Юлия Макарикова
Методическая разработка занятия в технике монотипии «Лесная ёлочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка занятия
Тема: «Лесная ёлочка»
Цель:
• Развивать у детей среднего дошкольного возраста художественно-творческие способности с помощью нетрадиционной техники рисования «монотипия»;
• Способствовать умению детей составлять загадки с использованием технологии ТРИЗ.
Программные задачи:
Образовательные:
Публикация «Методическая разработка занятия в технике монотипии „Лесная ёлочка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Монотипия. Мастер-классы, рисунки, занятия
- Новогодние елочки. Мастер-классы, поделки
- Темочки
• Обучать особенностям изображения «елочки» с помощью техники «монотипия»;
• Вырабатывать умения выделять наиболее существенные образные характеристики предмета и на их основе составлять загадки об этом предмете;
• Формировать умения складывать лист пополам;
• Воспитывать внимание и усидчивость у детей;
• Воспитывать бережное отношение к природе;
• Вызывать радость от результатов работы.
Развивающие:
• Развивать творческое воображение, умение решать творческие задачи;
• Развивать речевой слух, фантазию, эстетическое и образное восприятие;
• Продолжать закреплять навыки работы с кистью и акварельными красками (закреплять умение детей правильно держать кисть; пользоваться краской: набирать её, опуская весь ворс кисти, снимать лишнюю каплю краски прикосновением к краю баночки; продолжать учить промывать кисть перед тем, как обмакнуть её в другую краску, отжимать лишнюю воду о тряпочку.
• Развивать мелкую моторику детей.
Предварительная работа: уточнить строение ёлки, способы передачи пушистых веток, возможные украшения; чтение стихотворений о ёлке; рассматривание репродукций, иллюстраций.
Методы и приемы : игровой, наглядный, практическая деятельность детей, словесный, составление загадок с использованием ТРИЗ-технологии.
Материалы и оборудование: Акварельные краски, кисти, стаканы-непроливайки с водой, тряпочки, листы бумаги А4, клеёнки, наглядный материал, готовая работа.
Ход занятия:
Дети садятся на свои места.
- Ребята, какое сейчас время года? (Зима.)
- Правильно, а какой важный праздник мы отмечаем зимой? (Новый год.)
- Да, но новый год мы не можем встретить без одного очень важного предмета. А какого, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Предлагаю детям отгадать загадку:
Что за гостья к нам пришла
Так нарядна и стройна.
Наверху звезда горит,
И до самой до макушки
Вся в игрушках и хлопушках? (Ёлка)
А теперь ребята, придумаем вместе свою загадку про ёлку. (С использованием модели составления загадки «Какой? Какая? Какое)
- Какая ёлочка цветом? (зелёная)
- Какая она на ощупь? (колючая, пушистая)
Какой? Что бывает таким же?
Зелёная Огурец, лягушка, кузнечик
Колючая Еж, кактус, игла
Пушистая Мех, облако
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".
Итоговая загадка про елку:
Не ёж, но колючая.
Не огурец, но зелёная.
Не облако, но пушистая. (Ёлка)
А теперь давайте немного отдохнем, сделаем зарядку для пальчиков (пальчиковая гимнастика «Новый год.)
Наступает Новый год! (Хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод.
(Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти вращаем внутрь- наружу)
Висят на елке шарики, (Поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики. (Фонарики)
Вот сверкают льдинки, (Сжимать и резко разжимать кулаки поочередно)
Кружатся снежинки. (Легко и плавно двигать кистями)
В гости Дед Мороз идет, (Пальцы шагают по коленям или по полу)
Всем подарки он несет. (Трем друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать,
(Хлопаем по коленям или по полу, одна рука - ладонью, другая - кулаком, затем меняем)
Будем пальцы загибать: (по очереди массажируем каждый палец)
1,2,3,4,5.
- А сейчас я предлагаю вам нарисовать сегодня елочку необычной техникой «монотипия».
Объяснение
Вывешиваю иллюстрацию с изображением елки.
Обращаю внимание детей на иллюстрации:
- Прежде чем начать рисовать, нам нужно рассмотреть елочку и вспомнить, как она выглядит. Посмотрите, из каких частей состоит ёлочка? (Ствол, ветки.)
- Посмотрите, какой длины веточки? Как они расположены на стволе? Какие они?
(Веточки растут парами, друг напротив друга. Сверху короткие, снизу длиннее. Веточки пушистые из-за иголочек.)
- А какой ствол вы видите? (Маленький пенечек снизу, а на нем стоит елка.)
- Правильно, мы будем рисовать елочку, у которой ствол видно только снизу.
- Какого цвета ствол и веточки? (Ствол коричневый, ветки зеленые.)- Все правильно, молодцы.
Мы с вами нарисуем елочку необычным способ. Нарисуем только половину ёлочки, а получим целую! Как и что делать я вам сейчас расскажу, слушайте и смотрите очень внимательно!
Показ способа выполнения:
- Посмотрите, если мы сложим елочку пополам по вертикали, то увидим, что две части елочки одинаковые, они совпадают. Это значит, что если мы нарисуем только одну часть, и отпечатаем ее рядом, то у нас получится целая елочка.
Одновременно с объяснением все показываю.
И так, для того, чтобы нарисовать ёлочку, какие цвета нам понадобятся? (Зеленый и коричневый.)
- Посмотрите, перед вами лежит лист, вам нужно сложить его пополам по вертикали, длинные стороны слева и справа, короткие стороны сверху и снизу. Складываем уголочек к уголочку, придерживаем рукой и применяем.
Затем раскрываем получившуюся открыточку и на левой стороне будем рисовать. Только на левой, не заезжая за линию. Рисуем половинку елочки. Начинаем со ствола. Коричневым цветом рядом с линией на левой стороне рисуем половинку квадрата, прямоугольник. Краску берем пожиже, чтобы она хорошо отпечаталась. После этого, закрываем открытку, прижимаем по линии, посильнее в том месте, где только что нарисовали и открываем, посмотрите, получился целый ствол! Затем зеленым цветом рисуем нижние, долинные веточки. Также, на левой стороне около линии рисуем треугольник, с острым углом в левую сторону, как веточка, затем закрываем, прижимаем и следующую веточку. И так далее, пока не нарисуете полную елочку.
Вот такая красавица-ёлочка у вас получится.
Показываю готовую работу.
Процесс выполнения работы детьми
Во время выполнения работы детьми подхожу к каждому ребенку, напоминаю, подсказываю словесно, показываю на примере готовой работы.
Физкультминутка «Елка»
Горит огнями елочка, под нею тени синие, (Поднимаем руки вверх.)
Колючие иголочки, как будто в белом инее. (Опускаем через стороны, вниз.)
Огни на елке яркие повсюду зажигаются. (Наклоны вправо, влево.)
Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются. (Ходьба на месте, улыбка.)
Заключение
- Ребята, какие вы все молодцы! Какие замечательные у вас елочки!
Вывешиваю все работы, спрашиваю детей, какая больше нравиться, почему.
- Вот как много ёлочек стало перед новым годом, теперь всем хватит!
Вам понравилось занятие?
- Да.
Методические рекомендации :
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию предназначена для детей 4-5 лет (средняя возрастная группа) с целью обучения детей рисовать елочку с использованием нетрадиционной техники рисования «монотипия».