Нина Дурманова
Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста с ТНР «Зима в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация.
В данной разработке представлен один из приемов интеграции образовательных областей в процессе коррекционно-развивающей работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста (на примере лексической темы «Зима» в подготовительной к школе логопедической группы).
Цели совместной образовательной деятельности :
1. Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».
Публикация «Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста с ТНР „Зима в лесу“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Коррекционно- образовательные задачи :
Образовательная область «Речевое развитие».
Закрепление навыков звукового и слогового анализа (совершенствовать умение определять гласные звуки, согласные твердые звуки, согласные мягкие звуки, уметь дифференцировать их по артикуляционным и акустическим признакам, закреплять навыки слогового и звукового анализа слов, навыки выделения первых звуков в словах, соотнесение их с буквами.
Закрепление навыков анализа предложений и синтеза их на слова (определение последовательности и количества слов в предложении, определение позиции слов по отношению друг к другу.)
Закрепление навыков работы с предлогами с помощью менемокарточек.
Совершенствовать умение составлять распространенные предложения с заданным словом, умение составлять рассказы-описания с помощью мнемотаблиц.
Развивать общие речевые навыки, умение выразительно читать стихи, передавая интонацией эмоциональное состояние поэта, развивать чувство рифмы, поэтический слух.
Профилактика дисграфии и дислексии.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие фонематических процессов, речевого и слухового внимания, зрительного внимания и памяти.
Автоматизация правильного произношения и дифференциации всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.
Воспитание интереса к занятиям, мотивации к учебной деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Закрепить знания детей о зиме (уточнить ее приметы, о зимней одежде, деревьях, диких животных.
Совершенствовать умения работать со схемой.
Образовательная область : «Художественно-эстетическое развитие»
Приобщать к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Формирование интереса и потребности в чтении.
Развитие детского творчества.
Образовательная область «социально-коммуникативное развитие»
Воспитание культуры межличностных отношений.
Воспитание сотрудничества в словесной деятельности, воспитание ответственности.
Воспитание потребности в грамотном речевом поведении.
Образовательная деятельность «Физическое развитие»
Совершенствование умений использования специальных упражнений для укрепления здоровья (динамическая пауза «Снегири», дыхательная гимнастика «Подуй, как ветер», «Сдуй снежинку», гимнастика для глаз).
Развитие двигательной активности, мимической выразительности.
Развитие общей и мелкой моторики.
Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.
Методы и приемы :
Наглядный (пособия, картинки).
Словесный (совместная речевая деятельность).
Игровой (сюрпризный момент, динамическая пауза, игра «Что изменилось?»).
Практический (выполнение заданий).
Словарная работа:
Закрепление понятий «звук», «слог», «слово»,«предложение», словарь по теме «Зима», «Зимняя одежда», «Деревья», «Дикие животные наших лесов», «Зимующие птицы».
Оборудование: предметные картинки с изображением зимней одежды, диких животных наших лесов, зимующих птиц; бумажные снежинки; мнемокарточки, мнемотаблица; игрушка птица-синица; письмо в конверте; пеналы с символами звуков, слогов и слов; фигуры елочек, деревьев, пеньков, настенная касса букв.
Предварительная работа: прогулка в зимний парк, знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, звуковой анализ слов, выделение первого звука в словах, составление предложений с заданным словом, определение порядка и количества слов в предложении, разучивание стихов.
1. МОТИВАЦИОННО-ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Ребята, хотите совершить увлекательное путешествие? (Да.) Но чтобы отправится в путешествие нужно очень хорошо подготовится. Нужно быть внимательными, выносливыми, помогать друг другу. Давайте закроем глазки и послушаем тишину. А я посмотрю, кто из вас самый внимательный. Что вы слышите? (Ответы детей.) А сейчас за столы сядут те дети, имена которых начинаются на гласный звук. А потом дети, имена которых начинаются на согласный звук. (Дети выполняют задание.)
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОИСКОВЫЙ РАЗДЕЛ
- Ребята, посмотрите кто это к нам прилетел? (Синичка.) Правильно. А зовут ее Дзинька. А что это она нам принесла? (Конверт.) А в конверте что? (Письмо.) Ребята, в письме какие-то непонятные слова, которые не складываются в предложения. Давайте попробуем сложить их в предложения, которые можно будет прочитать. (Работа детей с деформированной фразой. Дети составляют предложения: «Ребята, приходите к нам в гости.» «Вы увидите много чудес.» «Лесные жители.») - Хотите мы с вами отправимся на прогулку в лес? (Да, хотим.)
- Какое сейчас время года? (Зима.)
- Какой месяц? (Декабрь.)
- Какой по счету этот месяц? (Первый.)
- Какие признаки зимы вы знаете? (Ответы детей.)
- Где зимой очень красиво? (В парке, в лесу.)
- Какая сейчас погода? (Холодная.) Какой ветер? (Холодный, злой.) Как он дует? (Сильно, долго, уныло.) Давайте представим, что мы с вами зимний ветер и подуем, как он: сильно, долго, уныло: У-У-у-у-у. (Дети выполняют упражнения дыхательной гимнастики «Ветер»).
- Чтобы идти на прогулку в зимний лес, как надо одеться? (Тепло.)
- Что мы наденем? (Свитер, штаны, носки, валенки, шапку, шубу, варежки.)
(По мере называния предметов на наборное полотно выставляются картинки.)
- А как можно назвать все эти предметы одним словом? (Одежда.)
- Посмотрите внимательно на картинки и выберите те, где есть звук Ш (Шапка,шуба, штаны, варежки.) Посмотрите еще раз внимательно на эти картинки и найдите лишнюю. (Варежки. Почему? (Потому что звук Ш находится в середине.)
- А сейчас давайте оденемся и пойдем на прогулку в зимний лес. (Дети имитируют движения одевающегося человека.)
- Вот мы и оделись. А где может находится лес? (Близко, далеко, за рекой, за городом, около поля, между дорогами и др.) (Работа с предлогами с помощью мнемокарточек.)
- Давайте встанем друг за другом и пойдем по тропинке. Какая тропинка? (Длинная, узкая, извилистая.)
- Вот мы и пришли в лес. Вам нравится в лесу? (Да.) Какой он? (Красивый, прекрасный, сказочный, зимний, темный, светлый и др.) А что мы видим в лесу? (Деревья.) Какие? (Ели, сосны, липы, тополя, березы, осины и др.) А какие деревья по высоте? (Высокие.) Давайте посмотрим на верхушки деревьев. (Дети поднимают глаза вверх.). Чем покрыты деревья в лесу? (Снегом.) А теперь опустим глазки вниз. Где снег лежит еще? (На земле, под ногами.) (Гимнастика для глаз.) А какой воздух в лесу! Давайте подышим свежим лесным воздухом. Глубоко вдыхаем через нос, длительно выдыхаем через рот. Смотрите,с неба падают снежинки. Давайте поймаем по одной и сдуем их с ладошки. (Дыхательная гимнастика.)
- Ребята, скажите, кто живет в лесу? (Животные). А какие животные? (Дикие). А вы знаете загадки о диких животных? (Да). Давайте будем загадывать и отгадывать загадки, а в словах- отгадках будем определять первый звук. (Дети загадывают загадки про белку, зайца, медведя, волка, лису, ежа и определяют начальный звук в словах-отгадках. По мере отгадывания загадок выставляются картинки-отгадки с изображением диких животных.)
- Ребята, скажите, кто из этих животных зимой спит? (Медведь, еж.) А почему они спят? (Потому что им зимой трудно найти пищу и почти нечем питаться.) А как же они питаются пока спят (Летом и осенью они много едят и накапливают под кожей жир на зиму.) А как другие животные готовятся к зиме? (Ответы детей.)
- Найдите картинки, названия которых подходят к этой схеме.
___
___ ___
(Лиса, медведь, белка, заяц.) Почему вы выбрали эти картинки? (Потому что в этих словах по два слога.) Найдите буквы, с которых начинаются названия этих животных. (Дети находят в настенной кассе буквы, с которых начинаются названия этих животных и выставляют на наборное полотно рядом с картинками животных.) А сейчас попробуйте найти картинки с изображением животных, которые подходят к этой схеме.
___
___
(Волк, еж.) Почему? (Потому что в них один слог.) Найдите буквы, с которых начинаются названия этих животных. (Дети находят в настенной кассе буквы, с которых начинаются названия этих животных и выставляют на наборное полотно рядом с картинками животных.) - Давайте попробуем изменить все эти слова так, чтобы в них было по три слога. (Белочка, зайчишка, волчонок, ежонок, медведко.)
- А кто из вас может придумать рассказ о каком-нибудь из этих животных? (Дети придумывают рассказы о диких животных с опорой на мнемотаблицу.)
Динамическая пауза «Снегири»
Вот на ветках, посмотри, (По 4 хлопка руками по бокам и по 4
В красных майках снегири. наклона головы на строку.)
Распушили перышки, (На первое слово каждой строки-
Греются на солнышке. частое потряхивание руками, на
второе - один хлопок по бокам.)
Головой вертят, (По два поворота головы на каждую
Улететь хотят. строку.)
Кыш! Кыш! Улетели! (Дети разбегаются по группе,
За метелью! За метелью! взмахивая руками, как крыльями.)
- А кто еще живет в зимнем лесу? (Птицы.) Какие? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? (Синица, дятел, снегирь, клест, сорока.) (По мере называния выставляются картинки с изображением птиц.)
- Чем зимующие птицы питаются? (Семенами шишек, травы, дятлы долбят кору и вытаскивают из под нее жучков и личинок и др.)
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Что изменилось?» (Логопед переставляет или убирает картинки с изображением зимующих птиц, дети должны догадаться, что изменилось.)
А сейчас, ребята, нам пора в детский сад. Пойдем обратно по какой дорожке? (Узкой, длинной, извилистой.) - Вот мы и в детском саду. Понравилось вам наше путешествие в зимний лес? (Да.) Давайте сядем за столы и составим схему слова «зима». (Дети составляют схему, логопед проверяет точность выполнения задания.) - А как можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) Переделайте схему слова «зима» в схему слова «зимушка». (Самостоятельная работа детей.)
РАБОТА ПО ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ И СИНТЕЗУ - Придумайте предложение со словом «зима». (Ответы детей.)
РАБОТА ПО АНАЛИЗУ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И СИНТЕЗУ ИХ НА СЛОВА. - Ребята, давайте вспомним стихи о зиме. (Дети читают стихи о зиме.)
3. РЕФЛЕКСИВНО-КОРРЕГИРУЮЩИЙ РАЗДЕЛ
- Ребята, где мы сегодня были? Что вам понравилось? Что вы узнали нового? Было ли вам трудно? (Ответы детей.) Зимушка-зима приготовила для вас подарки. Посмотрите, какой красивый мешок она нам прислала. Сейчас мы узнаем, что там. (Логопед раздает подарки.)
Во второй половине дня воспитатель вместе с детьми провела занятие по рисованию на тему: «Зимний лес».