Лариса Шкрябина
Методическая разработка «Предшкольная пора»
▼ Скачать + Заказать документы
Предшкольная пора
На сегодняшний день важное значение приобретает проблема создания прогрессивной системы непрерывного образования.
Преемственность - это связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. При этом дошкольное образовательное учреждение обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему развитию.
Публикация «Методическая разработка „Предшкольная пора“» размещена в разделах
Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать такими личностными характеристиками, как инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность и др. Нередко подготовка детей к школе сводилась к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому, главной целью дошкольного образования стала не подготовка к школе, а создание условий для развития творческой личности.
Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка. Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера. Например, ребенку 3 лет дали книгу с картинками, он приставил пальчики и стал раздвигать эту картинку в книге. Но она, естественно, не двигалась, и он отбросил книгу. Современные дети уже к 2 - 3 годам приобщаются к информационной социализации, уже становятся информационными акселератами, они становятся другими.
Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтении, счете и письме войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру, экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. При этом главное не надвинуть на дошкольное образование формы школьной жизни.
Детский сад "Росток" расположен в микрорайоне Хорейверская экспедиция. Рядом с детским садом находится ГБОУ НАО "СШ № 5", в которую большинство детей пойдут после выпуска из детского сада. С целью воспитания положительного отношения детей к школе, в течение многих лет осуществляется работа по преемственности детского сада и школы.
Механизмом решения данной проблемы в нашем детском саду и школе является последовательное выполнение следующих этапов:
1. Составление плана мероприятий совместной деятельности по обеспечению преемственности (ежегодно).
2. Проведение мероприятий, таких как экскурсия по школе, посещение воспитанниками подготовительной группы уроков в 1 классе, проведение занятий и развлечений учителями, набирающими первоклассников на следующий учебный год, совместные праздники и т. д.
Работа по обеспечению преемственности между дошкольным и школьным образованием ведётся по трё м основным направлениям:
1. Работа с детьми.
2. Работа с родителями.
3. Методическая работа.
Работа с детьми.
Учителя начальных классов проводят различные мероприятия с детьми подготовительной к школе группы по математике, окружающему миру, изобразительной деятельности. Наши воспитанники посещают уроки, открытые мероприятия, проводимые в школе: театрализованные развлечения, спортивные соревнования, уроки.
Эта совместная работа детского сада и школы является хорошей поддержкой в работе по подготовке к школе, делает более лёгкой адаптацию детей к новому жизненному периоду. Дети заранее знакомятся со школой, у них появляется мотивация на учёбу, формируется положительное отношение к школе, учителям, учебной деятельности.
Работа с родителями.
Ежегодно учителя начальных классов, заместитель директора по воспитательной работе школы посещают родительские собрания подготовительной группы детского сада, на которых знакомят родителей будущих первоклассников с воспитательно - образовательной работой школы. На родительских собраниях рассматриваются вопросы "готовность к школьному обучению", "что должен знать и уметь ребёнок перед поступлением в школу".
Чтобы помочь детям успешно адаптироваться в школе, а родителям получить квалифицированные рекомендации о подготовке детей к школе, на базе школы ежегодно работает группа "Дошколенок". Программа курса представляет собой комплекс занятий с будущими первоклассниками и их родителями.
В детском саду подготовка детей к школе проводится в разных формах:
1. Занятия.
2. Беседы о школе.
3. Рассматривание картины «Школа» и иллюстраций на школьную тематику.
4. Экскурсии.
5. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихотворений.
6. Ознакомление с пословицами и поговорками.
7. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.
8. Словесные и дидактические игры на школьную тематику.
9. Сюжетно-ролевая игра «Школа».
10. Работа с родителями.
В нашем микрорайоне также находится детский сад "Солнышко", выпускники которого пойдут в школу № 5, поэтому с 2016-2017 учебного года мы планируем проводить совместную работу.
Старший воспитатель ГБДОУ НАО
"Детский сад "Росток"
Шкрябина Л. Г.