Ольга Трандина
Проектная деятельность, как способ развития коммуникативных способностей младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : творческо-информационный, групповой, кратковременный.
Цель проекта : формировать эмоционально- ценностное отношение у детей младшего дошкольного возраста к русским народным сказкам в условиях поликультурной среды.
Задачи:
1. Формировать у детей устойчивый интерес к устному народному творчеству (потешки, песенки, загадки, сказки);
2. Способствовать формированию эмоционально-положительного настроя по отношению к национальной культуре;
Публикация «Проектная деятельность, как способ развития коммуникативных способностей младших дошкольников» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
3. Побуждать детей разыгрывать небольшие сказочные произведения, развивать интонационную выразительность речи, умение строить диалог между сказочными героями, обогащать словарный запас детей;
4. Создать сказочно-игровое пространство «Сказочный мир», включающее в себя несколько универсальных центров.
Этапы работы над проектом
1. этап: Ориентировочный:
- аналитический обзор литературы по проблемам развития детей посредством русских народных сказок;
- анализ предметно-развивающей среды в группе;
- выявление понимания и оценки детьми образов народных сказок и установление уровней сформированности восприятия и создания сказочных образов в театральной и игровой деятельности.
2. этап: Моделирующий:
- создание творческой группы родителей и планирование ее работы;
- ознакомление с проектной идеей родителей и их детей;
- составление совместного детско-родительского проекта на тему : «Что за прелесть эти сказки!»
3. этап: Деятельностный :
- знакомство родителей воспитанников со спецификой работы по ознакомлению детей с национальной культурой посредством ознакомления детей с русскими народными сказками;
- обеспечение материальной части проекта (привлечение родителей и детей к изготовлению атрибутов, костюмов к русским народным сказкам);
- создание предметно-развивающей среды в группе;
- внедрение проекта в педагогический процесс структурного подразделения ГБОУ СОШ №3.
1. Концептуализация проекта :
Оригинальностью моего проекта обеспечивается внедрением в практику воспитательно-образовательной работы следующих идей:
* Создание сказочно-игрового пространства («Сказочный мир», включающего в себя несколько универсальных центров в групповом помещении: музей сказочных предметов «Бабушкин сундучок», познавательный центр: «Хочу все знать и все уметь», мини-библиотека «Наши любимые книжки».
Весь материал, собранный в сказочно-игровом пространстве «Сказочный мир», будет использоваться в непосредственной образовательной деятельности, совместной, в самостоятельной деятельности детей, что позволит в течении года организовать разные виды театрализованной деятельности по русским народным сказкам, драматизации, сюжетно-ролевые игры и т. д.
«Сказочный мир» является творческой мастерской, которая побуждает детей к созданию образов героев русских народных сказок и воплощение их идей в разных видах деятельности (в игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, речевой).
• В воспитательно-образовательном процессе реализации основного педагогического условия – интегрированный подход к развитию детей. Интеграция в нашем проект предполагает взаимосвязь разных видов деятельности : речевой, игровой, музыкальной, театрализованной, модели ознакомления детей с культурой родного края на основе использования русских народный сказок.
• Осуществления единства воспитательно-образовательного взаимодействия с семьями воспитанников.
• Организация разных видов театральной деятельности.
2. План действия по реализации проекта :
1. Работа с родителями:
• Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуре;
• «В мастерской сказок» встреча детско-родительского клуба с целью изготовления атрибутов к театральной деятельности детей;
• Наглядная информация: «Читаем вместе с детьми», «Театр и ребёнок», с целью вызвать у родителей интерес, приобщения детей к художественной литературе,
• Конкурс рисунков совместного творчества детей и их родителей на тему: «Мир сказок глазами детей».
Ресурсное обеспечение:
Во время внедрения проекта, для организации творческой деятельности детей было создано сказочно – игровое пространство «Сказочный мир», включающий в себя несколько универсальный центров в групповом помещении:
1. Мини – библиотека:
- детские книги по программе «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой для 2-ой младшей группы;
- книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, прибаутки;
2. Мини-музей сказочных предметов: Бабушкин сундучок:
- сказочные экспонаты по мотивам русских народных сказок:
«Курочка – Ряба», «Алёнушка и братец Иванушка», «Петушок и бобовое зернышко»
- сказочные предметы: самовар по мотивам сказок К. И. Чуковского «Федорино – горе», волшебное зеркальце по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
3. Познавательно-речевой центр: «Хочу все знать и все уметь»
- портреты поэтов, писателей;
- поделки (книжки – малышки, книжки- самоделки, книжки - раскладушки);
- выставка произведений В. Г. Сутеева в иллюстрациях художника Васнецова;
- пособия по краеведению: символика родного края, куклы в национальных костюмах народов России, символика (гербы) народов России;
- иллюстрации к сказкам;
- игры на развитие связной речи;
-СD диски с записями мультимидийных русских народных сказок.
4. Театрально-игровой центр
- театр на фланелеграфе;
- пальчиковый театр;
-театр на магнитах;
- кукольный театр;
- теневой театр;
- маски театральные персонажей сказок;
- напольная и настольная ширмы.
Предполагаемые результаты:
• изобразительной, которая отражена в - ребенок проявляет устойчивый интерес к сказкам, он адекватно понимает содержание сказочных образов, обосновывает их смысл и выражает свои переживания;
- у ребенка формируется представления о русских народных сказках, как о народной культуре с ее традициями и обычаями;
- дети умеют пересказывать и разыгрывать небольшие сказочные произведения, передавать эмоциональное состояние различных сказочных героев.
2. Формы работы с детьми:
№ Формы работы Срок реализации Время в режиме дня Ответственные за проведение
1. Беседа на тему:
«Любите ли вы ребята сказки?»
Цель: формировать у детей устойчивый интерес к устному народному творчеству, развивать умение вести диалог, слушать своего собеседника, делиться впечатлениями. 2 неделя
января
вторая половина дня воспитатель Трандина О. П.
2. ВЕЧЕР СКАЗОК:
Чтение русских народных сказок: «Петушок и курочка»
«Заюшкина избушка»
«Теремок»
«Жихарка»
«Три медведя»
Сказки В. Г. Сутеева: «Под грибком» «Кто сказал мяу?».
Цель: приобщать детей к художественной литературе, формировать первичные ценностные представления о добре и зле, воспитывать чувства сопереживания героям сказок.
2неделя января
3 неделя января
4 неделя января
1 неделя февраля
вторая половина дня Воспитатель: ТрандинаО. П. ,
3. Непосредственная образовательная деятельность с приоритетным речевым направлением на тему: «Стоит в поле теремок» 2 неделя января первая половина дня Воспитатель: Трандина О. П.
4. Словесные игры:
«Угадай чего не стало?»
«Да-нет-ка», «Узнай и назови», Узнай по описанию», «Подскажи словечко», Скажи ласково», «Один, много», Отгадай и назови», «Кто как кричит?», «Чьи это слова», «Отгадай сказку».
Цель: развивать речевую активность, слуховой анализатор, внимание, память, обогащать словарный запас слов. 2 неделя января
3 неделя
Января
4 неделя января
1 неделя февраля в течение всего дня Воспитатель: Трандина. О. П.
5. Непосредственная образовательная деятельность с приоритетным познавательным направлением на тему: «Из чего ложечка?» с элементами экспериментирования 4 неделя января первая половина дня Воспитатель: Трандина О. П.
6. Игра- драматизация по сказке «Теремок».
Цель: побуждать детей участвовать в драматизации сказки; имитировать движения животных, развивать интонационную выразительность речи. 3неделя января
вторая половина дня Воспитатель: Трандина О. П.
7. Непосредственная образовательная деятельность с приоритетным Художественно- эстетическим направлением на тему: «Ложечка точеная, ручка золоченая» 4неделя января первая половина дня Воспитатель: Трандина О. П.
8. Игры - драматизации с использованием конструктора «Самоделкин».
Цель: побуждать детей
выкладывать из геометрических фигур персонажи русских народных сказок: «Заюшкина избушка», «Колобок», составлять сюжет сказки и обыгрывать её.
4неделя января вторая половина дня Воспитатель: ТрандинаО. П.
9. Театрализованная деятельность : «В гости сказка к нам пришла», постановка сказки «Заюшкина избушка».
Цель: вызвать интерес у детей к театрализованной деятельности, развивать умение выполнять движения с сопровождением стихотворного текста. Воспитывать чувства отзывчивости и доброты. 3 неделя вторая половина дня Воспитатель Трандина О. П.
10. Совместная театрально-игровая деятельность по сказке «В гостях у сказки Репка».
Цель: развивать интерес к народному творчеству и театральному искусству. 3 неделя вторая половина дня Воспитатель:
Трандина О. П.
11. «Путешествуем по русским народным сказкам» (литературная викторина).
Цель: расширять знания детей о русских народных сказках, формировать запас литературных художественных впечатлений. 4 неделя первая половина дня Воспитатель:
Трандина О. П.
12. Совместное участие родителей и детей во Всероссийской викторине: «Мульткоты» 1 неделя февраля вторая половина дня Воспитатель Трандина О. П.
13. Сотворчество взрослых и детей: Выставка рисунков «Мир сказок глазами детей» 1 неделя февраля вторая половина дня Родители, участники детско-родительского клуба: «Ласковые ладошки»
Воспитатель:
Трандина О. П.
14. Посиделки у Федоры «Загадки – отгадки» по произведениям К. И. Чуковского. Цель: С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений. Приучать отгадывать загадки.
Продолжать приучать ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).
Словарь: иллюстрация.
Развивать чувство рифмы.
Воспитывать интерес к творчеству К. И. Чайковского.
1 неделя
февраля вторая половина дня Воспитатель: Трандина О. П.
15. Сотворчество взрослых и детей: изготовление поделок для мини- музея «Сундучок сказок» 2, 3, 4 неделя января вторая половина дня Родители, участники детско-родительского клуба: «Ласковые ладошки»
Воспитатель: Трандина О. П.
16. «В гостях у Бабушки- Забавушки».
(прослушивание СD диска с записью сказки В. Г. Сутеева «Под грибом»)
Цель: знакомство детей со сказками В. Г. Сутеева 4 неделя января вторая половина дня Воспитатель: Трандина О. П.
17. Непосредственная образовательная деятельность с приоритетным речевым направлением на тему: «В гостях у старичка – боровичка» 2 неделя
февраля первая половина дня Воспитатель:
Трандина О. П.
18. Презентация проекта :
Мультимедийное представления проекта на тему : «Что за прелесть эти сказки!» 2 неделя
февраля вторая половина дня Воспитатель: Трандина О. П.