МААМ-картинки

Конспект занятия по речевому развитию с опорой на мнемотаблицы для детей подготовительной группы

Шулепова Марина Ивановна
Конспект занятия по речевому развитию с опорой на мнемотаблицы для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по речевому развитию с опорой на мнемотаблицы для детей подготовительной группы

АННОТАЦИЯ

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие связной речи. В настоящее время проблема развития связной речи становится особенно актуальной. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для свободного общения и выражения своих мыслей. Учитывая, что данный процесс обучения должен быть интересным, занимательным, развивающим.

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию с опорой на мнемотаблицы для детей подготовительной группы» размещена в разделах

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Мнемотехника известна с давних времен. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. В советский период в нашей стране эту тему изучали лишь отдельные ученые - психологи: А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко.

Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Главное - нужно передать условнонаглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие. Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим. Таким образом, использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Мы считаем, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. Технология мнемотехники универсальна - может использоваться педагогами всех возрастных групп. Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет, познакомить ребенка с мнемоквадратом. В возрасте 4-7лет интересно работать уже с мнемодорожками и мнемотаблицами. Все, что требуется для работы - это листок бумаги, фломастеры и немного фантазии.

Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа рассказа «Как муравьишко домой спешил» с наглядной опорой на мнемосхему, отображающую последовательность событий.

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Познавательное развитие :

- закреплять и расширять представления детей о жизни диких животных в природе;

- развивать познавательные, психические процессы: мышление, внимание, память, зрительное восприятие, воображение;

- учить самостоятельно делать выводы и умозаключения.

Речевое развитие :

- развивать монологическую, связную речь детей - последовательно, без пропусков, повторений. Грамматически правильно передавать содержание текста, с опорой на мнемотаблицы;

- упражнять в образовании однокоренных слов (медведь - медведица – медвежонок, медвежья);

- обогащать и активизировать словарь новыми словами; - учить слушать внимательно, осмысленно понимать и использовать словарь и обороты авторского текста.

Социально-коммуникативная:

- способствовать формированию готовности детей к совместной деятельности, развивать умение работать в коллективе, договариваться, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Физическое развитие :

- способствовать формированию у детей потребности в двигательной активности.

- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;

- способствовать снятию физического и психологического напряжения.

Словарная работа: неуклюжий, изогнулся, далеконько.

Предварительная работа:

- чтение художественной литературы советских писателей, рассматривание иллюстраций в книгах, пересказ произведений по мнемотаблицам, рассматривание изображений насекомых, отгадывание загадок о насекомых, презентация по теме «Насекомые» (игра «Четвертый лишний»).

Оборудование:

- ИКТ (презентация, книги В. Бианки, мнемосхема к рассказу «Как муравьишко спешил домой», магнитная доска, цветные картинки о насекомых к рассказу.

Планируемый результат:

- совершенствовать монологическую речь, умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы по содержанию рассказа и уметь его пересказать, с опорой на мнемотаблицу.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Воспитатель: Все в сборе, можно начинать, но для начала, нужно «Здравствуйте» сказать.

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, легкий ветерок!

Здравствуй, маленький цветок!

Здравствуй, утро, здравствуй, день!

Нам здороваться не лень.

Воспитатель: Ребята, я очень люблю путешествовать. А вы любите путешествовать? Оказывается, не только мы можем и любим путешествовать, но и маленький муравьишка тоже может путешествовать.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам познакомиться с интересной сказкой, которая называется «Как муравьишка домой спешил», а написал эту сказку замечательный автор Виталий Валентинович Бианки. (на доске портрет автора). В сказке говорится о потерявшемся муравьишке, который смог попасть в родной муравейник лишь благодаря взаимовыручке других насекомых.

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики. Все красиво мы сидим, за осанкой следим. Приготовьтесь внимательно слушать.

2. Чтение рассказа (воспитатель читает, используя презентацию по сказке)

Мы с вами прочитали рассказ писателя Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил».

Гимнастика для глаз

Мы гимнастику для глаз

Повторяем каждый раз:

Влево, вправо, вверх и вниз

Делать это не ленись

3. Беседа по содержанию:

Воспитатель:

1. Где жил муравьишка?

2. Для чего он залез на вершину березы?

3. Почему муравей оказался далеко от своего дома?

4. Кого увидел Муравьишка около камня? О чем попросил землемера? Как передвигалась гусеница?

5. Кого увидел Муравьишка, попрощавшись с Землемером? Кого он попросил о помощи?

6. С кем встретился Муравьишка, поблагодарив за помощь Паука – Сенокосца? Почему Жужелица посоветовала ему сменить помощника?

7. Кого увидел Муравьишка, попрощавшись с Водомером? Как готовится к полету майский жук.

8. Куда доставил Муравьишку Жук – Хрущ? Почему он не опустил его на муравейник

9. Что увидел Муравьишка с ветки березы? К кому он обратился за помощью?

10. Что помогло Муравьишке «уговорить» гусеницу? Почему листовертка не упала с Муравьишкой на землю?

11. Почему Муравьишка так торопился домой?

12. Как называется жилище муравьёв?

Что вас заинтересовало в рассказе?

Какие моменты понравились?

Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

По коленкам – шлеп, шлеп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлепай!

Мы осанку исправляем,

Спинку дружно выправляем!

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись

Плечи вверх, назад и вниз,

Улыбайся и садись.

4. Игра «По дороге домой»

На столе лежат картинка березы и конверт, в котором находятся картинки с насекомыми из сказки Виталия Бианки «Как Муравьишка домой спешил». Ребятам необходимо как можно быстрее разложить насекомых в том порядке, как они помогали Муравьишке добраться до дома.

Гусеница-землемер = паук-сенокосец = жужелица = жучок-блошачок = кузнечик = водомерка = майский жук = гусеница-листоверка

5. Игра «Угадай по описанию»

«Ноги, как ходули, между ног голова качается, коленки выше спины торчат» (Паук – сенокосец.)

«Глядь – бежит по воде лодочка на ножках, подпрыгнула и зашагала по воде, как посуху. Оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду». (Водомерка-клоп.)

«На листке сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на листок мотает. С перепугу муравьишка кувырк с листка и полетел вниз, но что-то сверху – дёрг! И закачался он на шё лковой ниточке: ниточки-то на сучок были намотаны». (Гусеница.)

6. Пересказ рассказа по графической схеме (мнемотаблица).

(Во время пересказа помогать наводящими вопросами.)

9. Итог занятия :

Воспитатель: С какой сказкой вы сегодня познакомились? Кто автор рассказа?

Что вам больше всего запомнилось из сказки?

Легко ли вам было пересказывать по опорной схеме? В чем она вам помогла?

Посмотрите, сколько насекомых помогли муравью, не оставили его в беде. Оказывается, взаимопомощь, дружеские взаимоотношения, помощь в трудной ситуации существует и у маленьких насекомых. Что могло случиться с Муравьишкой, если бы ему никто не помог?

Каждое насекомое помогало как могло, и в беде муравья не оставили. А как бы вы поступили, оказавшись в такой ситуации?

А понравилось вам, ребята, пересказывать по схеме?

Воспитатель: Все сегодня занимались хорошо. Все молодцы! Всем спасибо!

Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, самостоятельно попробовать зарисовать мнетаблицу к сказке «Как Муравьишка торопился домой».

А также Муравьишка оставил вам свои раскраски на память. На столе вас ждут карандаши– можете сейчас присесть и начать раскрашивать все вместе.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию детей подготовительной группы «Насекомые» Цель: Обобщить и расширить представления детей о насекомых в процессе познавательной деятельности. ЗАДАЧИ: Образовательные: • Расширять.

Конспект НОД по речевому развитию «Пересказ сказки «Как Лиса птицам помогала» для детей подготовительной группыКонспект НОД по речевому развитию «Пересказ сказки «Как Лиса птицам помогала» для детей подготовительной группы Цель: обучение детей пересказу небольшой сказки с опорой на мнемотаблицу. Задачи: Образовательные: 1. приучать ребенка слушать, анализировать,.

Конспект ООД по речевому развитию для детей подготовительной группы «Познакомим Буратино со звуком [з]»Конспект ООД по речевому развитию для детей подготовительной группы «Познакомим Буратино со звуком [з]» Конспект ООД по речевому развитию (обучению грамоте) для детей подготовительной группы «Познакомим Буратино со звуком "З". Ко дню рождения.

Конспект ОД по речевому развитию «Путешествие в зимнюю сказку» для детей подготовительной группы 6–7 летКонспект ОД по речевому развитию «Путешествие в зимнюю сказку» для детей подготовительной группы 6–7 лет Задачи: - формировать основы экологической культуры; - воспитывать любовь к природе, желание беречь ее; - развивать интересы детей, воображение;.

Конспект занятия по развитию речи «Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень» с опорой на мнемотаблицу» в старшей группеКонспект занятия по развитию речи «Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень» с опорой на мнемотаблицу» в старшей группе Цель: - помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. А. Белоусова "Осень" (в сокращении, используя мнемотаблицу Задачи:.

Конспект занятия по речевому развитию для детей средней группы «Составление рассказа по набору игрушек «Звери Африки» Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию для детей средней группы «Составление рассказа по набору игрушек».

Конспект занятия по речевому развитию для детей второй младшей группы. Пересказ сказки «Три желудя» Цель: обучать детей пересказывать короткий текст. Задачи: приучать детей слушать художественное произведение, анализировать, осмысливать.

Конспект занятия по речевому развитию «Сказочное путешествие в городок маленьких слов» для детей старшей группы с ОНР Тема: «Сказочное путешествие в городок маленьких слов» Программное содержание: Образовательные задачи: Уточнить понимание детьми предлогов:.

Конспект занятия «Школьные принадлежности» по речевому развитию для детей подготовительной группы Цель: Продолжать знакомить детей со школьными принадлежностями, учить их сравнивать, обобщать предметы и выделять характерные признаки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию с опорой на мнемотаблицы для детей подготовительной группы
Опубликовано: 13 марта 2024 в 15:11
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по речевому развитию с опорой на мнемотаблицы для детей подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Шулепова Марина Ивановна (УИ 1384873) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД