло и анализы. Говорит, что ребенок здоров и отправляет в процедурный кабиет на прививку от гриппа.
В процедурном кабинете пациента встречает медсестра:
-Здравствуйте! Проходите. Давайте вашу карточку. Хорошо, поднимай рукав. Не бойся, это как комарик укусит- совсем не больно! До свидания! Не болейте!
Медсестра зовет следующего пациента:
• Здравствуйте, проходите пожалуйста!
• Здравствуйте! У моего малыша часто болит животик, и он плачет от боли.
Врач осматривает побольше овощей и фруктов, и принимать витамины. Медсестра выписывает рецепт на витамины.
1. Приемы поддержания и развития игры.
а)при необходимости воспитатель вводит такие дополнительные инструменты, как шпатель, очки, бумажные платочки, маску.
б) воспитатель смотрит на ход игры, периодически берет на себя роль родителя, который привел ребенка на прием.
в (д) при необходимости воспитатель показывает новые игровые действия и ситуации, например, вводит нового героя- санитарку, которая протирает пыль в кабинете во время перерыва.
г) воспитатель использует прием напоминание. Указывает, что сначала надо обратиться в регистратуру, взять карточку. У кабинета врача нужно спросить, кто последний в очереди. Заходя в кабинет, необходимо сразу поздороваться.
е) воспитатель наблюдает за действиями детей во время игры, в случае неправильного поведения корректирует действия детей, активно использует похвалу.
1. Приемы формирования взаимоотношений в игре:
а)воспитатель указывает на то, что ребенок, исполняющий роль родителя, должен сыграть чувства переживания и заботы о своем ребенке, также чувства уважения и благодарности врачу.
б)воспитатель предлагает ребятам, играющим роли родителей, которые находятся в очереди в кабинет врача, побеседовать о недугах своих «детей», посопереживать друг-другу.
в) воспитатель напоминает правила поведения в общественных местах и приемы вежливого общения, поощряет вежливость.
1. Окончание игры.
Медсестра оглашает что прием на сегодня закончен.
1. Оценка игры.
а)Воспитатель оглашает, что на этом игра закончена, беседует с детьми об отношении к игре, к ребятам, спрашивает, с кем было играть интересней и проще, скем было играть сложнее.
б) воспитатель уточняет у детей, кто был доволен и недоволен своей ролью, кто считает, что справился со своей ролью, что было тяжело при игре, какую роль хотели бы в следующий раз сыграть ребята. Выявляет, что запомнили дети из игры: каких работников больницы запомнили, какие кабинеты встречаются в больнице и для чего они нужны.
в)дети высказывают свои впечатления об игре. Воспитатель подводит итог игры,выслушивает высказывания детей и предлагает нарисовать рисунки, которые отражали бы впечатления от игры.
Выводы
На основе проделанной работы можно сделать вывод, что у детей сформированы основные игровые умения, позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных условных предметных действий, относить их к определенному персонажу (роли). Дети стали чаще использовать сюжетно-ролевую игру «Поликлиника» и с большим интересом и успехом играть в нее, объединять в единый сюжет с разными играми, стали больше проявлять самостоятельность, инициативу, творчество, дети по собственной инициативе активно обмениваются ролевыми высказываниями, беседа стала интересная и длительная, обогатился словарь детей, взаимодействие детей в игре раньше было кратковременное, теперь стало длительнее. Игра стала самостоятельной деятельностью. На основе данных наблюдений,можно сделать вывод, что цель проекта достигнута и задачи решены.
Заключение
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. К трем годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры – умение осуществлять разнообразные условные игровые действия.
Огромное значение игры для развития психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.