Наталья Шведюк
Семинар-практикум для родителей «Домашний логопед: исправление речи в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
«Домашний логопед —
исправление речи в домашних условиях"
Представляю вашему вниманию этапы проведения коррекционной работы для родителей старшей группы чьи дети посещают логопедический пункт в ДОУ. Здесь раскрыты основные направления коррекционной работы при проведении заданий в домашних условиях.
Цель: оказывать помощь родителям в организации и проведении логопедических занятий в домашних условиях.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Домашний логопед: исправление речи в домашних условиях“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
— расширить знания родителей о значимости логопедических занятий в домашних условиях;
— дать представление об алгоритме выполнения домашнего задания;
— формировать представление о разнообразии методов и приемов выполнения домашних заданий;
— обучить практическому использованию разнообрaзнных упражнений артикуляционной, дыхательной гимнастики, речевого материала по автоматизации поставленных звуков.
Оборудование: пособия по развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания, дидактические игры и упражнения на развитие звукопроизношения, зеркало логопедические альбомы, тетради, книги; методическая литература «Организация занятия», «Методические рекомендации для домашних занятий с детьми при закреплении произносительных навыков».
Первый этап
Знакомство родителей с анализом анкетирования. Выступление учителя-логопеда на тему «Домашнее задание – как средство преодоления речевых нарушений».
Второй этап
Знакомство родителей с основными правилами работы со звуком.
Упражнения для развития мышц речевого аппарата. Методические рекомендации.
На этом этапе родители ознакомлены с основными правилами работы со звуком, артикуляционными упражнениями и методическими рекомендациями к ним.
Третий этап
Игры и упражнения для развития речевого дыхания.
Знакомство родителей с основными параметрами правильного ротового выдоха и упражнениями, направленными на развитие правильной воздушной струи. Совместная игра.
Четвертый этап
Выполнение заданий по рабочим тетрадям на автоматизацию поставленных звуков.
Родители знакомятся с правилами выполнения заданий по автоматизации звуков на разных этапах работы (слог, слово, предложение, стихи, тексты).
Пятый этап
Родителям предлагается лист обратной связи.
Эффективность коррекционно-развивающего процесса зависит от совместной деятельности логопеда и родителей, способствующей скорейшему преодолению речевых нарушений у дошкольников, а также позволяющей родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей. К основным этапам сотрудничества логопеда и родителей относятся : формирование мотивации к коррекционной работе с детьми, разъяснение правил развития речи, поддержка и закрепление речевых умений и навыков при выполнении домашних заданий.
Логопедическое домашнее задание — индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны логопеда, но по его поручению.
Домашние задания имеют большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение.
С самого начала необходимо каждому родителю четко обрисовать свою роль в выполнении домашних заданий. Здесь могут быть две крайности: одни родители заставляют ребенка делать их как школьника, абсолютно игнорируя рекомендации об игровой форме работы, развивая у него все предпосылки для будущей низкой учебной мотивации; другие относятся к этим заданиям крайне небрежно, считая это чем-то необязательным и несерьезным. Родители должны понять, что не выполняя требований логопеда сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности. Дети воспитываются прежде всего на примерах старших. Ведь логопед наверняка увидит, что они явно выполнено взрослым, и ребенок честно скажет, что это сделала мама, когда он спал. Лучше не сделать вообще, чем учить ребенка обманывать.
Нужно, чтобы дети в понедельник обязательно приносили тетрадь логопеду, даже если домашнее задание не сделано. Первое время об этом должны напоминать родители. Необходимо усвоить следующую мысль: если сейчас дети решат, что нет ничего страшного в невыполненном задании, в том, что они забыли принести тетрадь в детский сад, а родители попустительствовали им, то в будущем никто из взрослых не сможет потребовать от них твердого выполнения школьных правил. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепления ребенком речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Это возможно в повседневно и жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д.
Только тесный контакт в работе специалиста и родителе и может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте.
Самое главное, что должны понять родители, — без их участия, поддержки результат работы будет минимальным.
При выполнении домашнего задания у многих родителей возникают традиционные проблемы.
Дети:
— не знают или забывают, что задано на дом;
— не знают, как приступить к выполнению домашнего задания;
— тратят много времени на его выполнение;
— делают работу не полностью;
— допускают много ошибок.
Родители :
— невнимательно читают домашнее задание;
— не выполняют домашнюю работу вместе с ребенком;
— забывают напомнить ребенку про домашнее задание;
— не приходят к логопеду для консультации по выполнению домашнего задания в семье.
Родителям необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
— принуждать ребенка заниматься нельзя! Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребенку;
— подготовьте для ребенка удобное место для занятий, достаточно и правильно освещенное;
— проверьте, правильно ли ваш ребенок сидит, кладет тетрадь, держит ручку или карандаш;
— перед началом любой работы внимательно прочитайте задание, обсудите и проговорите с ребенком его выполнение;
— формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания;
— поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание;
— хвалите ребенка, радуйтесь его успехам, связанным с положительной отметкой;
— помогайте в выполнении домашнего задания только в том случае, если ребенок в этом нуждается;
— не пытайтесь выполнить задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще не сделает его, чем сделаете его вы;
— за одно занятие не следует давать больше 2—5 упражнений (в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка, не следует торопить ребенка во время выполнения заданий;
— продолжительность одного занятия должна быть не больше 15—20 мин;
— консультируйтесь с логопедом, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
Еще раз напоминаем: не торопитесь, не стремитесь научить ребенка всему и сразу, осваивайте каждое задание постепенно, только когда сделано предыдущее. Не забывайте хвалить ребенка не только за удачи, но и за старание.
Как работать со звуком
Проговорите звук совместно с ребенком.
Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
Используете ли вы голос при произнесении звука.
Нарисуйте букву, обозначающую этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина.
Придумайте игры со звуком, над которым работали.
Проговорите речевой материал на этот звук.
Методические рекомендации
Внимательно прочитайте описание упражнения артикуляционной гимнастики. Попробуйте выполнить его перед зеркалом.
Гимнастика проводится ежедневно по 5—10 мин.
Упражнения выполняются сидя перед зеркалом.
Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
Упражнения на развитие мышц речевого аппарата
Лягушка
Удерживать губы в улыбке, как бы беззвучно произнося звук [и |.
Передние, верхние и нижние зубы обнажить.
Слон
Вытягивать губы вперед трубочкой, как бы беззвучно.
Лягушка-слон
Чередовать положения губ: в улыбке — трубочкой. Упражнение выполнять ритмично, под счет.
Рыбка
Спокойно, широко открывать и закрывать рот. Упражнение выполнять ритмично, под счет.
Качели
Рот широко открыть, губы в улыбке. Ритмично менять положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигать только языком, а не подбородком.
Часики
Рот приоткрыть, губы растянуть в улыбке. Кончиком языка поочередно касаться то левого, то правого угла рта.
Упражнение выполнять ритмично, под счет. Подбородком не двигать.
Лопаточка
Рот приоткрыть, губы растянуть в улыбке. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживать 5—10 с. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: «Пя-пя-пя».
Иголочка
Рот приоткрыть, губы растянуть в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряженный язык. Удерживать 5—10 с.
Лопаточка-иголочка
Чередовать положения языка: широкий — узкий. Упражнение выполнять ритмично, под счет.
Горка
Рот широко открыть, губы слегка в улыбке. Кончиком языка упереться в нижние зубы, спинку языка выгнуть дугой. Удерживать 5—10 с. Затем верхними передними зубами с легким нажимом провести по спинке языка от середины к кончику.
Постучимся в дверку
Рот широко открыть, губы слегка в улыбке. Кончиком языка упереться в нижние зубы, спинку языка выгнуть дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполнять ритмично, под счет.
Правильное дыхание
Еще одно необходимое условие — умение правильно дышать. Ребенка легко можно на-учить правильному дыханию.
Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.
Основные параметры правильного ротового выдоха:
— выдоху предшествует сильный вдох через нос — «набираем полную грудь воздуха»;
— выдох происходит плавно, а не толчками;
— во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
— во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
— выдыхать следует пока не закончится воздух;
— во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.