Приложение МААМ

Методическая разработка полезных советов для родителей и специалистов по реабилитации детей раннего возраста

вера кравченко
Методическая разработка полезных советов для родителей и специалистов по реабилитации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Совместные прогулки с детьми - подружись с природой!»

Авторская методическая разработка полезных советов и рекомендаций для родителей и специалистов по реабилитации детей раннего возраста.

Перед человеком открывалась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переправы серебряных колокольчиков,

жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи-услышал и, затаив дыханье,слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.

В. Сухомлинский.

Содержание методической разработки :

Публикация «Методическая разработка полезных советов для родителей и специалистов по реабилитации детей раннего возраста» размещена в разделах

1. Актуальность методической разработки.

2. Цель.

3. Задачи.

4. Новизна.

5. Теоритическая т практическая значимость разработки.

6. Методы, используемые в разработке.

7. Предполагаемые результаты.

8. Конспект экопрогулки - занятия «Овощи».

9. Список использованной литературы.

Наиболее быстро ребенок развивается в первые два года жизни. В этот период формируются двигательные навыки, происходит подготовка к речевой деятельности, закладываются основы психики. Этот период важен для последующего развития человека, поэтому необходимо, вовремя выявить и развить в нем потенциальные возможности. Сложности в развитии обусловлены также и процессом адаптации ребенка к новым социальным условиям.

Процесс адаптации на сегодняшний день остается актуальной проблемой. Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникают противоречия между возможностями ребенка и требованиями среды, а усиление образовательной нагрузки и вовсе чревато болезненными и эмоциональными стрессами, как у детей, так и у их родителей. К сожалению, попытки рассмотреть проблему адаптации и социализации детей раннего возраста остаются только на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендациям для родителей воспитанников.

Однако важной стороной процесса адаптации является взаимодействие специалистов с родителями воспитанников, которые, с одной стороны, являются непосредственными заказчиками социальных услуг, с другой - обладают определенным социальным потенциалом и способным обогащать воспитательно-образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания. С целью снижения напряженности острого периода адаптации, а также для более успешной социализации детей раннего возраста организуется работа, как с детьми, так и с родителями. Исследователи постоянно говорили о том, как много в воспитании детей зависит от родителей. С. А. Новоселова пишет об этом: "С первых дней жизни ребенка решающим фактором его развития являются взрослые люди, дающие ему в процессе общения практические знания о свойствах предметов, способах действия с ними, радующие ребенка занимательностью действий с предметами. Однако мир, создаваемый вокруг ребенка взрослыми - это не демонстрационный экран, на котором меняется кадры. Ребенок выступает с самого начала не как наблюдатель, а как действующее лицо"[4].

А так как забота о развитии ребенка начинается задолго до его рождения, необходимо единство воспитания ребенка в семье и дошкольном учреждении. Но все мы знаем, что воспитание в семье глубоко специфично. Изучать особенности воспитания ребенка в семье достаточно сложно. Используемые обычно наблюдения, беседы, анкетирование дают неполную картину, так как родители не раскрывают до конца свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из-за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказывать о своих впечатлениях и переживаниях.

Во все века молодые родители испытывали потребность получать поддержку в воспитании детей. Мысль о том, что "родителей надо учить воспитывать своих детей" обсуждалась еще в глубокой древности. Пример тому - поучения Святого Иеронима. В более позднее время: М. Лютерн, Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, Ф. Фребель, И. Г. Пестолоции и др. Только знания в воспитании детей помогут родителям найти правильные приемы, направленные на развитие гармоничной личности. А наследственно закрепленные рефлексы и единство в заботе детского учреждения и семьи сделают свое дело. "Все в этом возрасте формируется впервые, всему ребенок должен научиться" (Щелованов Н. М.) [1, 12].

Исходя из данной проблемы, нами выбрана нетрадиционная форма работы – прогулки родителей с детьми раннего возраста, посещающих наше отделение. Наше учреждение тесно сотрудничает с лицеем №389 «ЦЭО» Кировского района, который имеет уникальную материальную базу: Учебно-опытный участок размером в два гектара, мини - зоокорпус, оранжерею и дополнительное образование, которое работает со всеми категориями детей.

Целью данной разработки является :

• обеспечение условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья детей раннего возраста;

• решение проблемы адаптационного периода;

• обеспечение комфортных условий пребывания ребенка в учреждении и на прогулке;

• обеспечение социально-личностного развития ребенка раннего возраста.

• сенсорное развитие детей.

Задачи разработки :

• Познакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в учреждении.

• Создать непрерывную систему в образовательной, оздоровительной работе специалистов отделения с семьей.

• Обеспечить благоприятную безболезненную адаптацию детей раннего возраста к условиям окружающей среды.

Новизна разработки :

разработаны занятия по проблеме сохранения психофизического здоровья и сенсорного развития детей раннего возраста и составлен комплекс активных форм работы с родителями.

Теоретическая и практическая значимость разработки : выстраивание и внедрение системы занятий-прогулок, направленных на включение родительского сообщества в новые формы образования.

Данная разработка может быть использована всеми категориями работников в работе с родителями детей раннего возраста.

Нами были использованы методы : теоретический анализ, синтез, изучение и обобщение литературы; беседа с родителями, специалистами по реабилитации, практическая деятельность.

Творческий коллектив:

• .-специалист по реабилитации.

•. – психолог.

Во время знакомства с родителями малышей проводятся беседы, анкетирование, и заполнение анкеты, направленные на изучение специфики семьи : условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания. На основе анализа этих данных и планируются занятия. На протяжении всей реабилитации ребенка на отделении занятия проводятся по мере востребования каждому ребенку индивидуально. Продолжительность занятий от 40 минут до 1 часа. По мере того, как ребенок начинает самостоятельно передвигаться, ему необходимо расширять образовательное пространство. Поэтому ему совместно с родителями предлагаются прогулки в ЦЭО, то есть на природу.

Предполагаемые результаты:

• Повышение уровня педагогической культуры родителей по вопросам адаптации, социализации, сохранения психофизического здоровья детей раннего возраста.

• Участие в прогулках будут способствовать росту профессионального мастерства всех специалистов учреждения, работающих с детьми раннего возраста.

• Участие родителей в прогулках будут способствовать осознанному отношению родителей к личностному развитию детей раннего возраста.

Итогом данной методической разработки является создания презентаций с родителями об опыте семейного воспитания, который ярко демонстрируется на заключительных встречах.

Результаты анкетирования родителей раннего возраста показали, что 91,6% удовлетворены работой отделения, отмечают хорошие условия, созданные для работы с детьми, уютную обстановку на занятиях; считают, что специалисты проявляют к детям доброжелательное отношение, развивают способности, заботятся о физическом и психологическом здоровье детей. Отмечают хорошую слаженную работу коллектива по проведению работы среди родителей на прогулках-занятиях на природе.

Одновременно такая работа способствует росту профессионального мастерства всех специалистов отделения, работающих с детьми раннего возраста, поднимают рейтинг учреждения.

Перспектива:

Оптимизация процесса адаптации, заключающаяся в психолого-педагогическом и социальном сопровождении родителей при прогулках на природу.

Экопрогулка -Занятие «Овощи» .

Содержание прогулки-занятия:

1. Встреча родителей и детей

2. Свободная прогулка.

3. Загадки про овощи для родителей.

4. Изучение темы «овощи» : рассмотреть овощи, их цвет, форму, размер, беседа об их пользе.

5. Физкультминутка для детей «Листочки осенью».

6. Игра наоборот для родителей.

7. Картофельная эстафета для детей.

8. Конкурс для родителей : кто быстрее очистит картофель.

9. Совместная поделка «Ёжики» из очищенного картофеля.

10. Прочтение стихотворения Юлиана Тувима «Овощи» («Хозяйка однажды с базара пришла…»).

11. Подведение итогов.

За каждый правильный ответ давать конфетку. У кого больше всего конфет, тот выигрывает главный приз: все отгаданные овощи.

Ход прогулки-занятия:

1. Встреча родителей и детей.

2. Свободная прогулка продолжительностью около 20минут, во время которой дети адаптируются к новому месту, настраиваются на занятие.

3. Загадки про овощи для родителей.

Цель: Настроить родителей на позитивный лад. Познакомить детей с овощами. (рассмотреть их цвет, форму, размер, беседа об овощах, об их пользе).

4. Родителям зачитываются загадки. Из коробки достаются правильные ответы (натуральные овощи).

Загадки:

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали

Не одну нашли, а десять (картошка)

Был ребенок — не знал пеленок,

Стал стариком – сто пеленок на нем (капуста)

Я вырос на грядке,

Характер мой гадкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу (лук)

От простуды нас избавил

Витаминов нам добавил

И от гриппа он помог

Горький доктор наш … (чеснок)

Бордовый этот корнеплод –

На свете слаще нет!

Готовит весь честной народ

С ней борщ и винегрет. (свёкла)

Летом в огороде -

Свежие, зеленые,

А зимою в бочке -

Крепкие, солёные (огурцы)

Сочная и длинная –

Зелень витаминная.

Она тебе шепнё т на ушко:

- Я не клоун, я - … (петрушка)

Из зелёной кожуры,

Смотрят круглые шары. (горох)

Летом, не боясь жары,

Зрели красные шары.

Вызрели как на подбор.

Что за овощ? (Помидор)

Изучение темы «овощи».

Цель: Закрепить названия овощей. Специалист демонстрирует детям натуральные овощи, предлагает детям их рассмотреть, потрогать, знакомит детей с формой и цветом овощей, с обобщающим понятием «овощи».

5. Физкультминутка для детей «Листочки осенью».

Цель: смена деятельности, способствующая оздоровлению детей, снятие напряжения и активизация внимания детей.

Физкультминутка для детей и родителей «Листочки осенью»

Мы листики осенние (плавные движения руками)

На веточках сидим (приседают)

Дунул ветер – полетели (встали, кружимся)

Мы летели, мы летели (продолжаем кружиться)

И на землю тихо сели (приседают)

6. Игра наоборот для родителей

Игра «ОСЕННЕЕ СЛОВО НАОБОРОТ». Зачитываются по очереди слова, родители должны «прочитать» слово наоборот и назвать получившееся:

ТСИЛ лист

ИЩОВО Овощи

ДАПОТСИЛ Листопад

КИДЖОД Дождик

БИРГ Гриб

АНИБЯР Рябина

ИДУЛЁЖ Жёлуди

РЕТЕВ Ветер

7. Картофельная эстафета для детей. На земле разложить картофель. Детям выдать по ведёрку и предложить собрать как можно больше картофелин для своей мамы.

8. Конкурс для родителей : кто быстрее очистит картофель. Предложить родителям очистить картофель одновременно по команде. Выигрывает первый справившийся с заданием.

9. Совместная поделка «Ёжики» из очищенного картофеля. Из очищенного картофеля совместно с родителями сделать Ёжика (воспользовавшись зубочистками) или любую иную поделку используя любой природный материал

10. Прочтение стихотворения Юлиана Тувима «Овощи» («Хозяйка однажды с базара пришла…»)

«Овощи»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свёклу.

Ох.

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка? Капуста? Морковка? Горох?

Петрушка иль свёкла?

Ох.

Хозяйка тем временем ножик взяла,

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свёклу.

Ох.

Накрытые крышкою в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свёкла.

Ох.

И суп овощной оказался не плох!

11. Подведение итогов.

Методическое обеспечение с собой :

Зубочистки.

Ножи.

Овощи : капуста, чеснок, картошка, морковка, горох, петрушка, свёкла, помидор, огурец, лук.

Детские ведёрки.

Маленькие конфетки.

Список использованной литература:

1. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в детском саду. - М., 2008.

2. Павлова Л. Н. Раннее детство : развитие речи и мышления: Методическое пособие. - М. :Мозайка-Синтез. 2005 - 168 с.

3. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования: пособие для пед. коллективов детских садов и родителей : сборник / Доронова Т. Н. и др. - М. : Обруч, 2010. - 304с.

4. Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. - М., 1985.

Публикации по теме:

Конспект открытого просмотра для молодых специалистов «Организация кормления детей раннего возраста за завтраком» Правильное питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей. Питание ребёнка в дошкольном учреждении составляет.

Методическая разработка «Методы познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» «Методы познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах использования разнообразных.

Методическая разработка Мультимедийная презентация сказки «Рукавичка» для детей раннего дошкольного возраста Презентация «Рукавичка» ориентирована на подгруппу детей раннего возраста. Мультимедийная разработка поможет воспитателю детского учреждения.

Методическая разработка НОД по познавательному развитию «Осенние листья» во второй группе раннего возрастаМетодическая разработка НОД по познавательному развитию «Осенние листья» во второй группе раннего возраста от и наступил последний осенний месяц осени Ноябрь и мы с детками решили смастерить методическую поделку,Волшебную коробочку листьев.

Методическая разработка Особенности процесса адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Чтобы избежать осложнений и обеспечить.

Методическая разработка по ПДД для детей дошкольного возраста. Дидактические игры по ПДД ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выполнила старший воспитатель МБДОУ № 25 «Светлячок» станицы Отрадной Дидактические.

Методическая разработка подвижной игры для детей дошкольного возраста «Снежный ком» Аннотация. Подвижная игра «Снежный ком» разработана с целью профилактики гиподинамии, формирования потребности детей старшего дошкольного.

Методическая разработка «Предметная деятельность с детьми раннего возраста» Введение Предметная деятельность, как одна из важнейших форм деятельности ребенка, первична по отношению к развитию многих психических процессов.

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Пояснительная записка Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое.

Научно-методическая разработка «Использование песочной терапии в повышении речевой активности детей раннего возраста»Научно-методическая разработка «Использование песочной терапии в повышении речевой активности детей раннего возраста» К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Песок – загадочный материал, песок может быть сухим, лёгким, и ускользающим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка полезных советов для родителей и специалистов по реабилитации детей раннего возраста
Опубликовано: 16 марта 2017 в 15:22
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка полезных советов для родителей и специалистов по реабилитации детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем вера кравченко (УИ 900096) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД