Получи документы

Дидактические игры для детей дошкольного возраста «Сундучок педагога»

Ващук Любовь
Дидактические игры для детей дошкольного возраста «Сундучок педагога»

«Сундучок педагога»

Дидактические игры для детей дошкольного возраста.

Пояснительная записка.

Я, Ващук Любовь Александровна, работаю в «Центре - детском саду №118», в группе среднего возраста под названием «Почемучки» составила данную методическую разработку.

Тема: Дидактические игры для детей «Сундучок педагога».

Цель: изучение нового материала, уточнение и закрепление полученных знаний с помощью игры.

Публикация «Дидактические игры для детей дошкольного возраста „Сундучок педагога“» размещена в разделах

Задачи:

- развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость;

- обогащать словарный запас,

- учить общаться, выражать свои мысли;

- формировать самостоятельность, аккуратность;

- развивать мелкую моторику рук;

- получать положительные эмоции.

Наглядные методы: демонстрация натуральных объектов и наглядных пособий (предметов, схем, муляжей, макетов и т. д.). В дидактических играх широко используем разнообразные материалы. В играх ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны.

Словесные методы: при организации дидактических игр объясняем правила, уточняем и корректируем действия воспитанников.

Формы: дидактические игры.

Данная разработка предназначена как для индивидуальной, так и для коллективной работы детей. Все задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей. Познавательный процесс ребенка будет более наглядным, интересным, современным.

Наши дети очень любят играть в настольные игры, больше всего их интересует тема: животные, классификация предметов, игры на сенсорику, большое удивление проявляется при новой игре, детям очень интересны новинки.

Использование дидактических игр вносит существенный вклад в развитие сенсорных процессов у детей, что мы и показываем подробно в данной методической разработке.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий» В. А. Сухомлинский.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребёнка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место. Образовательные стандарты требуют чтобы образовательная деятельность осуществлялась в форме игры.

Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. Окружающий мир воспринимается ребёнком по-другому, чем у взрослых. В игре ребёнок делает открытия того, что давно известно взрослому. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьёзная форма воспитания. Игра для них - способ познания окружающего мира.

Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать в целях решения определённых образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включена в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуется жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребё нка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствуют восприятию, вниманию, памяти, мышлению, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Дидактическая игра – это обучающая игра, в ней обязательно будут образовательные задачи, но она должна оставаться игрой. Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать, как заинтересовать игрой детей. В конце игры итог не подводятся, но для себя воспитатель записывает полученные результаты.

Дидактическая игра является одним из видов совместной деятельности воспитателя и ребёнка. Чтобы дети с удовольствием включились в неё, приняли взрослого как партнёра, игра прошла успешно и принесла максимум пользы, необходим ряд условий:

- соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту и программам, утверждённым ДОУ и ФГОС, и примерные образовательные программы разработаны с учётом последних исследований в области дошкольной психологии и педагогики, поэтому воспитатель всегда может найти в этих документах полезную информацию и регулировать свою деятельность так, чтобы она приносила пользу малышам.

- игровая компетентность педагога. Он должен не только уметь играть в игру, но и пояснить её правила и порядок игровых действий, предусмотреть возможные вопросы детей, уметь ответить на них кратко и понятно, чтобы не затягивать ход игры и не отвлекать внимание лишней информацией.

- большое значение имеет умение педагога влиться в игру, эмоционально и выразительно реагировать на её течение, что очень нравится ребятишкам и повышает их заинтересованность. Дети пятого года жизни ориентированы на взрослых, и воспитатель является для них авторитетной личностью. Его мнение, особенно похвала, очень важны для них. Воспитатель создаёт атмосферу познания нового, стремления к цели в начале игры, радуется удаче ребят, подбадривает нерешительных, робких.

- доступность, соответствие игры возрасту детей. Игровой материал не должен быть слишком лёгким (это снизит интерес у самых развитых, идущих вперёд ребятишек, но и не слишком сложным, чтобы не вызвать у детей неуверенность в своих силах. Обычно в средней группе первые в первые месяцы учебного года (сентябрь-октябрь) повторяются дидактические игры, знакомые детям по младшей группе. Лишь по мере овладения новыми знаниями согласно программе вводят.

- игра должна содержать уже знакомые детям понятия, информацию, предметы. Сама игра может быть новой, но состоять из знакомого детям материала. Новизна заключается в изменении и расширении правил, введении новых умственных операций, которые детям младшей группы были недоступны. Но оперировать дети должны знакомым материалом, изученным ранее.

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольное образование должно обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, которое охватывает такие направления, как социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Виды дидактических игр :

В зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей можно использовать следующие дидактические игры :

- игры с предметами;

- словестные;

- настольно-печатные.

Подробнее мы остановимся на настольных дидактических играх, которые мы делаем своими руками:

1. «Среда обитания»

Цель: формировать умение детей соотносить изображения животного с его местом обитания, правильно называть животного. Развивать словесно- логическое мышление, монологическую и диалогическую речь.

Задачи: воспитывать внимательность.

Содержание: Дети должны расставить животных правильно по своей среде обитания. Встречается ошибка белый медведь, дети должны исправить и убрать его.

2. «Найди сокровища»

Цель: Укрепление и развитие мелкой моторики кисти рук, зрительно-моторной координации.

Задачи: развивать концентрации внимания, усидчивости, аккуратности; развитие тонких движений пальцев рук и их ощущения.

Сокровища: Дети ищут игрушки, ракушки, камушки, считают у кого больше. Называют материалы из которого они сделаны.

3.«Классификация предметов»

Цель: учить детей классифицировать предметы по разным признакам.

Задачи: ребенка выбрать из предложенной группы предметы, ориентируясь на их свойства: форму, цвет, размер.

Содержание: ребенку предлагается четыре классификации- одежда, обувь, аптечка, предметы для ванны. Дети должны разложить предметы на свои полки. (игра на липучках)

4. «Подбери правильную картинку»

Цель: развивать умение находить правильное значение слов.

Задачи: закреплять представление и значение глаголов, а именно о том что едет, пахнет, колет, летит, шумит, блестит.

Содержание: играть могут 1-4 человека. Детям нужно подобрать к каждому значению слова подходящую картинку.

5.«Найди пару»

Цель: развивать наблюдательность, внимание, тонкость зрительного восприятия, умение подбирать парную картинку по смыслу к каждому предмету.

Задачи: учить детей правильно называть фрукты;

учить подбирать правильную картинку;

учить работать в паре или подгруппе.

Содержание: на стол выкладываются карточки с изображениями фруктов. Воспитатель вместе с детьми рассматривают их называют фрукты, затем находят подходящие картинки нужному фрукту.

6.«Суша, воздух и вода»

Цель: игра направлена на формирование словаря- название животных, насекомых, птиц, морских и водных обитателей.

Задачи:

учить детей определять по признаку – летают, плавают, прыгают;

учить детей использовать предлоги (в, над, под).

Содержание: воспитатель дает задание ребенку разложить картинки животных, птиц, насекомых, рыб на игровом поле по их обитанию (рыба-вода, лиса земля, птица небо).

Вывод

Игра – это достаточно древний и эффективный инструмент воспитания детей, который имеет массу преимуществ:

• Во время игры дети легко усваивают недоступную для их восприятия информацию об окружающем мире.

Игры выполняют развлекательную роль, улучшают настроение и решают психологические проблемы.

• В процессе групповой игровой деятельности детский коллектив становится гораздо более сплоченным.

• Дети обращают внимание на воспитателя, который играет с ними, и обретают доверие к взрослому.

Особенности дидактических игр.

В ходе игры заметно и застенчивых детей, которые предпочитают занимать роль наблюдателей. Неуверенность в собственных силах и стеснительность преодолеваются в ходе игровой деятельности. Постепенное выполнение заданий от легких к более сложным дают таким детям веру в собственные силы. Благодаря этому они перестают бояться на равных играть с более целеустремленными и уверенными участниками детского коллектива.

Дидактические игры становятся эффективным инструментом воспитания малышей, только если включаются в целостный педагогический процесс. Воспитатель должен регулярно вносить разнообразие в процесс игровой деятельности, уметь не только выигрывать, но и с достоинством проигрывать, тем самым показывая пример детям. Также для педагога важно поддерживать нужное эмоциональное состояние детей во время игры.

Чтобы узнать, какие интересы, знания, возможности и уровень развития есть у каждого ребенка, воспитатель сперва проводит наблюдение за самостоятельными играми детей. В результате возникает понимание того, какие дидактические игры нужно подбирать для конкретного ребенка, чтобы они проходили с пользой и интересом. Оцениваются сильные и слабые стороны личности, что помогает построить план по развитию нужных навыков.

Дидактические игры являются одним из ведущих методов обучения в детском саду, и особенно это заметно в работе с группой детей пятого года жизни, которых усадить заниматься непросто. Правильно организовав и подготовив игру, учтя психологию маленьких непосед, воспитатель сможет легко и ненавязчиво закрепить знания малышей в разных образовательных областях, развить их мыслительные и творческие способности в интересной, занимательной, а главное, очень полезной деятельности.

Таким образом, применение разнообразных дидактических игр в ходе НОД по разным образовательным деятельностям создание игры на всех занятиях вызывало огромный интерес к заданиям у детей средней группы, оживление, постоянно поддерживало их положительный настрой, стимулировало мыслительную деятельность, повышало мотивацию к обучению.

При создании постоянно игровых ситуаций обеспечивалась возможность удержания в течение длительного времени максимальной работоспособности детей, а также более легкое и быстрое усвоение программного материала. А это в свою очередь, объясняет более высокие показатели успешности в обучении детей.

Литература:

1) Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : 2000г.

2)Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр; Учеб. -метод. пособие. М., 2003.

3)Воспитание детей в игре : Пособие для воспитателя детского сада. /сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. 2-е изд., переработанное и дополненное. - М. : Просвещение, 2010

4) Голецыова О. "Игры в детском саду",М. ,1966г

5)Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования. М. : Мозаика - Синтез, 2015.

6)Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. -М. ,1982г.

7)Столяр А. "Давайте поиграем",М. ,Просвещение,1991г

8)Швайко Г. С. "Игры и игровые упражнения для развития речи",М. ,Просвещение,1988г

9)Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возрастаДидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.

Дидактические игры «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры на тему «Овощи» для детей 5-7 лет. 1. Дидактическая игра «Чья тень?» Цель: формировать умение находить силуэты овощей;.

Дидактические игры по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста В дидактических играх по ФЭМП формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность,.

Дидактические игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры по математике для детей среднего дошкольного возраста На занятиях по математике использую разнообразные игры и дидактические упражнения, некоторыми из них хочу поделиться с вами. Для закрепления.

Дидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Многие из нас хотят воспитать добрых и отзывчивых детей, однако мы больше уделяем внимания играм развиваюшим интеллектуальные способности,.

Дидактические игры по ПДД для детей младшего дошкольного возраста В дошкольном возрасте необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. Чем раньше.

Дидактические игры по правилам дорожного движения для детей дошкольного возрастаДидактические игры по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства. Самим детям трудно самостоятельно.

Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста Игра «Кто поможет малышу?» Цель: уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания. Правила игры: Ведущий выбирает картинку.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Дидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна. Вашему вниманию тему выступление: «Дидактические игры в обучении.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактические игры для детей дошкольного возраста «Сундучок педагога»
Опубликовано: 27 октября 2021 в 09:30
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД