Лучший педагог года

Развитие содержательности связной речи у детей при подготовке к школе

Валентина Цыкина
Развитие содержательности связной речи у детей при подготовке к школе

Методическая разработка:

«Развитие содержательности связной речи

у детей при подготовке к школе»

В старшем дошкольном возрасте основной потребностью общения становиться желание ребенка к взаимопомощи и сопереживания со стороны взрослого. Дошкольник болезненно реагируют на негативные оценки и неуважение к себе. Такое общение содействует, во-первых, формированию нравственных ценностей, правил поведения и их выполнения; во-вторых, оно учит ребенка видеть себя со стороны, что есть условием сознательной регуляции собственного поведения Взрослый, существует как главная фигура для дошкольника, поскольку он – основной источник знаний.

Публикация «Развитие содержательности связной речи у детей при подготовке к школе» размещена в разделах

Дошкольников привлекает все красочное, эмоционально окрашенное, поэтому начальный период дошкольного детства у ребенка должен быть интересным, основанным на игре и действием с предметами. Свойством предмета является слово, и именно оно становиться категорией познавательной деятельности.

В пять шесть лет у ребенка усиливается осознанное восприятие. Он продолжает овладевать умениями запоминать то, что ему необходимо. Происходит развитие наглядно-образного мышления, появляется способность использовать схемы, символы, что материализует скрытые связи между предметами и явлениями. Еще одной важной характеристикой мышления этого возрастного периода является ознакомление с новым материалом с целью открытия нового.

Старший дошкольный возраст – это благоприятное время для усвоения многих нравственных норм. Дети согласны придерживаться этих норм, которые при правильной организации воспитания способствует формированию у них позитивных нравственных качеств.

Речевое развитие происходит и в процессе познавательной и воспитательной деятельности. К концу учебного года будущие школьники умеют : объяснять правила игры; аргументировать и доброжелательно оценивать ответ, высказывания сверстника. Употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе рассказа пользоваться прямой и косвенной речью. Самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять конец к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. Определять место звука в слове. Подбирать к существенному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением. Употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений.

Овладеть такими качествами в детском саду значит овладеть умением учиться. А это, прежде всего умение слушать и понимать указания и объяснения взрослого; руководствоваться в своей деятельности словесными указаниями; понимание смысла учебных задач, их отличия от практических; осознание способов выполнения действия; точное и тщательное выполнение заданий в соответствии с требованиями; умение работать в определенном темпе.

Готовность ребенка к школе определяется всеми факторами его развития. Это и эмоционально-волевая сфера, и интерес к новому, и владение устной речью, и навыки общения.

Современная начальная школа на новых эффективных педагогических технологиях, использует учебные программы, направленные на быстрое развитие детей, максимальную активизацию мыслительной деятельности и всех психических функций младших школьников.

На уроках родного языка учащиеся начальных классов овладевают правилами устной и письменной речи, учатся сознательно читать, грамотно писать. В процессе обучения чтению и письму дети под руководством учителя наблюдают за окружающим, высказывают свои впечатления и переживания, приобретают умения содержательно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Родной язык является основным предметом в начальных классах. Ученик, овладевший нормами и правилами родного языка, легко овладевает знаниями по всем остальным предметам. Обучение родному языку в начальных классах ведется на высоком теоретическом уровне, в тесном единстве развития мышления и речи.

Дети первого класса должны уметь выразительно, с соблюдением интонации прочитать наизусть стихотворение, отвечать на вопросы к рассказу и картинке. Пересказывать небольшие тексты с помощью вопросов и без них. Уметь объединять по существенным признакам предметы в связи с чтением и наблюдением, рассказывать о своих наблюдениях, воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку и стихотворение. Они должны уметь рассказать, о чем слушали, оценить прочитанное, соотнести содержание произведения с его заглавием, разделить текст на части по вопросам, с помощью учителя определить основную мысль прочитанного. Подробно пересказать сюжетный текст, передать сказку, раскрыть содержание иллюстрации к произведению. Уметь отыскать в тексте (с помощью учителя) слова и выражения, характеризующие события, действующих лиц, картины природы, сопоставить слова, близкие по значению. Уметь нарисовать словесную картину к наиболее запомнившемуся эпизоду из прочитанного текста. Различать сказку, рассказ, стихотворение. Описать устно погоду за день, сравнивать погоду в начале и конце месяца.

Для того чтобы успешно выполнить программу, речь детей, поступающих в первый класс, должна отвечать определенным требованиям. Среди них в первую очередь следует назвать содержательность детской речи. Правильно и интересно построить рассказ или, допустим, ответить на вопрос можно лишь при наличии определенных знаний конкретных жизненных фактов и представлений об окружающей действительности.

Ребенок должен уметь правильно рассказывать о том, что ему хорошо известно, с чем его познакомили в детском саду на занятиях, экскурсиях, прогулках, в процессе игровой, трудовой деятельности, наблюдений, чтения художественных литературы. Содержательность речи зависит и от умения дошкольника пользоваться имеющимся у него запасом слов. Последнее достигается постоянными упражнениями, активной речевой практикой, организуемой в детском саду.

Речь выпускника детского сада должна быть осознанной. Учебная деятельность для шести – семи летнего ребенка представляет определенные трудности, ведь обучение проходит на уровне второй сигнальной системы, требует реакции на слово словом. Для этого необходимо осознать предъявленное задание, вопрос, речевую задачу. Как считал великий писатель и педагог К. Ушинский: «Хорошо понятый вопрос, это уже половина правильного ответа».

Итак, как мы видим, что подготовка детей к школе не может быть полноценной без определенного уровня развития речи. Речевая готовность ребенка к школе имеет несколько компонентов, это правильное слово и правильное звукопроизношение, умение свободно общаться со сверстниками и взрослыми, наличие знаний и представлений об окружающем.

Однако одних знаний в подготовке старших дошкольников к школе будет мало. У них необходимо развить качественные особенности мышления, устанавливать причинные зависимости и закономерности путем логичных рассуждений, умозаключений, также научить сравнивать. Для этого дети должны овладеть определенными речевыми навыками.

Поэтому, задача дошкольного учреждения – воспитывать у детей такие качества устной речи, на которое может опираться в первом классе. Среди них необходимо в первую очередь выделить грамматически правильную речь, то есть овладением грамматическими формами слов.

Особое место в речевой подготовке детей к школе занимает умение слышать, замечать и исправлять речевые ошибки и неточности в речи сверстников и своей собственной, осуществлять словесный и звуковой анализ речи.

Речевая подготовка детей к школе включает овладение практическими речевыми навыками, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности, формирования ее осознания.

Овладеть такими качествами в детском саду – значит овладеть умением учиться. А это в первую очередь умение слушать и понимать указания и объяснения взрослого, умение работать в определенном темпе; точное и тщательное выполнение заданий в соответствии программы; руководствоваться в своей деятельности словесными указаниями; понимания смысла учебных задач, их отличия от практических.

Программа и методические рекомендации воспитания детей в дошкольном учреждении особое значение придает развитию связной речи, обучению разговорной речи, рассказыванию. Дети должны уметь внимательно выслушивать ответы, задавать вопросы, замечать ошибки, исправлять и дополнять рассказы и ответы других. В первом полугодии сознательно, последовательно, без повторений передавать литературный текст; пересказывает его близко к тексту, а также своими словами, не отклоняясь от сюжетной линии произведения. Составлять рассказы об игрушках предметах из личного опыта, придумывать конец к рассказу воспитателя. Овладеть различными типами речи : повествованием, рассуждением, доказательством, объяснением, описанием.

Во втором полугодии требования возрастают. Дети должны уже пересказывать литературный текст, своими словами по плану, без предварительного обсуждения. Составлять рассказы по картине без предварительного обсуждения, сравнивать изображение на картине со своими наблюдениями, придумывать творческие рассказы на тему, предложенную воспитателем.

Обучение родному языку должно строиться на осознании детьми языка как особой формы действительности, обогащении их словаря новыми словами, словами, которые обозначали бы абстрактные понятия, свойства, качества, признаки и отношения между предметами, предложениями различной конструкции, формирование у них аналитико-критического отношения к речи.

Обеспечение преемственности детского сада и школы по развитию речи обязывает воспитателей формировать систему умственных действий, широко использовать прием сравнения – основу понимания и общения. Сопоставляя предметы и явления окружающего мира, ребенок овладевает процессами анализа и синтеза, группировки, обобщения, систематизации, классификации, учиться самостоятельно, делать выводы.

Занятия по развитию речи и знакомству с окружающей действительностью должны способствовать развитию самостоятельного мышления у детей. Благоприятны в отношении такие виды занятий, как экскурсии, наблюдения, экскурсии-осмотры, беседы по картинам. Используя вопросы причинного характера, воспитатель направляет активность детей на поиски причинно-следственных связей, способствует их рассуждениям, формирует умение обосновать свои мысли. Особенно ценны ситуации «сомнения» – ребенок отвечает правильно, но воспитатель высказывает сомнение. Высказанное сомнение взрослым учит ребенка самостоятельно мыслить. Это ценное мыслительное качество необходимое условие успешного усвоения материала в школе.

Школа для ребенка – это новая жизнь, с которой ему не приходилось никогда сталкиваться в предыдущие годы своей жизни. Это новое, неизвестное всегда вызывает чувства тревоги, неуверенности, страха. Поэтому одной из главных задач подготовки детей к школе является снятие напряжения, создание атмосферы успеха и доброжелательности в общении с учителем, знакомство со школой и своими одноклассниками, с которыми придется общаться на протяжении многих лет.

Для всех детей дошкольного возраста необходима тесная связь представленная словом, поэтому необходимо следить не только за пополнением речи ребенка новыми словами, но и уточнять смысл слов, которыми он постоянно пользуется.

На первых занятиях по развитию речи детям предлагаются различные предметные картинки, по которым они составляют рассказы описательного характера. Опорой для этого служат вопросы общего характера:

Кого или что видите на картинке?

Что можете рассказать об этом предмете?

Что еще знаете о нем?

Откуда вы о нем узнали?

Дополняя друг друга, дети создают достаточно полный образ исследуемого предмета, получая новые сведения от своих сверстников, а учителю остается лишь обобщить их ответы. При работе с предметными картинками внимание детей обращается на то, что к разным предметам задаются разные вопросы: «Кто это?», «Что это?». Дети решают эту проблему просто: одни предметы живые, и мы о них спросим: «Кто это?», другие неживые, к этим словам мы поставим вопрос «Что это?» Проводиться игра «Угадай предмет». Трусливый (кто) – заяц; рыжая (кто) – лиса; лает (кто) – собака. Греет (что) – солнце; пахнет (что) – цветок; моросит (что)– дождь.

Чтобы расширить словарный запас детей, проводятся беседы на разные темы. Для того чтобы познакомиться с предметами гардероба, организуется практическая игра «Как одеть куклу». Соревнуются между собой девочки и мальчики, одевая своих кукол и называя предметы. Затем называются эти предметы и уточняются их назначения. Знакомясь с овощами и фруктами, дети играют в игру «Что где растет». При этом обращается внимание на употребление слов в нужных падежах при составлении предложений: Я плету венок (из чего) (ромашки, фиалки, клевера, василька, незабудки). Хозяйка кормила (кого) (кролика, утку, цыпленка, котенка, собаку). Сварим борщ (из чего) (свеклы, капусты, лука, мяса, картофеля).

Игра «Веселые рифмы» : «Прослушайте стихотворение и скажите, какие слова отвечают на вопросы «С кем?», «С чем?». Назовите слова, к которым можем поставить вопрос кто? что?».

С белкой пляшет бегемот, грустно смотрит серый кот.

Он сметаною объелся, у него болит живот.

Подметает шваброй ежик, усом крутит таракан.

Для работы по развитию речи хорошо использовать различные тематические энциклопедии. Так, для знакомства с названиями животных дети отправляются путешествовать в Африку, там встречают львов, жирафов, гепардов, а в Австралии знакомятся со страусами, кенгуру и крокодилами, а потом отправляются в Евразию и на Северный полюс ….

На первых занятиях дети знакомятся с понятием один и много, то есть учатся употреблять существительные единственного и множественного числа. Интересно проходит игра «Собери семью». У кошки – котенок, а у коровы? У собаки? У курицы? У оленя? У лошади?

На одном из занятий можно рассказать детям такую историю: «У Крошки Енота было очень хорошее настроение, и он отправился гулять. Крошка увидел лист и сказал: «Листик», а березу назвал «Березка». Скажите, как бы он назвал дом, нос, день, город, розу, пятку, бант, зонт?» Невольно дети приняли участие в словообразовании, используя для этого различные суффиксы.

Ребенок с самого рождения очень активен. Когда он начинает говорить, он пытается охарактеризовать свои действия и движения, обозначая их словами. Игра «Кто сказал «Мяу?»» учит различать действия, которые выполняют предметы. Называется слово, а чаще показывается картинка: кот, волк, сорока, дятел, лягушка, голубь овца. Дети называют подходящие действия – мяукает, воет, стрекочет, стучит, квакает.

По названым прилагательным они угадывают предмет: теплый, мягкий, ноздреватый, вкусный (хлеб); пушистый, крохотный, беззащитный (котенок); зеленый, полосатый, сладкий, алый (арбуз); яркий, красивый, ядовитый (мухомор).

Игра «Подбери словечко» помогает детям правильно подбирать слова при построении фразы. Стол большой, а столик? Конфета сладкая, а перец? Дорога широкая, а тропинка?

Уточнять значения слов и правильно употреблять учит такая игра, как «Найди лишнее слово». Шелковый, чистый, шерстяной, ситцевый. Зеленый, красный, синий, березовый.

Большое значение в работе по развитию речи имеют занятия, на которых составляются рассказы по сюжетным картинкам. Для начала детям даются опорные слова, которые они употребляют при составлении рассказа, а затем задача усложняется: «Как вы думаете, что произошло чуть раньше этого момента, а что случится потом?» Подобные вопросы заставляют думать фантазировать, озвучивать только им принадлежащую версию событий. На следующем этапе в составлении рассказа используются сюжетные картинки, которые нужно расположить в логическом порядке. Справившись с этой работой, дети фактически составили план своего выступления, остается только озвучить получившийся рассказ. В составлении такого рассказа принимают участие все желающие выступить изменить, дополнить.

Загадки и сказки способствуют активизации внутренней и внешней устной речи осознанию учениками прочитанного или услышанного, поэтому необходимо знакомить детей с русскими народными сказками «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «По щучьему велению». Беседовать по содержанию сказок с опорой на вопросы, привлекать к передаче содержания с использованием в речи повторов, устойчивых выражений, чтобы они смогли почувствовать колорит народных сказок и языка. Для разыгрывания загадок применяются наблюдения, сравнения, выделение частных признаков, демонстрируются иллюстрации к загадкам.

Для того чтобы создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, совершенствовать навыки общения в коллективе, используются театрализованные представления таких сказок, как «Репка», «Колобок», «Соломенный бычок», «Два жадных медвежонка», «Колосок», «Лисичка сестричка», «Двенадцать месяцев». Чтобы помочь ребенку справиться с нарушением речи, даются чистоговорки, например:

Са – сы – со – са – полосатая оса.

Сы – со – са – су – не найти в саду осу.

Со – са – су – сы – есть ли у осы усы.

Затем произноситься более сложная чистоговорка:

Сну – сны – сно – сна – в саду ягода красна.

Сны – сно – сну – сна – как смородина красна.

Сна – сно – сны – сну – вот наемся и усну.

Сно – сна – сну – сны – снятся сладкие мне сны.

Используются также и скороговорки: У Сони, Сени и Сани длинный сом с усами. Ест киска суп из миски.

Итак, как мы видим, подготовка детей к школе не может быть полноценной без надлежащего уровня развития речи. Речевая готовность к школе включает в себя слово произношение и звукопроизношение, умение свободно общаться со сверстниками и взрослыми, наличие знаний и представлений об окружающем мире.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по речевой подготовке, можно сделать такой вывод, что речь это инструмент развития высших отделов психики ребенка. Обучая его родной речи, взрослые способствуют развитию интеллекта, готовят почву для успешного обучения в школе. Будущие школьники должны овладеть определенным лексическим запасом, который достигает 3 3,5 тыс. слов, имеет чистое произношение, уметь понятно выражать свои мысли, связно строить повествовательную речь.

Исследуя психолого-педагогические основы речевой подготовки ребенка к школе можно сделать вывод, что особенностью речевого развития является совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности, формирование ее осознания. Умение аналитически относиться к речевой действительности, то есть умение слышать, замечать и исправлять речевые ошибки и неточности в речи сверстников и своей собственной, осуществлять словесный и звуковой анализ речи. Овладеть такими качествами значит овладеть умением учиться. А это, прежде всего умение слушать и понимать то, что говорит взрослый; руководствоваться в своей деятельности словесными указаниями; понимание смысла учебных задач, их отличия от практических; точное и тщательное выполнение заданий в соответствии с требованиями; умение работать в определенном темпе.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становиться не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения.

Рассмотрев современные требования к речевой подготовке детей к школе, можно сказать, что обеспечение преемственности детского сада и школы обязывает воспитателей формировать систему умственных действий, широко использовать прием сравнения основу понимания и мышления. Сопоставлять предметы и явления окружающего мира, ребенок овладевает процессами анализа и синтеза, общения, систематизации, учится самостоятельно делать выводы. Конечной целью должно быть формирования умения самостоятельно использовать умственные действия в новых условиях, новых ситуациях.

Итак, подготовка детей к школе не может быть полноценной без надлежащего уровня развития речи. Речевая готовность к школе включает в себя слово произношение и звукопроизношение, умение свободно общаться со сверстниками и взрослыми, наличие знаний и представлений об окружающем.

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Красноярский край Управление образованием Администрации города Шарыпово муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе» «Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе» Родители имеют большие возможности развивать связную речь ребенка. Основные.

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей 4–6 лет» Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь,.

Консультация «В помощь родителям: игровые упражнения и вопросы для развития речи у детей при подготовке к школе» При поступлении в первый класс многие дети умеют читать и писать и, казалось бы, хорошо подготовлены к школе. Но уже в самом начале обучения.

Конспект НОД по развитию связной речи для детей с ОВЗ подготовительной к школе группы «Космос» Тема: «Космос» Возраст детей:6-7 лет Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое.

Развитие связной речи детей дома «Развитие связной речи детей дома» Аннотация. Статья посвящена необходимости развития связной речи, поскольку речь является необходимым.

Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством образовательной технологии «путешествие по карте» Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, так как процент дошкольников с различными.

Развитие связной речи у детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ) ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ Связная речь - высшая.

Ток-шоу в подготовительной к школе группе по развитию связной диалогической речи у детей Ток – Шоу «Сто вопросов взрослому» Цель: развитие связной речи детей. Задачи: - совершенствовать навыки словоизменения, словообразования;.

Творческие задания на развитие связной речи у детей 5–7 лет ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ Рогалева Елена Васильевна, воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие содержательности связной речи у детей при подготовке к школе
Опубликовано: 19 июня 2019 в 17:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД