Получи документы

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры для старшей группы детского сада «Волшебный сундучок»

Елена Петрина
Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры для старшей группы детского сада «Волшебный сундучок»

Цель: Продолжать воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству (загадкам, сказкам, историям)а так же к народно-прикладному искусству.

Программное содержание:

1. Прививать интерес к народно – прикладному искусству русского народа. 2. Воспитывать трудолюбие и уважительное отношение к человеку – мастеру. 3. Формировать желание подражать такому человеку, приобщаться самому к процессу создания, творчеству.

Публикация «Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры для старшей группы детского сада „Волшебный сундучок“» размещена в разделах

4. Воспитывать уважение к традициям своей страны

5. Активизировать словарь

6. Учить выполнять свою работу аккуратно, добиваться результата.

Материал и оборудование к занятию :

-Образ русской избы

-Заготовки-шаблоны игрушек

-Гуашь

-Кисточки

-Музыкальные инструменты: Трещётки, свистулька, ложки, матрёшка, кукла тряпичная.

-Иллюстрации сказок.

-Музыкальное сопровождение Былинные наигрыши «Гусли» «Свистулька»

«Хороводная плясовая»

Словарная работа:

-Загадки о домашних животных, о временах года, о сказках.

-Пословицы и поговорки о труде:

Без труда не вынешь и рыбку из пруда!

Судят не по словам, а по делам!

Умелые руки не знают скуки!

Землю красит солнце, а человека-труд!

Терпение и труд- всё перетрут!

Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

-Выражение «Золотые руки»

Предварительная работа:

- Чтение русских народных сказок «Теремок»,«Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Лисичка со скалочкой»

- Чтение пословиц о труде.

- Рассматривание иллюстраций с многообразной работой русских мастеров.

Методы и приё мы:

Словесный метод: (Чтение половиц, загадывание загадок, объяснение новых слов «Золотые руки» «Мастер»)

Наглядно-демонстрационный метод (Иллюстрации с народно-прикладным искусством, атрибуты русско-народных игрушек, музыкальные инструменты)

Практический метод (Изготовление игрушек своими руками)

Ход ЗАНЯТИЯ:

Русская изба, стоит печь, утварь. Дети заходят в избу.

Хозяйка: Посмотрите, сколько к нам гостей пришло!

Проходите, садитесь! А что это вы надумали к нам в гости пожаловать?

Дети: А мы пришли загадки, да сказки ваши послушать.

Хозяйка: Да, загадки наши не простые (смотрит в окно). Да вот хотя бы эта, прямо в окошке её увидела!

Красна девица во дворе –

Золота коса в избе… (солнца луч)

Черное суконце

Застлало все солнце… (туча)

Застучал долгий Ермошка

Да все по окошкам… (дождь)

Синяя шапка

Вся в заплатках… (небо, звезды)

Хозяйка: Молодцы, ребята, хорошо умеете отгадывать загадки. А сами то загадки знаете?

(Дети загадывают загадки).

Хозяюшка: Дети, а вы сказки любите? А что же такое сказка? Кто сочиняет сказки? (русский народ). Кто пишет (писатели). Какие сказки вы знаете? Какими словами часто начинаются русские сказки? А какими заканчиваются?

Хозяюшка: Да, дети, кого в сказках только не встретишь: хитрую лису, доверчивого петуха, трусливого зайца, злую мачеху. И простаков, и храбрецов, и злодеев, и трусов. Но в сказках добро всегда побеждает зло.

У меня есть загадка о сказочных героях. Сумеете ли вы их узнать.

Из леса птицы прилетают,

Детишек малых забирают.

К Яге в избушку их несут

И в детской сказочке живут.

Дети отвечают. Сказка «Гуси-лебеди»

Уговаривала братца

Старшая сестрица :

«Ты из лужицы не пей

Мутную водицу».

Не послушался мальчонка

И превратился он в козленка.

Дети отвечают : «Алёнушка и братец Иванушка»

Нравом зол, цветом сер,

Шестерых козлят он съел.

Дети отвечают: «Волк и семеро козлят»

Лисичка с выгодой менялась,

Да чуть без шубки не осталась.

Дети отвечают: «Лисичка со скалочкой»

Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко.

Стала жить, да поживать,

Да жильцов к себе пускать.

Дети отвечают: «Теремок»

Вдруг слышится чей-то плачь.

Хозяюшка: Ой, кто же здесь плачет?

Воспитатель: Это наша девочка, Даша. (выходит заплаканная девочка). Дашенька, ты не плачь, не лей слезы. На вот тебе игрушки.

Даша: (бросает игрушки на пол) Не хочу я играть с этими игрушками – они у всех есть, а я хочу такие, что бы только у меня были!

Воспитатель:(обращается к хозяйке) Я не знаю что делать, как ее утешить?

Хозяюшка: Не горюй, кажется, знаю как твоему горю помочь.

Ребята, а вы знаете, что русский народ умеет не только веселиться, но и дело делать, трудиться: вышивать, плести из бересты, лепить из глины… Вот и наши мастера все умеют, за какое бы дело они не взялись – все у них получается, все в их руках спорится, про таких мастеровых людей говорят, что у них «руки золотые». А почему так говорят?

(Ответы детей).

Человек который справляется хорошо с работой, умеет всё делать, у которого всё получается. Добросовестно и старательно выполняет свою работу1

Люди еще слагали пословицы о труде, о деле, о мастерстве. А вы знаете такие пословицы? (Дети говорят пословицы).

Умелые руки не знают скуки!

Землю красит солнце, а человека-труд!

Терпение и труд- всё перетрут!

Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

Хозяюшка: Ай да молодцы, ребята, все знаете.

Есть у меня сундучок большой,

А сундук - то не простой.

Он волшебный и с секретом.

Хотите узнать, что в сундуке этом?

Ну-ка, ну-ка поживей

Открывай сундук скорей!

(Открывает сундук и показывает игрушки, сделанные из глины и дерева.

Матрёшки, русские музыкальные инструменты свистулька, трещотка, ложки, Кукла -Утешница)

Посмотрите на изделие –

Ну, что за рукоделие!

Это все игрушки:

Хозяюшка показывает свистульку.

В старину меня ценили :

Если засуха, то мной

Люди борются с бедой.

Вызывая дождь и ветер,

Иль пугая силу злую,

Лишь тихонько посвистят.

В нашем мире современном

Я из глины иль полена

Для забавы у ребят.

(свистулька)

Воспитатель: Свистулька — древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент. Появилась она очень-очень давно. Наши дальние предки использовали свистульку, как магический инструмент, чтобы вызывать в летнюю засуху и жару долгожданный дождь. В наше время, свистульки из серьезных магических инструментов превратились в детскую забавную игрушку. Свистульки можно услышать и в современных народных музыкальных коллективах. Посмотрите, какие разнообразные свистульки. Показываю свистульки на картинках (птички, животные, матрешки)Послушайте, как звучат свистульки.

Хозяюшка достаёт трещётку.

На ремне в рядок висим,

Сухо, весело трещим.

Ритм отстукивает чётко

Звонкий инструмент … (трещотка)

Хозяюшка: Состоят трещотки из набора 14-20 тонких длинных дощечек,сделанных обычно из дуба и соединённых между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для того, чтобы дощечки вплотную не прикасались друг к другу, между ними вверху вставлялись небольшие пластинки из дерева.

За счет этого и образуется довольно специфический, но приятный слуху звук, напоминающий треск. Поэтому и назвали этот инструмент –трещотка. Трещотка изготавливается обязательно из совершенно сухого дерева, желательно дуба — именно это обеспечивает музыкальные свойства инструмента. Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием.

(Играют на трещотках)

За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестренки.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких. (ложках)

(Хозяюшка показывает ложки)

Хозяюшка:Ложки – не просто столовый прибор для повседневного пользования, а это еще и оригинальный Русский народный музыкальный инструмент.

Можно даже выдвинуть предположение, что именно ложки являются самым первым и самым распространенным ударным инструментом на Земле.

Сегодня расписные деревянные Русские ложки получили такую широкую популярность и известность, что их тысячами покупают и вывозят к себе домой довольные туристы.

Конечно, эти ложки уже никогда не станут звучать в умелых руках музыкантов-ложечников, давайте и мы поиграем!

(Дети и воспитатель играют на ложках)

Хозяюшка:Ну а вот что ещё у меня есть в сундучке, послушайте!

Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она? (кукла)

Посмотрите, какая она нарядная и яркая. Эта кукла называется Утешница

А знаете, почему её называют Утешницей? Сейчас расскажу. С маленьким сорванцом во время игр могли произойти всякие неприятности. Малыш мог упасть, удариться, поцарапаться колени, может просто капризничать. На крик малыша прибегали мать или няня, успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку, юбочкой утирали последние детские слёзки и предлагали с куколкой поиграть. Родители привязывали к кукле конфеты, малыш съедал конфеты, но фантики от конфет оставляли на кукле для того, что бы потом завернуть в них новые конфеты. Позже, когда ребенок переставал плакать, куклу не заметно убирали за печь или за образа с ладаном, для того что бы очистить ее, до тех пор пока она не понадобиться снова.

(Дети рассматривают куклу)

Хозяюшка: А вот ещё новая игрушка!

У меня матрешка есть – новая игрушка,

В желтом сарафанчике – славная пеструшка.

А ее откроешь – в ней сидит другая,

Вся в зеленой, как весной, травка молодая.

А вторую отвернешь – там еще матрешка.

Вся она, как маков цвет. Сарафан на ней надет

Алый, как цветочек. И под цвет платочек.

Ну, а больше всех люблю маленькую крошку –

Красную матрешку!

Матрёшка- удивительная игрушка! Ребята, а как вы думаете, почему куклу назвали «матрёшкой»? Матрёшке немногим более ста лет. Есть много версий, как родилась матрёшка, По одной версии она была прообразом ярко раскрашенные пасхальные яйца, а по другой версии прообразом русской матрёшки послужила фигурка японского мудреца, одного из семи богов удачи- Фукурумы- лысоватого старичка с вытянутой вверх головой от многочисленных раздумий, в руках он держит посох и свиток. Внутри фигурки пряталось две фигурки поменьше. Очень понравилась эта игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передником, на голову повязали платок, нарисовали глазки и щечки. И назвали Матрёшкой.

А ещё говорят так, что имя это произошло от распространённого на Руси женского имени- Матрёна, а позже Маши. И ещё в народе говорят, что у матрёшки два отца. Токарь- игрушечник из Подольска Василий Звёздочкин выточил первую матрёшку, а художник Сергей Малютин расписал её. Первая матрёшка состояла из восьми кукол, изображающих девочек и мальчиков и держала в руках петуха.

Хозяюшка предлагает рассмотреть и поиграть с матрёшками.

Хозяюшка: Ну, что же, вам понравились наши игрушки? А сами вы хотите попробовать что-нибудь смастерить? Тогда проходите в мою мастерскую и приступайте к работе.

Детям предлагается на заготовках (картонных или деревянных) украсить игрушки.

(По окончанию работы хозяйка поощряет детей и обращается к Даше).

Хозяйка: Даша, я вижу, что ты уже не плачешь, значит, понравилось тебе у меня в мастерской.

Даша: Очень понравилось, спасибо вам. Плакать я больше не буду, у меня теперь такие интересные игрушки появились.

Хозяюшка: А теперь всех вас я приглашаю на ярмарку, и не забудьте взять свои изделия. (Звучит русская народная музыка). Во время ярмарок русские люди водили хороводы, плясали, пели и, конечно, выставляли напоказ свои поделки, игрушки и т. д. Чего здесь только не увидишь: прекрасные барышни и кавалеры, кони, козлики, петушки – все разных красок и узоров. А сколько посуды и украшений – выбирай, что душе угодно!

Воспитатель: А еще на ярмарке угощали гостинцами. Наша ярмарка тоже не исключение. А вот и бабушка с дедушкой идут, самовар и пироги несут.

(Стоит стол с разными народными промыслами, и туда же дети ставят и свои работы)

Воспитатель: А еще на ярмарке угощали гостинцами. Наша ярмарка тоже не исключение.

(Угощают детей леденцами)

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Цель: воспитывать интерес к истории и культуре народного творчества. Задачи: Формировать у детей интерес к искусству народа России и народов.

«Приобщение детей старшей группы к истокам русской культуры и культуры родного края». Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний.

Игровые технологии в приобщении к истокам русской народной культуры Игровые технологии в приобщении к истокам русской народной культуры «Духовная жизнь ребенка, полноценная лишь тогда, когда он живет в.

Конспект интегрированного занятия по приобщению к истокам русской народной культуре для средней группы «Чудо-пряники» Конспект интегрированного занятия для детей средней группы по приобщению к истокам русской народной культуры. Тема: «Чудо пряники». Воспитатель:.

Конспект комплексного занятия в младшей группе по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры Тема: «Стоит пузачок, блестит бочок…» (Знакомство с самоваром). Возраст детей 3-4 года. Программное содержание: • формирование у детей.

Конспект НОД «Волшебный сундучок» для подготовительной группы детского сада Конспект НОД «Волшебный сундучок» для подготовительной группы детского сада. Программное содержание: познакомить детей с детским обучающим.

Использование лэпбука «России святой старина» в работе по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Методическая разработка "Использование лэпбука "России святой старина" в работе по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры".

Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством фольклора Слава нашей стороне слава нашей старине и про эту старину я рассказывать начну. Что-бы дети знать могли о делах родной земли. Приобщение.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности. Воспитание гражданина и патриота, знающего.

Родительское собрание. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Россия, Русь! Куда я ни взгляну… За все твои страдания и битв Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы. Люблю твои избушки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры для старшей группы детского сада «Волшебный сундучок»
Опубликовано: 1 ноября 2017 в 14:40
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД