Методическая разработка «Развитие активного словаря у детей раннего возраста»

Ксения Голикова
Методическая разработка «Развитие активного словаря у детей раннего возраста»

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря усилиям.

Развитие речи малыша – это длинный путь с ежедневными играми и занятиями. Игра для ребенка – не просто развлечение. Играя, маленький человек учится познавать мир.

В развитии активного словаря у деток нам поможет артикуляционная гимнастика. Она представляет собой занятия с ребенком, в ходе которых задействуются небо, губы, язык и мимические мышцы. Основная цель проведения занятий по артикуляционной гимнастике состоит в том, чтобы научить ребенка правильным движениям органов артикуляционного аппарата. Приведу несколько примеров:

танцующая матрешка.

До начала игры надо вырезать из бумаги фигурку матрешки, раскрасить ее и прикрепить игрушку на нитку.

Покажите ребенку, как можно дуть на матрешку, подвешенную на нитке. Матрешка начнет кружиться, как будто она танцует.

Игра помогает выработать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.

Ветер и ветерок.

Покажите ребенку, как дует сильный ветер. Для этого длительно и громко пропевайте звук У и энергично качайте руками над головой – так дерево качает ветвями на ветру. Потом продемонстрируйте, как веет легкий ветерок, – тихо и долго пропевайте звук У и лишь слегка покачивайте руками.

Предложите малышу самому изобразить дерево на ветру. Для этого ребенку нужно встать, поднять вверх руки-ветви и качать ими с определенной силой, в зависимости от ваших команд. Сначала скажите: «Дует сильный ветер», а затем: «Дует легкий ветерок».

Одновременно с движениями пусть малыш пропевает звук У с разной силой.

Игра способствует развитию силы голоса, речевого дыхания и слухового внимания.

Часы и часики.

Покажите ребенку картинку с большими часами и изобразите, как они тикают. Для этого громко произносите: «ТИК-ТАК, ТИК-ТАК». Затем покажите картинку с маленькими часиками и тихо произнесите: «Тик-так, тик-так».

Попросите ребенка самого озвучить каждую из картинок. Показывайте ребенку по очереди изображения то больших, то маленьких часов.

Аналогичным образом можно обыграть картинки «Большой и маленький молоток» («ТУК» – «тук», «Колокольчик» («ДИНЬ-ДОН» – «динь-дон»).

Игра способствует развитию силы голоса ребенка.

Дидактические игры

Игровая ситуация помогает вызвать детей на разговор и ввести новые слова в их активный словарь. Например, название игрушек закрепляется в дидактических играх с разнообразным содержанием. То дети достают игрушки из «чудесного мешочка», то разыскивают их по комнате в игре «Найди игрушку», то отгадывают на ощупь в играх «Угадай, что в руке», «Угадай, что спрятано», то загадывают о них загадки и в других играх.

В дидактической игре «Найдем игрушку» ребенок отыскивает знакомую игрушку, заранее спрятанную воспитателем, а когда находит, то называет ее и рассказывает, какого она цвета, формы, величины.

В игре «Что делает Мишка» дети упражняются в составлении простых предложений. Взрослый проводит с Мишкой несложные действия, а дети рассказывают: «Мишка спит», Мишка умывается», «Мишка пошел гулять» (мячик прыгает, собака бежит).

Задача активизации бытового словаря успешно разрешается в игре «Купание куклы», где дети уточняют и закрепляют названия одежды, белья, предметов, необходимых для мытья (мыло, полотенце и т. д.). В ходе игры взрослый обеспечивает умственную активность детей.

В игре «Уложим куклу спать», дети называют постельные принадлежности (простыня, одеяло, подушка, наволочка и т. д., осмысливают значение слов, связанных с действием «постелить», «накрыть», «уложить».

Пальчиковая гимнастика- это инсценировка стишков или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики.  Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка.

Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.

А еще с помощью пальчиковых игр можно развивать фантазию и воображение! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажете вы, а уж потом и малыш сможет сочинить свои «пальчиковые истории»

Вот несколько примеров таких стишков:

Моя семья.

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это - мама,

Это - я,

Это - бабушка моя,

Это - папа,

Это - дед.

И у нас разлада нет.  

(Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой).

Гвозди.

Бом, бом, бом, бом,

По гвоздям бьём молотком.

Гвозди не вбиваются,

Только загибаются.

Значит, клещи надо взять,

Будем гвозди вырывать.

Я тянул, тянул, тянул,

Все я гвозди разогнул.

(Одна рука - "молоток" (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука (или рука партнёра по игре) - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. "Молоток" стучит по "гвоздям" - по очереди по каждому пальцу.  

Пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой руки - клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и "вырывают гвозди" - поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.)

Развитие мелкой моторики.

Это игры с мелкими предметами: все, что может развить маленькие пальчики малыша. С полутора лет развитие моторики у детей связано с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, умением завязывать и развязывать узлы. Мелкую моторику хорошо развивают лепка, рисование, раскрашивание, вышивание, аппликация. Можно снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире, очищать крутые яйца, чистить мандарины, собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки). Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а также разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок, вешать белье, используя прищепки (натянуть веревку для ребенка). Помогать отвинчивать различные пробки: у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т. п. Закрывать задвижки на дверях, рвать, мять бумагу. Включать и выключать свет. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки. Перелистывать страницы книги.

Подвижные игры с звукоподражанием.

Эти игры чем-то напоминают пальчиковую гимнастику, только предназначены для всего тела.  Таких игр в интернете очень много, выбирайте подходящую для вашего малыша

Например:

Зайка серенький сидит и ушами шевелит

Вот так, вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть нужно лапочки погреть.

Хлоп-Хлоп, хлоп-хлоп нужно лапочки погреть.

Зайке холодно стоять нужно зайке поскакать

Прыг-скок, прыг-скок, нужно зайке поскакать.

Зайку кто-то испугал, Зайка прыг и ускакал.

Чтение и обыгрывание потешек.

Потешки- это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка – потягивание со сна, одевание и т. д., которых тоже во всемирной паутине бесчисленное множество: на любой вкус и возраст.

Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки-потешки.  Они позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме.

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает и в карман кладет.

Вдруг упала шишка мишке прямо в лоб,

Мишка рассердился и ногою топ.

Идет коза рогатая! Идет коза бодатая! За малыми ребятами,

Ножками топ-топ, глазками хлоп- хлоп.

Кто кашку не ел, кто молочка не пил,

Забодает! Забодает! Забодает!

Играйте и развивайтесь! Всего вам доброго!

Публикации по теме:

Наглядно-дидактическое пособие «Расскажи про заколдованный звук»Наглядно-дидактическое пособие «Расскажи про заколдованный звук» Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей.

Рекомендации по развитию устной речи ребенка Значимость речи в жизни современного человека трудно переоценить. Недаром во все времена выдающиеся мыслители придавали большое значение.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Орфография
Автор публикации:
Методическая разработка «Развитие активного словаря у детей раннего возраста»
Опубликовано: 17 марта 2015 в 19:19
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Фотоотчёт тематического развлечения «День рождения Чебурашки»
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию фотоотчёт небольшого тематического развлечения «День рождения Чебурашки». Праздник возник в 2005 году, когда...
Мастер-класс «Русалочка из пластиковой ложки»
23 августа на МААМ. РУ отмечали день рождения знаменитой скульптуры «Русалочка». Посмотрела на работы коллег и их воспитанников и захотелось сделать тоже...
Фотоотчет «Волшебный мир соломенного царства»
Фотоотчет. «Волшебный мир соломенного царства». Лариса Гацко. Блог. Весной-травкой шелковистой, Летом – нивой золотистой, Ну, а зимнею порою –...