Ирина Косачёва
Методическая разработка по организации взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Развитие инклюзивного образования в настоящее время в России - это узел проблем и противоречий, решение которых требует специальных мер комплексного характера. Причины медленного распространения инклюзивного опыта состоит, прежде всего, в том, что отсутствует та структура, которая могла бы решать основные «политические» и организационные вопросы развития в России интегрированного образования как института.
Публикация «Методическая разработка по организации взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного дошкольного образования» размещена в разделах
Отношение общества – это еще одна проблема, которую надо решать. Согласимся, что общество долгое время предпочитало не замечать проблемы инвалидов. Можно было сочувствовать, но большого, так скажем, участия в их жизни не проявлялось. Если мы говорим об обществе, то нужно менять социальную психологию. Так же как ее меняют в любом другом цивилизованном государстве, когда сначала обозначают проблему, а затем эту проблему начинают решать. И решают эту проблему, обращаясь к обществу. Поэтому я провожу беседы («Формирование толерантности у дошкольников», «Культура общения детей»); индивидуальные консультации на тему: «Коррекция речи детей», «Польза артикуляционной гимнастики для малышей» с родителями наших воспитанников. Также организовываю совместные утренники детей и родителей («Если добрый ты - это хорошо!», «От улыбки станет всем теплей»). Данные мероприятия являются первыми шагами на пути к воплощению идеи необходимости уважительного отношения к людям с ограниченными возможностями.
Ведущей проблемой семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, является ее социальная адаптация в обществе, вызванная совершенно новыми условиями жизнедеятельности, в которых оказалась семья после рождения «особого» ребенка. Больной ребенок требует повышенного внимания, особой заботы, иных сил, времени и финансовых расходов по его содержанию, развитию и воспитанию.
Инклюзивные образовательные учреждения создают идеальные условия для того, чтобы члены сообщества не только лучше понимали эти вопросы, но и приобщались к новой системе ценностей и взглядов для лучшего взаимодействия с окружающими, независимо от того, отличаются они или похожи.
Внедрение инклюзивного образования полезно обществу по множеству причин:
- инклюзивное образование помогает бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить;
- инклюзивное образование поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь. Развитие поддержки в обучении показывает, что сложности в воспитании и обучении заключены не в детях, и не дети требуют «исправления», а подходы к обучению;
- инклюзивное образование предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного отношения. Дети и взрослые, получают пользу от доброжелательной и благоприятной обстановки, в которой ценятся межличностные отношения.
- инклюзивное образование расширяет профессиональные знания педагогов. Такое образование требует новых и более гибких способов преподавания, разработки учебных программ, которые бы были максимально эффективны для всех детей.
В настоящее время, чтобы создать и реализовать модель инклюзивного образовательного учреждения, необходимо включить целую систему служб, таких как инклюзивные группы, консультативные пункты, служба ранней помощи, группу развития «Особый ребенок» и многие другие. Необходимо заметить, что инклюзивные группы должны быть небольшими по численности детей (5-6 детей). Особым аспектом при работе с такой группой является индивидуальный подход к каждому ребенку и ежедневные дополнительные занятия. Важным элементом работы должен являться ориентир не только на обучение и воспитание ребенка, но и сопровождение семьи как целостной системы.
Проблемы инклюзивного образования в ДОУ
Сложностей, с которыми сталкиваются учреждения в процессе перехода на такую модель пока много и важно учиться с ними работать:
- нет единой системы действий — всероссийской программы, которая бы позволила чётко и последовательно реализовать план по социальной интеграции;
- недостаточно распространено обучение нужных специалистов, отсюда их нехватка и низкий уровень подготовленности;
- разрыв между предоставляемыми возможностями ДОУ и способностями детей с особенностями, а потому наладить образовательный процесс сложно;
- нет соответствующего медицинского сопровождения в заведениях
- законодательство слабо применимо;
- отсутствуют специальные методики
Введение
Лица с ограниченными возможностями имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Лица с ограниченными возможностями, независимо от причины, природы и серьезности отклонений, имеют те же самые права, что и у других граждан их страны того же возраста. Это, прежде всего, подразумевает право каждого наслаждаться жизнью, и пользоваться ее дарами. Правительства стран мира согласились, что это относится ко всем детям, независимо от их отклонений и окружающей среды.
На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. Общество стало гуманней и детей данной категории стали называть как «дети с особыми образовательными потребностями». С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, и чтобы отвечать запросам общества, необходимо поддерживать культуру инклюзивного образования, реализовывать инклюзивную практи
Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях. Но на сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных закрытому специальному образованию вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. они нуждаются в специальном «лечении» из-за своих отклонений. У детей могут быть разные отклонения, влияющие на процесс мышления. Но у всех детей есть свои основные нужды — это любовь и тепло, безопасность, богатая витаминами пища, здоровое окружение и дом, свой кров. Если какой-либо из этих элементов отсутствует, или представлен в недостаточном количестве, тогда рост и развитие ребенка могут пострадать. .
Цель- способствовать повышению психолого-педагогической грамотности родителей детей с ОВЗ
Задачи:
-научить родителей ребёнка с помощью игр элементарным методическим приёмам работы с ребёнком ОВЗ;
-способствовать развитию у родителей интереса к ребёнку и его возможностей
- формировать у родителей умения поддерживать друг друга.
Условия применения :
-наличие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, родители которых готовы привести их в этот детский сад;
-психологическая готовность руководителя и коллектива (либо части его) к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;
-наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов, тьюторов);
-наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, при необходимости, безбарьерной среды;
-возможность повышения квалификации педагогов.
Ограничения, риски инклюзивного обучения детей с ОВЗ
Поскольку инклюзивное обучение призвано обеспечить равные права в получении общего образования детей с ОВЗ с учетом их возможностей и ограничений, его реализация на практике предполагает увязывания в единой системе интересов всех участников образовательного процесса, включая детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование в настоящий момент имеет ряд ограничений нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-методического, социокультурного свойства.
Первая группа ограничений связана с недостаточной разработанностью нормативно-правовой базы инклюзивного обучения детей с ОВЗ – как федерального, так и регионального уровня. В настоящий момент рабочей группой авторитетных экспертов России подготовлена специальная глава по инклюзивному образованию Проекта нового Закона РФ об образовании, разработаны и обсуждаются проекты Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования.
Вторая группа ограничений обусловлена дефицитом финансирования образовательных учреждений. Ограниченность субсидий, выделяемых школам на развитие и поддержку функционирования, существенно затрудняет создание условий для осуществления инклюзивного образования. Вместе с тем, подготовка образовательных учреждений и осуществление инклюзивного обучения детей с ОВЗ сопряжены со значительными дополнительными финансовыми затратами - как на совершенствование материально-технической базы учреждений, так и на заработную плату педагогов, повышение их квалификации.
Третья группа ограничений связана с необходимостью учета специфики, индивидуально-типологических особенностей детей с ОВЗ в организации учебно-воспитательного процесса в условиях стандартизации и регламентации образования. Эффективная и адекватная инклюзия предполагает необходимость разработки индивидуальных вариативных учебных планов и программ на основе государственных стандартов, их организационное и методическое обеспечение.
Наконец, наиболее сущностными являются ограничения социокультурного и психологического свойства, обусловленные особенностями массового и индивидуального сознания людей по отношению к людям с инвалидностью в российском обществе. Для нашей страны культурно обусловлено, традиционно и весьма инерционно восприятие детей с ОВЗ в контексте специального (коррекционного) образования.
Материалы для проведения родительского собрания : лист А4 в виде бокала (по числу участников, боксерские перчатки, ножницы, бумага, маркеры или фломастеры, повязка на глаза, детская азбука (буквы, беруши и стереонаушники, повязка на глаза.
I. Ход родительского собрания
1.1. Мотивационный этап
Уважаемые родители! Разрешите открыть наше родительское собрание, посвященное инклюзивному образованию. Мы рады, что вы проявили интерес к этой теме. Чувствуйте себя свободно и активно включайтесь в работу.
Степень зрелости любого общества оценивается отношением к незащищенным слоям населения – это дети, старики, а также люди с ограниченными возможностями здоровья.
Для детей инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности, способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, профессиональной ориентации в будущем.
В настоящее время, как никогда остро стала проблема социализации детей с ОВЗ, расширения области их жизненной компетенции, обеспечения детям с ОВЗ доступности качественного образования. Многие из них, конечно, посещают специальные школы учреждения, где хорошо разработана и налажена методика обучения и воспитания, но подлинное образование и эффективная социализация ребенка возможны только в контексте реальных взаимоотношений со сверстниками, социальных связей.
Зачастую дети с ОВЗ оторваны от общества своих сверстников, они не имеют возможности развиваться, дружить, играть как обычные дети. Как объяснить мальчишке, который проводит свое время с ровесниками во дворе, что он пойдет не в ту школу, что по соседству, не в ту, куда ходят все его друзья, а в специальную, отличную от других? Именно поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов, причем не в специализированном учреждении, а в обычном. Именно в этом и заключается задача инклюзивного образования (создание условий для детей с ОВЗ, адаптация образовательной среды под психофизические возможности ребенка).
Когда мы говорим об инклюзивном образовании, мы подразумеваем, что все дети разные, они могут быть любыми, они могут иметь разный рост, разный цвет волос и кожи, разные способности и возможности, но все дети могут развиваться и учиться.
Инклюзивное образование – процесс сложный, многогранный и он возможен только когда в нем взаимодействуют все участники образовательного процесса : это педагоги, психологи, логопеды, врачи, администрация образовательного учреждения и, конечно же, родители, при этом центральной фигурой всегда остается ребенок.
II. Практический этап
2.1. Упражнение на знакомство «Бокал»
Процедура проведения: участники должны «наполнить» свой бокал, ответив на следующие вопросы:
Ф. И. О.
Населенный пункт
Мое любимое блюдо
Мой любимый фильм (художественный или мультипликационный).
Мой любимый кино- или литературный, или реальный герой и почему.
Что меня удивило в жизни за последние 6 месяцев.
Мои ожидания от родительского собрания.
Далее каждый участник знакомит остальных с содержимым своего бокала.
Ведущий совместно с участниками, на примере данного упражнения, подводит группу к выводу о том, что, несмотря на то, что все мы разные есть то, что объединяет людей (из любимых блюд можно устроить общую трапезу, где разнообразные блюда, но все приготовлены вкусно и с любовью; из любимых фильмов можно устроить совместный киносеанс).
А в заключение упражнения на знакомство ведущий вводит девиз родительского собрания, выразив его словами Толстого Л. Н. «Для того, чтобы легко жить с каждым человеком, помни, что объединяет тебя с ним, а не разъединяет».
2.2. Упражнение-энергизатор «Виртуальный подарок»
Процедура проведения: каждый участник придумывает подарок для своего соседа. Затем без слов, жестами вручает подарок так, чтобы все догадались, что это такое.
Практический (опыт эмоционального проживания ситуаций)
2.3. Игра «Cтань на моё место»
Процедура проведения: ведущий предлагает членам родительского собрания принять участие в игре под названием «Стань на мое место». Для участия в игре вызываются добровольцы, те, кто желает принять участие в игре.
1. Вызывается один участник, надевает боксерские перчатки и пробует что - нибудь нарисовать или написать на бумаге.
2. Второй участник должен вырезать квадрат из бумаги одной рукой. Вторая рука находится позади туловища и ее использовать нельзя.
3. Третий участник с завязанными глазами пытается на ощупь прочитать слово, выложенное из детской азбуки.
4. Четвертый участник с заткнутыми ушами пытается понять, о чем его просят.
После выполнения упражнения ведущий организует обсуждение в общем кругу. Каждый участник дает обратную связь по своему опыту, отвечая на вопросы:
Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения?
Что было самым трудным при выполнении упражнения?
Что помогало выполнять данное упражнение?
Что вы чувствуете сейчас, после выполнения задания?
2.4. Упражнение «Нить Ариадны»
Процедура проведения: Упражнение выполняется в парах. Одному из участников в паре завязывают глаза, другой получает следующую инструкцию: «Представьте себе, что вы общаетесь с незрячим человеком. Вы имеете в течение 3-5 минут ознакомить его с окружающим миром через тактильные и слуховые ощущения. Попробуйте сделать это, заново открыв мир. Упражнение выполняется молча». В паре оба выполняют и ту, и другую роли.
После выполнения упражнения ведущий организует обсуждение, где участники в общий круг делятся своими чувствами и переживаниями о ходе выполнения упражнения (по принципу «попкорна», т. е. высказываются не все пары, а по готовности, желанию).
Примерные вопросы для обсуждения: на чем акцентировали внимание в первую очередь? Что старались передать? Что было необыкновенного в той или другой роли? Какие чувства испытывали в той или другой роли, что было трудного в упражнении? Что помогало выполнить упражнение?
2.5. Упражнение «Разговор через стекло»
Процедура проведения: Упражнение выполняется в парах, невербально. Одному из участников в паре говорят, что он человек, лишенный возможности говорить (немой, другой получает следующую инструкцию: «Представьте себе, что вы общаетесь с человеком, лишенным возможности говорить (немым, да вдобавок между вами стекло. Вам нужно суметь договориться, например, о подарке на день рождения или совместном досуге (где и как вы проведете выходные).
После выполнения упражнения ведущий организует обсуждение, где участники в общий круг делятся своими чувствами и переживаниями о ходе выполнения.
Примерные вопросы для обсуждения: на чем акцентировали внимание в первую очередь? Что старались передать? Что было необыкновенного в той или другой роли? Какие чувства испытывали в той или другой роли, что было трудного в упражнении? Что помогало выполнить упражнение?
Дети, имеющие статус инвалида, нуждаются в особой заботе, общество обязано предоставить им условия не только для лечения, но и для успешной социальной адаптации, полноценного развития, обучения, получения образования. Данные права провозглашены Конвенцией о правах ребёнка, закреплены Конституций РФ. И, мы, взрослые, должны помочь детям с ОВЗ адаптироваться к жизни, чтобы в дальнейшем эти дети стали полноценными членами нашего общества.
III. Завершающий этап. Подведение итогов работы (в кругу, получение обратной связи.
3.1. Анкетирование участников.
Домашнее задание. Участникам родительского собрания предлагается подумать над рядом вопросов для обсуждения на следующем родительском собрании :
- я не уверен в том, что мой ребенок сможет принять ребенка-инвалида.
- я боюсь конфликтов между обычными детьми и ребенком-инвалидом.
- мне не понятно для чего соединять разных детей?
- меня пугает, что я не смогу объяснить своему сыну, что такого ребенка нельзя обижать, я считаю, что неизбежны конфликты между родителями такого ребенка и мною, так как мой сын очень активный и часто бывает инициатором детских ссор.
- теоретически я не против, если в нашей группе будет ребенок-инвалид, но мне не понятно, как будет осуществляться процесс обучения, не будет ли педагог больше занят этим ребенком, а наши дети останутся без должного внимания.
- я считаю, что в нашей группе нет условий для пребывания и обучения такого ребенка, ведь согласитесь, для этих детей нужны особые условия. Но я согласна с тем, что эти дети должны общаться с обычными детьми, но для этого нужно менять условия, а кем это будет финансироваться?
Заключение
Была поставлена цель: способствовать повышению психолого-педагогической грамотности родителей детей с ОВЗ, которую мы выполнили с помощью задач, перечисленных выше. Благодаря проведенным играм и упражнениям родители побывали в состоянии ребёнка с определёнными ограничениями, смогли почувствовать на себе, как тяжело не видеть, плохо слышать (не слышать) и т. д. После проведения собрания родители стали более внимательными, толерантными друг к другу, к детям с ОВЗ. Что способствовало в дальнейшем работать и родителям и воспитателям в системе, в команде, преследуя одну цель:
- развивать у детей желание помогать своим сверстникам с ОВЗ;
- создать условия для успешного развития воспитанников с ОВЗ.
Родители стали больше интересоваться проблемами группы, оказывать посильную помощь в создании развивающей предметно - пространственной среды. Около половины родителей, в том числе родителей с ОВЗ принимают идеи инклюзивного образования, видят ценность такой формы образования для детей вообще и своих детей в частности.
Больше половины родителей стали правильно понимать инклюзивное образование, как совместное обучение детей с разными способностями, детей с нарушениями в развитии и обычных детей.
Список литературы
1. Агавона Е. Л., Алексеева М. Н., Алехина С. В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1 : Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011. - С. 302
2. Библиографическое описание: К. А. Михальченко Инклюзивное образование - проблемы и пути решения / Михальченко К. А. // Теория и практика образования в современном мире : - СПб. : Реноме, 2012. - С. 206
3. Сергеева К. А. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. - СПб, 2010. - С. 200
4. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб. : Питер, 2008. - С. 192