МААМ-картинки

Методическая разработка «Вокально-хоровая работа в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста»

Татьяна Нохрина
Методическая разработка «Вокально-хоровая работа в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка «Вокально-хоровая работа в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель: обучить детей дошкольного возраста певческим навыкам.

Задачи: 1. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей;

2. воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;

3. формирование певческих навыков

4. развитие исполнительского мастерства;

5. усвоение навыков хорового пения;

6. расширение музыкального кругозора и представления об окружающем мире.

Введение.

Публикация «Методическая разработка „Вокально-хоровая работа в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Известно, что хоровое пение является показателем духовного здоровья нации. Россия издавна славилась своими хоровыми традициями. Русская песня уникальна по своему мелодическому и гармоническому складу. Она отличается от песен других народов своей многогранностью, полифоничностью, многоголосием.

Еще несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. Сначала это были пестушки, потешки, колыбельные, которые пели ему мама и бабушка. Затем вместе с товарищами во время игр он выкрикивал-напевал заклички, дразнилки, приговорки. Подрастая, ребенок приобщался к труду, и в его жизнь входили взрослые песни – трудовые, обрядовые, лирические, шуточные.

«Все начинается с детства». Нам всем хорошо известны эти слова В. Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка.

«Запоют дети – запоет народ», - писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение наши воспитанники или нет, зависит от нас, педагогов.

В своей работе я опираюсь на следующих авторов: М. Ю. Картушина, Т. Э. Тютюнникова, Н. А. Ветлугина.

В данной разработке я предлагаю вам познакомиться с методическими приемами М. Ю. Картушиной, которые я использую в своей работе с детьми. В основе этих разработок – традиционные и современные методики.

При проведении упражнений необходимо учитывать следующие дидактические правила:

1. Всегда ставить перед детьми конкретную учебную задачу – объяснить, что они должны сделать (делать под музыку короткий вдох и медленный выдох; спеть попевку на звук «У», при этом вытянув губы трубочкой, и т. п.) :

2. Показать способ выполнения действия, словесно пояснить, т. е. использовать принцип «Делай, как я» («Послушайте, как надо спеть, и обратите внимание, как четко я произношу окончания слов»);

3. Неоднократно повторять упражнение для усвоения умений, транспонируя его с этой целью по полутонам вверх и вниз или видоизменяя задачу (например, если первый раз пропевали упражнение тихо, второй рахз предлагается спеть громко);

4. Постоянно контролировать выполнение детьми вокально-артикуляционных упражнений, чтобы дети приобрели навык выполнения того или иного упражнения;

5. Включать вокально-хоровые упражнения в каждое музыкальное занятие.

Вокальных упражнений существует очень много. Каждое из них имеет конкретную педагогическую направленность.

Певческая установка

Под певческой установкой понимают положение, которое должен принять вокалист перед началом пения. Можно использовать упражнения в игровой форме. Например, исполнить песню «Петь приятно и удобно» (Л. Абелян, В. Степанов) или выполнить Упражнение «Медведь».

Сел медведь на бревнышко, Дети садятся (или стоят, ссутулившись, опустив плечи и положив расслабленные руки на колени (или вдоль туловища)

Посмотрел на солнышко, Поднимают голову вверх

Покачался, Покачиваются вправо-влево

Потянулся, Потягиваются, разводя руки в стороны

Вправо, влево повернулся, Поворачиваю корпус вправо, влево

Сел красиво, Садятся прямо (или выпрямляются)

Улыбнулся. улыбаются

И сказал: «Хоть я медведь, Грозят пальцем

Но хочу красиво петь!» Покачивают головой вправо, влево

Работа над дыханием

Дыхание – один из важнейших факторов голосообразования. Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают упражнения, которые подразделяются на дыхательные упражнения без звука, звуковые дыхательные упражнения, упражнения под музыку. Эти упражнения, помимо привития навыка правильного певческого дыхания, способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, а также осуществляют массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему.

приведу примеры некоторых упражнений, которые применяю в своей работе.

дыхательные упражнения без звука:

1. «вдох и выдох» (по Н. И. Журавленко). Дети кладут ладошки на живот. Педагог поднимает руку вверх и говорит: «Вдох!» дети делают энергичный вдох носом и задерживают дыхание. Руки должны почувствовать, как при вдохе напрягаются мышцы живота, а сам он немного выпячивается. На слово «Выдох» дети выдыхают воздух через чуть приоткрытые губы.

2. «быстро-медленно» (для приобретения навыков спокойного и энергичного вдоха). Если педагог поднимает руку вверх медленно, вдох должен быть плавным; если быстро – коротким, энергичным. Задержка дыхания в обоих случаях непродолжительная, а выдох длительный, спокойный. Можно на выдохе произнести согласные «с», «ш», «ф».

3. «мороз» (для равномерного выдоха). Дети складывают ладони лодочкой и выдыхают в них воздух из открытого рта, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но равномерным и интенсивным, чтобы руки почувствовали тепло дыхания и «отогрелись».

Звуковые дыхательные упражнения:

1. «Ежик» (способствует очищению легких). И. П. : сидя на коленях, головой касаясь пола. Руки в замок на спине. Пальцы сцеплены, изображают иголки ежа. Поворачивать голову в левую и правую стороны, одновременно произнося звуки: «Пх-пх-пх…»

2. «Воздушный шар» дыхательное упражнение под музыкальное сопровождение с движениями (на равномерность выдоха, произнесение звуков и выстраивание круга) (муз. и сл. М. Картушиной)

вступление Дети «надувают шарик» (делают активный вдох через нос и энергичный выдох через рот, вытягивая губы трубочкой)

Мы надули шар воздушный,

Вот такой большой-большой, Берутся за руки, делают большой круг

Отпустили его в небо, Поднимают руки вверх

Помахали вслед рукой. Прощально машут рукой

Полетел воздушный шарик прямо в небу к облакам (играть чуть быстрее) Разбегаются врассыпную по залу, руки на поясе

Но за сук он зацепился, Резко останавливаются

Лопнул, хлопнул – БАМ! 3 раза хлопают в ладоши

Ш-ш-ш…. Приседают, произнося на продолжительном выдохе звук ш-ш-ш…

Дыхательные упражнения под музыку:

1. «дыхание под музыку» (на развитие динамического слуха и равномерного вдоха и выдоха). Упражнение выполняется под звучание любого вальса. На усиление звучания дети делают вдох, на затихание – выдох. Ладони лежат на животе. Детям нужно почувствовать, как на вдохе живот «идет вперед», а на выдохе возвращается в и. п.

2. Попевки с использованием дыхательных упражнений используются в качестве попевок. Они помогают закрепить навыки певческого дыхания и подготавливают голоса к дальнейшей работе. (упражнение «Паровоз», муз. и сл. М. Картушиной. Данное упражнение закрепляет навык активной работы диафрагмы. Упражнение «Ветер», муз. и сл. М. Картушиной. Упражнение способствует равномерному выдоху. Упражнение «Чайник», муз. и сл. М. Картушиной. В упражнении закрепляются два навыка: активная работа диафрагмы и равномерный выдох).

Работа над звукообразованием

Строится на развитии слуховых ощущений и умении использовать резонаторы.

1. Пение с приставленной к уху ладонью.

2. Колокол (по К. В. Тарасовой) – пропевать на одном звуке «Бом! Бом!» - долго протягивая звук «М». это помогает ощутить вибрацию губ, звук при этом попадает в верхний резонатор.

3. Использование песенок – распевок.

Работа над интонацией

Существует несколько приемов, помогающих добиться чистоты интонирования.

1. Пение a capella. Пение без сопровождения помогает выработать более сосредоточенное внимание поющего к звучанию своего голоса и пению товарищей в целом.

2. Пение в сопровождении металлофона. Этот инструмент имеет тонкий звук и побуждает ребенка петь в высокой позиции звонким звуком.

3. Пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук «у». звук «У» позволяет точно направить звук, достать каждую ноту, как иголочкой, уколоть ее.

4. Пение с солистами. Все дети поют песни, солист или группа солистов исполняют партию персонажа песни.

Развитие ладового чувства

Чистота интонирования во многом зависит от ощущения детьми лада и умения опираться на устойчивые ступени лада.

Предлагаю некоторые упражнения, способствующие развитию чувства лада.

1. Распевки, основанные на звуках тонического трезвучия и опевания тоники. («на заре» муз. и сл. М. Картушиной)

2. Попевки, в которых каждая фраза заканчивается на тонику. Педагог исполняет начало фразы, а дети каждый раз поют тонику. На следующем этапе дети делятся на 2 подгруппы и поют, перекликаясь друг с другом.

3. Попевки с окончанием фраз по звукам тонического трезвучия. Дети поют попевку, показывая рукой расположение опорных звуков.

4. Использование музыкально-дидактических игр.

Работа над артикуляцией и дикцией

Вокально-артикуляционные упражнения представляют собой специально организованные упражнения, направленные на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции.

Цель вокально-артикуляционных упражнений конкретизируется в частных задачах:

1. Освобождение артикуляционных мышц от напряженности, скованности;

2. Развитие подвижности, моторики артикуляционного аппарата;

3. Преодоление дефектов произношения, мешающих не только красоте звучания певческого голоса, но и речи;

4. Развитие способности тянуть гласный звук, петь связно, при этом четко произнося согласные звуки;

5. Развитие способности петь слово интонационно чисто;

6. Овладение приемами произношения слова для улучшения вокальных качеств голоса.

На музыкальных занятиях, работая над дикцией, можно использовать следующие методические приемы :

1. Артикуляционная гимнастика;

2. Озвученная артикуляционная гимнастика. Наример:

Упражнение «Ручеек». Быстрые движения вправо, влево кончиком языка по вытянутым губам, интонируя один звук, или звуки тонического трезвучия вниз, таким образом имитируя журчание ручейка.

Упражнение «Мотоцикл». Заводим мотор (Р!Р!Р). поехали на мотоцикле (Р…Р…- пропевая глиссандо вверх и вниз). Мотоцикл уезжает все дальше и дальше (р-р-рь… - затихая).

3. Музыкальные пальчиковые игры сочетают пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики. (в продаже есть фонограммы пальчиковых игр московского педагога Екатерины Железновой и Александра Иванова из Петербурга).

4. Проговаривание и пропевание скороговорок в разном темпе, характере, с использование звучащих жестов (по методу К. Орфа).

Работа над ритмом

Работу над ритмическим развитием нужно вести планомерно и постоянно в различных видах музыкальной деятельности, в различных вариантах и, конечно же, работая над песней. В этом помогают такие упражнения:

1. Прохлопывание ритма попевок ладошками, палочками.

2. Узнавание попевок по графическому изображению ритма или по отстукиванию ритма педагогом и пропевание их (для старших дошкольников).

Методика работы над песней.

Разучивание песни – один из самых важных разделов музыкального занятия. Обычно процесс работы над песней проходит в течении 7-8 занятий и состоит из нескольких этапов:

1. Разучивание песни;

2. Закрепление текста;

3. Работа над качеством исполнения;

4. Закрепление песни;

5. Концертное исполнение.

Для поддержания интереса помогают следующие игры и задания:

1. Для того, чтобы проверить качество исполнения песни, можно использовать прием пения по подгруппам, по рядам.

2. Игра «Поиграем с песенкой» для пения по цепочке. Дети по очереди передают друг другу какую-нибудь игрушку на каждую музыкальную фразу. Солирует ребенок, у которого находится игрушка.

В заключении.

Пение – удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти, мышления. Пение в хоре дает возможность узнать чувство локтя, испытать единение с товарищами.

Наша задача, музыкальных руководителей детского сада – с самого раннего детства научить малыша любить песню и способствовать тому, чтобы пение для каждого ребенка стало естественной потребностью, а не принудительной обязанностью, чтобы музыка и песня вошли в его жизнь, чтобы он испытал то чувство счастья, которое дает исполнение любимой песни.

Публикации по теме:

Методическая разработка ННОД с детьми младшего дошкольного возраста «Погуляем в лесочке» ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Методическая разработка «Город, в котором я живу» для детей старшего дошкольного возраста муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 80 Советского района г. Волгограда Методическая разработка «Город,.

Методическая разработка игры «Космос» для старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос» (для старшего дошкольного возраста) I. Планомерное обогащение опыта детей 1. Рассматривание энциклопедий: - «Почему.

Методическая разработка проекта  «Мой город» для детей старшего и дошкольного возраста Прохорова Олеся Викторовна, педагог первой категории, педагог дополнительного образования (эколог) Проект «Мой город» для детей старшего.

Методическая разработка «ННОД с детьми старшего возраста по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования» тема: “Волшебные цветы”. Занятие проводится в один этап. Задачи: с помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес.

Методическая разработка «Применение ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста» Применение ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ - с детьми должны.

Методическая разработка «Прогулки в детском саду» МБДОУ Детский сад №14 «Аленушка» Методическая разработка «Прогулки в детском саду». Автор разработки: воспитатель I квалифицированной.

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Ай да каток!»Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Ай да каток!» Методическая разработка совместной образовательной деятельности по теме «Ай, да каток!» (из цикла культурных практик по развитию творческих.

Методическая разработка театрализованного представления для детей старшего дошкольного возраста «Репка» Методическая разработка театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Репка» для детей старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка «Военно-игровой турнир среди воспитанников старшего дошкольного возраста» Цель: Формировать нравственно-патриотические основы у дошкольников посредством физической подготовки. Задачи: 1. Формирование интереса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Вокально-хоровая работа в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 19 марта 2019 в 17:29
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Вокально-хоровая работа в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Нохрина (УИ 229142) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД