Мария Аникина
Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями и родителями по формированию психических процессов у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка.
Обоснование актуальности
Ни для кого не секрет, что в наше время темп жизни становиться всё быстрее и быстрее. Времени катастрофически не хватает, и как это не прискорбно осознавать всё меньше времени в семье уделяется воспитанию и развитию детей. Родители сетуют на нехватку времени, сильную занятость и конечно усталость. Но в то же время все мы понимаем, что если с ребенком не занимаются дома, все те знания что дают педагоги в дошкольном учреждении не сформируются в должном объеме. И конечно такого ребенка ждет очень много сложностей на пути его становления и развития.
Публикация «Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями и родителями по формированию психических процессов у дошкольников» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Развитие основных психических процессов в раннем дошкольной возрасте, это одна из приоритетных задач, так как качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том, где же середина пути психического развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам. Многочисленные исследования показали, что трехлетний ребенок психологически входит в мир постоянных вещей, умеет употреблять многие предметы обихода и испытывает ценностное отношение к предметному миру. Он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми. Он общается со взрослыми и детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения.
В отношениях со взрослыми ребенок проявляет выраженную подражательность, что является простейшей формой идентификации. Идентификационные отношения ребенка со взрослым и взрослого с ребенком готовят малыша к эмоциональной причастности к другому, к людям. На фоне идентификации у ребенка появляется так называемое чувство доверия к людям (чувство базового доверия, Э. Эриксон, а также так называемая готовность к присвоению материальной, психической и духовной культуры.
Невозможно переоценить роль семьи и родителей в развитии ребенка. Наша задача как педагогов донести информацию о том, что основными достижениями раннего дошкольного детства, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении, в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи, в развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков; в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления, в развитии воображения и памяти; в чувствовании себя источником воображения и воли, в выделении своего «Я» и в появлении так называемого чувства личности. Необходимо напоминать, что общая сензитивность к развитию осуществляется за счет неудержимости онтогенетического потенциала к развитию, а также психологического вхождения ребенка в социальное пространство человеческих отношений, где происходят развитие и становление потребности в положительных эмоциях и потребности быть признанным.
Таки образом, передача знаний об этих особенностях детей младшего дошкольного возраста помогут родителям осознанно подойти к проблеме развития и воспитания своих детей. И на равнее с педагогами, поможет становлению его личности.
Актуальность данной темы заключается в следующем:
• Определение эффективного средства взаимодействия всех участников педагогического процесса по формированию и развитию основных психических процессов и мелкой моторики руки воспитанников.
• Реализация социального партнерства, путем разработки и осуществления просветительской работы, внедрение данного инновационного элемента в взаимодействие педагогов и родителей.
• Удовлетворение потребности городского образования – в обеспечении формирования основных психических процессов и развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста;
• Организация практической формы работы педагогов с родителями на основе ФГОС.
Цель:
Целью данной работы является просвещение родителей в сфере игр и упражнений, с помощью которых они могут, в домашних условиях, закреплять развитие психических процессов своих детей.
Задачи:
• Познакомить родителей с играми на каждый из психических процессов и развитие мелкой моторики руки.
• Сделать данное знакомство регулярным и доступным.
• Разработать набор игр наиболее простой и доступный для применения в домашних условиях.
• Помочь родителям закреплять формирование и развитие основных психических процессов и мелкой моторики руки, в домашних условиях.
Формы и методы работы :
Работа состояла из передачи информации родителям по нескольким блокам, а так же параллельно велась работа с детьми по формированию и развитию основных психических процессов. Данные блоки разделялись по месяцам, в нем представлены темы, формы работы, и результаты которые мы стремились реализовать.
В контексте годового плана была разработана последовательность следующего характера:
- в начале года запланирована первая встреча с родителями. Она представляет собой родительское собрание и стендовая информационная работа.
- в последующее время, каждый месяц посвящался одному из основных психических процессов. Работа представлена так же в виде стендовой информации но, подкрепленной постоянной консультативной работой воспитателей и педагога-психолога, с добавлением выносного материала такие как – листовки и буклеты. Макет информационной среды. А так же по каждому психическому процессу представлена подборка игр, способствующая развитию ребенка - в середине года (январь) проводиться на базе планового мероприятия по встрече с родителями проводиться консультативная беседа по возникшим вопросам нашей работы.
- в конце года проводятся две встречи по консультативной работе о взаимосвязи развития психических процессов в комплексе, а так же важности игр в данном возрастном периоде. И заключительная встреча знаменуется праздником и подведением результатов: проводиться анкетирование родителей по усвоению материала представленного им в течение года. А так же проговариваются достижения детей по развитию основных психических процессов.
Таким образом, просвещение родителей представляется ценным с точки зрения устранения информационной компетентности и для более качественного формирования и развития основных психических процессов детей младшего дошкольного возраста.
Адресат.
Родители воспитанников.
Форма организации работы с родителями.
Работа строится в форме ежемесячных встречах. В начале, середине и в конце это родительские собрания, а в остальное время стендовая и консультативная работа с родителями. Родителям представляются выносные материалы, с помощью которых они простраивают свою работу с детьми в домашних условиях.
В течение года проводиться работа с детьми (Приложение 3) по формированию основных психических процессов.
Ожидаемые результаты.
В результате коррекционной работы ожидается, что:
• повысится доля просвещенных родителей способных осознанно подойти к проблеме развития и воспитания своих детей;
• повысится доля детей с высокими показателями развитости основных психических процессов.
Повысится доля просвещенных родителей способных осознанно подойти к проблеме развития и воспитания своих детей Знание возрастных особенностей и игр на развитие детей. Анкетирование родителей по итогам года.
Повысится доля детей с высокими показателями развитости основных психических процессов
Повышение показателей развитости у детей основных психических процессов.
4. Литература
1. Аверин В. А. Психология детей и подростков. - С-Пб, 1998.
2. Акимова М. Н. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М., Знание, 1992.
3. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.
4. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология (Личность от молодости до старости) : Учебное пособие. - М., 1988.
5. Гоноблин Ф. Н. Внимание и его воспитание. – М., 1972.
6. Добрынин Н. Ф. Произвольное и непроизвольное внимание. /Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина. – М., 1958.
7. Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. – М., Просвещение, 1987.
8. Крыжановская Л. М. Психология развития. - М., 1997.
9. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) : Учебное пособие. - М., 1987.
10. Леонтьев А. Н. Умственное развитие ребёнка. – М., 1950.
11. Лурия А. Р. Внимание и память. – М., 1975.
12. Мухина В. С. Возрастная психология. - М., 1998.
13. Немов Р. С. Психология : В 2 тт. – М., Просвещение, 1995.
14. Практикум по общей психологии /Под ред. А. И. Щербакова. – М., 1990.
15. Практические занятия по психологии /Под ред. А. В. Петровского. – М., Просвещение 1972.
16. Рубинштейн С. Л. Внимание и его воспитание. – М., 1972.
17. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с., ил
18. Хрестоматия по вниманию /Под ред. Леонтьева А. Н. – М., МГУ, 1979
Источники Интернет:
1. https://apsych.ru/2013/04/19/vozrastnyie-osobennosti-detey-3-4-let-vtoraya-mladshaya-gruppa/
2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/roditelskoe-sobranie-na-temu-vozrastnye-osobennosti-detey
3. https://vashechudo.ru/raznoe/igry-i-konkursy-dlja-detei/igry-na-razvitie-rechi-reb-nka-3-4-let.html
4. https://www.alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/igry-dlja-detei/igry-na-razvitie-tvorcheskogo-vobrazhenija-detei-3-4-let.html
5. https://kladraz.ru/igry-dlja-detei/razvivayuschie-igry/igry-na-razvitie-vnimanija-detei-3-let.html.