Папки-передвижки

Методическая разработка программы внеурочной деятельности «Решение расчетных задач по химии в 8 классе»

Светлана Александрова
Методическая разработка программы внеурочной деятельности «Решение расчетных задач по химии в 8 классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №5

имени Героя Советского Союза Павла Арсентьевича Михайличенко

города Ейска муниципального образования Ейский район

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 26 августа 2020 года протокол № 1

Председатель ___Т. Н. Руденко

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Решение расчетных задач по химии»

Публикация «Методическая разработка программы внеурочной деятельности „Решение расчетных задач по химии в 8 классе“» размещена в разделах

Уровень образования (класс) - основное общее 8 классы

Количество часов - 34 часов

Уровень - базовый

Учитель - Александрова Светлана Александровна

г. Ейск, 2020

Пояснительная записка

Авторская программа внеурочной деятельности «Решение расчетных задач» предназначена для учащихся 8 классов, изучающих химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Программа составлена на основе нормативных правовых документов:

• Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (от 29.12.12 года № 273 – ФЗ);

• Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по химии, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 года № 1089;

Методические рекомендации для общеобразовательных организаций Краснодарского края «О преподавании предмета «Химия» в 2017-2018 учебном году».

Решение расчётных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. Содержание данного курса направлено на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчётных задач. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приёмы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении химии.

Необходимость разработки данной программы продиктована тем, что в существующих авторских программах решению расчетных задач отводится недостаточное количество часов. Всего на изучение курса химии в 8 классе отводится 2 часа в неделю. Данное количество часов недостаточно для реализации стандарта основного общего образования по химии. Сокращение числа учебных часов приводит к тому, что у учителя совсем не остаётся времени для применения на практике навыков решения задач, которые обеспечивают закрепление теоретических знаний, учат применять эти знания в новой ситуации, логически мыслить.

Для большинства учащихся решение подобных задач по химии представляет большие трудности. Не освоив первый этап решения задач, связанных с ключевым понятием «моль», учащиеся в дальнейшем не смогут осознанно решать более сложные задачи. В связи с этим учителю требуется приложить максимум усилий на начальном этапе решения задач : сформировать у учащихся умение решать задачи определённого уровня сложности; познакомить их с основными типами задач и способами их решения.

Цель данного курса:

• формирование у учащихся умений и навыков решения задач разных типов, в том числе, усложнённых;

• устранение пробелов в знаниях.

Задачи :

• ознакомление учащихся с различными типами расчётных задач, а также с видами деятельности, необходимыми для успешного усвоения программы.

• развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи при решении задач

• развитие умений применять знания в конкретных ситуациях

• формирование навыка решения и составления нестандартных задач;

• расширение профессионального кругозора,

• повышение общего уровня образованности и культуры.

Актуальность данной программы заключается в том, что содержание программы создает оптимальные условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности, формирования химической грамотности и безопасного использования веществ в повседневной жизни.

Содержание данной программы направлено на формирование у учащихся умения решать задачи разного уровня сложности; на знакомство с основными типами задач и способами их решения. Включение разных типов задач предусматривает перенос теоретического материала на практику и контролирует его усвоение. Учащиеся могут осуществить самоконтроль, что воспитывает их самостоятельность в учебной работе.

Усвоение программного материала позволит учащимся:

производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

применять полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни;

способствует развитию познавательных интересов в процессе проведения химического эксперимента, а также самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.

Решение задач должно способствовать целостному усвоению стандарта содержания образования и реализации поставленных целей. При решении химических задач учащиеся приобретают знания, которые можно условно разделить на два рода: знания, приобретенные при разборе текста задачи, и знания, без привлечения которых процесс решения невозможен (определения, понятия, основные законы и теории, физические и химические свойства веществ, их формулы, молярные массы, количество вещества, химические процессы, их уравнения реакций и т. д.) Важна роль задач в организации поисковых, исследовательских ситуаций при изучении химии.

Практическая значимость: при составлении программы были отобраны такие примеры расчетных задач, которые заинтересовали бы учащихся, помогли бы им при подготовке к ОГЭ, а в будущем и ЕГЭ, давали опыт творческой деятельности учащихся.

Методы обучения :

Словесные: объяснение, фронтальные беседы, индивидуальные беседы.

Наглядные: презентации, демонстрация, составление опорных конспектов, схем, таблиц;

Практические: решение задач, генетических превращений, проектная деятельность, организационная деятельность.

Формы организации деятельности учащихся

Групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная, парная.

Формы проведения занятий

1) лекция;

2) практикум;

3) консультация;

4) мастер- классы по решению задач.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Требования к результатам освоения курса химии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностными результатами изучения предмета «Химия» являются следующие умения:

• осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

• оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

• оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

Метапредметными результатами изучения данного курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели;

• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.).

• преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Предметными результатами освоения программы являются :

1. В познавательной сфере:

- давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, индикатор); химическая реакция (химическое уравнение, расчеты по химическим уравнениям);

- описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

- классифицировать изученные объекты и явления;

- наблюдать демонстрируемые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

- делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

- структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

- разъяснять на примерах (приводить примеры, подтверждающие) материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства.

3. В трудовой сфере:

- планировать и решать расчетные химические задачи;

- использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению.

4. В сфере безопасности жизнедеятельности :

- оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

8 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 34 ч)

Содержание программы

Тема 1. Введение (1 час)

Знакомство с целями и задачами курса, его структурой.

Основные этапы в истории развития химии.

Тема 2. Химическая формула вещества (8 часов)

Свободные атомы, простые и сложные вещества. Химические формулы, индекс, коэффициент.

Относительная атомная масса химического элемента. Относительная молекулярная масса.

Массовая доля элемента в соединении.

Понятие о валентности. Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождение валентности по формуле бинарного соединения.

Тема 3. Количество вещества (8 часов)

Число Авогадро. Количество вещества.

Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества – миллимоль и киломоль, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Плотность вещества. Расчетные задачи. Расчеты количества вещества его массы и объема, плотности и относительной плотности газов.

Вычисления, связанные с постоянной Авогадро.

Тема 4. Уравнения химических реакций (6 часов)

Типы химических реакций. Простейшие уравнения химических реакций. Исходные вещества, продукты реакции, коэффициент, индекс.

Закон сохранения масс. Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества.

Тема 5. Растворы (10 часов)

Расчетные задачи. Массовые доли химических элементов в соединениях. Определение химической формулы вещества по данным о его количественном составе. Количественный состав смесей. Количественный состав растворов. Смешивание растворов. Концентрация вещества в растворе. Молярная концентрация вещества в растворе.

Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Тема 6. Итоговая проверка знаний (1 час)

Учебно-тематическое планирование

п/п Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов

теоретические практические

1. Введение. 1 1

2. Химическая формула вещества. 8 2 6

3. Количество вещества. 8 2 6

4. Уравнения химических реакций. 6 2 4

5. Растворы. 10 3 7

6. Итоговая проверка знаний. 1 1

Итого: 34 10 24

Список литературы

Литература для учителя:

1. Адамович Т. П. Васильева Г. И. «Сборник олимпиадных задач по химии».

2. «Контрольные и проверочные работы по химии, 8 класс» к учебнику О. С. Габриеляна, М., 2018

3. Кузменко Н. Е., Ерёмин В. В. «2500 задач с решением», - М., 2017

5. Суровцева Р. П. «Задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе», - М., 2017

6. Хомченко И. Г. «Сборник задач и упражнений по химии для средней школы», - М., 2015.

«Согласовано» Зам. директора Комченко Е. В.

от 25 августа 2020 года

«Согласовано»

На заседании Методического объединения

Протокол № 1 от 25 августа 2020 года руководитель МО: Комченко Е. В.

Публикации по теме:

Конспект урока математики «Решение задач» в 3 классе Конспект урока. Школа. МБОУ Гимназия имени Рашита Султангареева села Новотаймасово МР Куюргазинский район РБ. Автор разработки: Сарбаева.

Конспект урока математики в 4 классе «Решение задач. Закрепление пройденного» Урок математики в 4 классе Тема: Решение задач. Закрепление пройденного Цели: закрепить умения решать задачи на нахождение неизвестных по.

Мастер-класс по внеурочной деятельности «Умелые руки». Аппликация из ниток «Снегурочка» в 1 классеМастер-класс по внеурочной деятельности «Умелые руки». Аппликация из ниток «Снегурочка» в 1 классе Аппликация из ниток. Мастер-класс Автор: Легких Оксана Борисовна – учитель начальных классов МБОУ «Протасовская СОШ»,Орловской области,.

Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» в 6 классе Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» (6 класс) Цели: • заинтересовать обучающихся рассказом о.

Методическая разработка урока математики на тему «Умножение на двузначное число» в 3 классе Математика 3 класс Шугайлова Светлана Владимировна, МБОУ гимназия №19 Петерсон, Л. Г. Математика. 3 класс: учебник / Л. Г. Петерсон. – М. :.

Перспективное планирование внеурочной деятельности в 1 классе Перспективное планирование внеурочной деятельности в 1 классе. (1 часть).Задачи воспитательной работы в 1 классе. 1. В области формирования.

Перспективное планирование внеурочной деятельности воспитателя в 1 классе (возраст 6 лет) Перспективное планирование внеурочной деятельности воспитателя в 1 классе (возраст 6 лет).Декабрь месяц. 1 неделя. Дата: 4.12. Направление:.

Презентация к мероприятию по внеурочной деятельности в 3 классе «История возникновения букета» Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию презентацию, которую подготовила и использовала для проведения внеурочного мероприятия.

Решение основных задач на проценты (6–11 классы) Решение основных задач на процентыПроцент. Основные понятия. Процент (лат. «pro centum», — на сотню) — одна сотая доля. Обозначается знаком.

Технологическая карта занятия по математике в рамках внеурочной деятельности в 3 классе «Думай. Решай. Смекай» Тема Думай. Решай. Смекай. Цель Задачи развитие познавательного интереса, интеллекта, формирование математического мышления. развитие интереса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка программы внеурочной деятельности «Решение расчетных задач по химии в 8 классе»
Опубликовано: 18 ноября 2020 в 12:13
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД