МААМ-картинки

Планирование работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Марина Сударева
Планирование работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Почему я решила работать над этой проблемой? Потому что, развивая у детей представления о человеке, я в первую очередь обращаюсь к истории и культуре собственного народа. Древние люди говорили, что для абсолютного счастья - человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях ценности преданность Отечеству, собой русским традициям и без обычаям, гордость времен за свою жизненной Родину, патриотизм? видами Ответить на преданность эти вопросы – осуществляется значит восстановить глубокого связь времен, Побуждать вернуть утраченные культурным когда-то ценности. что Воспитание гражданина и наших патриота, знающего и Цель любящего свою решила Родину, не что может быть традициям успешно решено каждого без глубокого приобщение познания духовного закладывание богатства своего сделать народа, освоения осознания народной культуры.

Публикация «Планирование работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры» размещена в разделах

Таким Таким образом, этим можно сделать представления вывод, что проблемы постановка данной коммуникативные проблемы является как своевременной, а работа другими над этой другими проблемой осуществляется в творчество тесном взаимодействии современной со всеми взаимодействии участниками педагогического деятельности процесса.

Работая видами над этой Развивать проблемой, я поставила успешно перед собой:

душе Цель: формирование может устойчивого интереса и участниками приобщение детей к личности истокам русской Способствовать национальной культуры, жизненной закладывание основ характера духовно-нравственной личности с воспитать активной жизненной Потому позицией и с творческим истории потенциалом, способной к Использовать самосовершенствованию, к гармоничному гордость взаимодействию с другими великого людьми.

Задачи:

Цель Побуждать в душе первую каждого ребёнка обычаям любознательность, чувство потенциалом красоты, осознания Задачи себя частью русской великого русского для народа;

Способствовать русским развитию у детей за лучших черт этим русского характера;

поговорки Развивать интерес к исконно русским традициям, промыслам;

Знакомить с культурным опытом наших предков: жилищем, предметами быта, ремёслами.

Знакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами искусства;

Развивать творчество, фантазию, коммуникативные навыки, познавательную активность;

Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки, потешки, заклички, загадки, хороводы;

Развивать речь, воображение, художественный вкус, моторику рук;

Воспитывать патриотическую гордость, чувство уважения к людям, русскому народу;

Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в группе уютной, домашней обстановки с предметно-развивающей средой

Формы работы с детьми.

НОД:

- по ознакомлению с основами русской народной культуры и быта (знакомить детей с предметами быта, русской одеждой, убранством русской избы);

- по ознакомлению с окружающим миром

(знакомить детей с народными предметами, с семьей, детским барышни садом, с русскими подвижные народными праздниками хороводы на Руси, с барышни русскими обычаями и народных традициями);

- по театрализованной ознакомлению с произведениями расписывать художественной литературы

(учить на пословицы, поговорки, расписывать потешки, читать и литературы рассказывать сказки, художественной обыгрывать их в художественной театрализованной деятельности)

- приемы музыкальные

(знакомить с русскими дымковские народными инструментами, сказки петь русские водить народные песни, на водить хороводы, рисование выполнять движения садом русских народных детским танцев);

- по НОД изобразительной деятельности (дымковские декоративное рисование, театрализация лепка.)

(учить расписывать НОД сарафан «дымковской барышни», русскими использовать элементы прямые дымковской росписи; для прямые и пересекающие лепка линии, точки, их мазки, учить художественной лепить дымковские ознакомлению игрушки и расписывать произведениями их, использовать обыгрывать приемы дымковской лепка росписи для садом украшения игрушек; кольца, дуги, точки, мазки, полоски, круги)

Культурнодосуговая деятельность:

- праздники, развлечения, тематические вечера, досуги.

Игровая деятельность:

- театрализация.

- сюжетно - ролевые игры.

- подвижные, народные игры.

Методы и приё мы : словесные, наглядные, практические, игровые.

Словесные:

- чтение художественной литературы;

- заучивание стихов, песенок, потешек, закличек, пословиц и поговорок, загадывание и отгадывание загадок;

- праздники, развлечения;

- беседы;

- консультации.

Наглядные:

- организация фотовыставок;

- информационные стенды;

- театрализованная деятельность;

- рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий;

- личный пример взрослого.

Практические:

- создание развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ;

- создание условий для познавательного развития и познавательной деятельности ребенка;

- организация продуктивной деятельности: изготовление тряпичных народных кукол, народных игрушек, декоративно-прикладное творчество.

Игровые:

- дидактические, настольно-печатные игры;

- сюжетно – ролевые игры;

- подвижные игры;

- игры-драматизации, игры-инсценировки;

В группе имеются:

Музыкальный уголок – с народными музыкальными детскими инструментами (гармошка, бубен, погремушки, деревянные ложки, барабан).

«Полочка красоты» с предметами декоративно – прикладного искусства и народными игрушками.

Детские книги – русские народные сказки, книжки – раскраски.

Уголок ряжения – сарафаны, юбки, передники, фуражки, косынки.

Театральный уголок – маски, куклы, настольный театр.

Мини-музей «Куклы наших бабушек»

Перспективный план совместной деятельности по развитию творческой личности ребёнка средствами фольклора.

Старшая группа.

Месяц Содержание работы.

Сентябрь Игра-драматизация по сказке «Коза-дереза». Организация творческой мастерской «Потешный раёк»

Октябрь Игра драматизация по сказке «Глиняный парень». Знакомство с пословицами и поговорками об осени.

Ноябрь Фольклорный праздник, посвящённый дню матери. Пословицы, поговорки и приметы осени.

Декабрь Экскурсия по зимней экологической тропинке с использованием средств фольклора. Новогодний праздник на фольклорном материале.

Январь Фольклорный праздник «Приходила коляда накануне рождества». Знакомство с пословицами и поговорками о зиме.

Февраль Игра-драматизация по сказке «Заяц-хваста». Знакомство с загадками, учить сочинять загадки самостоятельно.

Март Фольклорный праздник «Масленница». Утренник для мам на фольклорном материале.

Апрель Пасхальный утренник «Как праздновали пасху на Руси» Д/В №4, 2005г. с. 91-93. Пословицы, поговорки и приметы весны.

Май Подготовка и проведение диагностики по развитию творческой личности средствами фольклора.

июнь Фольклорный праздник «Троица». Народные подвижные и хороводные игры на улице.

Тематический годовой план занятий

Старшая группа

Тема занятия Содержание

Сентябрь «Гуляй, да присматривайся» Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки - попевки «Восенушка - осень»

«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу» Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.

«Вершки да корешки» Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание детьми загадок.

«Хлеб всему голова» Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.

Октябрь «Октябрь пахнет капустой»

Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка - осень»

«Зайчишка-трусишка» Знакомство со сказкой «Заяц - хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка»

«У страха глаза велики» Беседа о страхе. Знакомство со сказкой

«У страха глаза велики»

«Друг за дружку держаться – ничего не бояться» Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке.

Ноябрь «Народные приметы» Знакомство с приметами на ноябрь месяц.

«Гончарные мастеровые» Дидактическая игра «Что как называется?» рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин»

«Что нам осень принесла?»

Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.

«Крестьянская игрушка» Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой.

Декабрь «Здравствуй, зимушка-зима!» Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»

«Проказы старухи зимы»

Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»

«Зимние святки»

Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год)

«С новым годом, со всем родом» Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок.

Тема занятия Содержание

Январь «Пришла коляда – отворяй ворота» Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.

«Гуляй, да присматривай» Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко»

«Сказка для Кузи» Самостоятельное рассказывание детьми сказок

Февраль «Гуляй, да присматривай» Беседа о характерных особенностях февраля Знакомство со сказкой «Два Мороза»

Народная вышивка Знакомство с народной вышивкой. Обучение детей вышиванию тамбурным швом.

«На героя и слава бежит» Беседа о русских богатырях

«Ой ты, Масленица!» Рассказ воспитателя о Масленице. Проведение русских народных игр «Горшки» «Гори, гори ясно»

Март «Нет милее дружка, чем родимая матушка» Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме.

«Гуляй, да присматривайся» Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание закличке о весне «Жаворонки, прилетели»

«Мудреному к лицу и счастье» Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок.

Вербное воскресенье Посещение «избы» рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка» «Ерыкалище»,

Апрель «Небылица в лицах, небывальщина» Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

«Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна» Рассказ воспитателя о прялке. Знакомство с Городецкой росписью. Проведение русской народной игры «Прялица»

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит» Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.

«Красна горка» Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек.

Май «Весна красна цветами» Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н. Павловой «Под кустом»

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается». Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора».

«А за ним такая гладь – ни морщинки не видать» Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода.

Прощание с «избой». Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек.

Перспективно-тематический план работы кружка

«Бабушкин сундучок на 2016-2017 г. г

Раздел I. «Введение»

Тема: «История народной тряпичной куклы

1. Краткая история русской тряпичной куклы.

2. Знакомство детей с образцами народных кукол.

3. Знакомство детей с материалы и инструменты, с техникой безопасности при работе с основными инструментами (игла, ножницы).

Раздел II. «Обрядовые куклы»

Тема: 1. Знакомство с обрядовыми куклами, с историей их изготовления в древней Руси, разновидности обрядовых кукол, их функции и значение.

Тема: «Кукла-пеленашка»

1. История и технология изготовления куклы.

2. Практическая работа : Изготовление куклы.

Тема: «Кукла Масленица»

1. Праздник «Масленица», знакомство с традициями и обычаями, проводимыми на Руси в масленичную неделю, история и технология изготовления куклы.

2. Практическая работа : Изготовление куклы.

Тема: «Пасхальная голубка»

1. Праздник «Пасха». История и технология изготовления куклы.

2. Практическая работа : Изготовление куклы.

Раздел III.«Обереговые куклы»

Тема: 1. Знакомство детей со славянскими куклами - оберегами, с историей их изготовления в древней Руси, какие были славянские обережные куклы, их значение.

Тема: «Кукла Берегиня»

1. Знакомство с самой древнейшей из обереговых кукол с куклой Берегиней (Столбушкой) – хранительницей семейного очага.

2. Практическая работа : Изготовление куклы.

Тема: «Кукла Кувадка»

1. Значение куклы, знакомство с материалами и технологией изготовления куклы.

2. Практическая работа : Изготовление куклы.

Тема: «Рождественский ангел»

1. Зимние Святки. История и технология изготовления куклы.

2. Практическая работа : Изготовление куклы.

Тема: «Колокольчик»

1. История и технология изготовления куклы.

2. Практическая работа : Изготовление куклы.

Тема: «Куколка на счастье»

1. История и технология изготовления куклы.

2. Практическая работа : Изготовление куклы.

Тема: «Кукла Подорожница»

1. История и технология изготовления куклы.

2. Практическая работа : Изготовление куклы.

Раздел IV.«Игровые куклы»

Тема: 1. Знакомство с игровыми народными куклами, их значением, функциями и разновидностями.

2. Знакомство с «Узелковой куклой»

«Живая» кукла, кукла с головой из завязанного узлом лоскута, узелковая кукла с круглой головой. Технология изготовления кукол.

3. Практическая работа : Изготовление кукол.

Тема: «Зайчик на пальчик»

1. История и технология изготовления куклы.

2. Практическая работа : Изготовление куклы.

Тема: «Малышок-голышок»

1. История и технология изготовления куклы.

2. Практическая работа : Изготовление куклы.

Итоговое мероприятие: Организация выставки детских работ в холле детского сада «Чудеса из бабушкиного сундучка»

План работы с родителями по приобщению детей

к истокам русской народной культуры.

Возраст детей : старшая, подготовительная группа.

Сентябрь

1. Консультация «Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию дошкольников на традициях русской национальной культуры».

2. Анкетирование родителей.

Октябрь

Посиделки с участием родителей и детей «Это русская сторонка – это Родина моя!»

Ноябрь

1. Консультация «Роль малых фольклорных форм в познавательном развитии детей».

2. Подготовка совместно с родителями выставки детских рисунков «Любимая кукла моей бабушки".

Декабрь

Конкурс красоты для девочек «Коса-русская краса» с привлечением родителей.

Январь

1. Консультация «О рождественских праздниках и святочных гаданиях».

2. Мастер-класс для родителей «Рождественский ангел – кукла оберег»

Февраль

1. Консультация «Светит, но не греет».

2. Пополнение мини-музея «Куклы моей бабушки.»

Март

1Развлечение «Сердце матери лучше солнца греет».

2. Подготовка совместно с родителями фотовыставки «Нет милее дружка, чем родная матушка».

Апрель

1. Консультация «Роль народной музыки в воспитательном процессе».

2. Посиделки с участием родителей «Живёт в народе песня».

Май

1. Консультация «О традициях русского чаепития».

2. Проведение совместно с родителями кулинарного конкурса «Семья талантами богата».

Перспективный план проведения народных игр

Старшая группа

Месяц Вид игры Название игры

Сентябрь Подвижные С кочки на кочку

Медведь и пчелы

Солнышко и дождик

Самолеты

Малоподвижные Море волнуется

Хороводные Хороводная- огородная

Народные Олени и пастух

Капуста

Октябрь Подвижные Ловишки

Уголки

Лохматый пес

Наседка и цыплята

Малоподвижные Летает – не летает

Хороводные Урожайная

Народные Муха

Охотники и собаки

Ноябрь Подвижные Перелет птиц

Караси и щука

Мышеловка

Зайцы и волк

Малоподвижные Найди свой цвет

Хороводные Найди себе пару

Народные Гуси летят

Море волнуется

Декабрь

Подвижные Бездомный заяц

Перебежки

Хитрая лиса

Мыши в кладовой

Малоподвижные Кто ушел

Хороводные Новогодний хоровод

Народные Обыкновенные жмурки

Иголка, нитка, узелок.

Январь Подвижные Охотник и зайцы

Кто сделает меньше прыжков

У медведя во бору

Наседка и цыплята

Малоподвижные Найди и промолчи

Хороводные Зимний хоровод

Народные Пустое место

Два мороза

Февраль Подвижные Сделай фигуру

Мы веселые ребята

Лиса в курятнике

Кто скорее добежит до флажка

Малоподвижные Подбрось - поймай

Хороводные Мы военные

Народные Горелки

Пятнашки

Март Подвижные Перелет птиц

Затейники

Лохматый пес

Садовник и цветы

Малоподвижные У кого мяч

Хороводные Веснянка

Народные Пастух и стадо

Салки

Апрель Подвижные Не оставайся на полу

Удочка

Ловишки

Пятнашки

Малоподвижные Мяч через сетку

Хороводные Пошла Млада за водой

Народные Гуси-лебеди

Птички

Май Подвижные Классы

Мяч водящему

Серсо

Перебежки

Малоподвижные Сбей кеглю

Хороводные Во поле береза стояла

Народные Перетягивание каната

Ручеек

Подготовительная группа

Месяц Вид игры Название игры

Сентябрь Подвижные Мышеловка

Гуси-лебеди

Удочка

Хитрая лиса

Малоподвижные Эхо

Хороводные Хороводная – огородная.

Народные Море волнуется

Гуси летят

Октябрь Подвижные Ловишки

Догони свою пару

Кто скорее докатит обруч до флажка

Совушка

Малоподвижные Летает – не летает

Хороводные Как у наших у ворот

«У рябинушки»

Народные Олени и пастух

Уголки

Ноябрь Подвижные Караси и щука

Перелет птиц

Чье звено скорее соберется

Лягушки и цапли

Малоподвижные Фигуры

Хороводные На горе-то калина

Народные Круговая лапта

Иголка, нитка, узелок.

Декабрь Подвижные Лохматый пес

Зайцы и волк

Быстро возьми, быстро положи

Хитрая лиса

Малоподвижные Молчанка

Хороводные Новогодняя хороводная

Праздничный хоровод

Народные Два мороза

Скакалка

Январь Подвижные Перебежки

Волк во рву

Лошадки

Ловишка, беру ленту!

Малоподвижные Затейники

Хороводные Зимний хоровод

Народные Обыкновенные жмурки

Бабка Ёжка

Февраль Подвижные Мы веселые ребята

Слышим – делаем

Охотники и звери

Стоп

Малоподвижные Тихо-громко

Хороводные Пошла млада за водой

Народные Пятнашки

Салки

Март

Подвижные Садовник и цветы

Лиса в курятнике

Перемени предмет

Наседка и цыплята

Малоподвижные Великаны и гномы

Хороводные Веснянка

Народные Филин и пташки

Птички

Апрель Подвижные Коршун и наседка

У медведя во бору

Бездомный заяц

Карусель

Малоподвижные Тишина

Хороводные Земелюшка - чернозем

Народные Классы

Пчелки и ласточки

Май Подвижные Мяч по дорожке

Медведь и пчелы

Цветные автомобили

Садовник и цветы

Малоподвижные Молчанка

Хороводные Солнышко-ведрышко.

Народные Гуси-лебеди

Пастух и стадо

Публикации по теме:

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Красавица рябина» Вот и наступило самое красивое время года осень. Важно то, что осенью всё действительно меняется: ритм жизни, краски природы, приходят новые.

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Цель: воспитывать интерес к истории и культуре народного творчества. Задачи: Формировать у детей интерес к искусству народа России и народов.

Конспект комплексного занятия в младшей группе по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры Тема: «Стоит пузачок, блестит бочок…» (Знакомство с самоваром). Возраст детей 3-4 года. Программное содержание: • формирование у детей.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в младшей группе «Стоит пузачок, блестит бочок… Самовар» Оксана Белобородова Конспект комплексного занятия в младшей группе по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной.

Конспект НОД по приобщению детей к истокам народной культуры «Русская матрешка» Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Выполнила : воспитатель старшей группы МБДОУ детский сад.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры для старшей группы детского сада «Волшебный сундучок» Цель: Продолжать воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству (загадкам, сказкам, историям)а так же к народно-прикладному.

Использование лэпбука «России святой старина» в работе по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Методическая разработка "Использование лэпбука "России святой старина" в работе по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры".

Опыт работы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью сказок» ". как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и в сердце из окружающего мира - от этого в решающей.

Перспективный план работы с детьми по проекту «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Перспективный план работы с детьми по проекту Месяц/неделя Тема Форма работы ОО Цель Октябрь 2 неделя «Мои добрые поступки» Беседа Социально.

План работы по самообразованию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры". Дата начала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Опубликовано: 17 января 2018 в 21:38
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД