Папки-передвижки

Конспект урока обществознания в 10 классе «Семья, как социальный институт»

Елена Дрофа
Конспект урока обществознания в 10 классе «Семья, как социальный институт»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка урока «Семья как социальный институт»

Урок обществознания : 10 класс

Учитель: Елена Владимировна Дрофа

Цели урока :

• выяснить социальные аспекты института семьи;

• развивать коммуникативную культуру учащихся, их умение работать в группах, работать с информацией;

• способствовать воспитанию уважительного отношения к семье, как важнейшему социальному институту.

Публикация «Конспект урока обществознания в 10 классе „Семья, как социальный институт“» размещена в разделах

Эпиграф урока (на слайде) : Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Л. Н. Толстой.

Ход урока

Доброе утро, ребята! Сегодня наш урок будет проходить в необыкновенной обстановке. На нашем уроке присутствуют гости. Поприветствует гостей.

Посмотрите на экран. Эпиграфом нашего урока станут слова П. Н. Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Ребята! Как вы думаете, что станет предметом нашего сегодняшнего обсуждения? семья

Плохо человеку, когда он один. Горе одному, один не воин. Подавляющее большинство людей согласятся с В. В. Маяковским. Действительно, для преодоления одиночества и обретения счастья, люди создают семьи. Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.

Важнейшим элементом социальной структуры - социальным институтом - является семья. Что такое социальный институт? (исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе)

Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития. Семья исследуется социологами в двух аспектах : как малая социальная группа, объединяющая, в первую очередь, детей и родителей, и как социальный институт. В рамках нашего урока мы рассматриваем семью как социальный институт. Прошлое, настоящее и будущее семьи.

?является ли семья необходимой современному обществу?

Согласитесь, что для того, чтобы ответить на этот вопрос, нашего житейского опыта мало. Для того, чтобы больше узнать о семье предлагаю провести наш урок в виде диалога, с представителями разных социально-гуманитарных наук. Каждая группа ученых представит нашему вниманию материалы, которые позволят нам вернуться к решению проблемы еще раз и более полно попытаться ответить на вопрос: является ли семья необходимой современному обществу?

На нашей встречи присутствуют представители следующих наук:

Историки, социологи, психологи, юристы, политологи.

У вас на столах лежат материалы, с которыми будете работать.

Формат урока позволит всем представителям наук обменяться знаниями и достижениями по своей проблематике с другими учеными, обсудить важные спорные вопросы и составить общее понятие о семье на современном этапе развития общества.

У вас лежит рабочий лист урока, в нем вы должны оценивать свою работу в ходе урока.

Сейчас я попрошу вас ознакомиться с материалами, содержащими необходимую информацию по вашей теме. Работая с материалами, ответьте на вопросы и представьте ответы и ещё оформить на листах 3 минуты. Прошу вас быть активными и работать слаженно и продуктивно.

1 группа историки. Выделите основные этапы исторического развития семьи как социального института. Как вы думаете отчего зависело появление новой ступени в развитии семьи?

2 группа социологи Каковы основные функции семьи? Какие из функций по вашему мнению утратили большее значение в современной семье? Почему?

Какие функции наиболее характерны современной семье?

3 группа психологи Какие виды семей выделяются? Какие современные виды семей появились? Почему это произошло, с какими изменениями это может быть связано?

4 группа юристы В чем разница понятий семья и брак? Какой брак называют гражданским?

В развитых странах серьезно обсуждается вопрос однополых браков. Права однополых семей полностью приравнены к правам разнополых в Швеции, Норвегии, Дании, Нидерландах и Бельгии, легализовала гражданские союзы для однополых партнеров и Германия. Другие страны запрещают создание таких союзов. Как вы относитесь к данной проблеме? Почему? Эта проблема существовала всегда. Прочтите «Проклятые короли»- серия из семи исторических романов французского писателя Мориса Дрюона, но раньше это рассматривалось как порок, как грех. Сейчас позиция изменилась. Одна из версий ученых, почему это происходит- нашей планете грозит перенаселение. Однополые браки- бездетные.

Стабильность брака, семьи связывают с наличием в ней устойчивой системы ценностей, которые передаются от родителей к детям. Настоящей семьи не может быть без взаимопонимания, общих интересов, любви.

В одном селе жила очень многочисленная семья, более 100 человек. Никогда представители этой семьи не ссорились. Заинтересовался владыка той земли, как им удается и решил сам поговорить с главой этого рода. Тот попросил лист бумаги и что-то в нем написал. Когда владыка открыл его, прочитал всего 3 слова: любовь, терпение, прощение. И ещё сто раз любовь, 100 раз терпение, 100 раз прощение. А затем старец сказал «Вот основа жизни всякой хорошей семьи! И добавил «И мира тоже»

Прочность дома зависит от фундамента, от крепости стен, надежности крыши. Так и семья зависит от того, какие ценности лежат в её основе.

Сформулируйте каждая группа ценности семьи, запишите их на листах.

Безусловно, что одна из главных ценностей – это любовь. 8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. Днём праздника выбрано число, когда все вспоминают святых благоверных князей Петра и Февронию Муромских - святых, чья супружеская любовь и верность преодолела все житейские преграды. 15 мая празднуется Международный день семьи.

Работа с ценностями у доски; Ценности - любовь, понимание, уважение, терпение, взаимоподдержка, доверие.

Семья как социальный институт – это комплекс социальных норм, образцов поведения, прав и обязанностей, которые регулируют отношения между супругами, родителями и детьми и воздействуют со стороны общества на семейные отношения. Основа отношений – семейные роли. Исполнение семейной роли зависит от правильного формирования ролевого образа, включающего ответы на вопросы:

• Что соответствует ролевым ожиданиям членов семьи по отношению друг к другу?

• Что значит быть женой или мужем, старшим в семье или младшим?

• Какого поведения от вас ждут?

• Какие правила, нормы диктует вам общество?

Попробуйте охарактеризовать семейные роли:

• 1-2 группа - супружеские (жена, муж)

• 3-4 группа- родительские (мать и отец)

• 5 группа - детские (сын, дочь, сестра, брат и т. д.)

Каково ваше мнение, для современного молодого человека семья - важный элемент?

Семья – важнейшая часть современного общества. Ее ценности позволяют передавать важнейший духовный, эмоциональный опыт от поколения к поколению. Именно в семье происходит полноценное развитие человека, его первичная социализация, это понимают и на государственном уровне

Современные ученые продолжают споры по данному вопросу. Однако большинство склоняется к тому, что семья продолжает развиваться, взамен отмирающих функций, актуализируются новые, появляются другие виды семей, о которых не приходилось говорить ранее. Все выше изученное - теория, а так ли все на практике?

А теперь слово 5 группе– политологам

Какие меры поддержки семьи, проводятся сегодня?

А какие бы вы предложили дополнительные меры для укрепления семьи и брака? Ответ аргументируйте

У вас на столах лежат листочки, с фразой которую предлагаю продолжить 1 минута

«Идеальная семья для меня - это… продолжите фразу. Комментарии

Так все же вернемся к проблеме, поставленной в начале урока. Ответьте на этот вопрос снова. Семья как социальный институт – развивается или умирает?

Сейчас я попрошу оценить работу в группах каждого и прокомментировать свои оценки

Семья – ниточка, мини - модель общества. Без семьи и семейного воспитания, семейной заботы о ребёнке не было бы ни общества, ни государства, ни этноса. Как бы не менялись общественные установки, какие бы бури не проносились над людьми – семья всегда оставалась «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», - считал Л. Н. Толстой. Только рецепта счастливой жизни никто не знает. Каждый сам создает рецепт семейного счастья. Для того чтобы он оказался удачным, необходимо учитывать огромный опыт человечества. Нужно понять в первую очередь, чего семья не терпит, чего не приемлет. Тогда, может быть, удастся избежать тех ошибок, которые приводят к разбитым судьбам, одиночеству. Сфера семейных отношений – это не математика или химия. Здесь – каждый специалист.

Рушатся идеалы, распадаются державы, летят с пьедесталов памятники. Но есть ценности, которые остаются вечными и незыблемыми, и к ним принадлежит семья.

У меня есть стеклянная банка и я наполняю её камнями при вас.

полна ли банка? да, полна.

У меня есть горох, я его тоже высыпаю в банк? полна ли банка?да, полна.

У меня есть песок, и я его тоже насыпаю его в банку.

полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.

Молча достаю кружку с водой и выливаю её в банку до последней капли, размачивая песок.

— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь.

Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, родители,, здоровье, друзья — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется.

Горох — это вещи, которые лично для вас стали важными: учеба, компьютер, мобильный телефон

Песок — это всё остальное, мелочи.

А что случится, если наполнить банку песком изначально?

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей.

Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: любите и уважайте своих родителей, помогайте близким, встречайтесь с друзьями.

Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.

?А вода, опуская песок на дно доказывает, что камни-ценности, они вечны, мелочи ничего не значат в нашей жизни и только зря отнимают наше время.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в мир с добром.

Любите и цените счастье

Оно рождается в семье

Что может быть ещё дороже

На этой сказочной земле?

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

• Сегодня я узнал…

• Было интересно…

• Было трудно…

• Я научился…

• Я смог…

• Меня удивило…

• Мне захотелось

Домашнее задание: Давайте попробуем нарисовать модель идеальной семьи. Что, по – вашему мнению, необходимо, чтобы семья была источником счастья? Напишите об этом эссе.

Приложение.

«Семья как социальный институт»

Группа юристов

Оформите результаты работы на листах А3 (вертикально)

В чем разница понятий семья и брак?

Какой брак называют гражданским?

Семья – это малая группа и особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Основой семьи является брак. Под институтом брака, как правило, понимают социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений, институционализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства.

Брак имеет санкционированный характер, то есть признаваемый обществом, которое берет на себя определенные обязательства по его защите и налагает на вступающих в брак ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а тем самым за будущее семьи. Общество, признавая в определенной культурной форме законность брака, оказывает материально-финансовую помощь семье, проводя соответствующую семейно-демографическую политику, особенно в тех случаях, когда семья является многодетной или в ней отсутствует один из родителей.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

Современные реалии взаимоотношений мужчин и женщин свидетельствуют о закрепившей свои позиции тенденции строить свои отношения не на законодательно обусловленных семейных правах и обязанностях, а на распространившейся и набирающей всё большую популярность форме совместного проживания, которую часто называют как гражданский брак, сожительство, неофициальный брак, незарегистрированный брак.

По определению гражданский брак является совместным проживанием мужчины и женщины, которые находятся в отношениях. Характерными чертами такого брака являются совместное проживание, совместное ведение хозяйства, совместные покупки движимого и недвижимого имущества, но при этом, они не имеют свидетельства о заключении брака и штампов в их паспортах о семейном положении.

«Семья как социальный институт»

Группа социологов

Оформите результаты работы на листах А3 (вертикально)

Каковы основные функции семьи?

какие из функций по вашему мнению утратили значение в современной семье? Почему?

Какие функции наиболее характерны современной семье?

Семья как социальный институт имеет две особенности. Отметим, что семья это саморегулирующаяся система: микрокультура общения вырабатывается самими членами семьи; это неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, что обеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи.

И еще важно подчеркнуть такую особенность: семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами : государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы и санкции, поддерживающие семью. Семья как социальный институт выполняет важнейшие функции:

1) воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

2) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

3) экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

4) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми,

5) духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

6) социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

7) досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

8) эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

9)Репродуктивная - воспроизводство людей

«Семья как социальный институт»

Группа психологов

Оформите результаты работы на листах А3 (вертикально)

Какие виды семей выделяются?

Какие современные виды семей появились? Почему это произошло, с какими изменениями это может быть связано?

Из форм семьи наиболее распространенной, например, в современном российском обществе является нуклеарная семья, то есть семья, состоящая из супругов (они - ядро семьи, лат. nucleus означает ядро) и их детей. Наряду с такой семьей распространена также сложная семья, включающая, кроме родителей и детей, родственников мужа или жены, проживающих вместе с ними, то есть состоит из представителей нескольких поколений

Эгалитарная семья - это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. В такой семье признаются права личности ребенка, его права на свободу, автономию и инициативу. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости.

По характеру верховенства власти в семье : патриархальные (управляемые отцом или одним из братьев, матриархальные (управляемые матерью) и «демократические» (равенство супругов).

Нуклеарная (двухпоколенная) семья, где живут вместе супруги, состоящие в браке и их дети. Многопоколенная (расширенная) семья, где проживают совместно более двух поколений родственников.

По количеству детей: Семья бездетная. Семья малодетная и многодетная

Семья полная - наличие обоих родителей. Семья неполная -наличие одного из родителей.

Семья патриархальная - мужчина главный. Мужчина принимает все решения, без его ведома в доме не делается ничего. При патриархальном типе семьи именно муж заведует финансами, независимо от доходов его и жены. Женщина в данной семье – классическая хранительница очага. Семья партнерская - отношения строятся на полном равноправии и взаимном доверии. Семейный бюджет составляется общими усилиями, домашние обязанности тоже делятся пополам.

Тип семьи по характеру воспитания1. Авторитарная- основывается на авторитете родителей. 2. Либеральная – строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек. 3. Демократическая- характеризуется формированием у ребёнка такой черты как сопричастность.

«Семья как социальный институт»

Группа политологов

Оформите результаты работы на листах А3 (вертикально)

Какие меры поддержки семьи, проводятся сегодня?

А какие бы вы предложили дополнительные меры для укрепления семьи и брака? Ответ аргументируйте

Государственная поддержка семьи в России :

• дополнительные отпуска при рождении ребёнка, по уходу до 4,5 лет, и больными детьми;

• денежные пособия по беременности и родам;

• льготы для беременных женщин и имеющих детей в возрасте до 3-х лет;

• выделение кредитов, ипотека для молодых семей (до 35 лет);

• льготное выделение земельных участков для строительства жилья;

• Налоговые льготы для работающих, имеющих детей до 18 лет

государство в РФ оказывает поддержку семье.

увеличение размера пособий по уходу за ребенком до полутора лет.

введение компенсации затрат на детское дошкольное воспитание;

разработка программы по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

увеличение стоимости родовых сертификатов (пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет)

ежемесячные пособия на детей для многодетных семей

учреждение материнского капитала в размере 453 тыс. рублей (на 2017 г)

Государственные задачи:

- улучшение демографической ситуации ;

- создание условий, способствующих формированию репродуктивного поведения супружеских пар на осознанное рождение двух и более детей;

- всестороннее укрепление института семьи как наиболее рациональной формы жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации;

- максимальное использование трудового и творческого потенциала семьи в развитии общества;

- совершенствование системы социальных гарантий, направленных на повышение благосостояния и стабильности семей с детьми;

- обеспечение состоявшейся семье возможностей для ее стабильного функционирования и полного выполнения своих функций;

- создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства;

- обеспечение условий для роста воспитательного, духовно-нравственного потенциала семьи;

- повышение роли государства за создание условий по жизнеобеспечению, воспитанию, образованию и развитию детей;

- формирование позитивного «просемейного» общественного мнения, повышение в обществе престижа многодетной и социально благополучной семьи

«Семья как социальный институт»

Группа историков

Выделите основные этапы исторического развития семьи как социального института.

как вы думаете отчего зависело появление новой ступени в развитии семьи?

Оформите результаты работы на листах А3 (вертикально)

Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л. Моргану)

Морган Льюис Генри— американский этнограф и археолог, историк первобытного общества, прогрессивный общественный деятель.

Л. Морган (1818—1881)считал, что семья в своем развитии прошла через следующие этапы: первобытная семья, кровнородственная семья, и моногамная семья. Общей характеристикой этого развития являются укрепление связей, объединяющих членов семьи.

1. Первобытная семья характерна для низшей ступени дикости. Это такая форма совместной жизни, когда отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы и семейная жизнь была идентична общественной.

2. Кровнородственная семья характеризуется групповым браком. Все те, кто принадлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры независимо от степени их родства образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащих лишь к одному роду или племени.

3. Моногамная семья отличается тесной связью между одним мужчиной и одной женщиной. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было стремление обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мир природы и человека. Конспект урока во 2 классе обучающихся с ОВЗ «Как и на каком транспорте ехать» Тема урока:Как и на каком транспорте ехать. Цель урока: Закрепление знаний детей о различных видах транспорта, их назначение, способах передвижения;.

«Как путешествует письмо». Конспект урока по окружающему миру в первом классе по программе «Школа России» 1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент Организует ситуацию самооценки учащихся, готовности к предстоящей деятельности -Посмотрите,.

Конспект урока во 2 классе «Вокальный ансамбль» Конспект урока Предмет: «Вокальный ансамбль» 2 класс Тема урока: «Развитие исполнительского мастерства в ансамбле» Учебная программа: Рабочая.

Конспект урока русского языка в 5 в классе Тема: Урок-закрепление. Цели: 1. Закрепить умение детей различать слова, обозначающие название, действие и признак предмета, правильно.

Конспект урока русского языка в 7 классе «Наречие» Открытый урок русского языка в 7-м классе по теме "Наречие» Цели урока: Обобщить знания учеников по теме “Наречие”, развивать память, мышление,.

Конспект урока русского языка по развитию речи с элементами культуры речи во 2 классе «Азбука вежливости. Как писать письмо» Предмет: русский язык Тема учебного занятия: Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Часть 2. Место.

Конспект урока физкультуры в четвертом классе Конспект урока физической культуры Ф. И. О. педагога _Строзенко Марина Николаевна___ Класс: 4 Программа:.

Конспект урока естествознания в 1 классе «Свет» естествознание 1 класс Сквозная тема: Еда и напитки Школа: ШГ № 7 Дата: «9» декабря 2017г. ФИО учителя: Бабак Е. В. Класс: 1 «Г» класс.

Сценарий урока биологии в 5 классе «Биосфера: как работает система жизнеобеспечения планеты» Сценарий урока:слайд 1. вид Земли из космоса. Учитель: Сегодня мы отправляемся с вами в космическое путешествие. Готовы? Доложите о готовности.

Семья — важнейший институт социализации Семья - важнейший институт социализации Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока обществознания в 10 классе «Семья, как социальный институт»
Опубликовано: 26 февраля 2018 в 08:18
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока обществознания в 10 классе «Семья, как социальный институт»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Дрофа (УИ 985149) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД