МААМ-картинки

Методическая разработка воспитательного мероприятия для студентов СПО в формате Урока дружбы «Толерантность — путь к миру»

Надежда Ижболдина
Методическая разработка воспитательного мероприятия для студентов СПО в формате Урока дружбы «Толерантность — путь к миру»

Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение

Удмуртской Республики

«Сарапульский политехнологический техникум»

Методическая разработка

Урок дружбы : «Толерантность - путь к миру

(воспитательное мероприятие)

Выполнила воспитатель общежития :

Ижболдина Надежда Александровна

г. Сарапул, 2020г

Аннотация.

Публикация «Методическая разработка воспитательного мероприятия для студентов СПО в формате Урока дружбы „Толерантность — путь к миру“» размещена в разделах

Методическая разработка : «Толерантность – путь к миру – внеклассное мероприятие, приуроченное к Международному дню толерантности, который отмечается 16 ноября и проводится в инсценированной познавательно-игровой форме.

Данная методическая разработка представляет собой воспитательное мероприятие по формированию толерантной мировоззренческой позиции к себе и окружающему миру у подростков возрастной категории от 15 до 20 лет.

Материал методической разработки может представлять интерес для педагогов средних профессиональных организаций, с целью проведения тематических классных часов, диспутов, бесед, круглых столов.

Автор: Ижболдина Надежда Александровна

воспитатель общежития БПОУ УР «СПТ»

Оглавление

1. Пояснительная записка…. … 4

2. Ход мероприятия

2.1. Вступление воспитателя… 6

2.2. Историческая справка… 7

2.1 Просмотр видеофильма «Холокост – беспощадное уничтожение»

3. Практическая часть… 8

4. Заключение… 13

5. Информационные ресурсы …. 14

6. Приложение… 15

Пояснительная записка

Тема: «Толерантность – путь к миру

Цель воспитательного мероприятия : формирование у подростков потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Задачи:

- формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре

- воспитание у подростков миролюбия

- развитие навыков культурной, позитивной формы общения

- ознакомление с традициями и обычаями представителей разных конфессий и национальностей, развитие способности к адекватному взаимодействию

- формирование негативного отношения к насилию и агрессии.

Форма проведения : диалог с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами, беседа-размышление, показ видеофильма.

Средства: ноутбук, проектор, экран, видеофильм.

Возраст обучающихся: 15-20 лет

Толерантность является основой демократии и прав человека. Сегодня в современном обществе все чаще стало проявляться неуважение друг к другу, люди стали предвзято относится к чужой религии и обычаям.

На пороге XXI века проблема толерантности приобрела особую актуальность в связи с процессом глобализации, сталкивающей цивилизационные, религиозные, национальные и этнические идентичности различных культур и народов. Поэтому на сегодняшний день весьма актуальным является, формирование толерантного сознания у людей, объединенных в рамках социокультурной общности.

Толерантность - это терпимость, которая по своему содержанию в современных обстоятельствах скорее должна быть изначальной основой взаимопонимания, солидарности, а не проявлением долготерпения и страдания.

Толерантность - это не просто пассивная терпимость, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, но одновременно и отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон. Толерантность – не уступка, снисхождение или притворство, а, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

В студенческой среде проблема толерантности – наиболее яркий пример, так как, начиная учиться в колледже, техникуме или университете, молодежь сталкивается с большим количеством людей разной национальности, с другой верой, культурой и взглядами на жизнь [2]. Период подходящий для формирования толерантности, это студенчество ему способствуют : внимание к вопросам собственной культурной идентичности, образ жизни других людей, определение собственной позиции в отношениях между людьми, стремление заявить свое мнение по многим актуальным проблемам, развитие рефлексии и чувства ответственности перед социумом.

Студенчеству, составляющему молодёжную элиту сегодня, предстоит завтра работать над формированием общественных, в том числе и межнациональных, отношений[1].

Поэтому, необходимо признать, что наиболее прогрессивной, организованной, интеллектуально и творчески развитой молодёжи является студенчество. Учащаяся молодёжь во многом определяет будущее российского общества. Оно демонстрирует развитие личностного потенциала, профессионализма и возможностей в решении задач любого государственного уровня.

Поэтому наиболее актуальным становится работа по распространению идей толерантности среди студенчества, как наиболее активной социальной группой, призванной в дальнейшем устанавливать диалогические связи между разными народами, культурами [1]

Ход мероприятия

Выступление воспитателя : Наше мероприятие посвящено одной из важнейших тем воспитания-толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Обучающийся: Доброта и толерантность спасёт мир.

Добро и зло. Откуда это в человеке?

Когда становится он добрым или злым?

Быть может он рождается таким?

И существует ли добро в ХХI веке?

Ведь говорят, что стали мы и злей и черствей.

Но я уверенна, что большинство людей

В душе любовь и веру сохранили,

Хотя войну и голод пережили.

Добро и поныне в мире живёт,

Нет, оно никогда не умрёт!

Потому что всегда и во все времена

Люди верили в силу добра!

Историческая справка.

На рубеже 18-19 веков во Франции жил князь Талейран Перигор, князь

Беневентинский, который при смене правительства всегда назначался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроение окружающих, уважать их, решать проблемы, находить различные оптимальные выходы из сложившейся ситуации. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться ей.

В переводе с латинского языка ТОЛЕРАНТНОСТЬ (tolerantia) означает терпение.

Понятие толерантности, хотя и отождествляется с понятием терпения,

имеет более яркую активную направленность. Толерантность - не пассивное, не естественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорная, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

По словам В. А. Сухомлинского, воспитание толерантности заключается в воспитании способности «…быть терпимым к мелким недостаткам людей, если эти недостатки не представляют собой общественной опасности, а затрагивают лишь. собственные интересы».

Просмотр видеофильма «Холокост – беспощадное уничтожение»

Самым жестоким и беспощадным примером интолерантности 20 века является холокост.

Холокост, холокауст (англ. Holocaust, от греч. hol kaustos — сожжённый целиком, гибель значительной части еврейского населения Европы (свыше 6 млн. человек, свыше 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933—1945гг. Другое название — Катастрофа (Шоа).

Холокост по размеру, качеству и смыслу причинённых страданий — уникальное явление в человеческой истории, и никакие другие массовые

истребления людей не могут с ним сравниться: они или не столь масштабны, или непреднамеренны, или не были направлены на истребление целых этносов.

Помимо евреев в концлагеря попадали солдаты Красной Армии и мирное население на оккупированных территориях, пленённые фашистами.

Вина за Холокост лежит на всех: нацистах Германии, её союзниках, нейтральных и воевавших с Германией государствах.

Основные понятия, связанные с проявлением нетерпимости:

Нацизм – крайняя форма экстримизма, основанная на национальном признаке, господство над другими нациями (фашизм).

Национализм – форма национального самопознания.

Ксенофобия – любая постоянная боязнь (ненависть) к иностранцам.

Дискриминация – ограничение в правах части населения по расовому, национальному или религиозному признаку.

Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.

Расизм – противоправная национальная политика, форма дискриминации, ставившая своей целью угнетение представителей одной расы над другой.

Вывод: Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.

По фашисткой Германии прокатилась волна еврейских погромов, получивших название «Хрустальная ночь». Те страшные события положили начало Холокосту- одному из самых кошмарных преступлений против толерантности в истории человечества. В память об этом в 1996г ООН провозгласила 16 ноября - Международным днём терпимости.

27 января – Международный день памяти жертв Холокоста.

Международные соглашения,

в которых раскрываются основные понятия и принципы толерантности.

- Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО

- Всеобщая декларация прав человека

- Международный пакет о гражданских и политических правах

- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

- Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании

- Конвенция о правах ребёнка

- Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религиозных убеждений

- Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам.

Практическая часть.

Ведущий: Легенда

Жила-была девушка по имени Любовь. Скучно было ей жить на свете без подружки. И обратилась она к 100-летнему седому старцу:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы дружила я с ней до конца отпущенных мне Богом дней. Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра раненько утром, когда только запоют первые птицы и роса не обсохнет на траве.

Утром, когда тёплое солнышко только встало, пришла Любовь в условленное место. Пришла и увидела пять девушек, одна краше другой.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут - Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь, - не знаю, кого выбрать…

Твоя правда, ответил волшебник, они все хороши. Ты в жизни встретишься с ними. Может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе, стала внимательно рассматривать. Задумалась Любовь.

Останавливается чтение и задаё тся вопрос: - А кого бы выбрали вы? Подростки дают свои варианты.

Качества, которые выбирают дети

Кол-во человек

РАДОСТЬ 5

УДАЧА 7

ПЕЧАЛЬ 0

КРАСОТА 3

ДОБРОТА 9

Обучающиеся определились и каждый выбрал то качество которое ближе ему. Им предложено обсудить свой выбор и привести доводы в пользу выбранного качества.

После обсуждения ведущий дочитывает конец легенды:

- Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Воспитатель : Почему же Любовь выбрала Доброту?

А вы всех ли выслушали? Были ли вы толерантны по отношению к соседу по столу? Как чувствовали себя? (В ходе обсуждения затронуты вопросы внимания друг к другу, тактичности, проявления доброты и терпимости по отношению друг к другу. Не у всех получается, но мы к этому будем стремиться).

Ведущий: Упражнение «Перейти реку»

Цель: дать возможность участникам почувствовать себя «белой вороной». Или же, наоборот, ощутить себя «в компании», таким образом, смягчить грань «мы - они».

Задание: давайте представим, что вы все стоите на одном берегу реки. Прямо перед вами - вода. Ширина реки приблизительно метр. Сейчас я буду зачитывать утверждения, и если кто-то из вас поймет, что это утверждение про него, переходит на другой «берег» реки, встает там лицом к группе и стоит до тех пор, пока я не скажу слово «следующее». Потом Вы возвращаетесь на «берег для всех» и слушаете новое утверждение. Если Вы не хотите афишировать свой ответ на какой-то вопрос, просто стойте на месте. Старайтесь быть откровенными, но не делайте то, что Вам крайне неприятно. Начнём.

Список утверждений:

1. У кого плохое зрение

2. Кто приехал из деревни

3. У кого голубые глаза

4. Кто бывал на приёме у психиатра

5. Кто из вас натуральная блондинка (блондин)

6. Кто любит носить джинсы

7. Когда-нибудь брал чужую вещь

8. По национальности не русский

9. Переболевший инфекционным заболеванием

10. Те, кто хотя бы раз был избит

11. Получал двойки

12. Кто переживал о ссоре

13. Кого предавали близкие люди

Воспитатель :

Обобщение. Как Вы себя чувствуете? Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями. Если в упражнении была хоть одна фраза, на которую Вы могли выйти, но не захотели, значит, это тот факт, по которому Вы или другие люди боятся быть стигматизированными.

Стигма (греч. stigma — укол, клеймо, пятно, в Древней Греции метка или клеймо на теле раба или преступника.

Обсуждение: почему происходит так, что люди унижают других по этим параметрам и по множеству других? Каждый из нас может оказаться в невыгодном положении относительно других, и это вызовет определённое отношение к нам? Что чувствуют люди, которые в силу обстоятельств жизни

оказались «по ту сторону реки». Мы должны проявлять толерантность к людям, как способность сопереживать. В психологии такая способность называется эмпатией.

Воспитатель : - А теперь, мы с вами давайте посадим и вырастим дерево толерантности.

Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наше общежитие - ваш дом, стали пространством толерантности.

Листочки приклеиваются на дерево.

Примерные надписи:

1. Надо всех любить и уважать.

2. Сохранять в чистоте нашу школу и наш дом

3. Понимать друг друга.

4. Научиться прощать.

5. Защищать друг друга, членов своей семьи.

6. Быть терпимыми.

7. Уважать пожилых людей.

8. Уметь слышать и слушать.

9. Уметь дать совет, выслушать совет другого.

10. Прислушиваться к мнению старших.

11. Не повышать голос друг на друга.

12. Быть милосердными.

13. Сострадать всем.

14. Принимать людей такими, какими они есть.

15. Быть толерантным.

16. Проявлять терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

17. Уважать права другого человека.

18. Сотрудничать с родителями, гордиться ими.

В заключении я предлагаю попробовать изобразить международного символа толерантности. Существует два таких символа.

Заключение.

В мероприятии рассмотрены понятия толерантность. Обучающихся ознакомили с историей, как на протяжении веков трактовали это понятие, вспомнили исторические события, являющиеся примером интолерантности. Обсудили в каких сферах деятельности мы сталкиваемся с толерантностью. Практическая часть в виде игр и упражнений, различных жизненных ситуаций была направлена на то, чтобы каждый прочувствовал, имеет ли он такое качество личности, как толерантность.

Мероприятия по пропаганде миролюбия, повышению устойчивости к этническим, религиозным и политическим конфликтам, профилактике агрессии и экстремизма, проводимые в учебной и внеучебной деятельности необходимы, помогут сформировать определённый уровень правовой культуры, осознать себя и своё место в обществе, не нанося при этом вреда и не ущемляя права других людей.

Информационные ресурсы

1. Асташов Н. А. Проблема воспитания толерантности в образовательных учреждениях // Толерантное сознание и создание толерантных отношений. – М., 2013. – 77-78 с.

2. Клесова С. В. Воспитание толерантности у студенческой молодёжи // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 357-359. — URL https://moluch.ru/archive/39/4680/ ( дата обращения: 03.03.2019).

3. Молчанова К. С. Толерантность в среде студенческой молодежи// Молодежный вестник ИрГТУ. —2016.—№4. — С. 27-28

4. Тюляева Т. И. Молодежь в современном обществе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. - N 10. - С. 63-

Интернет-источники:

https://www.docme.ru/doc/18394/klassnyj-chas--uroki-dobroty-

https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2017/10/27/metodicheskaya-razrabotka-formirovanie

https://www.art-talant.org/publikacii/17066-narodov-mnogo--drughba-odna-konspekt-zanyatiya-urok-tolerantnosti-ili-uchimsya-sochuvstvovaty

Публикации по теме:

Классный час «Толерантность — путь к миру» Цель: Познакомить учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного.

Конспект внеклассного мероприятия к Дню космонавтики в 4 классе «Путь к звездам открыт!»Конспект внеклассного мероприятия к Дню космонавтики в 4 классе «Путь к звездам открыт!» Цель: познакомить детей с названием планет, первыми космонавтами; пробудить интерес к космическим исследованиям, истории космонавтики; расширять.

Конспект воспитательного мероприятия «Что мы едим?» для детей младшего школьного возрастаКонспект воспитательного мероприятия «Что мы едим?» для детей младшего школьного возраста Мы с ребятами объединения «Умелые руки» провели воспитательное мероприятие «Что мы едим?» и выяснили какие полезные и вредные продукты.

Конспект интегрированной познавательной образовательной деятельности во второй младшей группе «Путешествие в мир профессий»Конспект интегрированной познавательной образовательной деятельности во второй младшей группе «Путешествие в мир профессий» Конспект интегрированной познавательной образовательной деятельности во второй младшей группе. Интеграция образовательных областей: «Познавательное.

Методическая разработка сценария мероприятия, посвященного 100-летию комсомола, для 8–9 классов Не расстанусь с комсомолом… Сценарий к юбилею комсомола Видеоролик «Посвящается комсомольцам СССР» Ведущий: Добрый день уважаемые учителя,.

Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» в 6 классе Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» (6 класс) Цели: • заинтересовать обучающихся рассказом о.

Методическая разработка урока математики на тему «Умножение на двузначное число» в 3 классе Математика 3 класс Шугайлова Светлана Владимировна, МБОУ гимназия №19 Петерсон, Л. Г. Математика. 3 класс: учебник / Л. Г. Петерсон. – М. :.

Методическая разработка внеклассного мероприятия «В здоровом теле — здоровый дух» для учащихся 5–6 классов Министерство образования и науки РФ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Куянковская СОШ» им. Г. Курмаша Параньгинского.

Миру-мир! Мы участники международной миротворческой акции «Гирлянда дружбы»! Наш «Хоровод дружбы».Миру-мир! Мы участники международной миротворческой акции «Гирлянда дружбы»! Наш «Хоровод дружбы». Прочитав на сайте об акции "Гирлянда дружбы",я решила присоединиться к доброй акции во имя сохранения мира, дружбы и любви на всей планете.

Конспект воспитательного мероприятия для учащихся 3 класса «Первоцветы — первые вестники весны»Конспект воспитательного мероприятия для учащихся 3 класса «Первоцветы — первые вестники весны» Обоснование выбора (актуальность). Тема экологии сегодня весьма популярна. С телеэкранов нам вещают о необходимости беречь среду, в которой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка воспитательного мероприятия для студентов СПО в формате Урока дружбы «Толерантность — путь к миру»
Опубликовано: 4 февраля 2021 в 20:26
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД