МААМ-картинки

Цикл семинаров–практикумов для педагогов на тему «Общение педагогов с детьми»

Ольга Майструк
Цикл семинаров–практикумов для педагогов на тему «Общение педагогов с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум «Общение педагогов с детьми»

Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении с детьми.

Задачи:

1. Помочь педагогам оценить собственные достижения и определить уровень проблем в общении с окружающими.

2. Продолжать совершенствовать умение проявлять педагогический такт в различных условиях работы в детском саду.

Публикация «Цикл семинаров–практикумов для педагогов на тему „Общение педагогов с детьми“» размещена в разделах

3. Обогащать психологическую культуру педагогов в процессе использования вербальных и невербальных средств общения.

4. Формировать способность педагога адекватно воспринимать себя и окружающих.

Структура семинара – практикума :

- Наш семинар продолжается. Тема встреча: «Общение педагогов с детьми». Мы уже с вами знаем, что общение предполагает не просто обсуждение каких-то проблем с окружающими, а процесс принятия волнующих собеседника вопросов как своих собственных, умение чувствовать настроение другого человека, умение проявлять тактичность и, безоценочно, с позиции партнёра, воспринимать окружающих взрослых и детей. Конечно, все мы разные по характеру, темпераменту, отношению к жизни, но даже в этом случае существует нечто, объединяющее нас в единое целое. Но об этом позже, а сейчас я предлагаю вам выполнить следующее упражнение («Салфетки») : перед вами на столе лежат совершенно одинаковые бумажные салфетки. Возьмите одну салфетку и строго выполняйте мои инструкции:

- разверните салфетку;

- оторвите правый уголок;

- сверните салфетку пополам;

- оторвите правый уголок;

- сверните салфетку пополам;

- оторвите правый уголок;

- сверните салфетку;

- разверните салфетку.

- Посмотрите, что получилось. Все салфетки разные, хотя вы все выполняли одну и ту же инструкцию. Почему же так получилось? Потому что мы с вами разные. Каждый из нас по-своему воспринимает одну и ту же информацию, по-разному выполняет одни и те же действия. В этом есть и «плюс» и «минус». «Минус» в том, что в обращении с нами нужны разные методы и приёмы, а «плюс» - было бы совсем неинтересно жить, если бы мы думали и делали одинаково.

И если всё это необходимо учитывать в процессе общения взрослых, то, что же является главным в ходе взаимодействия с детьми, главным именно для педагогов? Я думаю, что по окончании нашей встречи мы сумеем дать ответ на этот вопрос.

Итак, первым шагом к ответу будет упражнение – приветствие.

1. Упражнение «Приветствие друг друга» ( цель: повышение эмоционального фона, приветствие друг друга).

- Предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга словом «Здравствуйте!» с 10 оттенками: страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрёка, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия.

(выполнение)

2. Байка «Чем занимаются люди».

- Предлагаю вам послушать одну байку: «На стройке работали три человека. Занимались они одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, ответы оказались разными. Один сказал: «Я кладу кирпичи». Другой: «Я зарабатываю на жизнь». А третий ответил: «Я строю храм»».

- Вопрос к вам: какова же мораль этой байки?

(ответы педагогов)

( Мораль: каждый решает сам, «где делать талию», как говорил один портной)

- Какой же можно сделать вывод? Казалось бы, люди занимаются одним и тем же, а отвечают по-разному. Задумывались ли вы, отчего так происходит? Почему на работе, будучи «белыми и пушистыми», дома мы превращаемся в тиранов? Всё это зависит от особенностей нашей психики. Только тот человек, который хорошо знает себя и любит таким, какой он есть, может строить гармоничные отношения с окружающими людьми. Послушайте, как писал об этом в 19 веке одни замечательный поэт (Пушкин А. С.) :

Кого ж любить? Кому же верить?

Кто не изменит нам один?

Кто все дела, все речи мерит

Услужливо на наш аршин?

Кто клеветы про нас не сеет?

Кто нас заботливо лелеет?

Кому порок наш не беда?

Кто не изменит никогда?

Призрака суетный искатель,

Трудов напрасных не губя,

Любите самого себя,

Достопочтенный мой читатель!

Предмет достойный: ничего

Любезней верно нет его.

- Каждый решает сам, какую линию поведения выбрать, какой способ общения предпочесть. Мы говорим о детях. И здесь важно понимать, что отношения ребёнка с воспитателем играют более сильную роль в формировании его личности, чем отношения в семье, так как ребёнок большую часть времени проводит в ДОУ. Именно в процессе взаимодействия с педагогами дети приобретают представление о взаимоотношениях людей, социализируются.

3. Диагностика (тест «Проверьте, какой Вы педагог» - модификация Р. Р. Калининой)

- А сейчас, с помощью теста предлагаю вам определить, есть ли трудности в вашей работе, и с чем они связаны.

Инструкция: ответьте, пожалуйста, на приведённые ниже вопросы «да» или «нет».

1. Охотно ли вы берётесь за подготовку занятия по новой теме, не имеющей типовой разработки?

2. Легко ли вам отказаться от тех приёмов воздействия на детей, которые вы успешно применяли раньше?

3. Быстро ли вы перестали с сожалением вспоминать о прошедших школьных и студенческих годах обучения, став педагогом?

4. Решительно ли вы отказываетесь от стандартного поведения в различных жизненных ситуациях?

5. Умеете ли вы дать безошибочную характеристику своим воспитанникам, разделив их на сильных, средних и слабых по умственным способностям и нравственным качествам?

6. Способны ли вы отказаться от личных симпатий и антипатий, работая с детьми?

7. Считаете ли вы, что универсального стиля работы не существует и на разных этапах работы, в разных ситуациях надо уметь применять разные стили?

8. Легче ли вам избежать конфликта с детьми, чем с администрацией дошкольного образовательного учреждения (ДОУ?

9. Хочется ли вам решительно отказаться от стереотипов воспитания и обучения, рекомендованных в вузе и культивируемых вашим ДОУ?

10. Часто ли оказывается верным ваше первое интуитивное впечатление о качествах воспитанника?

11. Часто ли вы объясняете неудачи в работе не объективными причинами, а своими собственными недоработками?

12. Вы ощущаете нехватку времени для эффективной работы?

13. Считаете ли вы, что и без вашего присутствия и постоянно го контроля дети вашей группы будут адекватно себя вести?

14. Поощряете и наказываете ли вы разных детей по-разному за одинаковые поступки?

(выполнение)

- А теперь вместе обработаем результаты: в таблице на доске приведены баллы, которые присваиваются в зависимости от ответа на каждый вопрос. Суммируйте количество набранных вами баллов.

№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

«да» 1 0 0 0 2 1 1 0 1 1 0 0 0 1

«нет» 0 1 1 2 0 0 0 2 0 0 2 1 2 0

(выполнение)

- Сейчас я прочитаю характеристику каждой группы по баллам:

0 - 5 баллов. Вы - очень слабый педагог. Вам трудно контактировать с детьми. Необходимо серьёзно работать над собой и овладевать методикой воспитания и обучения.

6 - 10 баллов. У вас много пробелов в подготовке к работе с детским коллективом. Чаще консультируйтесь с коллегами, с опытными педагогами. Регулярно изучайте педагогическую и психологическую литературу.

11 - 15 баллов. Вы - хороший, знающий педагог. Однако подумайте, не стремитесь ли вы к идеальному результату. Предоставляйте детям больше свободы, смотрите на них как на своих помощников, не забывая при этом контролировать выполнение поручений.

16 - 20 баллов. Вы - грамотный опытный педагог. Вы избегаете шаблона в работе. Выполняете свои обязанности творчески. Избегаете излишней категоричности в оценках людей. Обратите внимание на ваши взаимоотношения с коллегами и представителями администрации - не вы ли являетесь причиной напряжённости?

- Думаю, что каждый из вас увидел свои проблемы. Возникшие вопросы мы можем обсудить после семинара индивидуально.

4. Мини-лекция «Семь воспитательских позиций по отношению к детям»

- На одной из наших встреч мы уже говорили о том, что существует несколько воспитательских позиций по отношению к детям. Предлагаю вам их вспомнить:

• Карабас-Барабас. В соответствии со своей ролью этот педагог нуждается лишь в чётком и правильном исполнении детьми его спектаклей - постановок. Такое общение в большей степени похоже на дрессировку, на выучку маленьких оловянных солдатиков. Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого, подавляющего естественную активность дошкольников. Поведение ребенка, посещающего группу с таким Карабасом-Барабасом, похоже на пружину, постоянное давление сжимает её, при малейшем ослаблении пружина с огромной силой вырывается вверх и её траектория становится малопредсказуемой, а сила — разрушительной.

Активность детей, освобожденных на некоторое время от давления такого воспитателя (например, на занятиях у других специалистов, направляется на выплеск накопившейся энергии, другими словами, дети не обращают внимания на слова взрослого, пока не устанут. Они быстро привыкают к сильным стимулам (окрик) и перестают реагировать на спокойный голос.

В случае необходимости (открытое занятие, диагностическое обследование) дети в группе Карабаса-Барабаса могут показывать достаточно высокий уровень овладения какими-либо знаниями и умениями, но лишь в условиях искусственно созданного спектакля, так как знания и умения выдрессированы, усвоены автоматически. Стоит немного изменить условия игры, заменить картинки, задать вопрос иначе, и дети уже не смогут воспроизвести то, что усвоили.

Самым печальным последствием такого воспитания является выработка у детей двойной позиции, манипулятивных способностей. Уже дошкольник способен понять, что ложь помогает избежать неприятностей, а лесть — добиться одобрения. И всё это является следствием использования диктаторского стиля и дисциплины как основных мер воздействия.

• Мальвина. Такой педагог чётко знает, что правильно, а что нет, что нужно, а что бесполезно. Действия Мальвины укладываются в чёткий и единственно правильный стереотип. Она умна, но может действовать только так, и никак иначе, потому что считает такие действия единственно правильными. Такой подход эффективен в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков, предполагающих выработку чётко последовательных действий (сначала откручиваем кран, потом уж намыливаем руки, а не наоборот). Что же касается повседневного общения, естественно возникающих конфликтов, здесь Мальвина действует просто: непонятное ей автоматически становится неправильным. Как следствие, отсутствие у детей инициативности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности.

• Красная Шапочка. Эмоциональна, непоследовательна и непрогматична. Вызывает у детей симпатию, основанную на схожести. В своих действиях такой педагог руководствуется сиюминутно возникшими желаниями, не продумывает последствия хотя бы на полшага. В действиях Красной Шапочки отсутствует учёт реальных жизненных обстоятельств. Такая инфантильность приводит к торможению волевой регуляции поведения у детей, к развитию неорганизованности, неумению предвидеть последствия своего поведения.

• Спящая Красавица. Она безразлична и к детям, и к окружающему миру, «присутствуя, отсутствует». В группе её не видно и не слышно, дети предоставлены сами себе. Общение педагога с детьми носит абсолютно формальный характер, деятельность детей никак не регулируется. Дети не могут занять себя, у них отсутствует потребность в новых ощущениях. Следствием такой системы воспитания становится безразличие детей к окружающему миру либо расторможенность, основное и любимое занятие - баловство.

• Наседка. Наилучший вариант воспитательской позиции для ясельной группы. Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность, по поводу и без повода «кудахчет», ни на минуту не оставляя детей без внимания и неусыпного контроля. Всё расскажет, всё покажет, разжует и в рот положит. В итоге у детей пропадает необходимость и потребность «махать крыльями» самостоятельно. Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, тревожность, лень - вот последствия такой воспитательской позиции.

• Снежная Королева. Красавица, лишённая чувства любви и привязанности к детям. Её главное желание - повелевать маленькими Каями. Добивается она подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но, по сути, бесполезным времяпрепровождением. Как следствие — эмоциональная бесчувственность, жестокость, безынициативность.

• Мери Поппинс. Разносторонне развитая, эрудированная, тактичная. Знает потребности детей, закономерности их развития. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. Обучение детей проводит настолько естественно, что они этого не замечают, используя игру, проблемные ситуации в повседневной жизни. Главное - любит детей!

- Таким образом, мы видим, что данная классификация раскрывает особенности основных педагогических позиций. Важно отметить, что, как и чистых типов темперамента, «чистых» педагогических позиций также не бывает, можно выделить лишь способность к той или иной. И, в связи с этим, вам вопрос: как вы думаете, какая из данных позиций наиболее полно способствует развитию личности ребёнка и почему?

(ответы педагогов)

5. Практическая часть семинара – практикума.

1. Упражнение «Придумай окончание» ( цель: разминка, выработка навыков у педагогов сплочённых действий).

- Сейчас я предлагаю вам с помощью жетонов разделиться на две команды. Задание такое: вам нужно будет в течение 5-10 минут придумать смешное, оригинальное продолжение таких русских народных сказок, как «Колобок» и «Репка» и представить его друг другу

Примечание: с помощью «тайного» выбора определяется сказка для каждой команды.

(выполнение)

2. Упражнение «Крокодил» ( цель этого и следующих двух упражнений: развитие эмоциональной выразительности (невербальной).

- Следующее задание заключается в следующем: каждая команда загадывает определённое слово - понятие, и сообщает его одному из участников другой команды на ушко. Он может изображать его только мимикой и жестами.

(выполнение)

2.1. Упражнение «Изображение»

- А теперь с помощью мимики и жестов предлагаю вам изобразить содержание пословицы, которую определит один из участников команды («Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Работа не волк – в лес не убежит»).

Примечание: участники берут полоски бумаги с написанным заданием. Пословицы могут быть другими.

(выполнение)

2.2. Упражнение «Чувство»

- В этом упражнении также при помощи мимики и жестов нужно показать следующее чувство: гнев, радость, обида, ожидание, скука. Приглашаются по одному участнику от команд.

(выполнение)

3. Упражнение «Зайку бросила хозяйка…» ( цель: развитие умения педагогов управлять своим голосом).

- Одним из важных моментов общения с детьми является умение владеть голосом. Предлагаю вам проверить, насколько способность управлять своим голосом развита у вас. Нужно произнести текст: «Зайку бросила хозяйка…» с определённой интонацией. Приглашаю по одному участнику от команды выбрать задание. Время на подготовку 30 секунд».

Произнесение текста:

1. Шёпотом.

2. С максимальной громкостью.

3. Волнообразно.

4. Как будто вы страшно замёрзли.

5. Как будто у вас во рту горячая картошка.

6. Как маленькая девочка.

(выполнение)

- Однажды знаменитый поэт сказал:

Из слов человека можно видеть,

за кого он хочет прослыть,

но то, что он есть на самом деле, можно угадать

лишь по мимике, жестам, телодвижениям,

которые непроизвольны.

(Ф. Шиллер)

По данным французского исследователя Ф. Сюлже, только 7% информации во время общения мы с вами получаем из содержания высказывания, 38% - интонации, 55% достоверной информации – через позу, мимику, выразительные движения. Все эти понятия входят в определение голоса. На ваш взгляд, имеет ли значение, каким голосом вы будете разговаривать с детьми, родителями? Что вы можете вообще сказать о голосе в процессе взаимодействия с окружающими?»

(высказывания педагогов)

- Из ваших слов можно сделать вывод, что умение управлять своим голосом является важнейшим моментом в процессе общения с окружающими. Существуют такие понятия, как «чарма» - мягкий, успокаивающий голос, который не включает в себя психологическую защиту и «императив» - жесткий, властный, подавляющий тон. Вы понимаете, что эффективность в общении приносит «чарма», поэтому нам с вами необходимо овладевать именно этим видом голоса.

4. Упражнение «Актёры и зрители» ( цель: развитие чувствительности педагогов к невербальным средствам коммуникации).

- Я предлагаю вам инсценировать несколько явлений. Один из членов команды подходит к столу и берёт три листочка с обозначенными в них явлениями. Время на подготовку - 30 секунд. Затем команды показывают друг другу инсценировки, и пытаются отгадать смысл показанного явления.

(выполнение)

Инсценировки:

Идти:

• против ветра;

• туда, куда не хочется;

• так, чтобы кого-нибудь не разбудить;

• с тем, кто вызывает твою настороженность;

• с тем, кто тебе очень симпатичен;

• на деловую встречу и вдруг понять, что забыли важные документы;

• и вдруг увидеть человека, которому хотите понравиться;

• и вдруг узнать, что у вас на колготках дырка.

(выполнение)

5. Упражнение «Фраза» ( цель: обучение педагогов осознавать интонационные особенности речи).

- Следующие задания направлены на осознание интонационных особенностей речи. Фразу: «А сейчас мы с вами отправимся в путешествие» нужно будет произнести с определённой интонацией.

Как

• черепаха

• маленький ребёнок

• робот

• пулемётная очередь

Примечание: один из членов команды выбирает листочки с заданием. (выполнение)

6. «Человечки» (идеографический тест Э. Махони, модификация Г. В. Резапкиной)

- Все вы знаете, что наше отношение к себе и окружающим выражается в чувствах, характере, темпераменте и интересах. Небольшой графический тест поможет выявить наиболее яркие черты вашей личности. Внимательно слушайте инструкцию: используя три геометрических фигуры (треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. На каждый даётся 30 секунд. После каждого рисунка необходимо проверить количество нарисованных фигур. Если нарисованы лишние элементы, их надо зачеркнуть; если не хватает, надо дорисовать недостающие. Рисунок выполняется трижды. Затем необходимо подсчитать, сколько треугольников, кругов, квадратов содержит каждый человечек, и записать полученный код. Выполняем одновременно».

(выполнение)

- Сейчас я зачитаю характеристики полученных формул. Слушайте внимательно.

Нарушение условий задания означает тревожность, озабоченность. Отсутствие треугольников - нежелание доминировать над другими. Отсутствие кругов – у вас слабо развита способность к сопереживанию. Отсутствие квадратов – для вас характерно неконструктивное поведение.

- Теперь о предпочтении фигур.

Треугольник. У вас есть склонность к организаторской деятельности, доминированию, стремление к успеху, повышенный уровень притязаний, устойчивость к стрессу, быстрота, решительность, активность.

Круг. Вы легко устанавливаете поверхностные контакты. Возбудимы, истощаемы. Это мягкий, чувствительный тип.

Квадрат. Преобладание квадратов обнаруживает интровертированный тип. Присутствует последовательность в принятии решений, склонность к техническим видам деятельности.

Нет рук или ног. Проявляются защитные реакции, отказ от контактов.

Руки или ноги состоят из нескольких элементов. Характерна высокая двигательная активность, хорошо развитый ручной интеллект; склонность к занятиям спортом, танцами, рукоделием (тонкая моторика).

Руки подняты вверх. Агрессия.

Предмет на голове. Присутствует тревожность, скрытая агрессия.

Предмет на животе. Заботливость.

Лицо. Непрорисованное – у вас снижена потребность в общении; прорисованное – для вас характерны общительность, эмоциональность.

Только глаза или уши. Тревожность.

Голова. В норме голова - в виде круга. Разные головы на трёх рисунках или в виде треугольника и квадрата – внутренние протестные реакции.

Наличие шеи говорит о чувствительности, ранимости, обидчивости.

Расчленённое тело или его отсутствие. Присутствует психотравмирующий фактор.

Мелкий рисунок (особенно расположенный в нижней части листа). Заниженная самооценка, скованность.

К первому типу относятся все формулы, начинающиеся на 9, 8, 7 и 6. Это люди с высоким уровнем притязаний, стремлением к доминированию и хорошими коммуникативными способностями. У них сильная нервная система. Они разбираются в людях, умело классифицируют и перерабатывают информацию. Тип руководителя, хорошие преподаватели.

Второй тип. Формулы, начинающиеся на 5. Это ответственный исполнитель, обладающий организаторскими способностями. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность. Неконфликтен. Интуитивен. Проявляет высокую требовательность к себе и другим, часто работает за пределами своих возможностей. Характерна психологическая защита по типу самообвинения. Склоннен к заболеваниям психосоматического характера.

Третий тип. Формулы, начинающиеся на 4. Тревожно мнительный тип. Отличается разнообразием интересов и талантов. Возможны трудности адаптации, склонность к индивидуальной работе. Нерешительность, неуверенность в себе, ранимость. Свойственны сомнения в своих силах и возможностях, несмотря на то, что у него получается всё, за что берётся.

Четвёртый тип. Формулы, начинающиеся на 3. Тип учёного. Легко абстрагируется от реальности, рационален, объективен. Свойственна спонтанность и противоречивость поведения и деятельности. Продуктивен в условиях жёсткой регламентации. Хорошо переключается с одного вида деятельности на другой. Психологическая защита по типу рационализации.

Пятый тип. Формула начинается на 2. Интуитивный тип. Отличается чувствительностью и истощаемостью нервной системы. Стремление к приукрашиванию, эстетизации действительности. Проявляет интерес к искусству и человеку. Легко вживается в различные социальные роли. Тонко чувствует всё новое и необычное. Отзывчив. Не выносит посягательств на свою свободу.

Шестой тип. Формула начинается на 1. Эмотивный тип. Изобретатель, конструктор, художник. Эмоционален. Одержим оригинальными идеями. Самооценка неустойчива. Демонстративность в поступках. Обладает богатым воображением. Так же, как интуитивный тип, часто живёт по своим законам, не приемлет контроля со стороны, предпочитает самоконтроль.

Седьмой тип. Отсутствие кругов. Противоположность эмотивному типу. Эмоциональная холодность, неспособность понять переживания других людей. Но при этом прекрасные организаторские способности: может заставить других людей работать эффективно.

- На мой взгляд, это очень информативный тест. Думаю, что вы узнали о себе много нового.

6. «Психологическая зарядка» ( цель: оказание помощи в овладении приёмами релаксации и концентрации, повышение энергетического потенциала).

- А сейчас я предлагаю вам встать в круг и выполнить зарядку: одновременно делаем движение и произносим фразу - 2-3 раза.

1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть поочерёдно левым, правым глазом: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».

2. Положить на лоб левую ладонь, затем правую: «Я решаю любые задачи, ведь со мною – любовь и удача».

3. Встать на цыпочки, поднять руки, сомкнуть их над головой в кольцо: «Я согрета солнечным лучиком и достойна самого лучшего».

4. Руки в стороны, кулаки сжать, делать вращения руками: «На моём пути нет преграды, и всё получается так, как надо».

5. Руки на поясе, делать наклоны вправо-влево: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу».

6. Руки на поясе, наклоны вперё д-назад: «Ситуация мне подвластна, мир прекрасен, я прекрасна».

7. Подпрыгивать на правой ноге, затем на левой: «Я бодра и энергична, все дела идут отлично».

8. Сложив руки в замок, сделать глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, всё у меня получается».

(выполнение)

7. Заключительное слово.

- Итак, можем ли мы теперь ответить на вопрос, что же является главным в ходе взаимодействия с детьми, главным именно для нас, педагогов?

(высказывания педагогов)

- В заключении хочется сказать, что, прежде чем воспитывать в детях какие - либо качества, требовать от них социальных норм поведения, необходимо, чтобы это было в вас самих. Помните об этом. Занимайтесь самовоспитанием, самопрограммированием на позитивное восприятие жизни, реализуйте подсознательные желания.

Как говорил Эпикур: «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно».

И ещё, надо быть счастливым, а «чтобы счастье было действительно глубоким и прочным, нужно, чтобы жизнь была построена вокруг определенной цели» (философский словарь).

Я желаю вам всего доброго и до новых встреч!

Литература:

1. Антошина Ю. А., Холодная Е. В. Психопрофилактическая работа психолога ДОУ по оптимизации психологического здоровья педагогов. // Дошкольная педагогика №1,2010, стр. 48-51.

2. Голикова О. Ю., Елизарова Н. К. Практикум по развитию общения педагогов //Дошкольная педагогика №8, 2008.

3. Ключников С. Ю. Держи стресс в кулаке. Как извлечь выгоду из стрессовых ситуаций. – СПб. : Питер, 2002.

4. Панфилова М. А. Игротерапия общения. – М. : «Гном и Д», 2001.

5. Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков – М. : Генезис, 2000.

6. Скрипюк И. И. 111 баек для тренеров: истории, мифы, сказки, анекдоты. – СПб. : Питер,2007.

7. Шепелева Л. Н. Программы социально-психологических тренингов. – СПб. : Питер, 2007.

8. Шитова Е. В. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Волгоград: Учитель,2009.

Публикации по теме:

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Семинар «Уроки безопасности» В ноябре 2012 года, В нашем Детском саду №19 "Чебурашка", прошёл семинар-практикум "Уроки безопасности". Цель. Обмен опытом работы с дошкольными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цикл семинаров–практикумов для педагогов на тему «Общение педагогов с детьми»
Опубликовано: 10 июня 2013 в 11:23
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Цикл семинаров–практикумов для педагогов на тему «Общение педагогов с детьми»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Майструк (УИ 111018) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД