Получи документы

Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями и родителями по формированию психических процессов у дошкольников

Мария Аникина
Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями и родителями по формированию психических процессов у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

1. Пояснительная записка.

Обоснование актуальности

Ни для кого не секрет, что в наше время темп жизни становиться всё быстрее и быстрее. Времени катастрофически не хватает, и как это не прискорбно осознавать всё меньше времени в семье уделяется воспитанию и развитию детей. Родители сетуют на нехватку времени, сильную занятость и конечно усталость. Но в то же время все мы понимаем, что если с ребенком не занимаются дома, все те знания что дают педагоги в дошкольном учреждении не сформируются в должном объеме. И конечно такого ребенка ждет очень много сложностей на пути его становления и развития.

Публикация «Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями и родителями по формированию психических процессов у дошкольников» размещена в разделах

Развитие основных психических процессов в раннем дошкольной возрасте, это одна из приоритетных задач, так как качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том, где же середина пути психического развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам. Многочисленные исследования показали, что трехлетний ребенок психологически входит в мир постоянных вещей, умеет употреблять многие предметы обихода и испытывает ценностное отношение к предметному миру. Он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми. Он общается со взрослыми и детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения.

В отношениях со взрослыми ребенок проявляет выраженную подражательность, что является простейшей формой идентификации. Идентификационные отношения ребенка со взрослым и взрослого с ребенком готовят малыша к эмоциональной причастности к другому, к людям. На фоне идентификации у ребенка появляется так называемое чувство доверия к людям (чувство базового доверия, Э. Эриксон, а также так называемая готовность к присвоению материальной, психической и духовной культуры.

Невозможно переоценить роль семьи и родителей в развитии ребенка. Наша задача как педагогов донести информацию о том, что основными достижениями раннего дошкольного детства, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении, в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи, в развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков; в развитии наглядно-действенного, на­глядно-образного и знакового мышления, в развитии воображения и памяти; в чувствовании себя источником воображения и воли, в выделении своего «Я» и в появлении так называемого чувства личности. Необходимо напоминать, что общая сензитивность к развитию осуществляется за счет неудержимости онтогенетического потенциала к развитию, а также психологического вхождения ребенка в социальное пространство человеческих отношений, где происходят развитие и становление потребности в положительных эмоциях и потребности быть признанным.

Таки образом, передача знаний об этих особенностях детей младшего дошкольного возраста помогут родителям осознанно подойти к проблеме развития и воспитания своих детей. И на равнее с педагогами, поможет становлению его личности.

Актуальность данной темы заключается в следующем:

• Определение эффективного средства взаимодействия всех участников педагогического процесса по формированию и развитию основных психических процессов и мелкой моторики руки воспитанников.

• Реализация социального партнерства, путем разработки и осуществления просветительской работы, внедрение данного инновационного элемента в взаимодействие педагогов и родителей.

• Удовлетворение потребности городского образования – в обеспечении формирования основных психических процессов и развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста;

• Организация практической формы работы педагогов с родителями на основе ФГОС.

Цель:

Целью данной работы является просвещение родителей в сфере игр и упражнений, с помощью которых они могут, в домашних условиях, закреплять развитие психических процессов своих детей.

Задачи:

• Познакомить родителей с играми на каждый из психических процессов и развитие мелкой моторики руки.

• Сделать данное знакомство регулярным и доступным.

• Разработать набор игр наиболее простой и доступный для применения в домашних условиях.

• Помочь родителям закреплять формирование и развитие основных психических процессов и мелкой моторики руки, в домашних условиях.

Формы и методы работы :

Работа состояла из передачи информации родителям по нескольким блокам, а так же параллельно велась работа с детьми по формированию и развитию основных психических процессов. Данные блоки разделялись по месяцам, в нем представлены темы, формы работы, и результаты которые мы стремились реализовать.

В контексте годового плана была разработана последовательность следующего характера:

- в начале года запланирована первая встреча с родителями. Она представляет собой родительское собрание и стендовая информационная работа.

- в последующее время, каждый месяц посвящался одному из основных психических процессов. Работа представлена так же в виде стендовой информации но, подкрепленной постоянной консультативной работой воспитателей и педагога-психолога, с добавлением выносного материала такие как – листовки и буклеты. Макет информационной среды. А так же по каждому психическому процессу представлена подборка игр, способствующая развитию ребенка - в середине года (январь) проводиться на базе планового мероприятия по встрече с родителями проводиться консультативная беседа по возникшим вопросам нашей работы.

- в конце года проводятся две встречи по консультативной работе о взаимосвязи развития психических процессов в комплексе, а так же важности игр в данном возрастном периоде. И заключительная встреча знаменуется праздником и подведением результатов: проводиться анкетирование родителей по усвоению материала представленного им в течение года. А так же проговариваются достижения детей по развитию основных психических процессов.

Таким образом, просвещение родителей представляется ценным с точки зрения устранения информационной компетентности и для более качественного формирования и развития основных психических процессов детей младшего дошкольного возраста.

Адресат.

Родители воспитанников.

Форма организации работы с родителями.

Работа строится в форме ежемесячных встречах. В начале, середине и в конце это родительские собрания, а в остальное время стендовая и консультативная работа с родителями. Родителям представляются выносные материалы, с помощью которых они простраивают свою работу с детьми в домашних условиях.

В течение года проводиться работа с детьми (Приложение 3) по формированию основных психических процессов.

Ожидаемые результаты.

В результате коррекционной работы ожидается, что:

• повысится доля просвещенных родителей способных осознанно подойти к проблеме развития и воспитания своих детей;

• повысится доля детей с высокими показателями развитости основных психических процессов.

Повысится доля просвещенных родителей способных осознанно подойти к проблеме развития и воспитания своих детей Знание возрастных особенностей и игр на развитие детей. Анкетирование родителей по итогам года.

Повысится доля детей с высокими показателями развитости основных психических процессов

Повышение показателей развитости у детей основных психических процессов.

4. Литература

1. Аверин В. А. Психология детей и подростков. - С-Пб, 1998.

2. Акимова М. Н. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М., Знание, 1992.

3. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.

4. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология (Личность от молодости до старости) : Учебное пособие. - М., 1988.

5. Гоноблин Ф. Н. Внимание и его воспитание. – М., 1972.

6. Добрынин Н. Ф. Произвольное и непроизвольное внимание. /Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина. – М., 1958.

7. Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. – М., Просвещение, 1987.

8. Крыжановская Л. М. Психология развития. - М., 1997.

9. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) : Учебное пособие. - М., 1987.

10. Леонтьев А. Н. Умственное развитие ребёнка. – М., 1950.

11. Лурия А. Р. Внимание и память. – М., 1975.

12. Мухина В. С. Возрастная психология. - М., 1998.

13. Немов Р. С. Психология : В 2 тт. – М., Просвещение, 1995.

14. Практикум по общей психологии /Под ред. А. И. Щербакова. – М., 1990.

15. Практические занятия по психологии /Под ред. А. В. Петровского. – М., Просвещение 1972.

16. Рубинштейн С. Л. Внимание и его воспитание. – М., 1972.

17. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с., ил

18. Хрестоматия по вниманию /Под ред. Леонтьева А. Н. – М., МГУ, 1979

Источники Интернет:

1. https://apsych.ru/2013/04/19/vozrastnyie-osobennosti-detey-3-4-let-vtoraya-mladshaya-gruppa/

2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/roditelskoe-sobranie-na-temu-vozrastnye-osobennosti-detey

3. https://vashechudo.ru/raznoe/igry-i-konkursy-dlja-detei/igry-na-razvitie-rechi-reb-nka-3-4-let.html

4. https://www.alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/igry-dlja-detei/igry-na-razvitie-tvorcheskogo-vobrazhenija-detei-3-4-let.html

5. https://kladraz.ru/igry-dlja-detei/razvivayuschie-igry/igry-na-razvitie-vnimanija-detei-3-let.html.

Публикации по теме:

Мои работы из бумагиМои работы из бумаги Очень люблю работать с бумагой, увидела тортик сделанный из простого картона и решила тоже сделать. Так как времени катастрофически не хватает,.

Рабочая программа педагога ДОУ (в соответствии с ФГОС) Стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями и родителями по формированию психических процессов у дошкольников
Опубликовано: 28 ноября 2014 в 11:15
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями и родителями по формированию психических процессов у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Мария Аникина (УИ 268186) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД