Лилия Шулегина
Методическая разработка «Лэпбук — дидактическое пособие для обучения детей ПДД»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Юровская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка по теме
«Лэпбук- дидактическое пособие для обучения детей
Правилам Дорожного Движения»
Методическая разработка совместной деятельности воспитателя и
детей
Шулегина Лилия Алексеевна
E-mail : liliasculegina@gmail.com
С. Юрово
2020 год
Содержание
Предисловие…. 2
Публикация «Методическая разработка „Лэпбук — дидактическое пособие для обучения детей ПДД“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Лэпбук по правилам дорожного движения (ПДД)
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- ПДД. Игры, дидактические пособия
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Уголки и центры
- Темочки
1. Дидактическая игра - как самостоятельная игровая деятельность…3
2. Дидактическая игра лэпбук «Правила дорожного движения» …. 5
Рекомендации по использованию…. 16
Список используемой литературы…. 17
Приложения …. 17
Предисловие
В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. Статистика показывает: ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока. Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др. Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП. Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с участием детей.
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
В целом по стране, а также в нашей дошкольной группе, накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. В основном с воспитанниками проводим соревнования, викторины, конкурсы, имеющие познавательный характер. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиальной. Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.
Актуальность проблемы:
-Актуальность данного пособия обусловлена статистикой свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма.
-Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, а так же прививать навыки безопасного поведения на улице и не только на улице.
-Необходимо отметить, что в ДТП погибают дети дошкольного возраста в силу психофизиологических особенностей и негативного примера взрослых.
Пояснительная записка
Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, содержание лепбука можно пополнять и усложнять. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.
Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
Цель: формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения.
Задачи:
-познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов;
-способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей.
-воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;
1. Дидактическое пособие - как самостоятельная игровая деятельность.
Именно через игру дети познают мир, и осваиваются в нем. Так как игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, внимательность, сосредоточенность, т. е все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей.
Особое место в нашей работе мы уделяем дидактическим играм.
Главная особенность которых состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно детским возможностям, т. е такие, чтобы дети действительно увлеклись. Чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей.
Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные.
В играх с предметами используются игрушки, реальные предметы.
К примеру: «Скорая помощь».
Цель этой игры: учить детей безопасному поведению для предотвращения несчастных случаев, в случае необходимости звонить в экстренную медицинскую службу, уметь оказать экстренную медицинскую службу, уметь оказать первую помощь пострадавшему. Оборудование: аптечка, телефон.
«Безопасная прогулка».
Цель игры: закрепить у детей правила дорожного движения; довести до сознания детей, к чему может привести их нарушение; воспитывать внимание, чуткость, умение оказать помощь друг другу. Оборудование: макет проезжей части, игрушки – машины, знаки, светофоры, фигурки пешеходов и регулировщика, кубик с цифрами.
Настольно-печатные игры – они разнообразны по своим видам: парные картинки, лото, домино и т. д.
Например: игра «Валеология или здоровый малыш. Зубы, зрение, слух». Цель: прививать детям культурно-гигиенические навыки. Объяснить, что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровые зубы, не испортить зрение и слух. Формировать осознанное отношение к необходимости охранять и укреплять своё здоровье и здоровье окружающих.
Оборудование: игровые поля с позитивными и негативными картинками, разрезанные картинки с изображением вредных и хороших привычек.
Ход игры: детям раздаются поля, разделённые на квадраты, в центре поля изображена картинка. Детям предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо». Выигрывает тот, кто первым закроет своё поле картинками.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Содержание игры заключается в том, что перед детьми ставиться задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия.
Например: Игра «Угадай транспорт?»(приложение 1)
Цель: закреплять представления детей о транспорте, умение по описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
«Подумай-отгадай» (приложение 2)
Цель: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.
Дидактическую игру следует использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Так как, возникая на основе организованного или стихийного обучения, дидактические игры фактически продолжают его в игровой форме. Но самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, когда дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям.
При знакомстве детей с правилами безопасного поведения мы делали акцент на формировании у них определённой модели поведения, а именно: видеть опасность; уметь принять меры во избежание опасности; уметь обращаться за помощью к другим; уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.
Принимая во внимание возрастные особенности детей, мы стараемся развивать в них самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Очень сложно объяснить ребёнку, что каждый человек в экстремальной обстановке испытывает страх. Ещё труднее научить контролировать это чувство.
Поэтому формируя у детей навыки безопасного поведения мы стараемся им дать чёткое представление о том, как вести себя при случайных встречах и возможном общении с незнакомыми людьми (драматизация сказки «Колобок»). В беседах мы рассматриваем и обсуждаем наиболее типичные ситуации, обращая внимание детей на то, что может быть опасно оставаться наедине с незнакомым человеком. Стараюсь убедить их в том, что не всегда приятная внешность человека совпадает с добрыми намерениями (плакат «Правила безопасности для дошкольников»).
Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.
Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это относится в большей мере к настольно-печатным играм, необходимо вместе с ними придумать более сложные правила. Например, в игре лото «Дорожная азбука» согласно правилам игры победитель тот, кто правильно подберет карточки и закроет ими клетки на большой карте. Дети играют в эту игру с интересом, пока все карточки не станут им хорошо известны и они не научатся соотносить изображение с сюжетом картинки.
Большую заинтересованность у детей вызвали иллюстрации с изображением последствий неправильного поведения или неправильного обращения с каким-либо предметом. Хотя эти картинки не очень приятны на вид, зато хорошо откладываются в детской памяти и возможно когда-нибудь спасут ребёнку жизнь.
Загадки про дорожные знаки, особенно конкретные, – довольно сложные для детей. Не секрет, что дорожных знаков на сегодняшний день так много, что далеко не каждый взрослый знаком со всеми ими, конечно, если у него нет машины, и он не заучивал их специально при сдаче экзамена на получение водительского удостоверения. Следовательно, требовать от ребенка полного их запоминания — затея тоже далеко не самая лучшая. Так как, во-первых, предусматривает неоправданное увеличения объема изучаемого материала, что может неблагоприятным образом отразиться на качестве обучения. И, во-вторых, не имеет под собой никакой логической аргументации, ведь часть из них ребенку вообще в жизни может никогда не пригодиться. Что же делать? Знакомить ребенка только с теми знаками, с которыми ему придется и приходится сталкиваться в жизни: всеми, что относятся к железной дороге, пешеходному переходу, а также знаками, предостерегающими о необходимости быть предельно внимательными на определенных участках дороги.
2. Дидактическая игра лэпбук «Правила дорожного движения»
Мною был создан лэпбук по теме : «Правила дорожного движения». Реализация планируется один – два раза в неделю, не требует определённого времени в режиме дня и проводится в любое время, что не создаёт дополнительной нагрузки на детей.
В лепбуке собраны материалы о ПДД для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.
В него входит 10 развивающих заданий:
1. Кармашек «Собери картинку (пазлы)»
2. Кармашек д/и «Загадочные знаки (лото)»
3. Кармашек «Загадки»
4. Кармашек «Стихи о дорожных знаках»
5. Кармашек «Автомобильные бренды»
6. Кармашек «Деткам знать положено- ПДД» Важные советы при переходе дороги
7. Кармашек «Предупреждающие дорожные знаки»
8. Советы Светофора
9. Кармашек «Придорожные ребусы»
10. Вопросы по ПДД
Так же в лэпбуке находятся карточки- задания, которые ребенок может решить при помощи взрослого.
1. Собери картинку (пазлы).
Данный раздел находиться на первой странице и представляет кармашек, в котором лежат части разрезанной картинки.
Цель: Развитие сообразительности, зрительного внимания, Расширение словаря, развитие грамматически правильной связной речи.
Задание: правильно собрать разрезную картинку и «Составь рассказ по картинкам»
2. Д/и «Загадочные знаки (лото)»
Данная игра расположена на первой странице, где используются «Дорожные знаки и транспорт». Познавательное и воспитательное содержание игры – это познакомить детей с дорожными знаками транспортными средствами, средствами регулирования дорожного движения и опознавательными знаками транспортных средств; закрепить знания по правилам дорожного движения. Игровое задание – найти и закрыть подходящими карточками; выигрывает тот, кто первым найдёт и закроет подходящие половинки для всех своих карточек.
3. Загадки.
Данный раздел находится в кармашке на первом развороте и представляет собой карточки, на страницах которых написаны загадки.
Цель: Развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
4. Карточки со стихами о дорожных знаках. Данный раздел находится на последней странице, представляет карточки, на которых подобраны стихотворения о знаках ПДД.
Цель: учить детей различать дорожные знаки; привитие навыков безопасного поведения на дорогах.
5. «Автомобильные бренды»
Данный раздел обучает детей автомобильным брендам, знания которых пригодятся им в жизни. Дети с легкостью могут узнавать марки автомобиля, играть друг с другом и развивать память.
6. «Деткам знать положено- ПДД»
В этом кармашке находятся разные карточки с советами как нужно себя вести на дороге и рядом с ней. Так же в лэпбуке находятся макеты машины скорой помощи, автобуса и легкового автомобиля.
7. «Предупреждающие дорожные знаки»
Данный раздел находиться на развороте лэпбука внизу и представляет кармашек, в котором лежат карточки с изображением дорожного знака.
Варианты игры с дорожными знаками:
1 вариант
Дидактическая игра «Кто быстрее найдет свои знаки»
Цель: Развитие памяти, объяснительной речи.
Задание: Нужно разделить знаки на 4 детей :
Ход игры: Воспитатель называет знак- дети показывают названный знак и рассказывают о нем.
2 вариант
Дидактическая игра «Угадай, какой знак»
Цель: закрепить названия и назначение дорожных знаков.
Ход игры: Ведущий описывает знак, не называя его, отгадавший показывает ответ.
8. «Советы Светофора»
Светофор находится на правой стороне лепбука и представляет собой светофор с кружками светофора. Варианты игры с светофором:
Дидактическая игра «Светофор»
Задачи: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, развивать внимание, зрительное восприятие; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Материал: круги красного, желтого, зеленого цвета, светофор.
Ход игры: Ведущий, раздав детям кружки зеленого, желтого, красного цветов, последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый из них.
Дидактическая игра «Отремонтируй светофор»
Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора.
Материал: шаблон светофора, круги красного, желтого, зеленого цвета.
Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что светофор сломался, необходимо отремонтировать светофор (правильно собрать по цвету). Дети накладывают круги на готовый шаблон светофора.
9. Целью данной игры является разгадывание ребусов с помощью взрослого.
10. Вопросы по ПДД
Данный раздел находится внутри лэпбука, и представляет вкладыш, на страницах которого подобраны вопросы по ПДД. Этот раздел постоянно обновляется новыми вопросами.
Цель: уточнить представления о транспорте и правилах дорожного движения; активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы детям. Кто из детей знает правильный ответ, поднимает руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.
Рекомендации по использованию.
Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения» рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения в занятиях, так же детьми в самостоятельной и игровой деятельности.
Вывод:
Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы сказать, что работа по лэпбуку направлена на формирование опыта безопасного поведения дошкольников, развитие способности адекватно реагировать в случае опасности и обучение способам самосохранения.
Благодаря этой форме работы дети многое узнали о ПДД, знают и с удовольствием читают наизусть стихи о дорожных знаках, разгадывают загадки о ПДД, знают правила дорожного движения. Работа с лэпбуком позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей. Дети нашей группы различают предупреждающие и запрещающие знаки, знают как правильно переходить дорогу и правила поведения в транспорте. В этой работе нам помогают плакаты «Информационные знаки», «Правила поведения на дороге», дидактические игры «О чём рассказывают знаки», «Как проехать, как пройти?», «Дорожные знаки», «Законы улиц и дорог», а также видео «Уроки тётушки Совы. Правила дорожного движения». Совместно с детьми был создан макет дороги, с помощью которого детям легче изучать правила дорожного движения.
Список используемой литературы
1. Романова, Е. А. Занятия по правилам дорожного движения / Е. А. Романова. - М. : ТЦ Сфера, 2013. - 64 c.
2. Старцева, Ю. А. Школа дорожных наук. Дошкольникам о правилах дорожного движения / Ю. А. Старцева. - М. : Творческий центр Сфера, 2016. - 64 c.
3. Финкель, А. Е. Правила дорожного движения в рисунках (редакция 2016 г.) / А. Е. Финкель. - М. : Эксмо, 2016. - 104 c.
4. Сайт MAAM.RU
5. https://ihappymama.ru/iq/zagadki/zagadki-pro-dorozhnye-znaki/
Приложение 1
Дидактические игры по ПДД
«Угадай транспорт»
Задачи: закреплять представления детей о транспорте, умение по описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
Правила: называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нем. Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов, т. е. получивший больше картинок с транспортом.
***
Дети сидят полукругом.
Педагог. Дети, мы с вами беседовали о транспорте, наблюдали за его движением по дороге, а сегодня поиграем в игру, которая называется «Угадай транспорт». Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Кто первым отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победит.
Дом - чудесный бегунок
На своей восьмерке ног.
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам.
(Трамвай)
***
Что за чудо светлый дом?
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
***
Что такое - отгадай:
Ни автобус, ни трамвай.
Не нуждается в бензине,
Хотя колеса на резине. (Троллейбус)
***
Их видно повсюду, их видно из окон,
По улице движутся быстрым потоком.
Они перевозят различные грузы -
Кирпич и железо, зерно и арбузы.
(Грузовики)
***
Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем!
Только лучше правь рулем! (Велосипед)
***
Длинной шеей поверчу,
Груз тяжелый подхвачу.
Где прикажут - положу,
Человеку я служу. (Подъемный кран)
***
К нам во двор забрался «крот»,
Роет землю у ворот.
Сотни рук он заменяет,
Без лопаты он копает. (Экскаватор)
***
Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина.
И зальет пожар любой
Смелая дружина. (Пожарная машина)
***
Полотно, а не дорожка,
Конь не конь - сороконожка.
По дорожке той ползет,
Весь обоз один везет. (Поезд)
***
Овсом не кормят, кнутом не гонят,
А как пашет - 5 плугов тащит. (Трактор)
Приложение 2
«Подумай – отгадай»
Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.
Правила: необходимо давать правильный ответ и не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.
Педагог. Я буду задавать вам вопросы. Кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и выявим победителя.
Вопросы:
- Сколько колес у легкового автомобиля? (4)
- Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)
- Кто ходит по тротуару? (пешеход)
- Кто управляет автомобилем? (Водитель)
- Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
- Для чего нужна проезжая часть? (для движения транспорта)
- По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)
- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП)
- Какой свет верхний на светофоре? (Красный)
- С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? (С 14лет)
- Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два)
- Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Три)
- На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)
- Как пешеход может попасть в подземный переход? (По лестнице вниз)
- Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту)
- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и милицейская машины)
- Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)
- Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке)