вера кравченко
Методическая разработка полезных советов для родителей и специалистов по реабилитации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Совместные прогулки с детьми - подружись с природой!»
Авторская методическая разработка полезных советов и рекомендаций для родителей и специалистов по реабилитации детей раннего возраста.
Перед человеком открывалась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переправы серебряных колокольчиков,
жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи-услышал и, затаив дыханье,слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.
В. Сухомлинский.
Содержание методической разработки :
Публикация «Методическая разработка полезных советов для родителей и специалистов по реабилитации детей раннего возраста» размещена в разделах
1. Актуальность методической разработки.
2. Цель.
3. Задачи.
4. Новизна.
5. Теоритическая т практическая значимость разработки.
6. Методы, используемые в разработке.
7. Предполагаемые результаты.
8. Конспект экопрогулки - занятия «Овощи».
9. Список использованной литературы.
Наиболее быстро ребенок развивается в первые два года жизни. В этот период формируются двигательные навыки, происходит подготовка к речевой деятельности, закладываются основы психики. Этот период важен для последующего развития человека, поэтому необходимо, вовремя выявить и развить в нем потенциальные возможности. Сложности в развитии обусловлены также и процессом адаптации ребенка к новым социальным условиям.
Процесс адаптации на сегодняшний день остается актуальной проблемой. Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникают противоречия между возможностями ребенка и требованиями среды, а усиление образовательной нагрузки и вовсе чревато болезненными и эмоциональными стрессами, как у детей, так и у их родителей. К сожалению, попытки рассмотреть проблему адаптации и социализации детей раннего возраста остаются только на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендациям для родителей воспитанников.
Однако важной стороной процесса адаптации является взаимодействие специалистов с родителями воспитанников, которые, с одной стороны, являются непосредственными заказчиками социальных услуг, с другой - обладают определенным социальным потенциалом и способным обогащать воспитательно-образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания. С целью снижения напряженности острого периода адаптации, а также для более успешной социализации детей раннего возраста организуется работа, как с детьми, так и с родителями. Исследователи постоянно говорили о том, как много в воспитании детей зависит от родителей. С. А. Новоселова пишет об этом: "С первых дней жизни ребенка решающим фактором его развития являются взрослые люди, дающие ему в процессе общения практические знания о свойствах предметов, способах действия с ними, радующие ребенка занимательностью действий с предметами. Однако мир, создаваемый вокруг ребенка взрослыми - это не демонстрационный экран, на котором меняется кадры. Ребенок выступает с самого начала не как наблюдатель, а как действующее лицо"[4].
А так как забота о развитии ребенка начинается задолго до его рождения, необходимо единство воспитания ребенка в семье и дошкольном учреждении. Но все мы знаем, что воспитание в семье глубоко специфично. Изучать особенности воспитания ребенка в семье достаточно сложно. Используемые обычно наблюдения, беседы, анкетирование дают неполную картину, так как родители не раскрывают до конца свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из-за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказывать о своих впечатлениях и переживаниях.
Во все века молодые родители испытывали потребность получать поддержку в воспитании детей. Мысль о том, что "родителей надо учить воспитывать своих детей" обсуждалась еще в глубокой древности. Пример тому - поучения Святого Иеронима. В более позднее время: М. Лютерн, Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, Ф. Фребель, И. Г. Пестолоции и др. Только знания в воспитании детей помогут родителям найти правильные приемы, направленные на развитие гармоничной личности. А наследственно закрепленные рефлексы и единство в заботе детского учреждения и семьи сделают свое дело. "Все в этом возрасте формируется впервые, всему ребенок должен научиться" (Щелованов Н. М.) [1, 12].
Исходя из данной проблемы, нами выбрана нетрадиционная форма работы – прогулки родителей с детьми раннего возраста, посещающих наше отделение. Наше учреждение тесно сотрудничает с лицеем №389 «ЦЭО» Кировского района, который имеет уникальную материальную базу: Учебно-опытный участок размером в два гектара, мини - зоокорпус, оранжерею и дополнительное образование, которое работает со всеми категориями детей.
Целью данной разработки является :
• обеспечение условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья детей раннего возраста;
• решение проблемы адаптационного периода;
• обеспечение комфортных условий пребывания ребенка в учреждении и на прогулке;
• обеспечение социально-личностного развития ребенка раннего возраста.
• сенсорное развитие детей.
Задачи разработки :
• Познакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в учреждении.
• Создать непрерывную систему в образовательной, оздоровительной работе специалистов отделения с семьей.
• Обеспечить благоприятную безболезненную адаптацию детей раннего возраста к условиям окружающей среды.
Новизна разработки :
разработаны занятия по проблеме сохранения психофизического здоровья и сенсорного развития детей раннего возраста и составлен комплекс активных форм работы с родителями.
Теоретическая и практическая значимость разработки : выстраивание и внедрение системы занятий-прогулок, направленных на включение родительского сообщества в новые формы образования.
Данная разработка может быть использована всеми категориями работников в работе с родителями детей раннего возраста.
Нами были использованы методы : теоретический анализ, синтез, изучение и обобщение литературы; беседа с родителями, специалистами по реабилитации, практическая деятельность.
Творческий коллектив:
• .-специалист по реабилитации.
•. – психолог.
Во время знакомства с родителями малышей проводятся беседы, анкетирование, и заполнение анкеты, направленные на изучение специфики семьи : условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания. На основе анализа этих данных и планируются занятия. На протяжении всей реабилитации ребенка на отделении занятия проводятся по мере востребования каждому ребенку индивидуально. Продолжительность занятий от 40 минут до 1 часа. По мере того, как ребенок начинает самостоятельно передвигаться, ему необходимо расширять образовательное пространство. Поэтому ему совместно с родителями предлагаются прогулки в ЦЭО, то есть на природу.
Предполагаемые результаты:
• Повышение уровня педагогической культуры родителей по вопросам адаптации, социализации, сохранения психофизического здоровья детей раннего возраста.
• Участие в прогулках будут способствовать росту профессионального мастерства всех специалистов учреждения, работающих с детьми раннего возраста.
• Участие родителей в прогулках будут способствовать осознанному отношению родителей к личностному развитию детей раннего возраста.
Итогом данной методической разработки является создания презентаций с родителями об опыте семейного воспитания, который ярко демонстрируется на заключительных встречах.
Результаты анкетирования родителей раннего возраста показали, что 91,6% удовлетворены работой отделения, отмечают хорошие условия, созданные для работы с детьми, уютную обстановку на занятиях; считают, что специалисты проявляют к детям доброжелательное отношение, развивают способности, заботятся о физическом и психологическом здоровье детей. Отмечают хорошую слаженную работу коллектива по проведению работы среди родителей на прогулках-занятиях на природе.
Одновременно такая работа способствует росту профессионального мастерства всех специалистов отделения, работающих с детьми раннего возраста, поднимают рейтинг учреждения.
Перспектива:
Оптимизация процесса адаптации, заключающаяся в психолого-педагогическом и социальном сопровождении родителей при прогулках на природу.
Экопрогулка -Занятие «Овощи» .
Содержание прогулки-занятия:
1. Встреча родителей и детей
2. Свободная прогулка.
3. Загадки про овощи для родителей.
4. Изучение темы «овощи» : рассмотреть овощи, их цвет, форму, размер, беседа об их пользе.
5. Физкультминутка для детей «Листочки осенью».
6. Игра наоборот для родителей.
7. Картофельная эстафета для детей.
8. Конкурс для родителей : кто быстрее очистит картофель.
9. Совместная поделка «Ёжики» из очищенного картофеля.
10. Прочтение стихотворения Юлиана Тувима «Овощи» («Хозяйка однажды с базара пришла…»).
11. Подведение итогов.
За каждый правильный ответ давать конфетку. У кого больше всего конфет, тот выигрывает главный приз: все отгаданные овощи.
Ход прогулки-занятия:
1. Встреча родителей и детей.
2. Свободная прогулка продолжительностью около 20минут, во время которой дети адаптируются к новому месту, настраиваются на занятие.
3. Загадки про овощи для родителей.
Цель: Настроить родителей на позитивный лад. Познакомить детей с овощами. (рассмотреть их цвет, форму, размер, беседа об овощах, об их пользе).
4. Родителям зачитываются загадки. Из коробки достаются правильные ответы (натуральные овощи).
Загадки:
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять (картошка)
Был ребенок — не знал пеленок,
Стал стариком – сто пеленок на нем (капуста)
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу (лук)
От простуды нас избавил
Витаминов нам добавил
И от гриппа он помог
Горький доктор наш … (чеснок)
Бордовый этот корнеплод –
На свете слаще нет!
Готовит весь честной народ
С ней борщ и винегрет. (свёкла)
Летом в огороде -
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке -
Крепкие, солёные (огурцы)
Сочная и длинная –
Зелень витаминная.
Она тебе шепнё т на ушко:
- Я не клоун, я - … (петрушка)
Из зелёной кожуры,
Смотрят круглые шары. (горох)
Летом, не боясь жары,
Зрели красные шары.
Вызрели как на подбор.
Что за овощ? (Помидор)
Изучение темы «овощи».
Цель: Закрепить названия овощей. Специалист демонстрирует детям натуральные овощи, предлагает детям их рассмотреть, потрогать, знакомит детей с формой и цветом овощей, с обобщающим понятием «овощи».
5. Физкультминутка для детей «Листочки осенью».
Цель: смена деятельности, способствующая оздоровлению детей, снятие напряжения и активизация внимания детей.
Физкультминутка для детей и родителей «Листочки осенью»
Мы листики осенние (плавные движения руками)
На веточках сидим (приседают)
Дунул ветер – полетели (встали, кружимся)
Мы летели, мы летели (продолжаем кружиться)
И на землю тихо сели (приседают)
6. Игра наоборот для родителей
Игра «ОСЕННЕЕ СЛОВО НАОБОРОТ». Зачитываются по очереди слова, родители должны «прочитать» слово наоборот и назвать получившееся:
ТСИЛ лист
ИЩОВО Овощи
ДАПОТСИЛ Листопад
КИДЖОД Дождик
БИРГ Гриб
АНИБЯР Рябина
ИДУЛЁЖ Жёлуди
РЕТЕВ Ветер
7. Картофельная эстафета для детей. На земле разложить картофель. Детям выдать по ведёрку и предложить собрать как можно больше картофелин для своей мамы.
8. Конкурс для родителей : кто быстрее очистит картофель. Предложить родителям очистить картофель одновременно по команде. Выигрывает первый справившийся с заданием.
9. Совместная поделка «Ёжики» из очищенного картофеля. Из очищенного картофеля совместно с родителями сделать Ёжика (воспользовавшись зубочистками) или любую иную поделку используя любой природный материал
10. Прочтение стихотворения Юлиана Тувима «Овощи» («Хозяйка однажды с базара пришла…»)
«Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свёклу.
Ох.
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка? Капуста? Морковка? Горох?
Петрушка иль свёкла?
Ох.
Хозяйка тем временем ножик взяла,
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свёклу.
Ох.
Накрытые крышкою в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свёкла.
Ох.
И суп овощной оказался не плох!
11. Подведение итогов.
Методическое обеспечение с собой :
Зубочистки.
Ножи.
Овощи : капуста, чеснок, картошка, морковка, горох, петрушка, свёкла, помидор, огурец, лук.
Детские ведёрки.
Маленькие конфетки.
Список использованной литература:
1. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в детском саду. - М., 2008.
2. Павлова Л. Н. Раннее детство : развитие речи и мышления: Методическое пособие. - М. :Мозайка-Синтез. 2005 - 168 с.
3. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования: пособие для пед. коллективов детских садов и родителей : сборник / Доронова Т. Н. и др. - М. : Обруч, 2010. - 304с.
4. Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. - М., 1985.