Папки-передвижки

Конспект занятия по речевому развитию с опорой на мнемотаблицы для детей подготовительной группы

Шулепова Марина Ивановна
Конспект занятия по речевому развитию с опорой на мнемотаблицы для детей подготовительной группы

Конспект занятия по речевому развитию с опорой на мнемотаблицы для детей подготовительной группы

АННОТАЦИЯ

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие связной речи. В настоящее время проблема развития связной речи становится особенно актуальной. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для свободного общения и выражения своих мыслей. Учитывая, что данный процесс обучения должен быть интересным, занимательным, развивающим.

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию с опорой на мнемотаблицы для детей подготовительной группы» размещена в разделах

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Мнемотехника известна с давних времен. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. В советский период в нашей стране эту тему изучали лишь отдельные ученые - психологи: А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко.

Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Главное - нужно передать условнонаглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие. Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим. Таким образом, использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Мы считаем, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. Технология мнемотехники универсальна - может использоваться педагогами всех возрастных групп. Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет, познакомить ребенка с мнемоквадратом. В возрасте 4-7лет интересно работать уже с мнемодорожками и мнемотаблицами. Все, что требуется для работы - это листок бумаги, фломастеры и немного фантазии.

Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа рассказа «Как муравьишко домой спешил» с наглядной опорой на мнемосхему, отображающую последовательность событий.

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Познавательное развитие :

- закреплять и расширять представления детей о жизни диких животных в природе;

- развивать познавательные, психические процессы: мышление, внимание, память, зрительное восприятие, воображение;

- учить самостоятельно делать выводы и умозаключения.

Речевое развитие :

- развивать монологическую, связную речь детей - последовательно, без пропусков, повторений. Грамматически правильно передавать содержание текста, с опорой на мнемотаблицы;

- упражнять в образовании однокоренных слов (медведь - медведица – медвежонок, медвежья);

- обогащать и активизировать словарь новыми словами; - учить слушать внимательно, осмысленно понимать и использовать словарь и обороты авторского текста.

Социально-коммуникативная:

- способствовать формированию готовности детей к совместной деятельности, развивать умение работать в коллективе, договариваться, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Физическое развитие :

- способствовать формированию у детей потребности в двигательной активности.

- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;

- способствовать снятию физического и психологического напряжения.

Словарная работа: неуклюжий, изогнулся, далеконько.

Предварительная работа:

- чтение художественной литературы советских писателей, рассматривание иллюстраций в книгах, пересказ произведений по мнемотаблицам, рассматривание изображений насекомых, отгадывание загадок о насекомых, презентация по теме «Насекомые» (игра «Четвертый лишний»).

Оборудование:

- ИКТ (презентация, книги В. Бианки, мнемосхема к рассказу «Как муравьишко спешил домой», магнитная доска, цветные картинки о насекомых к рассказу.

Планируемый результат:

- совершенствовать монологическую речь, умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы по содержанию рассказа и уметь его пересказать, с опорой на мнемотаблицу.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Воспитатель: Все в сборе, можно начинать, но для начала, нужно «Здравствуйте» сказать.

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, легкий ветерок!

Здравствуй, маленький цветок!

Здравствуй, утро, здравствуй, день!

Нам здороваться не лень.

Воспитатель: Ребята, я очень люблю путешествовать. А вы любите путешествовать? Оказывается, не только мы можем и любим путешествовать, но и маленький муравьишка тоже может путешествовать.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам познакомиться с интересной сказкой, которая называется «Как муравьишка домой спешил», а написал эту сказку замечательный автор Виталий Валентинович Бианки. (на доске портрет автора). В сказке говорится о потерявшемся муравьишке, который смог попасть в родной муравейник лишь благодаря взаимовыручке других насекомых.

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики. Все красиво мы сидим, за осанкой следим. Приготовьтесь внимательно слушать.

2. Чтение рассказа (воспитатель читает, используя презентацию по сказке)

Мы с вами прочитали рассказ писателя Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил».

Гимнастика для глаз

Мы гимнастику для глаз

Повторяем каждый раз:

Влево, вправо, вверх и вниз

Делать это не ленись

3. Беседа по содержанию:

Воспитатель:

1. Где жил муравьишка?

2. Для чего он залез на вершину березы?

3. Почему муравей оказался далеко от своего дома?

4. Кого увидел Муравьишка около камня? О чем попросил землемера? Как передвигалась гусеница?

5. Кого увидел Муравьишка, попрощавшись с Землемером? Кого он попросил о помощи?

6. С кем встретился Муравьишка, поблагодарив за помощь Паука – Сенокосца? Почему Жужелица посоветовала ему сменить помощника?

7. Кого увидел Муравьишка, попрощавшись с Водомером? Как готовится к полету майский жук.

8. Куда доставил Муравьишку Жук – Хрущ? Почему он не опустил его на муравейник

9. Что увидел Муравьишка с ветки березы? К кому он обратился за помощью?

10. Что помогло Муравьишке «уговорить» гусеницу? Почему листовертка не упала с Муравьишкой на землю?

11. Почему Муравьишка так торопился домой?

12. Как называется жилище муравьёв?

Что вас заинтересовало в рассказе?

Какие моменты понравились?

Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

По коленкам – шлеп, шлеп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлепай!

Мы осанку исправляем,

Спинку дружно выправляем!

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись

Плечи вверх, назад и вниз,

Улыбайся и садись.

4. Игра «По дороге домой»

На столе лежат картинка березы и конверт, в котором находятся картинки с насекомыми из сказки Виталия Бианки «Как Муравьишка домой спешил». Ребятам необходимо как можно быстрее разложить насекомых в том порядке, как они помогали Муравьишке добраться до дома.

Гусеница-землемер = паук-сенокосец = жужелица = жучок-блошачок = кузнечик = водомерка = майский жук = гусеница-листоверка

5. Игра «Угадай по описанию»

«Ноги, как ходули, между ног голова качается, коленки выше спины торчат» (Паук – сенокосец.)

«Глядь – бежит по воде лодочка на ножках, подпрыгнула и зашагала по воде, как посуху. Оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду». (Водомерка-клоп.)

«На листке сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на листок мотает. С перепугу муравьишка кувырк с листка и полетел вниз, но что-то сверху – дёрг! И закачался он на шё лковой ниточке: ниточки-то на сучок были намотаны». (Гусеница.)

6. Пересказ рассказа по графической схеме (мнемотаблица).

(Во время пересказа помогать наводящими вопросами.)

9. Итог занятия :

Воспитатель: С какой сказкой вы сегодня познакомились? Кто автор рассказа?

Что вам больше всего запомнилось из сказки?

Легко ли вам было пересказывать по опорной схеме? В чем она вам помогла?

Посмотрите, сколько насекомых помогли муравью, не оставили его в беде. Оказывается, взаимопомощь, дружеские взаимоотношения, помощь в трудной ситуации существует и у маленьких насекомых. Что могло случиться с Муравьишкой, если бы ему никто не помог?

Каждое насекомое помогало как могло, и в беде муравья не оставили. А как бы вы поступили, оказавшись в такой ситуации?

А понравилось вам, ребята, пересказывать по схеме?

Воспитатель: Все сегодня занимались хорошо. Все молодцы! Всем спасибо!

Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, самостоятельно попробовать зарисовать мнетаблицу к сказке «Как Муравьишка торопился домой».

А также Муравьишка оставил вам свои раскраски на память. На столе вас ждут карандаши– можете сейчас присесть и начать раскрашивать все вместе.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию детей подготовительной группы «Насекомые» Цель: Обобщить и расширить представления детей о насекомых в процессе познавательной деятельности. ЗАДАЧИ: Образовательные: • Расширять.

Конспект НОД по речевому развитию «Пересказ сказки «Как Лиса птицам помогала» для детей подготовительной группыКонспект НОД по речевому развитию «Пересказ сказки «Как Лиса птицам помогала» для детей подготовительной группы Цель: обучение детей пересказу небольшой сказки с опорой на мнемотаблицу. Задачи: Образовательные: 1. приучать ребенка слушать, анализировать,.

Конспект ООД по речевому развитию для детей подготовительной группы «Познакомим Буратино со звуком [з]»Конспект ООД по речевому развитию для детей подготовительной группы «Познакомим Буратино со звуком [з]» Конспект ООД по речевому развитию (обучению грамоте) для детей подготовительной группы «Познакомим Буратино со звуком "З". Ко дню рождения.

Конспект ОД по речевому развитию «Путешествие в зимнюю сказку» для детей подготовительной группы 6–7 летКонспект ОД по речевому развитию «Путешествие в зимнюю сказку» для детей подготовительной группы 6–7 лет Задачи: - формировать основы экологической культуры; - воспитывать любовь к природе, желание беречь ее; - развивать интересы детей, воображение;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию с опорой на мнемотаблицы для детей подготовительной группы
Опубликовано: 13 марта 2024 в 15:11
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД